Реферат по предмету "Экономическая теория"


Сравнение налоговых систем России и Японии

--PAGE_BREAK--

Рис. 1. Налоговая система Японии
2.3 Особенности организации налогового контроля.
     Национальное налоговое управление основано в 1949 г. Начальник этого управления, назначаемый с одобрения Кабинета министров министром финансов, имеет заместителя по межгосударственным налоговым вопросам и помощника по вопросам производства и налогообложения спиртных напитков и пива.

     Национальное налоговое управление имеет в своем составе:

1) 11 районных налоговых управлений;

2) 518 окружных налоговых служб;

3)  налоговую службу Окинавы;

4)  Национальный налоговый колледж для подготовки налоговых служащих;

5)  Национальный налоговый суд для рассмотрения налоговых споров. Колледж и суд располагают отделениями при районных управлениях

и на Окинаве.

     После переустройства Национального налогового управления в июле 1991 г. его центральное учреждение состоит из секретариата начальника и трех управлений:

1) налогообложения;

2) учета доходов и сбора налогов;

3) проверки счетов и уголовного расследования.

     Секретариат, возглавляемый заместителем начальника, состоит из семи отделов (согласования, кадров, учета, планирования социальных вопросов, общественных связей, математической обработки данных) и двух служб (хозяйственной и межгосударственных связей).

     Управление налогообложения имеет шесть отделов:

1) подоходного налога;

2) имущественного налога;

3)корпоративного налога;

4)налога на потребление;

5) винного налога;

6)сведений и проверок.

     В управление налогообложения входит юридическая служба, в которой работают управляющие по оценке имущества, пивоварения и потребления.

     Управление учета доходов и сбора налогов состоит соответственно из двух отделов. Управление проверки уголовного расследования также имеет два отдела; в нем работает управляющий по межгосударственным налоговым расследованиям.

     Районные налоговые управления располагают несколько иными подразделениями, однако все они имеют управления согласования и хозяйства, большинство из них — два управления налогообложения, управление учета доходов и налогов, управление проверки счетов и уголовного расследования.

     Управление налогообложения включает семь отделов (подоходного, имущественного, корпоративного и винного налогов, налога на потребление, сведений и проверок) и службу по пивоварению. Здесь работают управляющий по налоговым сведениям, служащий по налоговым спорам, особые служащие по оценке имущества по производству спиртных напитков.

     Управление учета доходов и сбора налогов состоит из пяти отделов (учета доходов, сбора налогов, оперативной группы, двух отделов согласования особого взимания налогов) и службы по налоговым спорам. В нем работают служащие по налоговым спорам, по доходам, особый служащий по доходам, занимающиеся принудительными взиманиями налогов.

     Управление проверки счетов и уголовного расследования имеет четыре отдела (проверки счетов, пересмотра налоговых обязательств, уголовного расследования и согласования). В его штате работают особый проверяющий, главный проверяющий, особый следователь и главный следователь.

     Районное налоговое управление под наблюдением центрального учреждения Национального налогового управления руководит работой расположенных в районе налоговых служб, в некоторых случаях оказывает на них прямое давление, а некоторые обязанности берет на себя. Так, управление проверки счетов и уголовного расследования районного управления занимается проверкой счетов крупных корпораций по корпоративному налогу, налогу на потребление, расследует случаи уклонения от национальных налогов. Управление налогообложения проверяет счета по винному налогу и налог на бензин, а управление учета доходов и сбора налогов проводит принудительное взимание налогов в случаях значитель­ных сокрытий доходов.

     Окружные налоговые службы являются непосредственными испол­нителям налогового законодательства: они следят за удерживанием налога у источника дохода, собирают налоги по декларациям, занимаются обложением доходов и имущества, не охваченных первыми видами взи­мания налогов, рассматривают налоговые споры, оказывают налоговые консультации и т.д. Каждая налоговая служба вправе взимать любой вну­тренний налог.

     Устройство окружной налоговой службы различается в зависимости от величины округа. Налоговую службу возглавляет директор; в крупных налоговых службах директор имеет заместителя, особого служащего по доходам и особого проверяющего, занимающегося проверкой счетов крупных налогоплательщиков. Большинство налоговых служб состоит из отдела согласования и трех групп (учета доходов и сбора налогов, про­верки счетов личных налогоплательщиков, проверки счетов корпоративных налогоплательщиков). Кроме того, в налоговой службе работают особый служащий по общественным связям и главный проверяющий по спиртным напиткам, наблюдающий за их изготовлением и уплатой винного налога.

     Отдел согласования занимается кадрами, отчетностью, социальными вопросами и согласованием всей работы окружной налоговой службы. Группа учета доходов и сбора налогов обязана учитывать разные источни­ки доходов, собирать налоги, принудительно взимать их в случаях сокрытия доходов. Группа проверки счетов личных налогоплательщиков зани­мается сбором личного подоходного налога, налога на потребление, имущественного налога и сбором сведений по налогам. Группа проверки корпоративных налогоплательщиков отвечает за сбор корпоративного подоходного налога, налога на потребление, взимаемого с корпораций, подоходного налога, удерживаемого у источника дохода, и за другие кос­венные налоги.

     Наименьшая налоговая служба состоит из отдела согласования и груп­пы проверки счетов, в которой обязательно работают главный проверя­ющий и главный служащий по доходам.

     В последние десятилетия, по мере быстрого развития экономики стра­ны, в городах заметно увеличилось количество облагаемых объектов, что потребовало разделения некоторых крупных налоговых служб и создания новых. Ежегодно Национальное налоговое управление нанимает новых работников. Это и выпускники старших классов (12 лет обучения) школ, сдавшие экзамен третьего класса для работы на государственной службе, выпускники уни­верситетов, сдавшие экзамен на специалиста по национальным налогам; выпускники университетов, выдержавшие экзамен первого класса. Экзамены проводит Национальное управление кадров при Кабинете министров, которое отвечает за работу с государственными служащими.

     Система заработной платы налоговых служащих определяется зако­ном. Как правило, ставки их зарплаты несколько выше, чем у других госу­дарственных служащих. Это объясняется тем, что налоговая служба тре­бует разносторонней подготовки и сопряжена с некоторым риском. В за­висимости от сложности выполнения работы плата налоговых служащих имеет 11 степеней. Вновь нанятый служащий, прошедший начальное обу­чение, получает заработок первой степени, а руководители окружных на­логовых служб (в зависимости от величины округа) — от 9 до 11 степени. При определении степени заработной платы помимо способностей и ус­пехов в труде учитываются также опыт работы, сроки получения прежней степени. Успешно используется и система, при которой усердные в работе служащие получают надбавки к заработной плате.

     Закон о государственной службе и правила Национального управле­ния кадров требуют от налоговых служащих безупречного поведения. Национальное налоговое управление старается повышать самосознание налоговых служащих, поддерживать постоянство налоговых кадров.

     Ввиду особой важности налоговой службы для государства в Национальном налоговом управлении учреждена система наблюдения за кадрами. Наблюдатели призваны не столько выявлять нарушения, сколько предупреждать их, создавая определенные условия для сохранения дове­рия налогоплательщиков к налоговой службе.

     Важную роль в налоговой жизни Японии играют налоговые счетово­ды. Они, как независимые и беспристрастные специалисты, помогают на­логоплательщикам исполнять их налоговые обязательства в соответст­вии с требованиями налогового законодательства. Закон об освидетель­ствованных налоговых счетоводах (от 1951 г.) оговаривает область их деятельности, ее содержание, их права и обязанности. Налоговые счето­воды действуют как налоговые агенты: готовят налоговые документы, ве­дут налоговые консультации по всем национальным налогам (кроме гер­бового сбора, налога на записи и разрешения).

     Звание налогового счетовода присваивается тем, кто выдерживает экзамен на «освидетельствованного налогового счетовода», правоведам, освидетельствованным общественным счетоводам и некоторым другим специалистам. Налоговые счетоводы обязаны встать на учет в Управле­нии налоговых счетоводов японской федерации обществ налоговых сче­товодов. Без такого звания и членства запрещается заниматься деятель­ностью налогового счетовода. В некоторых пределах налоговым счето­водством могут заниматься лишь законоведы, уведомляя об этом руководителя районного налогового управления, и общественные счетоводы, получив соответствующее разрешение.

     Национальное налоговое управление имеет Совет налоговых счето­водов, состоящий из трех человек, разбирающихся в налоговом законо­дательстве, счетоводстве и отчетности, имеющих богатый опыт работы в налоговых органах. Совет принимает экзамены налоговых счетоводов, наблюдает за их работой и поддерживает связь с четырнадцатью их об­ществами, расположенными по всей стране.

     Особенностью развития экономики является то, что Япония вступила на путь развития капитализма, когда мировой капитализм уже переходил на стадию империализма. Длительное время (до середины XIXвека) Япония находилась под властью американского капитала, который диктовал свои условия развития государства.  Но сильные государственные устои и традиции сыграли свою положительную роль в появлении японского «экономического чуда». Централизованная налоговая система страны сложилась в результате революции «просвещенной монархии». Основу доходов бюджета центрального правительства составляют прямые налоги. Вторая по значимости в бюджете центрального правительства группа налогов  налоги на имущество. Существенное пополнение бюджета приносят косвенные налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть и т.д. К группе косвенных налогов также относятся таможенные пошлины. Налоговый контроль осуществляется строгим образом, все управление расписано «по полочкам». Управление налогообложения имеет шесть отделов: подоходного налога; имущественного налога; корпоративного налога; налога на потребление; винного налога; сведений и проверок [22].


Глава 3. Сравнительный анализ Налоговой системы России и Японии.
     Третью часть своей работы я хочу посвятить сравнению налоговых систем двух стран:России и Японии.

     Научно доказано, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимы, так как определенная часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы.

     Кроме того, тот налогоплательщик, который нашел реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к «старому» уровню налогового изъятия, уже не будет платить налогов в полном объеме. В этой связи проблема оптимальной налоговой нагрузки налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства – с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде.

     Зависимость между усилением налогового гнета и суммой тающих в государственную казну налогов еще в начале первой половины XXвека вывел профессор А. Лаффер. Именно он обосновал, что только снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость.

     Многовековая практика построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой выработала опре­деленные показатели, за пределами которых невозможна эффективная предпринимательская деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30–40 % дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым ин­вестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40–50 % его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

     Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30% его доходов. Конечно, из этого правила есть исключения, которые только лишь подтверждают правильность установленного правила [5, c.480]. Налоговая система отдельных стран, в частности Японии, построена таким образом, что физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%, и даже максимальная ставка не подавляет его стимулы к развитию производства. Не малую роль, думаю, играет и до мелочей продуманная политика управления на производстве. Парадокса в этом нет, поскольку в этих странах государство за счет налогов решает многие задачи экономического и социального характера, которые в большинстве других стран налогоплательщик вынужден решать за счет своих доходов, оставшихся у него после уплаты всех причитающихся налогов. Так что баланс интересов в данном случае все же сохраняется.

     В России подоходный налог официально называется Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Основная налоговая ставка — 13%.

     По заявлению президента это самый низкий налог в мире.

     В Японии всего существует 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем группам:

— прямые подоходные налоги на юридических и на физических лиц;

— прямые налоги на имущество;

— прямые и косвенные потребительские  налоги.

     Первая группа является самым высоким доходом государства: превышает 56% всех налоговых поступлений. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица.

     Ко второй группе относятся налоги на имущество. Прежде всего, необходимо отметить, что Япония страна, в которой проживает многомиллионное население. Однако ее географическая территория небольшая. В  связи с этим  в Японии остро стоит вопрос размещения населения. Цена земли в данной стане достаточно высока.  Юридические и физические лица уплачивают налоги на имущество по единой ставке, которая в большинстве случаев составляет 1,4 % от стоимости имущества. Переоценка имущества осуществляется 1 раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т.е. при приобретении или продаже имущества. К этой же группе относятся налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.

     Среди потребительских налогов Японии основным выступает налог с продаж, очень близкий к НДС, взимаемый по ставке 5%.

     В России так же можно выделить 3 основных налога, которые платят граждане:

— подоходный налог;

— единый социальный налог (ЕНС);

— налог на добавленную стоимость (НДС).

     НДС (налог на добавленную стоимость) это налог, который взимается с предприятия на сумму прироста стоимости (в данной фирме). Вычисляется как разность между выручкой от реализации товаров или услуг и суммой затрат на материалы и сырье, полученные со стороны. Некоторые товары и услуги НДС не облагаются. Как правило, специалист по продажам сам в состоянии посчитать стоимость услуги или товара с учетом НДС, но при малейшем сомнении он все равно обязан обратиться к бухгалтеру, потому что с налогами не шутят. НДС — это налог на добавленную стоимость. Фирма обязана предъявить НДС Заказчику, и фирме НДС не принадлежит. Следовательно, весь НДС, полученный в составе оплаты, фирма должна перечислять в бюджет. В Российской Федерации на данном этапе исторического развития мирно сосуществуют 3 ставки НДС: 18%, 10% и 0%, что зависит от вида деятельности предприятия и реализуемой продукции. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 2004 составляет 18 %.Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0%. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

     21 ноября 2005 года В.В.Путин принял участие в работе российско-японского бизнес-форума. Вот что заявил президент по поводу первых двух групп налогов: «Совершенствуется налоговая система. В целом снижается налоговая нагрузка на экономику». Так же он отметил, что с этого года с 35,6 до 26 процентов сокращен единый социальный налог.Единый социальный налог (ЕСН) идет на финансирование внебюджетных фондов (обязательного медицинского страхования, пенсионного и социального страхования). Поступления от налога составляют 90 процентов доходов фондов. На эти средства финансируются трудовые пенсии, расходы на медицинское страхование работающих, социальное страхование, помощь и деятельность самих фондов.

     «Выступая на российско-японского бизнес-форуме – господин Анзай, – упомянул, что японские партнеры полагали бы необходимым дальнейшее совершенствование налогового законодательства. Знаете, наверное, отчасти это справедливо. Любое законодательство должно постоянно совершенствоваться: и российское, и японское, и любое другое – имея в виду, что жизнь развивается быстрее, чем любое законодательство и, даже наоборот, законодательство всегда отстает от жизни. Думаю, что для российских реалий гораздо более востребованным и важным было бы не совершенствование, а стабильность законодательства. Мы постоянно ставим вопрос перед правительственными экспертами о том, что нужно прекратить частые изменения в законодательстве. Думаю, что в конечном итоге для бизнеса это было бы гораздо важнее, хотя, конечно, есть моменты, которые требуют особого внимания и рассмотрения. Мы делаем это публично, в принципе ничего закулисно здесь не происходит. Правительство постоянно информирует о своих планах, которые направлены на снижение налогового бремени. Если в Западной Европе общая налоговая нагрузка на экономику составляет около 38–40 процентов, у нас она за последние пять лет значительно снижена и составляет около 34–35 процентов. Мы и дальше планируем ее снижать»[21].

     При этом необходимо также иметь в виду, что показа­тель налогового изъятия, определяемый в целом по нало­говой системе, страдает весьма серьезным недостатком, зак­лючающемся в том, что он определяет уровень налогового гнета среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей конкретного нало­гоплательщика. Но вместе с тем, этот показатель необходим, так как налоги устанавливает государство и оно должно учитывать этот средний показатель.

     Действительно, в любом государстве функционируют десятки тысяч предприятий, различающихся между собой не только по видам деятельности, но и по ряду других признаков, которые неизбежно будут влиять на формирование их налогооблагаемой базы и, соответственно, на размер уплачиваемых налогов. Это и структура их издержек производства и обращения, связанных с получением дохода, и скорость оборота капитала, и различная фондоёмкость и наукоёмкость производства, и уровень их доходности и многое другое. Учитывать все это при формировании налоговой системы необходимо, но крайне сложно. Вот здесь–то и должен использоваться показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к валовому внутреннему продукту.

     Без него невозможно определить ту черту, за пределы которой государство, уточняя ли перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отменяя налоговые льготы, не имеет право переступать. При этом оно должно постоянно корректировать этот показатель, приближая его к конкретному налогоплательщику.

     В Японии обсуждается вопрос о тяжести налогового бремени рядового гражданина. Однако, несмотря на высокие ставки налогов, государство предоставляет значительный необлагаемый минимум, который учитывает семейное положение человека. От уплаты налогов освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные льготы имеют многосемейные. В современной Японии приветствуются семьи, в которых работают оба супруга примерно с одинаковыми доходами, поэтому пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое бремя.

     Уровень налогового изъятия в России в последние годы составил 32,7% ВВП, напрашивается вывод о том, что налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе.

     Между тем, те положения, которые абсолютно ясны и по­нятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и ее нагрузки на налогоплательщиков должны рас­сматриваться через призму чрезвычайных особенностей раз­вития российской экономики на современном этапе. Но это не так.

     Дело в том, что определение показателя величины нало­говой нагрузки в российской экономике через удельный вес налоговых поступлений в ВВП сродни показателю «    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.