Курганский Государственный Университет
Реферат
Тема: Япония в мировом хозяйстве
Курган 2001
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
1.Общая характеристика Японии…………………………………….4-8
2.Япония в мировом хозяйстве………………………………………….8
2.1.Послевоенные экономические реформы…………………..8-10
3.Экономическая модель Японии……………………………………..10
3.1.Особенности структуры частного
предпринимательства………………………………………..10-13
3.2.Трудовые отношения…………………………………………13-15
3.3.Государственный сектор в экономике……………………..15-16
4.Япония в международных экономических отношениях…………16
4.1.Внешняя торговля…………………………………………….17-18
4.2.Экспорт - импорт капитала. Его характерные черты……18-19
4.3.Токио - мировой финансовый центр ………………………….20
4.4.Банки…………………………………………………………….20-21
5.Факторы роста экономики………………………………………...21-23
5.1.Развитие НИОКР………………………………………………23-24
5.2.Обмен технологий…………………………………………….24-26
6.Экономические отношения с Россией………………………….26-27
7.Структурный кризис 90-х годов………………………………….27-29
8.Усиление влияния Японии.……………………………………….29-31
9.Культура и бизнес………………………………………………….31-33
Заключение…………………………………………………………………34-35
Список литературы……………………………………………………………36
Введение
Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая второе место в мире по экономической мощи. На неё приходится около 7% мирового ВВП. На мой взгляд, это объясняется не столько многочисленностью населения (126 млн. человек в 1997 г.), сколько высоким уровнем развития. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателям производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её ВВП, подсчитаны на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий.
Нынешние позиции Японии в мировом хозяйстве – результат его экономического развития во второй половине текущего столетия.
Также стоит отметить, что в экономики Японии огромную роль сыграли послевоенные экономические реформы, без которых «экономическое чудо» Японии не могло бы состояться.
По объёму экспорта товаров и золотовалютных резервов Япония занимает третье место в мире. Эта страна опережает все капиталистические страны, кроме США, по объёму расходов на НИОКР.
По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире. Превращение Японии в одного из главных мировых экспортёров продукции машиностроения и наукоёмкой продукции стало итогом её промышленно и научно-технического развития.
Хотя разговоры о «японском чуде» уже прекратились, «феномен» Японии продолжает волновать умы специалистов и неспециалистов. Несмотря на ряд сложных внутренних проблем, а также ухудшение с середины 70-х г. внешних условий, Япония по-прежнему развивается более динамично, чем другие капиталистические страны. Из всех неурядиц она выходит более сильной и уверенной в себе, неуклонно укрепляя свои экономические (вместе с ними и политические) позиции на мировой арене.
1.Общая характеристика Япония
. Столица – Токио (10,9 млн.); др. крупные города с населением свыше 1 млн. чел. – Иокогама, Осака, Нагоя, Киото, Саппоро, Хиросима, Фукуоко, Китакюсю. Административно – территориальное деление – 47 префектур. Население – 124,1 млн. (1992 г.), 99,4% - японцы, остальные – корейцы, китайцы, американцы, айны[1]
и др. Официальный язык – японский. Основные религии – синтоизм и буддизм. Денежная единица – йена = 100 сенам. Национальный праздник – 23 декабря – День рождения императора.
Япония – конституционная монархия. Согласно действующей с 1947 г. конституции император (с 1989 г. - Акихито) является «символом государства и единства народа», его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть. Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган – парламент, состоящий из двух палат – палаты представителей (512 депутатов) и палаты советников (252 депутата). Срок полномочий депутатов палаты представителей – 4 года, палаты советников – 6 лет (с переизбранием половины состава каждые 3 года). Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров во главе с премьер –министром (с августа 1993 г. – М. Хосокава, лидер Новой партии Японии), избираемым парламентом.
Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая второе место (после США) в мире по экономической мощи. ВНП Японии (3,4 трлн. $ в 1991 г.) более 14% мирового. По объём ВНП на душу населения Япония опередила США. Несмотря на экономический спад и сокращение промышленного производства по темпам экономического роста (1,8% в 1992 г.). Япония продолжает занимать одно из ведущих мест среди стран Запада.
В экономически активном население Японии преобладают наёмные работники – 44,5 млн. человек. Самостоятельные хозяева – 9,1 млн. чел., помогающие члены семьи - 5,5 млн.
Япония бедна полезными ископаемыми. Практическое значение имеют лишь запасы каменного угля, медной и свинцово – цинковой руд. В последнее время благодаря новым технологиям становятся рентабельным использование ресурсов Мирового океана (добыча марганцевых конкреций с океанского дна, извлечение урана из морской воды и т.д.).
Позиции иностранного капитала в экономике Японии довольно слабы: совокупный объём прямых иностранных инвестиций в экономику в марте 1990 г. составлял 15,7 млрд.$ (объём японских прямых инвестиций за рубежом в тот же период превышал 253 млр.$).
С конца 80–х гг. в связи с обострением экономических противоречий с основными торговыми партнёрами, нарастанием конкуренции со стороны новых индустриальных стран в Японии была начата структурная перестройка экономики в направлении расширения внутреннего спроса, дальнейшего повышения роли сферы услуг и информатики в экономики, развития собственного научного – технического потенциала. Важным элементом приспособления японской экономики к новым условиям стал перевод производственных мощностей обрабатывающей промышленности за границу – в страны в ёмкими рынками или с более дешёвой рабочей силой и более благоприятными валютными курсами.
На долю Японии приходится около 12% мирового промышленного производства. Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: производство связи и информатики, новых материалов, биотехнологий. Страна занимает первое место в мире по производству судов (52% мирового объёма), автомобилей (23,9%), тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электроники, роботов. На долю Японии приходится 18,4% мирового производства телевизоров, 14,3% - выплавляемой стали, 12,3% - искусственных волокон.
Японская энергетика более чем на 80% зависит от импорта энергоносителей (нефть, газ, уголь, уран и т.д.). Более 1
/2
энергобаланса приходится на нефть, но возрастает значение гидро- и атомной энергетики.
Основным видом транспорта является автомобильный (52,1% грузовых и 59,4% пассажирских перевозок). Протяжённость автодорог – 1,2 млн. км, из них около 5 тыс. км скоростных. Протяжённость железных дорог – около 30 тыс. км. Тоннаж морского торгового флота Японии занимает второе место в мире.
Внешнеторговый оборот Японии в 1992 г. составил 572,5 млрд. $ (3–е место мире после США и ФРГ). По размерам положительного сальдо внешнеторгового баланса (107 млрд. $) занимает лидирующие позиции среди других экономически развитых стран. Основные торговые партнёры: США (более 29% товарооборота), страны ЮВА (25,6%), ЕС (около 16%). Более 4% приходится на КНР. Экспортируется главным образом машины и оборудования, электроника, металлы и металлоизделия, химические продукты. Импортируется – промышленное сырьё и полуфабрикаты, топливо и продовольствие.
В Японии самый низкий среди промышленно развитых стран уровень инфляции и безработицы. В то же время в Японии больше продолжительность рабочего времени – 2088 ч. в год (в США – 1924, в ФРГ – 1655). Среднемесячная заработная плата рабочего – 345,3 тыс. йен. Ежегодный рост реальной заработной платы в среднем составляет 2%.
Сельское хозяйство
играет значительную роль в экономики Японии, хотя удельный вес сельскохозяйственной продукции в ВНП снизился до 2,2%.Считается, что история сельского хозяйства Японии насчитывает более 2 тыс. лет. Методика возделывания риса и других зерновых, а также ряда овощных культур была ввезена в страну из Китая через Корею. С тех древних времен в Японии выращивают рис, пшеницу, ячмень, просо, соевые бобы, редьку, огурцы. Древнейшие крестьянские орудия труда изготовлялись из дерева или камня. Когда в страну из-за рубежа проникла технология обработки железа, производительность труда в сельском хозяйстве резко возросла. В аграрный оборот были вовлечены заболоченные участки и освобожденные от камней горные террасы. С появлением городов начался отток населения из сельских районов. Более половины урожая изымалось в качестве налогов, поэтому крестьяне постоянно жили на грани голода. Крестьянский труд пришлось интенсифицировать, прежде всего за счет освоения новых земель, применения удобрений. Из-за крайней ограниченности сельскохозяйственных угодий животноводство было развито сравнительно слабо. Рис оставался основной сельскохозяйственной культурой, к тому же весьма трудоемкой, что сказалось на формировании национального характера. После открытия страны для международных контактов японцы проявили огромный интерес к европейской и американской аграрной практике. Однако ситуация с землей в Японии значительно отличалась от ситуации в странах Запада, и поэтому перенос зарубежных технологий на японскую почву не давал результатов. В итоге основой сельскохозяйственного производства в Японии так и осталось рисоводство. Довольно долго в аграрном секторе Японии из-за миниатюрности крестьянских наделов не могла привиться механизация. Лишь после земельной реформы 1946 г., когда значительные участки плодородной земли были изъяты у помещиков и по низкой цене распределены между фермерами, сельское хозяйство стало приобретать современные черты. Государство поддержало процесс формирования сельскохозяйственных кооперативов, обеспечивших кредитование крестьянских хозяйств и применение на полях сельхозтехники, удобрений, новых интенсивных технологий. С конца 50-х гг. начался процесс ускоренной урбанизации страны, сопровождавшийся массовым оттоком рабочих рук из деревни. На фермах оставались в основном лишь пожилые люди и дети. Обработка земли вблизи городов приобрела повременный характер, когда работники приезжали в деревню лишь в период очередной страды — посева, уборки урожая. Благодаря внедрению механизации — тракторов, культиваторов, комбайнов — урожайность риса за 25 лет (с 1950 г. по 1975 г.) увеличилась с 9,5 млн. до 13 млн. метрических тонн. Однако потребление риса (в пересчете на 1 человека) за эти годы уменьшилось. Преимущественно рисовая диета уступила место более сбалансированной мясо - молочной, овощной, фруктовой, и государству пришлось решать проблему перепроизводства риса. Сейчас Япония сама обеспечивает свои нужды в рисе на 102%, в картофеле — на 85%, в овощах — на 86%, во фруктах — на 47%, в мясе — на 56%, в молочных продуктах — на 72%, в пшенице — на 7%. По ситуации на 1997 г. аграрный сектор Японии (включающий охоту, лесное дело и рыболовство) составляет 1,9% в ВНП страны (499,86 трлн. иен).
Таблица 1
Основные экономические показатели
Показатели | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Темпы прироста ВВП, %[2] | 0,3 | 0,6 | 1,5 | 5,1 | 1,6 | -2,5 | 0,3 |
Темпы прироста промышленного производства, %[3] | -3,9 | 0,9 | 3,3 | 2,3 | 3,6 | -7,1 | 0,4 |
Прирост оптовых, цен, % | -2,9 | -1,9 | -1 | 0,1 | 1,8 | 0,6 | -3,3 |
Прирост розничных, цен, % | 1,3 | 0,7 | -0,1 | 0,1 | 1,8 | 0,6 | -0,3 |
Дефицит госбюджета, % ВВП[4] | 3,4 | 3,4 | 4,3 | 4,3 | 2,3 | 5,7 | 7,8 |
Экспорт товаров, млрд. йен | 40202,5 | 40497,6 | 41530,9 | 44731,3 | 50938 | 50645 | 47547,6 |
Импорт товаров, млрд. йен | 26826,4 | 28104,3 | 31548,8 | 37993,4 | 40956,2 | 36653,6 | 35268 |
Сальдо торгового баланса, млрд. йен | 13376,1 | 12393,3 | 38382,1 | 6737,7 | 9991,8 | 13991,4 | 12279,5 |
Валютный курс (среднегодовой, йен/долл. ) | 111,1 | 102,2 | 93,9 | 108,8 | 120,9 | 131 | 113,9 |
Численность полностью безработных, % к численности трудоспособного населения | 2,5 | 2,9 | 3,2 | 3,4 | 3,5 | 4,1 | 4,7 |
2.Япония в мировом хозяйстве
В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2, 3% общемировой численности, но создает оно около 16% ВМП[5]
, исчисленного по текущим валютным курсам, и 7, 7% — по покупательной способности иены. Ее экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, ее ВВП, подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве — результат ее экономического развития во второй половине текущего столетия. В 1938г. на ее долю приходилось всего 3% ВМП.
2.1. послевоенные экономические реформы.
По окончании войны японская экономика оказалась в состоянии разрухи. В то же время импорт сырья, топлива и продовольствия был практически прекращён. Большинство предприятий было закрыто. Уровень промышленной продукции в начале 1946 г. составлял 14% от довоенного. В стране свирепствовала инфляции: количество бумажных денег с 1945 по 1947 гг. возросло 4 раза. В конце 1945 г. реальная заработная плата рабочих составляла 13% от довоенного, также низкого уровня. Безработица в результате остановки военного производства, демобилизации из армии и флота, депортации японцев из бывших колоний и ранее оккупированных территорий стала массовой и достигла почти 10 млн. чел. Заводы и фабрики закрывались по причине нерентабельности, отсутствия сырья, нехватки средств и т. д.
На протяжении 1946 – 1949 гг. была проведена земельная реформа, которая почти полностью ликвидировала помещичью собственность на обрабатываемую землю. Размер земельной собственности ограничивался площадью 3 га, на острове Хоккайдо- 12 га. Оставшаяся помещичья земля подлежала выкупу государством с дальнейшей продажей её бывшим арендаторам. Натуральная оплата, доходившая до 50% урожая, заменялась более низкой денежной оплатой. В результате реформы система крестьянской земельной собственности по существу стала решающей, повысилась товарность сельского хозяйства, начал возрождаться внутренний рынок.
Серьёзные изменения потерпела и промышленность. Так, были распущены монополистические концерны «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда». Их акции и ценные бумаги подлежали распродаже среди служащих этих компаний. В 1947 г. вступил в силу закон о запрете чрезмерной концентрации экономической мощи, по которому запрещалось образование держательских компаний, картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25% акций прочих компаний.
В 1946 – 1947 гг. было введено новое трудовое законодательство: установлен 8 – часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введены оплачиваемые отпуска и социальное страхование, трудящиеся получили право на забастовки, предусматривалась охрана труда женщин и подростков и т.д.
Аграрная реформа, начатая в октябре 1946 г., привела к ликвидации крупных землевладений. Это позволило широко применять методы интенсивного земледелия и гарантировать уже в 1947 самообеспечения страны продуктами питания. В то же время был принят ряд мер по ограничению рождаемости, в частности, было разрешено искусственное прерывание беременности.
Реорганизация промышленности привела к уменьшению влияния крупнейших монополистических групп, объединявших промышленные предприятия, банки и торговые фирмы вокруг нескольких семей (таких, как Мицуи и Мицубиси и др.).
В том, что касается японской валюты, следует отметить, что денежная реформа по немецкому образцу была проведена в декабре 1948 г. До этого времени инфляция держалась на уровне 100% в год, после реформы темпы инфляции в Японии лишь немного превышали соответствующие показатели в других промышленно развитых странах. Новый паритет йены по отношению к доллару (1$=360йен) свидетельствовал о степени девальвации японской валюты за годы военных действий: накануне Второй мировой войны доллар был приравнен только к 4 йенам.
В 1949 г. была проведена реформа налоговой системы. В целом налоги значительно повысились. Однако одновременно произошло их перераспределение – снижены налоги на корпорации путём переоценки стоимости основного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счёт увеличения налогооблажения трудящихся. Это создавало благоприятные условия для ускоренного накопления капитала и повышение темпов экономического роста, который, однако, ограничивался низким покупательским спросом, так как заработная плата японского рабочего в первые послевоенные годы была в 5 – 8 раз меньше заработной платы западноевропейского и американского рабочего.
Без всех этих реформ «экономическое чудо» Японии не могло бы состояться.
3.Экономическая модель Японии
На высокие темпы роста японской экономики был нацелен ее хозяйственный механизм, сложившийся после Второй мировой войны, своеобразие черт которого позволяет говорить об особой модели.
3.1. особенности структуры частного предпринимательства.
Япония имеет отличную от других западных стран социальную структуру, характеризующуюся дуализмом[6]
современной промышленности. Основное место в занятости и производстве обрабатывающей промышленности принадлежит мелким и средним предприятиям. При этом доля мелких предприятий не обнаруживает ясно выраженной тенденции к сокращению. На фоне массы малых компаний быстро развивалась концентрация капитала в отраслях тяжелой промышленности, что привело к образованию гигантских объединений.
Особенность экономического строя — вертикальная интеграция фирм, их группирование, которое пронизывает всю систему деловых отношений в стране. Различаются два уровня или типа образования экономических группировок. Первый — традиционный для большинства западных стран. Он базируется на переплетении капитала и личной унии. Уникальность японской хозяйственной системы определяется наличием групп (кэйрэцу),
которые представляют собой объединения крупных компаний с мелкими и средними, базирующиеся на различного вида связях, главными из которых выступают производственные, определяемые головными фирмами.
Субподрядными отношениями охвачено свыше 60% мелких и средних компаний обрабатывающей промышленности. Особенность данной практики состоит в долгосрочности связей, что предопределяет ее единый организационный характер. Сейчас практически ни одна крупная промышленная компания не существует как единичное юридическое лицо. В отличие от “двухслойной” структуры других западных стран (рынок-предприятие), японская экономическая система имеет три слоя (рынок — группа предприятий — собственно предприятия). Подчинению, а не поглощению мелких и средних фирм способствовало законодательство, которое ограничивало процессы централизации капитала, предусматривая единодушное согласие директоров подчиняемых компаний.
Помимо производственных связей структуру группы цементируют другие виды зависимостей: участие головной компании в капитале зависимых фирм, направление в директораты фирм представителей головной компании, оказание различного рода услуг. В результате в зависимости от интенсивности производственных и других связей каждая кэйрэцу представляет собой многослойную, крайне неоднородную структуру и при этом весьма гибкую, где существует набор связей от крайне жестких до весьма слабых. Наиболее распространенная форма связей — вертикальная.
Нередко крупные компании имеют несколько групп, когда сочетаются производственные и распределительные функции. В этом случае торговые компании располагаются между головной фирмой и сетью магазинов розничной торговли. Они обычно являются ее дочерними компаниями и занимаются организацией сбыта продукции головной компании. Головные фирмы поддерживают магазины ресурсами через торговые компании и поощряют их за поддержание цен на продукцию головной компании.
В связи с тем, что кэйрэцу представляют собой не жестко зависимую организацию, как, например, вертикально интегрированные корпорации в США, а совокупность жестких и слабых взаимосвязей, центростремительных и центробежных тенденций, это позволяет им более легко приспосабливаться к требованиям внешней среды.
Функционирующий на такой основе рынок внутри группы выгоднее для всех его участников, чем свободный рынок наличных товаров. Здесь ниже степень риска, ниже расходы по сделкам. На мелких предприятиях более низкий уровень заработной платы. Это служит одной из причин того, что в стране сохраняется значительная разница в уровнях заработной платы между крупными, средними и мелкими компаниями. В среднем заработная плата на последних составляет около 60% оплаты занятых на крупных предприятиях.
В связи с процессами глобализации производства крупнейших компаний кэйрэцу переживают период существенной организационной перестройки с появлением в их составе новых звеньев. Эти изменения преследуют цель найти оптимальное, насколько это возможно, сочетание нерыночных по своему характеру взаимоотношений между компаниями внутри группы со свободой действия сгруппированных фирм для обеспечения эффективного функционирования группы как единого целого.
Переплетение капитала, производственная вертикальная интеграция в форме кэйрэцу привели к созданию финансовых групп,
которые заняли в хозяйстве господствующие позиции. Они, как правило, управляются крупными банками, универсальными торговыми и промышленными компаниями. Некоторые из финансовых групп выросли из довоенных дзайбацу. Это “Мицуи”, “Мицубиси”, “Сумитомо”, “Фуе”, а также “Данити Канге”, “Санва”.
Для группировок финансового капитала характерно взаимное владение акциями компаний-участниц, но каждая из них владеет относительно небольшим пакетом акций других компаний. Например, финансовые учреждения могут владеть не более 5%, а компании по страхованию жизни — не более 10% акций фирм. Компании не могут владеть собственными акциями. В результате происходит ясно выраженный переход контроля над компаниями от физических лиц к юридическим (1960г. — 70%, 1986г. — 76,1% акций). Роль индивидуального капитала в социальной структуре промышленности и кредитной сферы снизилась. На индивидуальную собственность в форме акции приходится лишь 1% функционирующего капитала. По отношению к сумме чистой прибыли корпораций доля дивидендов сократилась с 60% в 1936г. до 10,5% в 1990г. По сути дела в Японии проявилась четкая тенденция формирования модели экономического самоуправления без соединения ее с акционерной собственностью.
Юридические лица приобретают акции для обеспечения стабильности связей с теми или иными фирмами. Установление долговременных связей между банками и компаниями обеспечивается не только через взаимное владение акциями, но и через кредитование. Крупная задолженность банкам была характерной чертой функционирования японских корпораций.
Отношения в группировках финансового капитала строятся на принципах иерархичности. Переплетение интересов, иерархичность отношений между частниками приводят к тому, что на рынках группировка выступает единым фронтом. Этому способствует специфическая система кредитования компаний, которая была создана еще на первом этапе послевоенного развития.
Данная система финансирования позволила компаниям, в частности крупным экспортным фирмам, получить необходимые денежные средства по сравнительно низкой стоимости, расширить масштабы и эффективность производства. Суть этой системы состояла в том, что под гарантии министерства финансов и банка Японии коммерческие банки предоставляли максимальные кредиты крупным компаниям. Система обеспечивала чрезвычайно стабильные условия предпринимательской деятельности компаний в финансовом отношении. Система взаимного держания акций почти полностью выводит компании из-под влияния колебаний на фондовой бирже и внешней скупки акций.
Такая система косвенного финансирования понижает необходимость выброса своих средств на рынок капитала. При прямом финансировании через кредитный рынок структура производства и управления должна обеспечивать высокий уровень прибылей, чтобы привлекать инвесторов. При косвенном финансировании банками важны не высокие прибыли, а стратегия расширения своей доли на рынке, так как банки ожидают продолжения получения крупных ссуд, предполагающих крупные выплаты по ним. Кроме того, взаимное владение акциями предполагает взаиморасчет, а отсюда высокие дивиденды лишаются смысла. В интересах развития предприятия важнее наращивать внутренние резервы и капиталовложения, увеличивать доходы от роста стоимости акций.
В Японии акции, которые держат компании в качестве своих активов, регистрируются по учетной стоимости, поэтому, если стоимость акций на рынке ценных бумаг значительно превышает учетный курс, это соответственно увеличивает скрытые активы фирм, дает им возможность без оглядки на владельцев акций и контрольные органы осуществлять капиталовложения исходя из долгосрочных интересов.
В результате японские предприниматели обладают большей свободой, чем предприниматели других западных стран. В советах компаний здесь мало представителей внешнего мира, собрания акционеров носят формальный характер.
Японская система управления и кредитования и ситуация на кредитных рынках способствовали компаниям эффективно использовать прибыль, понижать дивиденды и таким образом увеличивать свои внутренние резервы. С другой стороны, это облегчало свободное осуществление долгосрочных капиталовложений за счет получения крупных банковских ссуд.
3.2. трудовые отношения.
Одной из характерных черт японской модели экономического развития является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма.
Крупные компании, которые в состоянии построить кадровую пирамиду и обеспечивать занятость, имеют большие возможности для осуществления этого принципа в отличие от мелких и средних фирм. Совершенно очевидно, что ни в компаниях, ни в законодательстве нет четких правил, устанавливающих гарантии найма на всю жизнь. Вместе с тем как работники, так и администрация негласно рассматривают продолжительную работу в качестве пункта коллективного договора. Правительство, стремясь поддержать занятость с помощью системы субсидий, также имеет в виду принцип непрерывной многолетней работы на одном месте. Следовательно, на практике суть проблемы по сравнению с другими странами сводится просто к более продолжительным срокам найма. В 1981г. доля уволившихся рабочих составляла 16%. Это означало, что в течение трех лет с работы увольняется половина работающих. В основном это приходится на молодые возрасты. Постоянные рабочие составляют 20—30% рабочей силы.
В зависимости от стажа работы устанавливался уровень заработной платы. Наиболее быстро она росла в среднем возрасте. При этом широко использовались различные доплаты к базовой ставке.
Трудовые отношения строятся на философии “фирма
— наш общий дом”.
Использование рабочей силы в основном базируется на концепции. “человеческого потенциала”. Еще на рубеже 60—70-х годов в ряде японских компаний пришли к выводу, что служащий получает наибольшее удовлетворение в том случае, если его работа носит более целостный характер, отличается разнообразием. Тогда на сборочных операциях стали отказываться от конвейерных линий и замещать их вращающимися столами, за которыми или целое изделие, или его крупный блок собирается одним рабочим. Работник при этом определяет специфику и график работы, элементы контроля качества, издержек, безопасности и т.п. В результате укрепления технологических операций брак понизился с 6 до 0,3%, производительность труда увеличилась на 20%, себестоимость снизилась на 30%.
Основу организации управления при этом подходе составили малые самоуправляющиеся группы. Они охватывают все предприятие по вертикали и горизонтали. Каждая группа поставлена в такие условия, которые стимулируют совершенствование ее деятельности, постоянный поиск способов экономного использования оборудования. Группа участвует в принятии решений, касающихся фирмы в целом или ее подразделений, если эти решения затрагивают эту группу.
Своеобразное положение в трудовых отношениях занимает женская рабочая сила. Руководство многих компаний рассматривает женский персонал как сугубо “расходный материал”. Женщины обычно используются как поденщицы и почасовики. Женщины-поденщицы чаще всего служат своеобразным клапаном для администрации компаний. В неблагоприятных экономических условиях именно эта категория работников первой попадает под сокращение. В государственной статистике женщины-поденщицы проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный незамысловатый прием позволяет удерживать официальные показатели безработицы на низком уровне. Средний уровень оплаты японских женщин в два раза ниже, чем мужчин.
Для Японии характерен длительный рабочий день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев и западноевропейцев на 10 часов.
Более продолжительная рабочая неделя в значительной степени определяется системой оплаты труда,
которая делится на три категории: базовая ставка, сверхурочная и премиальная. Базовая ставка обычно устанавливается на возможно низком уровне, а сверхурочные и премии, которые можно менять более свободно, используются в виде “буферной оплаты”. Они увеличиваются в период хорошей хозяйственной обстановки и понижаются во время спадов, когда затягиваются пояса. Эта система оплаты очень эффективна для избежания банкротств. В компаниях не отмечаются резкие разрывы в оплате. После вычета налогов средний оклад директора-распорядителя примерно в 10 раз превышает заработок самого низкооплачиваемого работника, тогда как в США — в среднем в 100 раз.
Система использования рабочей силы вместе с многоступенчатой структурой организации производства функционировала чрезвычайно эффективно и была источником конкурентной силы. Она способствовала частой ротации персонала в начальной стадии их карьеры, что благоприятствовало быстрому усвоению стиля поведения компании и установлению неформальных отношений среди различных групп одной организации. Принятие решений на основе согласия всех сторон было инструментом распространения информации и принятия ответственности различными людьми за дела компании. Постоянный контроль со стороны высших управляющих минимизировал возможные ошибки. Но подобная система усложняла аппарат управления, делала его громоздким.
3.3. государственный сектор в экономике.
Центральному правительству принадлежат всего пять казённых (унитарных) предприятий (в том числе Монетный двор и государственное лесное хозяйство), 13 банков, сеть высших учебных заведений и паевое участие в 73 организациях, преимущественно некоммерческих. К их числу принадлежат занятые фундаментальными научными исследованиями институты и лаборатории, центр научно-технической информации, Японский фонд культурного обмена, а также предприятия, оказывающие помощь в разработке лесных ресурсов, разведке нефтяных месторождений, развитии сельского хозяйства. Есть, наконец, группа предприятий, которые специализируются на строительстве и содержании автомобильных дорог, мостов, дамб, уникальных инженерных сооружений (многопролётный мост через Внутреннее море, соединяющий острова Хонсю и Сикоку).
Ряд крупных государственных предприятий был приватизирован во второй половине 80-х гг., в том числе Корпорация государственных железных дорого, национально телефонно-телеграфная система, табачная и алкогольная монополия, авиалинии “JAL” и др.
На местном уровне государству принадлежат водопровод и канализация, предприятия по сбору и утилизации мусора, городской транспорт, школы, больницы и пр., а также несколько тысяч акционерных и паевых компаний, занятых строительством и эксплуатации муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков и т.д.
Таким образом, в Японии, как и в США, государственный сектор невелик. В отличии от стран Западной Европы, он действует не в промышленности, а в отраслях инфраструктуры. Япония – страна с сильной государственной экономической политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; в её арсенале налогово-бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов.
Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период высоких темпов роста содержали количественные параметры, которые крупные корпорации использовали для своих программ капиталовложения. В открытой экономики такие индикаторы корпорации уже не нужны. Каждый новый кабинет министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декларации о намерениях и официальный ритуал.
4.Япония в международных экономических отношениях
В результате быстрого экономического развития Япония заняла одно из ведущих мест в международных экономических отношениях. В начале 90-х годов она вышла на второе место в мире по общему объему зарубежных прямых капиталовложений (15% общемирового объема). В предыдущие десятилетия ведущей формой отношений выступала внешняя торговля. По размерам экспорта Япония уступает только США и ФРГ, на ее долю приходится 9—10% мирового экспорта (1994-1995гг.). По величине экспортной квоты она может быть отнесена к полуоткрытой экономике. За рубежом реализуется 10—13% ВВП. Ряд отраслей промышленности почти полностью работает на экспорт (производство часов, магнитофонов — 90%, кассовых аппаратов — 83%, копировальных машин — 77%).
4.1. внешняя торговля.
В обороте мировой торговли на долю Японии приходится 7,3% (1997г). Ей принадлежит 12,8% мировых золотовалютных резервов.
О степени вовлечённости страны в мировую торговлю принято судить по экспортным и импортым квотам её экономики. Экспортная квота Японии составляет 10,5% ВВП, а доля импорта во внутреннем конечном потреблении – 10,4%. Эти значения более чем в двое ниже соответствующих показателей для всех крупных стран Западной Европы и близки к внешнеторговой квоте США. Более подробное представление о характере участия Японии в мировой торговле даёт товарный состав её экспорта и импорта (табл. 2)
Таблица 2
Товарный состав внешней торговли Японии, % к итогу.
Статьи | 1980 г. | 1990 г. | 1997 г. |
Продовольствие | Экспорт | ||
1,2 | 0,5 | 0,5 | |
Промышленные полуфабрикаты | 28,6 | 17,6 | 18,4 |
Производственное оборудование | 40 | 54 | 59,8 |
Потребительские товары кратковременного пользования | 1,1 | 0,9 | 0,8 |
Потребительские товары длительного пользования | 28,5 | 25,2 | 17,7 |
Прочие | 1,7 | 1,8 | 2,8 |
Продовольствие | Импорт | ||
11,5 | 13,8 | 13,7 | |
Промышленные полуфабрикаты | 77,1 | 54,3 | 43,3 |
Производственное оборудование | 6,5 | 14 | 24 |
Потребительские товары кратковременного пользования | 1,9 | 6 | 8,1 |
Потребительские товары длительного пользования | 1,7 | 8,8 | 8,6 |
Прочие | 1,3 | 3,1 | 2,3 |
Источник: Кэйдзай токэй нэнкан. 1998. С. 290 – 293. |
Как видно из приведённых данных, в экспорте снижается значение промышленных полуфабрикатов (это главным образом стальной прокат и химические продукты). Бытовая электротехника и электроника, легковые автомобили больше не определяют лицо японской внешней торговли: их место заняло производственное оборудование. По данным межотраслевого баланса, на внешний рынок уходит 23,5% продукции японского машиностроения.
Снижение доли импорта сырья и топлива связано с тем, что Япония всё меньше нуждается в необработанном сырье: на единицу ВВП в 1996 г. затрачивалось на 38% меньше сырой нефти и вдвое меньше железной руды, чем в 1980 г. Япония увеличила импорт продовольствия, а также готовых изделий, конкурирующих с её собственной продукцией. Но масштабы конкурирующего импорта ещё небольшие. Так, по данным того же межотраслевого баланса, импорт обеспечивает около 6% потребности страны в продукции машиностроения.
Главным торговым партнёром Японии в настоящее время является США. В прошлом крупнейшими партнёрами по импорту были нефтедобывающие страны Персидского залива, но их доля в импорте упала с 19,6% в 1980 г. до 6,4% в 1996 г. Вырос совокупный вес растущих рынков Азии – Южной Кореи, Тайваня, Малайзии, Тайланда. В этом регионе сосредотачиваются кооперационные связи японских ТНК[7]
. Поднялась также значение рынков стран с переходной экономикой.
Что касается экспорта и импорта продукции то необходимо учесть то, что Япония экспортирует: машины и оборудование, электронику, металлы и металлоизделия, химические продукты, железо и сталь, текстиль. В такие страны, как: США, Южная Корея, Тайвань (электрооборудование), Сингапур (железо и сталь), Китай, Германия, Тайланд, Малайзия, Великобритания. Импортирует: промышленность и сырье, полуфабрикаты, топливо и продовольствие, машины и оборудование, химическую продукцию. Из стран: США, Канада (машины и оборудования), Китай (продукты химии), Южная Корея (продукты питания), Австралия (продукты нефтехимии), Тайвань, Индонезия, Германия.
4.2. экспорт – импорт капитала. Его характерные черты.
В 80–е г. произошла переориентация Япония с экспорта товаров на экспорт капитала. Во второй половине прошедшего десятилетия она занимала первое место по экспорту прямых капиталовложения. По кумулятивному объёму заграничных прямых инвестиций японских компании вышли на второе место после США. Восемь японских компаний по объёму заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов в мире («Хитачи», «Мацушита», «Тойёта», «Сони», «Ниссо Иваи» и др.).
В 60–70–е. годы вывоз капитала в форме прямых инвестиций был нацелен на обслуживание сбыта товаров и создание сети добывающих предприятий за рубежом. В последующем в связи с повышением стоимости рабочей силы, курса йены японские компании стали создавать предприятия трудоёмких отраслей. Примерно 15% производства автомобилей в США осуществляют компании с японским капиталом. Однако до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Если в США и ФРГ за пределы своей территории выведено соответственно 30% и 20% промышленного производства, то в Японии – только 11%. В обрабатывающей промышленности зарубежные капиталовложения концентрируются в электротехнике, химии и транспортном машиностроении.
Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция внедрения компаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать своё отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика.
С середины 80-х годов началось массированное внедрение японского капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Их объем увеличился почти в четыре раза, достигнув 9,3 млрд. долл. В 1994 г. и превысив в два раза уровень американских прямых инвестиций. Следствием изменения политики японских компаний явилось превращение западной части Азиатско-Тихоокеанского региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров.
Зарубежные японские предприятия Восточной и Юго–Восточной Азии направляют в Японию основную часть их экспорта – свыше 40%.
В прошлом достаточно широко использовался иностранный капитал в форме кредитов и займов и портфельных инвестиций. В 1950 – 1960 гг. было привлечено почти 32 млрд. долларов. В новых отраслях иностранный капитал более значительную роль. Кредиты и займы предоставлялись Японии экспортно – импортным банком США.
Экономическое развитие Японии коренным образом изменило характер её валютного положения. Повышение конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках привело с середины 60 – х годов к резкому увеличению положительного сальдо по всем статьям внешних расчётов. Превратившись в один из полюсов притяжения международных платёжных средств, Япония стала одним из крупнейших кредиторов. Она играет важную роль в предоставлении правительственной помощи развитию, став крупнейшим донором, хотя по доле государственной помощи в ВВП Япония уступает многим странам – 0,2% ВВП.
Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион (свыше 60%). Самую значительную часть её получают КНР, Индия, Индонезия, Тайланд, Филиппины, Бангладешь. В 70-е годы в число её крупнейших получателей входили Южная Корея, Пакистан, Индия. В 80-е годы Япония усилила внимание к странам Африки (12,2%) и Латинской Америки, но в странах Азии она обеспечивает половину всей помощи западных стран, а в Латинской Америке – 18%. Примерно 12% всей помощи идёт на техническое сотрудничество, что ниже уровня США, Франции, ФРГ.
Япония выделяет около 10% средств Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Она также предоставляет помощь беженцам через другие международные организации, но сама приняла небольшое количество беженцев – около 9 тыс.
4.4. Токио – мировой финансовый центр.
Внешнеэкономическая экспансия способствовала появлению в Восточной Азии мощного финансового центра. Токио не уступает Нью-Йорку и Лондону по объёму валютно-биржевых операций, количеству котируемых на фондовой бирже наименований ценных бумаг и объёму купли-продажи, но имеет и слабые стороны деятельности. Он отстаёт по обработке синдицированных займов[8]
. В Токио аккредитовано менее 100 иностранных банков, что в 4 раза меньше чем в Нью-Йорке и Лондоне.
Слабости Токио как международного финансового центра сдерживает процесс укрепления позиции йены в качестве международного платёжного средства. Она занимает не высокие позиции в валютных резервах мира, почти в два раза уступая германской марке и в восемь раз доллару. Более широко используется японская денежная единица в расчётах по внешней торговле. Если в 1970 г. менее 1% расчётов по японскому экспорту осуществлялось в йенах, то в 1995 г. – уже 38%. Значительный сдвиг также произошёл в обслуживании йеной импортной торговли – 24%.
Необходимость укрепления международных позиций йены для японской экономики возрастает. Под сильным давлением доллара и других валют курс йены растёт. За 1970 – 1993 гг. по отношению к доллару он поднялся в 3,6 раза, сдерживая экспортную экспансию японских компаний. По оценкам повышение соотношения йена – доллар на одну единицу приводит к сдерживанию ВВП Японии на 0,06%. За 1985 – 1995 гг. курс йены повысился на 170 единиц, что равносильно снижению ВВП Японии на 10,2% в результате сдерживания экспорта товаров и усиление импорта. Повышение курса вызывает импортный бум. Иностранные товары сейчас занимают значительно большую долю национального рынка, чем раньше – 16%. В 1994 г. Япония стала чистым импортером цветных телевизоров. В результате японские компании имеют меньше возможности покрывать свои высокие издержки за счёт повышения внутренних цен, они стали снижаться.
4.5. банки.
Япония отличается традиционно высоким уровнем сбережений населения (15 – 18% личного располагаемого дохода), которые существуют главным образом в форме банковских депозитов. Они составляют широкую ресурсную базу банковской системы.
Финансовая структура японских корпораций характеризуется низкой долей собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем зависимости от банковских кредитов. В своё время именно банки несли основную нагрузку по финансированию чрезвычайно бурного индустриального развития страны.
В стране насчитывается девять крупных коммерческих банков, имеющих право открывать отделения по всей территории страны (так называемые городские): «Токио-Мицубиси», «Сакура», «Дайити-Канге», «Санва», «Сумитомо», «Фудзи», «Асахи», «Дайва» и «Токай». Действует также 129 региональных банков (имеющих отделение только в своих префектурах), 33 траст-банка, управляющих частными пенсионными и паевыми фондами[9]
, и три банка долгосрочного кредита: Промышленный банк, Банк долгосрочного кредита («LTCB») и Японский кредитный банк. Кроме того, есть большая сеть кооперативных банков для сельского хозяйства и мелких кредитных ассоциаций. Государству принадлежат 13 банков: Экспортно-импортный банк, Японский банк развития, Финансовая корпорация для жилищного строительства и несколько специализированных банков для финансирования мелкого предпринимательства.
«Городские» банки, траст- банки и три банка долгосрочного кредита имеют постоянную клиентуру в среде крупнейших корпораций, котирующих свои акции на биржах. Каждый такой банк является «головным» для определённого круга фирм. Понятие «головной банк» промышленной компании неформально не имеет чёткого количественного критерия. В среднем головные банки предоставляют компаниям от 15 до 25% долгосрочных кредитов. Некоторые компании являются постоянным заемщиками двух или более банков, каждый из которых выполняет функцию головного.
Как правило, представитель головного банка входит в совет директоров своего постоянного клиента и имеет достаточный доступ к внутренней документации фирмы, ведёт основные расчётные счета этого клиента и получает ежедневно информацию о его текущей деятельности. Головной банк, беря клиента на постоянное обслуживание проводит глубокую ревизию его финансовой деятельности и становится главным «диагностом» компании и неформальным гарантом её кредитоспособности для других банков. Банк заинтересован не в максимизации прибыли и курса акций компании (это забота акционеров), а в стабильности её дохода и отсутствие угрозы банкротства. Известны случаи, когда головные банки группы «спасают» своих клиентов, идут на смягчение условий кредита и проводят санацию компаний – заёмщиков, не доводя дело до банкротства.
5.Факторы роста экономики
Новый технологический этап НТР, кризисы, конкуренция вызвали глубокие структурные изменения в японской экономике. По прогнозам, с 1980 по 2000 г. удельный вес первичного сектора (сельское хозяйство, морской промысел и добывающая промышленность в ВВП практически останется неизменным (3,7 и 4.2% соответственно). Вторичный сектор (обрабатывающая промышленность и строительство ) сократит свою долю с 38,2 до 31,5%. Все большая доля ВВП Японии будет приходиться на третичный сектор (услуги, в том числе транспорт и связь – 58.1 и 64,2% соответственно).
Почти полное отсутствие сырых материалов привело к тому, что в течения длительного периода Япония опиралась на их импорт и обработку внутри страны. Развитие материало– и энергоёмких отраслей в начале 70-х годов встретило серьёзные препятствия. Эти отрасли загрязняли окружающую среду. Издержки на предохранение окружающей среды от загрязнения повышались, ослабляя конкурентоспособность Японии на мировых рынках. Эти отрасли требовали значительных земельных площадей при росте цен на землю. Страны, экспортирующие сырьё, всё чаще требовали перерабатывать его на месте, прежде чем экспортировать в Японию. Наконец, повышение цен на энергоносители в 70-е годы сделало настоятельной потребностью структурную перестройку производства.
Начался переход к производству наукоёмкой, высокотехнологичной продукции – электротехнике, биотехнологии, средств связи, математического обеспечения ЭВМ. В 80-е годы первенство как по темпам роста, так и по техническому уровню принадлежит электронике.
С середины 70-х годов Япония вступила в период умеренных темпов роста экономики. Валовой внутренний продукт её в 1961-1970 гг. увеличивался ежегодно на 9,9%, в 1971-1973 гг. – на 8%, в 1974 – 1979 гг. - на 3,6%, в 1980- 1985 гг. – на 4,6%.
Мировой экономический кризис 1980 – 1982 гг. оказал влияние на развитие производства в Японии, однако в стране не наблюдалось абсолютного сокращения производства, происходило лишь сокращение темпов его роста. Последующий рост производства в значительной мере был связан с экспортом в США. Но главную роль сыграла структурная перестройка экономики. Она обусловила увеличение производственного накопления. Доля частных инвестиций – производственных и в жилищное строительство – выросло.
В послевоенный период японский монополистический капитал использовал различные факторы для развития экономики и повышения её конкурентоспособности. Первоначально была сделана ставка на низкий уровень заработной платы и производство трудоёмких товаров. После второй мировой войны заработная плата в Японии составляла около 1
/4
американской, но в 50-60 гг. уровень зарплаты значительно вырос. Следующим этапом стала организация массового крупномасштабного производства. Под давлением роста заработной платы рабочих стали заменять машинами, повышать производительность труда, чтобы снизить издержки производства. Для борьбы с конкурентами японские капиталисты сконцентрировали усилия на заполнения ниш, не занятых развитием капиталистическими странами. Было проведено фокусирование производства, то есть концентрация ресурсов на таких продуктах, на которые был большой спрос, а доступ потребителей был достаточно редкий. Фокусирование означает также ограничение числа товаров, производимых корпорациями. Японские производители подшипников, например, сфокусировались на выпуске подшипников для автомобилей.
В 80-е г. японские корпорации ставят свои цели производить продукты возрастающей сложности, обеспечить большую гибкость производства, производить небольшие партии товаров, расширить ассортимент, чтобы удовлетворять разнообразные потребности потребителей. Конкурентная сила японских корпораций базируется на низких ценах и высоком качестве продуктов в условиях гибкого производства позволяющей резко снижать издержки.
Чтобы решать такие сложные проблемы, как организация мелкосерийного производства при высоком уровне качества и низких издержках производства, японский монополистический капитал использует различные приёмы, заслуживает внимание система «канбан»[10]
. Она включает многостаночное обслуживание, совмещение профессий, сокращение времени на переналадку оборудования, ведёт к сокращению товарно-материальных запасов.
В 80-е г. рост экономики и повышение конкурентоспособности продукции связываются прежде всего с превращением страны в мировой центр научно-технического развития, с высоким уровнем расходов на НИОКР, с ускоренным развитием фундаментальных исследований.
5.1. развитие НИОКР.
Длительное время Япония развивала производство, используя зарубежные технологии. В 1950 – 1982 гг. она закупила и внедрила около 40 тыс. лицензий. Она не просто копировала иностранную технологию, но стремилась её совершенствовать.
Японский монополистический капитал ставит задачу превратить страну в основной источник технологии капиталистического мира, стать лидером не только в области промышленной технологии, но и в научных исследованиях, в создании новых видов продуктов, в области дизайна. Страна занимает второе место в капиталистическом мире после США по объёму расходов на НИОКР[11]
. Наиболее быстро развиваются научные исследования в области информатики, науки о жизни, создания новых материалов.
В последнее время в Японии широко обсуждается вопрос о расширении участия государства в промышленных НИОКР в форме консультаций, технического руководства, выдачи контрактов на НИОКР и совместных исследований. Для стимулирования фундаментальных исследований и разработок новейших технологий государством и частными корпорациями создан Центр по ключевым технологиям. Из импортёра зарубежной технологии Япония быстро превращается в её экспортёра.
5.2. обмен технологий.
Начиная с 80-х годов Япония предпринимает усилия для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Многосторонние научно-технические связи базируются на осуществлении международных исследовательских проектов. В 1986г. Япония выдвинула крупномасштабную программу под названием “Человеческие границы”, которая сравнивается самими японцами с американской “СОИ” и европейской “Эврикой”. Цель ее — поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от других стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП, в частности механизма живых организмов. При этом исходят из того, что это направление станет ключевым фактором в создании принципиально новых материалов, механизмов и технологий, способных преодолеть трудно разрешимые в настоящее время проблемы энергии природных ресурсов, гармоничных взаимоотношений человека и новых технологических средств. Программа рассчитана на 20 лет, в течение которых предполагается израсходовать 6— 7 млрд. долл., половину из них за счет Японии.
Произошли существенные изменения в технологическом платежном балансе страны. С 70-х годов начал усиливаться экспорт японской технологии. Правда, место Японии в торговле технологией контрастировало резко с обменом товарной продукцией. До 1992г. платежи по технологии превышали экспорт. При этом объем японских поступлений (3—3,6 млрд. долл.) в 6—7 раз уступал американскому. По стоимости технологического импорта Япония превосходит ведущие западноевропейские страны. При этом следует иметь в виду, что общий дефицит технологического баланса во многом определялся наследием прежних периодов, когда страна полностью зависела от импорта технологии. Это связано с тем, что в сальдо технологического баланса включаются как поступления и платежи по вновь заключенным контрактам, так и выплаты роялти по старым контрактам, которые могут охватывать период до 10— 15 лет. Баланс платежей по вновь заключаемым контрактам начиная с 1972г. сводится с положительным сальдо. В 1993г. было достигнуто положительное сальдо по обмену технологии в целом.
Япония занимает своеобразное место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно развитые и развивающиеся страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и развитие промышленной кооперации с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции. В результате в азиатской части мира просматриваются черты японоцентристской модели научно-технического и промышленного взаимодействия.
Отношения с США в обмене технологией характеризуются сотрудничеством и конфликтами. Остается высокая зависимость Японии от импорта технологии из США (69% ее импорта). В начале 90-х годов соотношение между экспортом и импортом было примерно 2 : 1 в пользу США, но в области электроники оно составляет 5 : 1, в станкостроении — 7 : 1. В США активизируются усилия по защите американской технологии по мере обострения торгово-экономических отношений.
Организационная структура системы управления международной деятельностью
отличается большим числом посреднических фирм, которые наряду с банковскими институтами, промышленными компаниями и аппаратом государственного регулирования стали одной из важнейших составных частей механизма осуществления ее внутренних и внешних экономических связей. Самая большая роль в организации и осуществлении международной деятельности принадлежит девяти универсальным торговым посредническим компаниям (сого сёся). Они образуют олигопольную систему регулирования и осуществления международной и внутренней торговой деятельности. Это торговые дома “Мицубиси”, “Мицуи”, “Итотю”, “Марубени”, “Сумитомо”, “Ниссе иваи”, “Тоё мэнка”, “Канемацу госе”, “Нитимэн”. На них приходится около 45% экспорта и 77% импорта. К их общим функциям относится осуществление операций по экспорту и импорту, выполнение формальностей по обеспечению внешней торговли, организация валютного обмена, консультирование по вопросам логистики. В последние годы появились новые функции — инвестирование капиталов за границей, содействие научно-техническим исследованиям и разработкам.
Сочетание в общей структуре субъектов внутренней и внешнеэкономической деятельности крупных универсальных торговых и мелких и средних специализированных фирм создает двойственную структуру посреднической сети, образует основу высокой эффективности системы обращения и во многом предопределяет успех страны во внешнеэкономических связях. Подобная структура управления и регулирования выступает серьезным препятствием для проникновения конкурентов на японский рынок. Степень проникновения импорта (доля импорта во внутреннем потреблении в 1,5—3 раза меньше, чем в других ведущих странах (1975г. — 4,9%, 1987г. — 4,4, 1995г. — 10,1%).
6.Экономические отношения с Россией
Торговля с Советским Союзом никогда не имела существенного значения для Японской экономики. Заинтересованность в ней снизилась в 80-х гг., когда потребность Японии в первичном сырье и энергоносителях резко сократилась. После ввода советских войск в Афганистан Япония присоединилась к экономическим санкциям стран Запада против СССР, и это приостановило советско-японские проекты освоения Сибири и Дальнего Востока.
Сразу после распада СССР оборот торговли России с Японией упал на 36%. Сказалось прекращение централизованного импорта, потеря валютных резервов и появление множество новых субъектов экономической деятельности. Начиная с 1993 г. объём торговли восстанавливается, хотя её характер – обмен российского сырья на японскую промышленную продукцию – не изменился. В японском экспорте в Россию более 2
/3
составляют машины и оборудование производственного назначения, а в составе импорта из России более 1
/2
приходится на металлургическое сырьё (главным образом, цветные металлы), драгоценные металлы и лес, добываемый на российском Дальнем Востоке, где в 80-х гг. с японской помощью были построены специализированные порты.
Торговля с Россией понесла очень большой ущерб из-за прекращения транзитных контейнерных перевозок через Транссибирскую магистраль. В настоящее время российский импорт из Японии поддерживается программами экономического содействия. Именно в результате осуществления этих программ Япония имеет отрицательный баланс торговли с Россией.
В России выполняется ряд инвестиционных проектов под финансирование японского правительства. Самые крупные – сахалинские нефтегазовые проекты, Южно-Якутский угольный проект, реконструкция радиорелейной линии Москва – Хабаровск. Торгово-экономические связи между Россией и Японией всё больше концентрируются на российском Дальнем Востоке.
Таблица 3
Динамика торговли между Японией и РФ (СССР)
(в млрд. иен)
Экспорт Японии | Импорт Японии | Оборот | |
1988г. | 423,0 | 413,3 | 836,3 |
1989г. | 371,0 | 482,9 | 853,9 |
1990г. | 285,0 | 447,6 | 732,6 |
1993г. | 136,0 | 304,7 | 440,7 |
1994г. | 166,7 | 307,2 | 473,9 |
1995г. | 120,2 | 355,3 | 475,5 |
1996г. | 108,2 | 444,8 | 553,0 |
1998г. | 111,3 | 426,6 | 537,9 |
Источник: таможенная статистика Министерства финансов Японии |
Таблица 4
Структура Японо-Российской торговли в 1998 году
Экспорт Японии:
Продукция общего машиностроения | 27,5% |
Автомобили | 13,9% |
Телевизоры | 10,9% |
Продукция легкой промышленности | 10,8% |
Металлы | 6,2% |
Коммуникационное оборудование | 6,0% |
Продукция точного машиностроения | 3,9% |
Прочее | 20,8% |
Импорт Японии:
Цветные металлы | 34,1% |
Морепродукты | 30,9% |
Лес и лесоматериалы | 17,4% |
Уголь | 6,7% |
Сталь | 3,0% |
Прочее | 10,9% |
7.Структурный кризис 90-х годов
От продолжительного экспортного бума японские банки получали огромный приток ликвидных средств, которые вкладывался не столько в производственные мощности промышленных предприятий, сколько в спекулятивные сделки с акциями и недвижимостью. Гипертрофированный рост курсов акций и земельных участков, покупавшихся для последующей перепродажи, получил в процессе и в обществе название «экономика мыльного пузыря». Когда 1990 г. «пузырь» лопнул рыночная цена акций и земельных участков начала падать. По мере их падения обнаруживались и накапливались долги банка со стороны корпораций, вкладывавших свободные средства в эти активы. Только в 1995 г. впервые за весь послевоенный период начались банкротства банков, которые в Японии всегда казались «непотопляемыми».
Кризис японской финансовой системы оказывает угнетающие влияние на развитие реального сектора японской экономики. После того как лопнул «пузырь», пошли вниз капиталовложения: их доля в ВВП снизилась с 20% до 15 – 16%, так как предприятия потеряли часть ресурсов для финансирования капиталовложений и обесценилась имущество, которое обеспечивает банковские кредиты в качестве залога.
В тоже время решить задачу переключения экономического роста на внутренний спрос пока не удалось. Сейчас предприятия и капиталы свободно выбирают страны, где им действовать, и, если экономика перестает соответствовать их требованиям, они уходят, «экономика опустошается». Недостаток спроса на внутреннем рынке как был, так и остался структурной слабостью Японии, в связи с чем кризис 90-х гг. можно назвать структурным. Японское правительство считает ключом к решению этой задачи снятие лишних ограничений, затрудняющих доступ на рынке новым конкурентам, как своим, так и иностранным, то есть дерегулирование. В числе приоритетных мер – упрощение регламентации работы банков и биржи, облегчения правил покупки жилья и земли, отмена лицензирования доступа банков на валютные рынки и многое другое.
В 90-х гг. Япония сохранила положительное сальдо по торговым платежам и доходам от зарубежных вложений и оно не компенсируется оттоком капитала. Финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии сказался на японской экономики не столько прямо (на этот регион приходится около 11% внешнеторгового оборота Японии), сколько косвенно, через ухудшение условий деятельности для филиалов японских компаний. Именно в этот регион перемещены трудоёмкие производственные операции многих японских предприятий. Из-за прекращения поставок местных материалов, терпят убытки крупные торговые корпорации Японии, ведущие в странах Юго-Восточной Азии строительные проекты. Местные филиалы не возвращают кредиты японским банкам, усугубляя проблему безнадёжных долгов.
В конце 1998 г. общая сумма проблемных и безнадёжных долгов банкам оценивалась в астрономическую сумму – 70-80 трлн. йен. (504-576 млрд. $), или 20% ВВП. Для стимулирования конъюнктуры и списания безнадёжных долгов через бюджет и из средств Банка Японии в экономику направлены огромные финансовые ресурсы – общим объёмом 84 трлн. йен, или 684 млрд. $. Эти «вливания» только углубляют кризис государственного бюджета.
Для оздоровления банковской сферы без чего Япония не сможет рассчитывать на выход из кризиса, нужны банкротства наиболее слабых банков и введение жёсткого контроля за реструктурированием финансовых учреждений. Надзор за банками поручен новому Агентству финансового надзора. В конце 1998 г. Агентство ввело кризисное государственное управление сроком на один год в двух банках долгосрочного кредита – «LTCB» и Японском кредитном банке.
8.Усиление влияния Японии
Является ли Япония такой же либеральной страной, как другие страны Запада? Ряд специалистов дают отрицательный ответ на этот вопрос. Особый характер отношений между частными и государственными секторами японской экономики, протекционистская политика Японии её стремление любой ценой расширять своё присутствие на международном рынке вызывают глубокое беспокойство в промышленных кругах стран – конкурентов. Процессы, прямо противоположные тем, что происходят в США, привели к тому, что положительное сальдо японского внешнеторгового баланса превратило Японию в крупнейшего кредитора остального мира. Ежегодный прирост внутренних накоплений превышает объём ежегодных инвестиций, что создаёт благоприятные условия для размещения средств за рубежом, поскольку государственный бюджет практически уравновешен. Поэтому японцы скупают за границей предприятия в самых разных отраслях экономики.
Роль Японии в мире на рубеже нового тысячелетия чаще всего связывают с её потенциальными возможностями развития новейших технологий. В качестве наиболее приоритетной задачи страны японское правительство рассматривает рост научно-технического потенциала. В то же время наиболее значительным препятствием превращения Японии в лидирующую технологическую державу является некоторое отставание в области фундаментальных исследований.
Процесс информатизации японской экономики и общества продолжает развиваться по нарастающей. Был разработан План построения информационного общества до 2000 г., выполнение которого обеспечит всеобщую информатизацию. Прогнозируется, что до 2000 г. Япония будет выделять 3,5% своего ВВП на исследования и разработки, в то время как США – 3%.
Японию часто называют страной XXI в. Сегодняшняя Япония фактически является, по определению многих специалистов, действующей моделью экологической ситуации, которая может сложится в будущем в любой стране. Для решения проблемы «от технологии отчистки – к чистой технологии» ещё 1981 г. была утверждена крупная программа под названием «Базовая технология промышленности следующего поколения». Она состоит из трёх разделов:
-Новые материалы;
-Биотехнология;
-Новые электронные приборы.
С экологической точки зрения, поставлена задача перехода к 2000 г. от технологий, эксплуатирующих природу, к технологиям, взаимодействующим с ней. Основная задача будущего – научиться у природы работать по замкнутому циклу. На этих направлениях достигнуты определённые успехи. Так, по данным центра «Чистая Япония», около 170 тыс. т., или 50% отходов перерабатывающей промышленности могут эффективно использоваться в качестве ресурсов. В этой связи ещё при планировании изделия его проектировщики решают проблему, как вернуть в новое производство отработанные детали и узлы. Например, фирма «Денсю», которая обеспечивает электронную «начинку» автомобилей «Тоёта», смогла заявить о том, что у производимых ею изделий нет деталей, которые не могли бы использоваться повторно.
Япония превратилась в экономического гиганта, сумевшего завоевать значительные сегменты рынка в основных хозяйственных комплексах мира: в США и Западной Европе. Благодаря достижениям технологической мысли в таких областях как электроника новые материалы и т. д., японские промышленные корпорации являются грозными конкурентами для американских и западноевропейских предприятий. Однако не следует забывать, что ВВП Японии составляет лишь половину от ВВП США и ЕС. С этой точки зрения, несмотря на помощь и эффективность японской экономики, эта страна является скорее партнёром, чем противником других промышленно развитых стран Запада.
Превратившись в экономическую сверхдержаву, Япония стала оказывать всё большее влияние на мировую хозяйственную систему. При этом в центре этих связей находятся экономические отношения между Японией и США, на долю которых приходится около 40% мирового ВВП и свыше 20% мирового экспорта. В силу того, что Япония продолжает поставлять в США продукцию машиностроения, и в первую очередь легковые автомобили, и импортировать из этой страны значительное количество сырья и продуктов питания, её обвиняют в «колониальном характере» торговли с США.
Высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке, в том числе и на американском, обеспечивают:
1) Особая система контроля за качеством продукции (не более 0,01% брака);
2) Опережающий рост производительности труда. В 90-е г. Япония ликвидировала своё отставание от США;
3) Значительно меньшие потери рабочего времени в результате конфликтов;
4) Более высокий уровень доходов на душу населения, перераспределяемый таким образом, что большая часть накоплений направляется в производство;
5) Самый высокий в мире уровень частных накоплений.
За последние годы японская экономическая мощь ассоциируется с превращением её в финансовый центр мирового значения. Общий объём нетто-активов достиг 129 млрд. $. По общим оценкам Министерства финансов Японии, этот процесс будет продолжаться до конца XX в. По одним прогнозам, нетто-активы Японии достигнут к началу XXI в. 556 млрд. $., а по другим – 1 трлн. $. Значит, Япония превратилась в поставщика нового вида услуг – предоставление капиталов.
В центре внимания японских инвесторов находятся ценные бумаги, главным образом США, долговременного характера, которые обеспечивают большие доходы и имеют большие перспективы подорожания в будущем. Всё это даёт основания утверждать, что Япония в качестве экспортёра капиталов будет оказывать на мировую экономику такое же влияние, как и Великобритания между двумя мировыми войнами, и США в послевоенный период.
Экономический кризис в Японии огромное влияние на всю мировую экономику, но прежде всего на азиатские рынки. Падающая японская йена стимулировала серьёзную конкуренцию для китайских и южнокорейских товаров. По экспортным оценкам, каждое снижение курса на 1 йену по отношении к доллару означает сокращение активов японских банков почти на 1 трлн. йен, или 0,2% от национального ВВП. Не случайно экономическому положению в Японии уделялось много внимания со стороны мирового сообщества, которое призывало Японию не только как можно скорее разрешить свои внутренние проблемы, но предоставить экономическую помощь пострадавшим от финансового кризиса своим азиатским собратьям. Премьер – министр Японии был вынужден неоднократно выступать с заявлением о том, что его правительство не допустит превращения Японии в детонатор мирового финансового хаоса. По его словам, экономическая ситуация в Азии оказалась намного хуже, чем предполагали, и Япония готова занять место «вожака в стае летящих птиц», указав нужное направление.
Таким образом, в мировой экономики развернулась серьёзная борьба за лидирующее место в грядущем XXI в. Здесь бесспорны претензии Японии, которая за короткий срок стала одной из ведущих индустриальных держав мира. Однако ни объединённая Европа, ни США не согласны оказаться на окраине экономического прогресса.
9.Культура и бизнес
Реальное проникновение бизнеса в сферу культуры наметилось лишь в послевоенные годы. Правда, занятые на первых порах созданием новой экономической структуры, дельцы лишь время от времени обращались к культурной деятельности. И только в середине 60-х гг. в связи с выступлением общественных сил против компаний, свидетельствующим об обострившейся кризисной ситуации в социально-экономической и духовной жизни японского общества, промышленники сделали серьезную ставку на культуру как на панацею от всех социальных бед. При этом не последнее место в их расчетах занимали и рекламные цели — желание приукрасить свою деятельность различного рода культурными новациями.
Налаживание отношений с миром искусства развернулось по нескольким направлениям. Многие японские компании стали покровителями театрального искусства. Речь идёт прежде всего о современных жанрах, так как традиционный театр имеет достаточно стабильные финансовые источники.
Особой популярностью среди промышленных и торговых фирм пользуется одна из самых богатых полукоммерческих театральных трупп «Сики», завоевавшая успех у зрителей постановками для детей. Многолетние деловые контакты связывают «Сики» с крупной страховой компанией «Ниссэй». Ежегодно компания выделяет труппе театра 500 тысяч долларов. К финансированию труппы охотно подключились и другие фирмы: часть доходов переадресовывал этому театру, например, магнат кораблестроения Сасакава Рёити.
В наиболее нестабильном финансовом положении в Японии находятся классический балет и современное танцевальное искусство. Представители этих профессий вынуждены поддерживать свое искусство на средства, получаемые от небольшой группы промышленных меценатов и учеников балетных школ.
Заметной фигурой в музыкальном мире 60–70-х гг. стал Эдо Хидэо — президент одной из дочерних фирм корпорации «Мицуи», занимавшейся вопросами недвижимости. Только на организацию Первого музыкального фестиваля в Токио он пожертвовал из доходов своей фирмы 500 тыс. долларов.
Многие представители японской индустрии предпочитают коллекционировать произведения живописи. Этот вид капиталовложений представляется им наиболее надежным. Ведь произведения известных мастеров имеются в ограниченном количестве, поэтому спрос и соответственно цены на них имеют постоянную тенденцию к росту. Так, если на международных аукционах стоимость произведений живописи повысилась в среднем на 30%, то в Японии — на 50–80%. Японские промышленники стали все более широко вкладывать свои капиталы в искусство, стараясь застраховать себя от инфляции и нестабильности рынка.
Один из крупнейших частных музеев страны — «Яматанэ», основанный в 1966 г. страховым банкиром Ямадзаки Танэдзи. В его фондах более 700 шедевров послевоенного японского и зарубежного искусства. Здесь проходят выставки современных живописцев, организуются просветительские лекции. За достижения в области изобразительного искусства присуждается специальная премия «Яматанэ».
Своими собраниями славятся также музей «Рикар» и музей «Ота», где в основном представлены древние гравюры. Первый открылся в 1972 г. и насчитывает 6 тыс. экспонатов, приобретенных меценатом Синдзи Хираки. Второй музей, коллекция которого в два раза больше, был основан Ота Сайдзо, членом совета директоров одной из страховых компаний. В этом же ряду следует назвать художественный музей известного торговца недвижимостью Мацуока Сандзиро.
Очень популярен музей «Бриджстоун», принадлежащий компании по производству шин и других резиновых изделий «Бриджстоун тайя». Ежегодно его посещает более 100 тысяч человек. Музей постоянно пополняет свою коллекцию, первоначально принадлежавшую президенту компании Исибаси Сёдзиро, приобретая произведения японских и европейских мастеров, причем ассигнования на эти цели постоянно возрастают. Настоящей мировой сенсацией стало приобретение музеем в 1980 г. за 700 млн. иен одной из картин Пикассо.
В лихорадочную погоню за шедеврами включились многие японские компании, выделяя на это крупные средства. Одной из сенсаций «японского наступления» явилась покупка в 1987 г. на лондонском аукционе «Кристи» крупнейшей японской страховой компанией «Ясуда мэрин энд файр иншурен» картины Ван Гога «Подсолнухи» за сумму почти 40 млн. долларов. Она пополнила коллекцию музея «Ясуда Касай» имени Сэйдзи Того, в которой находилось уже 500 работ кисти западных мастеров. За год до этого музей приобрел две картины Ренуара: «Купающаяся женщина» за 1,7 млн. долларов и «Девочка в шляпке» за 1,03 млн. долларов.
Для одних предпринимателей культура превратилась в предмет коммерции, для других же она не имеет никакого отношения к основной сфере хозяйствования и является своего рода «компенсацией» обществу за получаемые выгоды, для третьих — это одно из направлений рекламной работы. Более того, некоторые рассматривают покровительство культуре как эффективное средство создания благопристойного имиджа. При всех различиях очевидно одно: вовлечение культуры в сферу предпринимательской деятельности корпораций усиливается.
Заключение
В 90-е годы японская экономика столкнулась с целым рядом серьезных проблем, проявившихся в ходе экономического кризиса 1993г. Стали исчезать преимущества японской организационной модели. Экономический рост долгое время поддерживался за счет рабочих и потребителей. Согласие между рабочими и предпринимателями основалось на достаточно быстрых темпах роста экономики, что в свою очередь обеспечивало повышение жизненных стандартов. Возникающие разногласия погашались различного рода подачками, начиная от наличных в конвертах и кончая аграрным протекционизмом. Потому способствовало относительно равное распределение богатства. Однако в последние десятилетия экономический рост значительно замедлился, что ослабило возможности существенного повышения жизненного уровня населения. Чрезвычайно резкое повышение цен на недвижимость в 80-х годах заметно разделило страну на имущих и неимущих.
Изменились конкурентные позиции японских предпринимателей на международных рынках. Сократилось положительное сальдо торгового баланса по отношению к ВВП (2,5% в 1995г.). За прошедшее десятилетие уровень заработной платы увеличился почти на треть. Резко возросли издержки на рабочую силу, по уровню которых в обрабатывающей промышленности Япония уступает только Германии и Швейцарии. Ценовые конкурентные преимущества японских товаров ослабли по сравнению со многими странами. Япония не преодолела отставание от других западных стран в области социальной инфраструктуры. В частности, она уступает другим странам по числу квартир на тысячу жителей (почти на сто, в 1988г. на тысячу жителей было 342 квартиры), а также по общей средней площади квартир. Преодоление этого разрыва потребует значительных средств и может сдерживать процесс производственного накопления. Неблагоприятно для экономического роста меняется демографическая ситуация, определяемая резким увеличением доли пожилых в составе населения. В конце столетия доля пенсионеров в возрасте 65 и более лет достигнет 16% всего населения в сравнении с 13% в США и 15% в Британии. Данная тенденция может привести к снижению сбережений и увеличению потребления.
Несмотря на огромные успехи японских компаний в развитии целого ряда направлений микроэлектроники и других наукоемких производств, сохраняется значительная зависимость от американской технологии. Более половины программного обеспечения, применяющегося для разработки приборов, на которых производятся полупроводники и сложные платы, выпускается в Америке. Причем взаимосвязь между спросом и предложением в этой сфере достаточно сложна. Отстает Япония от ряда стран по уровню компьютеризации. В 1993г. там на сто человек приходилось 10 компьютеров, в США — 29, Австралии — 19, Канаде — 18, Великобритании — 17, ФРГ, Франции — 14.
В Японии высоки цены на недвижимость, особенно на землю, которые сдерживают частное потребление и соответственно являются причиной целого ряда экономических проблем. Они препятствуют процессу накопления в малых и средних компаниях, что увеличивает их зависимость от внешних источников финансирования. В то же время необходимость для людей откладывать средства для приобретения небольшого домика, которые в девять раз превышают средний по стране доход, помогала поддерживать личные сбережения на самом высоком уровне в мире.
В связи со спадом деловой активности в стране в 90-е годы и укреплением позиций японских корпораций на международных рынках стала подвергаться сомнению система государственного и корпоративного управления. В этом направлении действует и эволюция в восприятии Японии как партнера — конкурента США и других западных стран, которые стали рассматривать ее экономическую систему как враждебную, конфронтационную по отношению к другим странам по своей сути. Данный аспект, а главное, превращение Японии в крупнейшего субъекта мировой экономики подводят страну к переосмыслению ее внешнеэкономических и внешнеполитических позиций в мировой экономике.
Литература
1. Ломакин В.К., Мировая экономика. М., 1998.
2. Страны мира: краткий полит. - эконом. справочник. М., 1993.
3. Советский энциклопедический словарь. М., 1987.
4. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б., Экономическая и социальная география мира. М., 1993.
5. www. еmbjapan.ru, информационный Internet-сервер посольства Японии в России.
6. Халевинская Е. Д., Крозе И. Мировая экономика: Учебник (Под ред. Е. Д. Халевинской ). – М.: Юристъ, 1999 – 340 с.
7. Япония /Отв. ред. Г. К. Войтоловский и С. А. Дийков. – М.: Международные отношения, 1981 – 429 с.
8. История мировой культуры. Культурные регионы: Уч. Пособие / под ред. Л. Т. Левчука. – Киев: 1997.
[1]
Потомки древнего население страны.
[2]
В постоянных ценах 1990 г.
[3]
Добывающая и обрабатывающая промышленность.
[4]
Данные за финансовые годы (1 апреля – 31 марта) по исполнению общего счёта бюджета центрального правительства.
[5]
Валовой мировой продукт
[6]
- Двойственность
[7]
Транснациональные компании
[8]
Операции, осуществляемые синдикатом, группой банков, компаний.
[9]
Совокупность взносов членов производственных кооперативов для совместной предпринимательской деятельности.
[10]
Поставка точно в срок
[11]
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |