КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Аудит»
Тема: «Аудит (ревизия) кассовых операций»
Выполнил:
Студентка 4 курса
Группы «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Руководитель:
старший преподаватель .
Минск 2009
Введение…………………………………………………………….. | 3 |
Раздел 1. Ревизия кассовых операций как метод обеспечения законности налично-денежного обращения в Республике Беларусь | |
1.1. Значение и задачи ревизии кассовых операций………………….. | 5 |
1.2. Нормативно-правовое обеспечение контрольной проверки кассовых операций……………………………………………………… | 8 |
1.3. Методологические приемы фактического и документального контроля, используемые при ревизии кассовых операций………… | 11 |
Раздел 2. Методика аудита (ревизии) кассовых операций в ОДО «Контакт» | |
2.1. Источники информации и планирование ревизии кассовых операций…………………………………………………………………. | 13 |
2.2. Контроль документального оформления кассовых операций…... | 17 |
2.3. Проведение аудита кассовых операций в ОДО «Контакт»……… | 22 |
2.4. Обобщение результатов ревизии кассовых операций……………. | 29 |
Заключение…………………………………………………………. | 30 |
Литература………………………………………………………...... | 32 |
Приложения |
Введение
Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.
У предприятий возникают обязательства перед поставщиками за полученные от них товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги: перед государственным бюджетом по отчислениям от прибыли, платежам в фонды, налоговым и неналоговым платежам, перед своими рабочими и служащими по заработной плате и другие. С другой стороны, сами предприятия предъявляют требования к абонентам, покупателям, заказчикам об оплате отгруженной им продукции, оказанных услуг и выполненных работ для возмещения произведенных затрат, выполнения своих обязательств и получения прибыли.
Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.
Денежные средства на предприятиях могут находиться в форме наличных денег в кассе, храниться в банке на расчетных счетах, на специальных счетах, а также, использоваться в виде аккредитивов, лимитированных и других чеков.
Основные задачи контроля денежных средств, кассовых и банковских операций состоят в том, чтобы выявить состояние сохранности денежных средств, правильность и законность их использования, подлинность и достоверность совершения денежных операций, отраженных в бухгалтерском учете, соблюдение кассовой дисциплины, полноты оприходования, целевого использования и условий хранения денежных средств.
Для выполнения указанных задач необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета, кассовые документы, регистры синтетического и аналитического учета.
Целью курсовой работы является комплексное изучение состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств в кассе предприятия, выявление недостатков в организации учета и контроля денежных средств и разработка мероприятий по устранению данных недостатков на примере общества с дополнительной ответственностью «Контакт».
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы учета и внутрихозяйственного контроля сохранности и использования денежных средств;
проанализировать состояние бухгалтерского учета денежных средств;
рассмотреть организацию контроля за сохранностью и использованием денежных средств;
выявить недостатки в организации учета и контроля денежных средств;
разработать предложения по совершенствованию учета и контроля денежных средств.
Раздел 1. Ревизия кассовых операций как метод обеспечения
законности налично-денежного обращения в Республике Беларусь
Ревизия – составная часть системы государственного финансового контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.
Основными задачами ревизии является осуществление контроля:
за соблюдением государственной финансовой дисциплины и экономным использованием государственных средств;
сохранностью материальных и денежных ресурсов;
правильностью постановки бухгалтерского учета;
пресечением хозяйственных правонарушений.
Основными задачами аудита данного участка учета является:
- оценка состояния синтетического и аналитического учета наличных денежных средств в проверяемой организации;
- оценка качества отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
- проверка соблюдения организацией нормативных актов по организации работы с наличностью;
- проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с движением наличных денежных средств.
Ревизия и аудит– способы организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов.
Они обладают такими общими чертами как:
организационные подходы к их проведению;
общая база для контроля – проверяемая документация;
могут проводиться внешними аудиторами (внешним ревизором), а также внутренними аудиторами (внутренними ревизорами).
Несмотря на то, что и аудит, и ревизия входят в систему финансового контроля, выполняют схожие функции и являются его видами.
Важное значение для благополучия предприятий имеет сохранность денежных расчетов, тщательно поставленный учет кредитных и расчетных операций.
В процессе хозяйственной деятельности предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги; с покупателями, за купленные ими товары, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям; с бюджетом и налоговыми органами по различного рода платежам, с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.
Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью векселей и чеков, замещающих наличные деньги, безналичных перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты. В отличие от платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, замещающих наличные деньги в оборот. Применение безналичных расчетов снижает расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных деньгах, способствует концентрации в банках свободных денежных средств предприятий, обеспечивает их более надежную сохранность.
Денежные средства предприятий находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, в чековых книжках и пр. Их приумножение, правильное использование, контроль за сохранностью – важнейшая задача бухгалтерии. От успешности ее решения во многом зависит платежеспособность предприятия, своевременность выплаты заработной платы его персоналу, расчетов с заказчиками, платежей в бюджет и др. Бухгалтерский учет денежных средств, расчетных и кредитных операций имеет важное значение для правильной операции организации денежного обращения расчетов и кредитования в народном хозяйстве, в укреплении платежной дисциплины, в эффективном использовании финансовых ресурсов.
Целью бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций – является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечение сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики бухгалтерия должна исходить из принципа, что умелое использование денег и денежных средств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, акции и облигации сторонних предприятий, инвестиционные фонды и т.д.).
Из этой цели вытекают следующие основные задачи учета и контроля денежных средств:
-проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, своевременное и полное отражение их в учете;
-обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженностей, средств в расчетах в иностранной валюте;
-своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, документов и расчетов, обеспечение взыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженностей и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки;
-обеспечение сохранности денежных средств, документов в кассе и других местах их выдачи, бесперебойное удовлетворение денежной наличностью всех неотложных нужд предприятия, где по условиям расчетов или исходя из характера деятельности она необходима;
-изыскание возможности наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.
Текущими заботами этого участка являются:
-контроль за оплатой счетов,
-получение долгов с заемщиков и дебиторов;
-наблюдение за кассовой дисциплиной;
-правильное заполнение первичной документации.
Предприятия, осуществляют текущую, инвестиционную и финансовую деятельность, вступают во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, в том числе с членами своего трудового коллектива. Эти взаимоотношения основаны на денежных расчетах.
Большая часть расчетов по взаимным обязательствам проводится через учреждения банков, т.е. путем безналичных расчетов.
При кажущейся простоте учета денежных расчетов и, в частности, кассовых операций, тем не менее, многие практические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов.
Для бухгалтерского учета денежных средств и расчетных операций применяется система счетов бухгалтерского учета, объединенных в Плане счетов бухгалтерского учета в разделы “Денежные средства” и “Расчеты”. Они включают в себя счета учета денежных средств и финансовых документов (кассы, расчетного, валютного и специальных счетов т.д.), и расчетов.
1.2.Нормативно-правовое обеспечение контрольной проверки кассовых операций
Постановлением Национального банка РБ от 17 января 2008г № 4 утверждены Правила, устанавливающие единый порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Беларуси в наличных белорусских рублях, а также организацию контроля за соблюдением правил ведения кассовых операций.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.
Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при однородных расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями).
Различают чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек. Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с одним поставщиком или подрядчиком. Сумма лимита и срок действия книжки должны быть ограничены.
Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки.
За несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций предусмотрена ответственность в соответствии с Инструкцией о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций в Республике Беларусь, утвержденной Постановлением правления Национального банка Республики Беларусь 27 июня 2003г. № 125.
За осуществление расчетов наличными денежными средствами между предприятиями сверх определенного законодательством Республики Беларусь предельного размера расчетов взыскивается штраф в двукратном размере суммы соответствующего произведенного платежа (платежей) с каждого из участников расчетов (плательщика, получателя либо с обоих), допустившего превышение установленного размера.
Разрешение на проведение предприятиями расчетов наличными денежными средствами в установленном законодательством Республики Беларусь размере должны иметь все стороны, участвующие в расчетах (в том числе производимых из выручки), за исключением индивидуальных предпринимателей, не открывших счета в учреждениях банков в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Процедура выдачи разрешений на расчеты наличными денежными средствами между предприятиями определяется руководителем учреждения банка.
Разрешение может быть оформлено в виде:
резолюции руководителя учреждения банка на ходатайстве предприятия;
подписи руководителя учреждения банка на сообщении (заявке-расчете) об установленном предприятию размере расходования наличных денежных средств на эти цели из выручки и т.д.
За несвоевременное оприходование в кассу наличных денежных средств взыскивается штраф в размере 10% от несвоевременно оприходованной суммы.
За неоприходование в кассу наличных денежных средств предприятия несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Сдача наличных денежных средств в центральную кассу предприятия подразделениями, расположенными вне месторасположения предприятия и не являющимися обособленными подразделениями, продавцами мелкорозничной торговой сети (палатки, ларьки, киоски, летние кафе и т.п.), пунктами передвижной торговли (автомагазины, автолавки, лотки, корзины и т.п.), а также иными уполномоченными лицами (агенты, распространители, инспекторы и другие материально ответственные лица), сдающими выручку в центральную кассу предприятия, должна осуществляться в установленный в соответствии с законодательством Республики Беларусь срок. Записи кассиром в кассовую книгу производятся в день оформления приходных кассовых ордеров по факту приема наличных денег от вышеуказанных подразделений, уполномоченных лиц.
Сдача наличных денежных средств в центральную кассу вышеуказанными подразделениями, уполномоченными лицами с нарушением установленного срока расценивается как факт несвоевременного оприходования в кассу наличных денежных средств.
За превышение установленных лимитов остатков (предельные остатки) касс взыскивается штраф в размере 25% от суммы выявленного превышения лимита остатка (предельный остаток) кассы за каждый рабочий день предприятия.
При каждом последующем установлении проверками, проведенными в течение года от даты предыдущей проверки, превышения лимита остатка (предельный остаток) кассы штраф взыскивается в размере 50% от суммы выявленного превышения лимита остатка (предельный остаток) кассы за каждый рабочий день предприятия.
При несоблюдении сроков сдачи выручки в фактический остаток включается сумма наличных денежных средств, находящихся в кассе самого предприятия и у вышеуказанных подразделений, уполномоченных лиц предприятия, нарушивших срок сдачи выручки.
За нецелевое использование наличных денежных средств, полученных из касс учреждений банков, за нецелевое расходование наличных денежных средств из выручки взыскивается штраф в размере 10% от суммы нарушения.
За другие нарушения правил ведения кассовых операций, не перечисленные выше и приведшие к сокрытию превышения установленного предприятию лимита остатка (предельный остаток) кассы, взыскивается штраф в размере 10% от суммы нарушения за каждый рабочий день предприятия согласно расчету суммы превышения лимита остатка (предельный остаток) кассы.
При выявлении у одного предприятия нескольких нарушений сумма штрафа начисляется и взыскивается по совокупности нарушений.
Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списания с него, банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных поручений) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых организациях.
1.3.Методологические приемы фактического и документального контроля, используемые при ревизии кассовых операций
Чтобы сформировать свое мнение о постановке бухгалтерского учета, достоверности и объективности учетных данных, эффективности внутреннего контроля, аудитор должен собрать достаточное количество доказательств этому. Для этого он использует методы их получения. К ним относятся:
1. проверка арифметических расчетов;
2. наблюдение за выполнением хозяйственных операций или бухгалтерских проводок;
3. наблюдение или проведение инвентаризаций;
4. получение письменного подтверждения от третьих лиц;
5. устный опрос;
6. проверка документов, полученных от третьих лиц;
7. проверка документов, подготовленных на предприятиях клиента;
8. анализ.
Применяя эти методы, аудитор подвергая анализу нужные документы, должен знать, как правильно поставлен на предприятии бухгалтерский учет и налажена система внутреннего контроля, какие отклонения возможны в организации учета и контроля, какой метод следует применить для выявления возможных нарушений, к каким объектам контроля следует применить тот или иной метод. При проверке кассовых операций применяются все методы сбора аудиторских доказательств.
Каждая из процедур направлена на выявление определенного вида нарушений и злоупотреблений. Аудитор вправе приглашать на проверку ассистентов с целью более быстрого проведения аудита. Ассистенты могут выполнять порученную работу параллельно, а другую работу одновременно, так как результаты одной процедуры служат исходным материалом для последующих проверок.
По второму виду метода аудитор определяет порядок ведения кассовых операций с целью выявления подложных неоформленных первичных документов. Денежные средства из кассы выдаются по надлежаще оформленным первичным документам – расходным кассовым ордерам, платежным ведомостям, заявлениям на выдачу депонированных сумм, счетам и т.д., которые в обязательном порядке подписываются руководителем и главным бухгалтером. При отсутствии хотя бы одной подтверждающей подписи, а так же разрешительной руководителя можно говорить о хищении, эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира. Обращают внимание на подлинность подписи получателя, для чего-либо вызывают данное лицо, либо сверяют его подпись, проверяют наличие данных паспорта или документа его удостоверяющего.
Платежные ведомости проверяются на итог суммы, указания её прописью, указания номера и даты её составления, проведения этой суммы в журнале регистрации платежных поручений, возможен и устный опрос получателей денег и сотрудников предприятия.
По третьему варианту проверки аудитор проверяет наличие не оприходованных и присвоенных сумм для этого он применяет методы получения письменного объяснения или подтверждения проверку документов, полученных от клиента, проверку документа подготовленного на самом предприятии клиента. Это могут быть суммы из банка, юридических и физических лиц.
При проверке работы кассы возможно выявление использования одних и тех же документов на приход и на расход, для этого аудитор проводит контроль хозяйственных или бухгалтерских операций.
Проверяется возможность списания сумм по подложным документам или без основания. Тогда возможен устный опрос и встречная проверка документов.
В случае сомнения по увеличению сумм списания, аудитор проводит арифметический контроль и проверяет подлинность по документам третьих лиц.
В случае сомнений по депонированным суммам при их присвоении, проверятся наличие заявления на выдачу этой суммы, проверятся подлинность подписи, проводится устный опрос.
Аудитор просматривает возможность получения сумм, причитающихся другим организациям, тогда аудитор делает запрос на это предприятие с просьбой подтвердить факт получения денежных сумм по указанной операции.
Для определения возможного нарушения предельного расчета наличными, превышения лимита кассы, расчета с населением с применением контрольно-кассовых машин, а также применение их без регистрации в налоговой инспекции, аудитор проводит контрольную проверку первичных документов, разрешающих документов, журналов регистрации.
При обнаружении отклонений от правил ведения кассовых операций аудитор составляет таблицы.
Все возможные случаи отклонений увязываются с данными аналитического, синтетического учета, сверяются сданными сводных регистров, организуются встречные проверки, проводятся устные опросы, берутся письменные объяснения.
По каждому факту отклонений от Порядка ведения кассовых операций, аудитор обязан сообщать руководителю предприятия, чтобы принимались соответствующие меры для их устранения.
Раздел 2. Методика аудита (ревизии) кассовых операций в организации
2.1. Источники информации и планирование ревизии кассовых операций
Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок – это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с реализацией, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставить кассовые документы с прочими.
Основными документами, которые необходимо изучить при проверке кассовых операций, являются: кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера; расходные кассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации выданных доверенностей; журнал (книга) регистрации депонентов; журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты.
Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:
Главная книга;
журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (для журнально-ордерной формы счетоводства),
иные регистры синтетического учета кассовых операций;
баланс предприятия (ф. № 1);
отчет о финансовых результатах и их использовании (ф. № 2), раздел 3 «Движение денежных средств»;
отчет о движении денежных средств (ф. № 4).
Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланировать эту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут просматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определенную процедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы.
Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.
Аудитор с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты ведения учета на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стандартных процедур.
Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением денежных средств в кассе предприятия для аудитора являются:
отсутствие на предприятии налаженной системы проведения внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;
отсутствие на предприятии приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок,
наличие признаков формального проведения ревизий кассы: назначение в комиссии по проведению ревизий постоянно одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к акту рабочих записей ревизионной комиссии, свидетельствующих о полистном пересчете банкнот, проведение проверок кассы на отчетные даты, когда кассир знает о них и заранее готовится, и др.;
предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо главного бухгалтера и руководителя предприятия, не отраженное в распоряжениях руководителя предприятия;
формальное проведение ревизии кассы при смене (увольнении) кассиров;
отсутствие в штате кассира и возложение этих функций на счетного работника без письменного распоряжения руководителя предприятия;
отсутствие договоров с кассиром о полной материальной ответственности;
отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о том, что такая процедура является для него обычной.
Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров, поэтому аудитор должен опросить каждого из ответственных лиц.
Вопросник аудитора составляется таким образом, что в большинстве случаев ответ не надо вписывать, так как аудитор отмечает в вопроснике полученный ответ, номер процедуры и номер предварительного вывода. Вопросник построен по принципу блок-схемы: если нет необходимости задавать какой-либо вопрос, номер следующего вопроса указан в графе «Номер следующего вопроса».
Вопросник аудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.
Результаты опроса ответственных лиц могут не совпадать: кассир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезапных ревизиях кассы, руководитель предприятия – о необходимости заключать договор о полной материальной ответственности с кассиром. Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопросы могут также свидетельствовать о слабых сторонах внутреннего контроля.
Ответы на вопросы могут быть типа «должен (должны) быть», т.е. отвечающий может быть не уверен в своем ответе, в этом случае ответ на поставленный вопрос аудитору приходится находить самому или опрашивать других сотрудников предприятия.
По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии кассовой дисциплины на предприятии. Представленный вопросник позволяет аудитору сделать ряд промежуточных выводов, совокупность которых дает право сделать основной вывод о том, что кассовая дисциплина у клиента не соблюдается, а порядок ведения кассовых операций нарушается.
Подобный вывод может стать основанием для следующих действий:
если по результатам опроса сотрудников проверяемого предприятия и данным экспресс-анализа отчетности кассовые операции составляют небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор может планировать проверку кассовых операций в обычном порядке для оценки материальности статьи «Касса» в отчетности предприятия;
если удельный вес кассовых операций велик, например, реализация продукции предприятия ведется через кассу, то это может послужить основанием аудитору для отказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности предприятия.
В общем случае по результатам опроса у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки кассовых операций и намечен состав процедур.
По результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по вопроснику аудитор может сделать следующие выводы:
1. Нарушение Порядка ведения кассовых операций в РБ кассовые ордера подписываются параллельно с главным бухгалтером лицами, полномочия которых не подтверждены письменным распоряжением (приказом) руководителя предприятия.
2. Нарушение Порядка ведения кассовых операций в РБ расходные кассовые ордера подписываются параллельно с руководителем предприятия лицами, полномочия которых не подтверждены письменным распоряжением (приказом) руководителя предприятия.
3. Нарушение Порядка ведения кассовых операций в РБ в бухгалтерии предприятия не ведется Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов.
4. Нарушение Порядка ведения кассовых операций в РБ на предприятии не установлены приказом (распоряжением) руководителя предприятия сроки внезапной ревизии кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.
5. Нарушение Порядка ведения кассовых операций в РБ на предприятии при смене кассира не была проведена ревизия кассы.
6. Нарушение Порядка ведения кассовых операций в РБ приказом руководителя предприятия не назначена специальная комиссия для проведения ревизии кассы.
7. Нарушение Порядка ведения кассовых операций в РБ и приказа руководителя предприятия № 16 от 12.04.2008г на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились.
8. Нарушение Порядка ведения кассовых операций в РБ договор о полной материальной ответственности с кассиром не был заключен.
9. Нарушение Порядка ведения кассовых операций в РБ на предприятии не ведется кассовая книга.
2.2 Контроль документального оформления кассовых операций
Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами (приложения 1,2). Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер, а расходные – руководитель предприятия и главный бухгалтер. Заработную плату, премии, пособия по временной нетрудоспособности выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным и расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем и главным бухгалтером (приложение 3).
Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (приложение 4).
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней заверено подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут через копировальную бумагу на 2-х листах. Один лист отрывают, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами (приложение 5). Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера.
Записи в кассовую книгу производятся кассиром по каждому ордеру, сначала все приходные, затем все расходные. Потом выводится остаток денег в кассе, отрывной лист кассовой книги с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию в качестве отчета кассира.
Регистрами учета, в которых отражаются кассовые операции, являются журнал-ордер № 1 по кредиту счета 50 "Касса" и ведомость № 1а по дебету счета 50. Журнал-ордер используют для фиксирования кредитовых оборотов; ведомость" 1а – дебетовых оборотов по счету 50. Записи проводят с расчленением операций по корреспондирующим счетам.
Основанием для бухгалтерских записей в журнале-ордере № 1 и ведомости № 1а являются проверенные отчеты кассира с приложенными к ним первичными документами. Записи в журнале-ордере производят итогами за день на основании расходной части отчетов кассира с приложенными первичными документами.
Предварительно первичные документы группируют по корреспондирующим счетам, и однородные операции отражают общей суммой за день. При небольшом количестве операций в хозяйстве допускаются записи по итогам отчета кассира за 2-3 дня.
В ведомости № 1а записи делают аналогичным путем на основании отчетов кассира, только по их приходной части с предварительной группировкой документов по корреспондирующим счетам.
Остаток средств в кассе показывают в ведомости только на начало года и на конец каждого месяца. На протяжении месяца для контроля и оперативных целей используют данные об остатках средств, приведенные в отчете кассира.
Журнал-ордер № 1 и ведомость 1а являются регистрами годичного обращения. Они брошюруются в виде тетрадей с вкладными листами и открываются для учета кассовых операций на календарный год. Общий кредитовый оборот из журнала-ордера № 1 записывается в главную книгу в кредит счета 50, а составляющие его суммы по дебетуемым счетам переносят в дебет соответствующих счетов.
При внутрихозяйственном контроле важное значение имеет взаимная сверка оборотов в регистрах учета. Поэтому, прежде чем перенести итоги журнала-ордера № 1 по кредитовым оборотам в главную книгу их по каждому корреспондирующему счету сверяют с данными других регистров. После сверки регистров обороты по счету 50 "Касса" разносят в главную книгу.
Учет денежных средств в кассе на основании первичных документов, кассовых отчетов, журнала регистрации приходных и расходных ордеров ведется в журнале-ордере № 1 по кредитовому признаку, а дебет счета 50 "Касса" отражается в ведомости.
Рис. Схема учета денежных средств на счете 50 "Касса"
На примере приведенных в таблице хозяйственных операций по ОДО «Контакт» за октябрь 2008года просматривается порядок заполнения журнала-ордера № 1.
Таблица 1
Хозяйственные операции по кассе за октябрь 2008 года.
Содержание хозяйственных операций | Дата | Сумма | Проводка | |
Дт | Кт | |||
1. Получено с расчетного счета на з/плату по чеку, п/о 30 | 2.10 | 7 8000 | 50 | 51 |
3. Выдано на хоз.нужды Глушневу А.А., р/о № 53 | 2 .10 | 5000 | 71 | 50 |
4. Возвращен остаток неиспользованных сумм Ковалев А.А., п/о 31 | 2 .10 | 8000 | 50 | 71 |
5. Получено в кассу за реализованную продукцию, п/о 32 | 3 .10 | 7 1800 | 50 | 62 |
6. Выдано на хоз.нужды Андреевой С.В., р/о 54 | 3 .10 | 250 | 71 | 50 |
7. Получено с расчетного счета на хоз.нужды по чеку, п/о 33 | 6 .10 | 1 5000 | 50 | 51 |
8. Выдана единовременная материальная помощь за ФОТ Гурко Л.В., р/о 55 | 6 .10 | 15 000 | 70 | 50 |
10.Внесено из кассы на расчетный счет, квитанция 101, р/о 56 | 9 .10 | 126 200 | 51 | 50 |
11. Принят в кассу остаток неиспользованных подотчетных сумм, Ковалева Н.В., п/о 34 | 12 .10 | 2 400 | 50 | 71 |
12. Внесено из кассы на расчетный счет, квитанция № 102, р/о 57 | 12 .10 | 65 000 | 51 | 50 |
13. Принято в кассу за спецодежду от Ерша Н.А., п/о № 35 | 12 .10 | 3 600 | 50 | 43 |
14. Получено в кассу от покупателя, п/о 36 | 16 .10 | 4 000 | 50 | 62 |
15. Выдано на хознужды Васильевой Т.Н., п/о № 37 | 19 .10 | 1 400 | 71 | 50 |
16. Получено с расчетного сч. на хознужды по чеку, п/о 38 | 19 .10 | 2 400 | 50 | 51 |
17. Продали продукцию за наличный расчет, п/о № 39 | 19 .10 | 270 | 50 | 43 |
18. Возвращен остаток неиспользованных сумм Васильевой Т.Н., п/о 40 | 23 .10 | 1300 | 50 | 71 |
19. Погашена дебиторская задолженность, п/о 41 | 27 .10 | 6000 | 50 | 70 |
20. Внесено на расчетный счет из кассы,квитанция 103, р/о59 | 30 .10 | 35 000 | 51 | 50 |
Для учета кассовых операций на предприятии ОДО “Контакт” использует активный счет 50. На дебете счета 50 отражают хозяйственные операции по поступлении наличных денег в кассу с кредита разных счетов в зависимости от вида поступления.
Счет 50 "Касса" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.
К счету 50 "Касса" могут быть открыты субсчета:
50-1 "Касса организации",
50-2 "Операционная касса",
50-3 "Денежные документы" и др.
На субсчете 50-1 "Касса организации" учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 "Касса" должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
На субсчете 50-2 "Операционная касса" учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.
На субсчете 50-3 "Денежные документы" учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 "Касса" в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.
По дебету счета 50 "Касса" отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 "Касса" отражается выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.
Таблица 2
Счет 50 "Касса" корреспондирует со счетами:
по дебету | по кредиту |
50 Касса | 50 Касса |
51 Расчетные счета | 51 Расчетные счета |
52 Валютные счета | 52 Валютные счета |
55 Специальные счета в банках | 55 Специальные счета в банках |
57 Переводы в пути | 57 Переводы в пути |
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 58 Финансовые вложения |
62 Расчеты с покупателями и заказчиками | 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
71 Расчеты с подотчетными лицами | 62 Расчеты с покупателями и заказчиками |
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям | 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
75 Расчеты с учредителями | 68 Расчеты по налогам и сборам |
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
79 Внутрихозяйственные расчеты | 70 Расчеты с персоналом по оплате труда |
80 Уставный капитал | 71 Расчеты с подотчетными лицами |
86 Целевое финансирование | 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям |
44 Реализация готовой продукции | 75 Расчеты с учредителями |
98 Доходы будущих периодов | 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
99 Прибыли и убытки | 79 Внутрихозяйственные расчеты |
и др. | 80 Уставный капитал |
94 Недостачи и потери от порчи ценностей | |
99 Прибыли и убытки и др. |
Бухгалтерия предприятия использует следующую корреспонденцию счетов для отражения поступления наличных денег в кассу, табл. 3.
Таблица 3
Корреспонденция счетов для отражения поступления наличных денег в кассу
Дебет счета 50 (операции) | Кредитуемые счета |
Получены в кассу: | |
в возмещении издержек обращения | 44 |
зачислена выручка: | |
от продажи товаров и оказанию услуг | 46 |
от продажи прочего имущества | 48 |
по чеку наличные деньги | 51 |
платежи от покупателей и заказчиков | 62 |
в погашение задолженности по претензиям | 63 |
от подотчетных лиц | 71 |
от членов трудового коллектива в погашение долга по беспроцентным ссудам (73-1), за причиненный материальный ущерб (73-2) | 73 |
погашение дебиторской задолженности | 76 |
выявлены при инвентаризации кассы излишки | |
денежных средств | 80-3 |
По кредиту счета 50 отражают операции по выбытию наличных денежных средств с дебета разных счетов в зависимости от вида расходов.
Бухгалтерия предприятия использует следующую корреспонденцию счетов для отражения выбытия денежных средств из кассы, табл. 4.
Таблица 4
Корреспонденция счетов для отражения выбытия денежных средств из кассы
Кредит счета 50 (операции) | Дебетуемые Счета |
Выбыли из кассы: | |
за наличные деньги приобретены: | |
материалы, включая расходы по доставке | 10 |
МБП, включая расходы по доставке | 12 |
внесены наличные деньги на расчетный счет | 51 |
приобретены марки, конверты, путевки в дома отдыха, пансионаты, санатории | 56 |
оплачены счета поставщиков за услуги и приобретенное имущество | 60 |
в погашение задолженности по претензиям | 63 |
выдана заработная плата | 70 |
выданы деньги под отчет, перерасход по авансовым отчетам | 71 |
выданы беспроцентные ссуды членам трудового коллектива | 73-1 |
выплачены по обязательствам предприятиям, юридическим и физическим лицам суммы, удержанные из заработной платы (76-1), депонированная заработная плата (76-2), требования разных кредиторов (76-3) | 76 |
Характерной особенностью счетов учета денежных средств является отражение информации по ним в отечественной и иностранной валютах, а также организации информации о наличии и движении краткосрочных финансовых вложений предприятия в ценные бумаги других предприятий, процентные облигации государственных и местных займов, предоставленных предприятиям другими предприятиями
2.3 Проведение аудита кассовых операций в ОДО «Контакт»
Аудиторскую проверку денежных средств целесообразно начинать с проверки кассовых операций. Основным нормативным актом, регламентирующим порядок осуществления операций по приему, хранению и выдаче наличных денег в кассе организации, является Порядок ведения кассовых операций в Республике Беларусь
Проверка кассы обычно начинается с проведения инвентаризации кассовой наличности немедленно по прибытии аудитора на место проверки в присутствии кассира и главного (старшего) бухгалтера. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы предотвратить возможность покрытия из других источников недостачи денег, изменения остатка денег, выведенного в кассовой книге. Последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня кассир представляет для проверки, а также дает расписку о том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход денег.
Далее кассир начинает группировку наличных денег по соответствующим купюрам и в присутствии аудитора и главное бухгалтера организации проводит полный полистный их счет, включая опечатанные в пачках деньги, полученные в учреждении банка.
Аудитор должен помнить, что выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остаток наличных денег в кассе не принимается. Наличные деньги, подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считают излишком кассы и зачисляются в доход организации. Часто расписки, якобы подтверждающие получение денег у кассира: сдачу их на временное хранение, во внимание не принимаются
При инвентаризации кассовой наличности аудитору необходимо установить также наличие других ценностей в кассе: ценных бумаг, денежных документов. Результаты инвентаризации наличных денежных средств и других ценностей в кассе сопоставляются данными об их остатках, зафиксированными в бухгалтерском отчете. Выявленные в ходе инвентаризации кассовой наличности лишки по рекомендации аудитора приходуются по приходному кассовому ордеру в доход организации (дебет счета 50 и кредит счета 91), и данная операция записывается в кассовой книге, лишки могут быть результатом умышленных действий (неучтенные средства) или допущенных ошибок при приеме и выдаче денежных средств. Поэтому аудитор должен объективно оценить ситуацию и определить правильную формулировку для акта проверки.
Выявленная в ходе инвентаризации незначительная недостача денег может быть погашена кассиром путем внесения недостающей суммы в кассу организации. Данная операция должна быть также оформлена приходным кассовым ордером и записана в кассовой книге. Кассир обязан дать аудитору письменное объяснение причин излишков или недостач. При обнаружении значительных недостач вследствие злоупотреблений аудитор может рекомендовать руководителю организации немедленно отстранить кассира от должности и передать дело следственным органам.
Результаты инвентаризации наличных денежных средств и других ценностей в кассе аудитор оформляет актом по типовой форме № ИНВ-15, который кроме аудитора подписывают кассир и главный (старший) бухгалтер проверяемого экономического субъекта. Этот акт является письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору в дальнейшем проверке полноты оприходования и правильности списания денежных средств по кассе.
При проверке кассы аудитору необходимо также выяснить: заключен ли с кассиром договор о материальной ответственности или имеется ли в личном деле кассира обязательство о материальной ответственности, предусмотренное Порядком ведения кассовых операций; соответствует ли помещение кассы требованиям, установленным для работы кассира; обеспечены ли охрана кассы и сохранность денег при доставке из банка и во время выдачи заработной платы; имеется ли для хранения денег и других ценностей в кассе сейф или несгораемый шкаф; соблюдаются ли правила хранения ключей от сейфа (несгораемого шкафа) для хранения денег и других ценностей в кассе; соблюдается ли установленный лимит хранения денежной наличности по отдельным датам; проводятся ли периодические внезапные проверки кассы и имеются ли акты по таким проверкам.
Затем аудитор переходит к проверке правильности документального оформления операций. Практика проверок показывает, что во многих организациях кассовые документы составляются некачественно, часто в приходных и расходных документах отсутствуют подписи ответственных лиц, вносивших деньги в кассу или получивших их из кассы, и другие обязательные реквизиты. Такие документы считаются недействительными, а проведенные по ним операции необоснованными. Если такое установлено, то аудитор должен сообщить об этом руководителю и главному бухгалтеру организации с целью принятия оперативных мер.
На следующем этапе проверки следует установить: ведут ли в данной организации по установленной форме журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; все ли кассовые документы зарегистрированы в журнале, нет ли пропущенных номеров кассовых ордеров; наличие и правильность ведения кассовой книги, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью, а количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителя и главного бухгалтера; действительно ли одну кассовую книгу ведут в данной организации (особенно это касается многопрофильных организаций, которые данный порядок часто нарушают).
После выяснения соблюдения установленных требований необходимо переходить к проверке законности совершения кассовых операций, соответствия их Порядку ведения кассовых операций. Проверке подлежат все приходные и расходные денежные документы за ревизуемый период.
При проверке кассовых операций особое внимание аудитор должен уделить выявлению правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денег. Денежные средства могут поступать из банков, от работников организации в оплату каких-либо услуг, могут быть остатками неиспользованных авансов и др. Тщательной проверке аудитора подлежат полнота и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных на корешках чеков, выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег) и приходных кассовых ордеров. Однако это только формальная сторона проверки, а поэтому необходимо также проверить законность поступления денег в кассу по существу.
Известны случаи, когда организации получали в банках значительные суммы денег в кассу якобы на выплату пособий или на операционно-хозяйственные нужды, а впоследствии эти суммы присваивались должностными лицами путем использования фиктивных расходных ведомостей на вымышленных лиц или фиктивных расходных документов на подотчетных лиц.
Следует тщательно проверить также полноту оприходования выручки от реализации продукции основного производства, общественного питания, услуг вспомогательных, жилищно-коммунального, обслуживающих производств и хозяйств. При проверке приема наличных денег следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах, на корешках чеков и выписках банка с отчетами, накладными и счетами по реализации продукции (работ, услуг).
Аудитор должен помнить, что в настоящее время в некоторых организациях умышленно скрывают денежные доходы от государственного налогообложения. Так, например, поступление наличной денежной выручки отражают проводками: дебет счета 50 «Касса» и кредит счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 20 «Основное производство» и т.д. В таких ситуациях необходимо провести встречные сверки дебетовых записей по перечисленным счетам на проверяемые суммы с кредитовыми записями на счете 90 «Продажи», и если на кредите счета 90 данных контрольных сумм не окажется, то это представляет собой сокрытый объект (выручка) налогообложения. В таких случаях аудитор должен немедленно сообщить об этом руководителю организации и предупредить о том, к каким последствиям могут привести эти нарушения налогового законодательства. Кроме того, подобные нарушения и ошибки искажают соответствующие показатели бухгалтерской отчетности организации, а, как известно, основная цель аудита – подтверждение достоверности годовой бухгалтерской отчетности организации.
При проверке приходных кассовых документов аудитор должен тщательно изучить (по отдельным не свойственным профилю организации операциям) договоры, заключенные по данным операциям с юридическими и физическими лицами. Так, зачастую денежные средства за реализованную продукцию, товары (работы, услуги), полученные от юридических и физических лиц, отражают в учете в соответствии с выдуманными договорами о совместной деятельности (простого товарищества) или трастовыми договорами. В подобных ситуациях необходимо помнить, что физическое лицо, если оно не зарегистрировано как предприниматель, не может заниматься никакими совместными видами деятельности с целью получения прибыли, а трастовыми операциями могут заниматься специальные трастовые компании, имеющие государственное разрешение (лицензию) на данный вид деятельности. Подобные операции проводятся умышленно с целью сокрытия части валовой продукции от государственного налогообложения.
Особое внимание при проверке кассовых операций необходимо уделить полноте и правильности учета внереализационных доходов (процентов и дивидендов по финансовым вложениям, штрафов по хозяйственным договорам, арендной платы, безвозмездно полученных сумм и т.д.), а также начисления налогов от этих доходов. Необходимо проверить соблюдение размера лимита наличных расчетов с организациями и физическими лицами – предпринимателями за товарно-материальные ценности. Здесь иногда встречаются нарушения, когда денежные средства приходуют или выдают из кассы сверх установленного лимита наличных расчетов через выдуманные фамилии физических лиц путем оформления на них приходных или расходных кассовых ордеров. Фиктивные лица выявляются путем проверки наличия заключенных договоров с физическими лицами.
Проверяя расходование наличных денег из кассы организации, аудитор должен помнить, что эти операции оформляются расходными кассовыми ордерами или другими надлежаще оформленными документами (платежными ведомостями, счетами, заявлениями и др.). Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации или лицами, ими уполномоченными. При проверке необходимо убедиться в юридическом обосновании выдачи из кассы наличных денег (зарплата – есть ли приказы о приеме на работу, перемещениях, увольнениях, отпусках, поощрениях, трудовые договоры, акты приемки выполненных работ и др.; выдача в подотчет – приказы на командировку, о выдаче в подотчет; выдача сторонним лицам – доверенность, если это от организации, фактура или корешок приходного ордера и др.; выдача алиментов – исполнительный лист и др.). Во всех расходных кассовых ордерах должны быть проставлены паспортные данные.
Такая тщательная проверка необходима, потому что, например, встречаются такие умышленные нарушения, когда в организациях крупные суммы денег из кассы выдаются под видом различных операционно-хозяйственных и представительских расходов, а потом эти суммы списывают на издержки производства (обращения) по фиктивным документам. Другой пример: когда с кредита счета 50 «Касса» без всякого основания списывают на затраты производства или на издержки обращения суммы выплаченных пособий по социальному страхованию, разовой материальной помощи, что необоснованно увеличивает себестоимость продукции (работ, услуг).
Практика аудиторских проверок показывает также, что из кассы иногда в организациях необоснованно выдают денежные средства физическим лицам (не включенным в списочный состав работников и без предварительного начисления заработной платы) под видом оплаты за маркетинговые, информационные, агентские и другие услуги, включая эти суммы в состав издержек производства (обращения); с кредита счета 50 «Касса» на затраты производства в организациях списывают также суммы, оформленные как якобы стоимость купленных за наличный расчет материалов (без предварительного их оприходования и без составления по ним расходных документов). Подобные нарушения и ошибки выявляются довольно часто, и поэтому аудитор должен по таким операциям сначала определить размеры сокрытого объекта налогообложения и размеры скрытых по нему сумм для начисления платежей во внебюджетные фонды социального страхования и социального обеспечения. После этого аудитор должен в письменной форме предупредить руководство организации о последствиях указанных нарушений и рекомендовать ему исправить допущенные ошибки. Особое внимание необходимо обращать на оформление кассовых документов: имеются ли на каждом документе расписки получателей; наличие на титульном листе платежной ведомости разрешения на выдачу денег (заработной платы, пособий, премий и т.д.) руководителя и главного бухгалтера организации с их подписями и указанием сроков выдачи и сумм прописью; составлен ли реестр депонированных сумм и сделана ли надпись о фактически выплаченной и депонированной сумме; погашаются ли кассовые документы (приходные – штампом «получено», расходные – «оплачено») с указанием даты, нет ли на них следов подчисток или исправлений.
На достоверность финансовой отчетности оказывает влияние правильность отражения операций по движению денежных средств на счетах бухгалтерского учета. Бывают случаи, когда бухгалтер, принимающий отчеты кассира, умышленно или из-за незнания неправильно составляет корреспонденцию счетов, что необоснованно приводит к вуалированию доходов организации и уменьшению отчисления налогов в бюджет. Поэтому тщательной проверки требует корреспонденция счетов по каждой кассовой операции.
При проверке кассовых операций можно использовать такие приемы контроля, как чтение документов, проверка (обследование) документов, встречная сверка документов и записей, счетная проверка арифметических данных.
Кассовые операции по приему и списанию денег в расход изучают по всем документам, приложенным к кассовым отчетам, по возможности за весь период, подлежащий проверке. При аудите исследуются следующие формы учетной документации по кассовым операциям: № КО-1 «Приходный кассовый ордер», № КО-2 «Расходный кассовый ордер», № КО-3 и КО-За «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов», № КО-4 «Кассовая книга», № КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денег», документы безордерного оформления приема и выдачи денег, регистры по счету 50 «Касса», Главная книга, балансы на соответствующие даты, отчеты о движении денежных средств и др.
В ходе проверки кассовых операций аудитор должен, кроме того, проверить: периодичность сдачи отчетов кассира в бухгалтерию, расписки главного бухгалтера или его заместителя о проверке и принятии отчетов и документов к ним; своевременно ли возвращаются в банк остатки денежных средств, полученные на организационно-хозяйственные расходы и на оплату труда; сдается ли в банк вся выручка; имеются ли случаи, когда незаполненные чеки были подписаны руководителем и главным бухгалтером организации; имеются ли случаи выдачи наличных денег в подотчет физическим лицам, не являющимся работниками данной организации.
Необходимо также установить: имеются ли случаи, когда кассир самостоятельно передоверяет кому-либо выполнение порученной ему работы; оборудовано ли помещение кассы звуковой, сетевой или иной сигнализацией; работает ли кассир только на данной должности или совмещает работу бухгалтера и кассира или, кроме основной работы, по совместительству обслуживает другие организации; имеются ли случаи доступа посторонних лиц в кассу.
Ответы на поставленные вопросы можно получить не только путем фактической проверки, обследования, наблюдения и т.д., но и путем тестирования. При этом аудитор может использовать тестирование по указанным вопросам в устной форме или в письменной – путем получения ответов на письменный запрос. Наиболее эффективной формой здесь является письменное тестирование, когда в заранее подготовленном аудитором вопроснике кассир и бухгалтерская служба отвечают на поставленные вопросы, а потом данная анкета заверяется подписями главного бухгалтера и кассира. Этот документ является бесспорным аудиторским доказательством.
Важное значение для аудитора имеет взаимная сверка оборотов в регистрах соответствующих корреспондирующих счетов со счетом 50 «Касса».
Правильность цифрового материала (оборотов и остатков) на счете 50 «Касса» за проверяемый период можно установить при сравнении данных последнего месяца проверяемого периода кассовой книги (или отчета кассира), журнала-ордера № 1, Главной книги, баланса. Если выявятся расхождения между сравниваемыми показателями указанных регистров, то это означает, что имеется ошибка. Ошибки должны быть найдены и исправлены бухгалтерской службой организации. Однако ошибка может быть здесь не только механической, но и умышленной, что требует получения письменных объяснений.
Практика аудиторских проверок свидетельствует о том, что наибольшее число злоупотреблений по кассе связано с оплатой труда и расчетами с подотчетными лицами. Так, зачастую в организациях составляют двойные ведомости или включают в ведомости «подставных» лиц, завышают итоги сумм к выдаче с целью получения из банка излишних сумм и их присвоения и т.д. Поэтому аудиторы должны обращать внимание на подписи в ведомостях работников отдела кадров. В необходимых случаях можно проверить списочный состав работников в отделе кадров, приказы, договоры, контракты и распоряжения об их принятии на работу; провести фактическую проверку объектов выполненных работ.
В заключение следует отметить, что раздел аудиторской программы по проверке кассовых операций должен включить следующие вопросы и направления аудита: инвентаризация наличия и проверка состояния хранения денежных средств и других ценностей в кассе; проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу; исследование правильности списания денег на расход; проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины; проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета; документирование материалов и результатов проверки; выводы и предложения по результатам аудита.
2.4. Обобщение результатов ревизии кассовых операций.
По окончанию проверки аудитор составляет аудиторское заключение. Оно состоит из трех частей – вводной, аналитической и заключительной.
В аналитической части дается подробная оценка каждой статьи баланса. Подбор материалов для аналитической части ведется методом пошагового приближения. Первым шагом является опрос работников и проведение ряда процедур по проверке достоверности ответов. По итогам первого шага делаются выводы работы кассы по обнаруженным недостаткам.
Вторым шагом является проведение процедур с целью выявления наиболее типичных и массовых ошибок при ведении кассовых операций. Ошибки могут носить обратимый и необратимый характер. Если установлен факт злого умысла, то аудитор дает оценку действиям должностного лица, заполняет таблицу с указанием результатов проверки. В заключительной части аудитор дает положительное, относительно положительное, отрицательное или отказывается от составления аудиторского заключения.
Заключение аудитора прикладывается к годовому отчету. Для ряда предприятий аудиторская проверка бывает обязательной по окончанию года перед годовым отчетом. По итогам проверки аудитор составляет аудиторское заключение по определенной форме. Подписывается каждый лист и ставиться печать аудитора на каждом листе. Затем заключение подписывается заказчиком. Общее заключение прикладывается к годовому отчету. Разработочные таблицы остаются у аудитора и заказчика, публиковать и предоставлять их другим сторонам без разрешения заказчика не допускается.
Недостатки в организации внутрихозяйственного использования денежных средств в ОДО «Контакт» следующие:
1.Вакансия кассира не занята, поэтому по приказу руководителя обязанности кассира выполняет Главный бухгалтер.
2.Главный бухгалтер за совмещение обязанностей своих непосредственных и обязанностей кассира (в том числе и полная материальная ответственность) не получает вознаграждение.
3.Дубликаты ключей от сейфа и кассы должны храниться по Положению в сейфе руководителя, в хозяйстве они хранятся в сейфе главного бухгалтера.
4.Нарушаются рекомендации по охране и транспортировке денежных средств из банка в кассу хозяйства. Кассиру не предоставляется охрана и специальное транспортное средство при доставке денег в хозяйство. В салон транспортного средства допускаются лица, попутно следующие, нарушается маршрут следования. Кассиру даются какие-либо поручения, не имеющие отношения к получению и доставке денег.
5. Имеются случаи подписи руководителем и главным бухгалтером незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе настоящего курсового исследования была изучена методика проведения аудиторской проверки кассовых операций на ОДО «Контакт».
В первой главе работы дана оценка важности для субъектов хозяйствования Республики Беларусь операций с наличными деньгами.
Наличные расчеты по-прежнему занимают важное место в системе расчетных отношений субъекта хозяйствования. Прежде всего, наличные средства на большинстве предприятий обеспечивают расчеты с персоналом по различным видам выплат.
Объектом учета операций в кассе предприятия является вся система наличных расчетов.
Наличные расчеты организовываются по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации наличных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота, который регламентируется нормативно-законодательной базой Республики Беларусь.
Также в данной главе определена и проанализирована нормативно-правовая база Республики Беларусь, регулирующая порядок проведения и отражение в бухгалтерском учете кассовых операций, а также порядок и методология проведения аудиторской проверки данного участка учетной работы.
Аудиторская проверка кассовых операций, как правило включает в себя следующие вопросы:
-определение соответствия проводимых операций действующему законодательству,
-проверка правильности отражения операций по кассе в бухгалтерском учете и балансе предприятия
-наличия всех первичных документов, на основании которых проводились кассовые операции (приходный ордер, расходный ордер, платежная ведомость и др.), а также полнота и правильность их заполнения.
Ревизоры и аудиторы используют в своей работе различные приемы проверок и исследований, применяя их в зависимости от поставленных перед ревизией (аудитом) задач.
Методологическое обеспечение контрольной проверки – это совокупность методов, которые могут использовать аудиторами в ходе проверки кассовых операций.
При осуществлении аудита кассовых операций используют различные по содержанию методические приемы проверки документов, причем как общие, так и специфические. Среди них можно выделить: формальную проверку; арифметическую; экспертную; логическую; встречную, нормативно-правовую; оценку документов по данным корреспондирующих счетов; оценку (аналитическую проверку) отчетности и т.д. Кроме того, в процессе аудиторского исследования аудитор, в зависимости от своего опыта и аудиторского чутья, составляет ряд вспомогательных аналитических таблиц.
Данные теоретические исследования позволили определить основные направления и методы аудита кассовых операций для ОДО «Контакт».
Учитывая выше изложенное, была составлена программа проверки кассовых операций ОДО «Контакт» за 2008 год, которая была подробно рассмотрена во второй главе настоящего курсового исследования.
В ходе данной проверки была рассмотрена методика контроля документального оформления кассовых операций, а также методика контрольной проверки операций по поступлению и выбытию наличных денежных средств.
В ходе исследования было установлено, что для проведения кассовых операций используются приходные и расходные кассовые ордера, которые подтверждают движение наличных денежных средств. Требования к составлению вышеуказанных документов достаточно строгие: в них должны быть заполнены все регистры, проставлены все необходимые подписи, во избежание их повторного использования приходные и расходные документы погашаются соответствующими штампами. Кассовые документы являются основанием для составления кассового отчета и оформления для бухгалтерских проводок. В результате проведения аудиторских мероприятий аудитором были составлены рабочие таблицы по проверке правильности оформления первичных документов, полноты оприходования поступивших из банка наличных средств и своевременности зачисления наличных денег на расчетный счет.
В результате проведенной проверки первичных документов были установлены первичные документы с неправильно заполненными реквизитами. Несвоевременно оприходованных в кассу или несвоевременно зачисленных наличных денежных средств на предприятии не установлено.
-синтетический и аналитический учет кассовых операций и операций по расчетному счету ОДО «Контакт» ведется в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета;
-кассовые операции отражаются в учете на основании приходных и расходных ордеров, с приложенными к ним первичными документами, подтверждающими совершение хозяйственных операций;
-при отражении в учете кассовых операций соблюдается преемственность регистров синтетического учета и отчетности;
На предприятии соблюдается лимит кассовой наличности, денежные средства расходуются по целевому назначению.
Кроме того, во второй части курсовой работы изложен порядок оформления результатов аудиторской проверки кассовых операций в ОДО «Контакт».
По результатам аудиторской проверки кассовых операций в ОДО «Контакт» было дано условно-положительное аудиторское заключение и оставлен акт, в котором дано пошаговое описание проведенной проверки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З
2. Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8.11.1994 г. № 3373-XII.
3. Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции от 17 мая 2004г. № 278-3).
4. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (утвержденное постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002г. № 62.)
5. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 27.06.2003г. № 125 «Об утверждении Инструкции о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь»
6. Правила ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь (в ред. постановлений Нацбанка от 29.10.2003г № 183, от 28.06.2004г № 99, от 03.06.2005г № 83), с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2006г.
7. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 04.08.2000г № 81 «Правило аудиторской деятельности «Планирование аудита».
8. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26.10.2000г «Правило аудиторской деятельности «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности».
9. О бухгалтерской отчетности предприятий. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17.02.2004г № 16.
10. Типовой план счетов и инструкция по его применению, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.05.2003г № 89.
11. Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 27.06.2003г. № 125 «Об утверждении Инструкции о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь»
12. О бухгалтерской отчетности предприятий. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 17.02.2004г. № 16.
13. Типовой план счетов и инструкция по его применению, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.05.2003г. № 89.
14. Аудит: Учебник. Под редакцией В.И. Подольского. - М.: Экономист, 2004.- 494 с.
15. Дробышевский Н.П. Ревизия и аудит: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2004.- 265 с.
16. Ладутько Н.И., Борисевский П.Е, Дробышевский Н.П., Ладутько Е.Н. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие. -Мн. ООО «ФУАинформ»,1998 .-818 с
17. Ладутько Н.И. Бухгалтерский учет в промышленности. Учебное пособие.-Мн. Издательство «Белорусский Дом печати», 2004.-680 с.
18. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет. Отечественная система и международные стандарты. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.- 520 с.
19. Пупко Г.М. Аудит и Ревизия: Учебник. - Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 512 с. Стуков Л.В., Стуков В.Л. Международная стандартизация и гармонизация учета и отчетности. М., 1998-280c.
20. Ревизия и аудит: Учебно-методический комплекс. Редактор Апенченко С.А. - Новополоцк: УО «ПГУ», 2005.
21. Харламова О.И., Бабына В.Ф., Панова Т.И. Ревизия и аудит: Учебно-методический комплекс. - Гомель: ГГУ им. Ф.Скарины, 2005.- 172 с.
22. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: Учебный комплекс.- Мн.: Книжный дом, 2005.-479 с.
23. Шидловская- М.С. Финансовый контроль и аудит: Учебное пособие. -Мн.: Вышэйшая школа, 2001.- 495 с.
24. Ярцева Н.М. Аудит: элементарный курс.- М.: Экономист, 2003.- 254 с
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |