Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Задачи, направления и формы использования документов в государственных и ведомственных архивах

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ (РОСОБРАЗОВАНИЕ)

ФГОУ СПО «»


ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ АРХИВАХ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Архивоведение»


Исполнитель:

ФИО

студентка очной формы обучения,

гр.


Руководитель:

ФИО,

преподаватель


Оценка:______________________


Нормоконтроль:______________


Южно-Сахалинск, 2010

Содержание

Введение 3

Глава 1. Архивы 5

Государственный архив 5

Ведомственный архив 5

Общие черты и различия между государ­ственными и ведомственными архивами 7

Глава 2. Формы использования архивных документов 9

Информирование руководства и структурных подразделений организации

о наличии в архивах тех или иных документов и их содержании 9

Исполнение запросов социально-правового характера 10

Использование документов в средствах массовой информации 13

Организация информационных мероприятий 14

Предоставление документов пользователям в читальный зал 15

Выдача подлинных документов и дел во временное пользование 17

Публикация документов 18

Глава 3. Направления использования архивных документов 20

Цели использования архивных документов 20

Глава 4. Задачи архивов 22

4.1. Функции архивов 22

Заключение 26

Список источников 28

Введение

Деятельность любой организации невозможно представить без сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. При этом информация все чаще принимает фиксированный документальный характер.

Каждому человеку хотя бы один раз в течении своей жизни приходится составлять документы, а работающие в управленческом аппарате постоянно имеют дело с документами: составляют и оформляют их, обрабатывают, хранят, находят по запросу и т.д. От того, насколько юридически грамотно будет составлен и оформлен документ, организована работа с ним, во многом зависит своевременность и правильность принятия управленческих решений.

Документы фиксируют каждый шаг нашей жизни, начиная с момента рождения, поступления в школу, затем в специальное среднее или высшее учебное заведение, затем устраиваясь на работу. В них зафиксирован брак и развод, уход человека из жизни.

Использование документов – сложная и ответственная работа, которая требует высокого профессионализма, знания в совершенстве научно-справочного аппарата данного архива, источниковедения и архивной эвристики. Поэтому в архивах использование документов считают разновидностью научной работы.

Использование архивных документов в нашей стране основывается на принципах открытости и доступности. Это значит, что любой отказ в предоставлении информации должен быть основан на законе. Для архивиста одинаково важно обеспечение информационных потребностей государства и отдельной личности.

Исходя из этого целью курсовой работы, является изучение вопроса использования документов государственного и ведомственного архива.

В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

Изучение понятия государственный архив и ведомственный архив;

Изучение основных задач государственного и ведомственного архива;

Изучение направления использования документов государственного и ведомственного архива;

Изучение форм использования документов государственного и ведомственного архива.

Актуальность данной работы заключается в том, что один из важнейших резервуаров памяти человечества – архивы. Архивное дело с древнейших времён было дело именно государственным. Даже когда возникли частные архивы, их документы служили главным образом правовым обоснованием при регулировании взаимоотношений с государством или при посредстве государства.

Курсовая работа состоит из введения, двух частей и заключения, списка использованной при написании работы литературы и приложений к работе.

Глава I. Архивы

Государственные архивы

Архив - учреждение или структурное подразделение учреждения, организации, предприятия, осуществляющее прием т хранение архивных документов в интересах пользователей.

Государственный архив - это учреждения, которые осуществляют сбор, хранение и организацию архивных документов в целях их всестороннего использования[11, c.36].

В государственные архивы документы поступают на постоянное, «вечное» хранение. Главная задача государственных архивов - служение науке. Поэтому государственные архивы нередко называют историческими.

Государственные архивы по своему профилю подразделяются на общие и специализированные, комплектующиеся и некомплектующиеся.

Общие архивы хранят документы, относящиеся к определенной территории, вне зависимости от времени их создания, способа и техники закрепления информации.

Специализированные архивы хранят документы, ограниченные историческим периодом, тематикой содержания или способом и техникой закрепления информации.

Архивы делятся на комплектующиеся и некомплектующиеся (исторические) в зависимости от того, пополняются они или нет. Пример некомлектующегося архива - Российский государственный архив древних актов.


Ведомственные архивы

Помимо архивных учреждений, т.е. государственных учрежде­ний, специально созданных для работы в области архивного дела, в каждой организации существует свой архив. ГОСТ дает определе­ние видового понятия "ведомственный архив". Ведомственные ар­хивы, составляя государственную часть архивного фонда, не входят в систему государственной архивной службы, но являются источни­ками пополнения АФ РФ. Они выполняют сходные с госархивами функции, работают в соответствии с правилами, разработанными ГАС, обеспечивая преемственность в некоторых направлениях дея­тельности госархивов, что дает определенные экономические выго­ды государству.

Ведомственный архив - структурные подразделения учреждений или ведомств, хранящие документы этих ведомств и организующие их использование для информационного обеспечения их работы[11, c.37].

Министерства и центральные ведомства обеспечивают сохран­ность и учет документов, приведение их в порядок, организацию использования, создание страхового фонда особо ценных докумен­тов (при их наличии), а также своевременную передачу их на го­сударственное хранение не только в своем архиве, но и в подве­домственных учреждениях. Все работы с документами в ведомст­венном архиве и делопроизводстве ведутся с соблюдением правил, устанавливаемых Росархивом.

Существуют такие разновидности ведомственных архивов как:

от­раслевой государственный фонд;

центральный отраслевой архив министерства, ведомства;

центральный архив министерства, ве­домства;

объединенный ведомственный архив;

объединенный межведомственный архив;

архив учреждения, организации, предприятия.

В городах и районах, где много небольших организаций, эконо­мически целесообразно создавать межведомственные архивы на ко­оперативных началах. Такие архивы осуществляют длительное хранение и использование документов, имеющих справочное зна­чение, которые поступают от учреждений, не сдающих свои фонды в госархивы.


Общие черты и различия между государ­ственными и ведомственными архивами

Общими чертами, присущими государственным и ведомствен­ным архивам, являются:

их целевое назначение (хранение доку­ментов и использование для нужд общества);

единство методики архивной работы (все виды научно-технической обработки доку­ментов, описание дел, порядок нумерации листов и составление заверительных надписей, оформление обложек и описательные статьи одинаковы);

осуществление контроля за формированием дел в делопроизводстве и экспертизой ценности документов.

Преемст­венность в работе архивов заключается в том, что госархив по­лучает дела, обработанные под контролем ведомственного архива с соблюдением правил. Ведомственный архив представляет госархиву паспорт со сведениями о составе и объеме фондов, на основании которых госархив определяет перспективы своего пополнения по количеству и составу документов за счет учреждений - источни­ков комплектования.

Государственные и ведомственные архивы имеют различный правовой статус: государственные архивы являются самостоятель­ными учреждениями, ведомственные (за небольшим исключением) - структурными подразделениями, не всегда организационно оформ­ленными[11, c.37].

Различен и порядок комплектования: ведомственный архив при­нимает документы от структурных подразделений и подведомствен­ных учреждений всех сроков хранения; госархив отбирает докумен­ты постоянного хранения в ведомственных архивах. По-разному организуется работа по экспертизе ценности документов: ведомст­венный архив участвует в этой работе на всех этапах, от составле­ния номенклатуры дел до выделения из архива документов с ис­текшими сроками хранения. Госархив контролирует проведение экспертизы ценности на всех этапах, а заключительный этап - утверждение описи дел постоянного хранения - выполняет экспертно-проверочная комиссия, в состав которой входят работники госархива. Работа по составле­нию и усовершенствованию научно-справочного аппарата в ведомственных архивах ограни­чена (в основном описями и указателями, реже - каталогами). В госархивах широко развернута работа по составлению различных видов архивных справочников. Госархив контролирует работу ве­домственных архивов, а через них - работу архивов подведомствен­ных учреждений и организацию документов в делопроизводстве.

Глава II. Формы использования архивных документов

Формы использования архивных документов - это определенные информационные услуги, выполняемые архивами по каждому направлению использования.

В соответствии с Основными правилами работы архивов организаций использование архивных документов - применение информации архивных документов в культурных, научных, политических, экономических целях и для обеспечения законных прав и интересов граждан[6].

Формы использования в государственном и ведомственном архиве имеют свою специфику. Естественно, что в архивах Федеральной архивной службы России (Росархива), где хранятся сотни и тысячи фондов, объем информационных услуг шире и разнообразнее. Однако технологии, например методика исполнения запросов, не отличаются от других архивов.




Информирование руководства и структурных подразделений организаций, а также других организаций о наличии в архивах тех или иных документов и их содержание

Эта форма использования осуществляется либо по инициативе пользователя (исполнение запросов), либо по инициативе архива (инициативное информирование).

Информирование руководителей организации может производиться в форме перечня заголовков дел или документов по определенной тематике или по видам с указанием дат документов и поисковых данных. В необходимых случаях даются аннотации.

Информирование руководителей может производиться также в форме тематической подборки копий документов. Копии располагаются в логической последовательности; к подборке копий прилагается титульный лист, а также при необходимости историческая справка, перечень и другие материалы.


Исполнение запросов социально-правового характера

Запрос - это письмо организации или заявление гражданина, в котором сформулирована тема, географические и хронологические рамки необходимой заявителю информации.

Исполнение запроса - поиск и предоставление потребителю информации, содержащейся в архивной информации.

Существуют следующие виды запросов:

Тематические (выявление информации по конкретной теме или документальное подтверждение какого-либо факта);

Персональные, в том числе биографические и генеалогические;

Социально-правовые. Наиболее часто запрашиваются сведения о трудовом стаже и заработной плате, об образовании, о службе в Советской Армии, о пребывании в плену, фашистских концлагерях, исправительно-трудовых учреждениях, о ранениях в годы ВОВ и других войн, об участии в партизанских движениях, о награждении медалями, орденами и другими знаками отличия, о гражданском состоянии, об имущественных правах, о государственной и общественной деятельности[15, c. 48];

Консульские (направлены на защиту законных прав и интересов граждан, постоянно проживающих за рубежом, в том числе российских граждан, граждан СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства). Эти запросы являются разновидностью социально-правовых запросов, но отличаются от них тем, что поступают через Министерство иностранных дел РФ, посольства зарубежных стран в РФ, зарубежные организации и др.[9, c.181].

Исполнение запросов осуществляется в три этапа:

Прием запроса и работа с заявителем.

Поиск запрашиваемой информации.

Составление и выдача заявителю ответов на запросы.

При приеме запроса необходимо уделить внимание составлению запроса. Надо проследить, чтобы заявитель изложил в нем все сведения, которые удалось почерпнуть из семейного архива, рассказов родственников, из других архивов.

Если запрос относится к категории платных, следует известить об этом заявителя.

Государственный архив не может взимать плату за исполнение социально-правовых и консульских запросов, запросов органов государственной власти и органов местного самоуправления для использования в служебных целях, а также за научно-техническое информирование организаций системы Росархива и др.

При поиске запрашиваемой информации следует помнить о сроках исполнения.

Срок пересылки непрофильного запроса в другие архивные учреждения с информированием об этом заявителя или предоставление ему письменных рекомендаций о месте хранения документов составляет 5 дней со дня регистрации запроса.

Срок исполнения запросов на основании научно-справочного аппарата архива составляет 15 дней со дня регистрации. Такие запросы исполняются на основании просмотра описей, каталогов.

Срок исполнения запросов, требующих обращения к документам архива, не должен превышать 30 дней. Однако в случае особой сложности запроса руководитель архива может продлить этот срок, но не более чем на 30 дней.

При составлении и выдаче заявителям ответов на запросы архив предоставляет ответы в виде следующих информационных документов:

архивная справка;

архивная копия;

архивная выписка;

информационное письмо;

тематическая подборка;

тематический обзор документов.

Архивная справка - документ, подготовленный и заверенный архивом, имеющий юридическую силу и содержащий информацию об имеющихся в документах архива сведениях, относящихся к предмету запроса с условием поисковых данных документов.

Архивная копия - документ, дословно воспроизводящий любым способом текст или изображение архивного документа, относящегося к предмету запроса, подготовленный и заверенный архивом.

Архивная выписка - фрагмент архивной копии, подготовленный и заверенный архивом. Выписки, как правило, делаются из документов, посвященных нескольким, не связанным между собой вопросам.

Информационное письмо - это письмо, составляемое архивом по собственной инициативе или в ответ на запрос пользователя и содержащее сообщение об имеющихся в архиве документах по определенной проблеме, теме, вопросу.

При исполнении тематических запросов организаций и граждан в государственном архиве могут создаваться такие сложные информационные документы, требующие аналитико-синтетической переработки больших объемов документной информации, как тематические перечни документов, тематические подборки документов, тематические обзоры документов.

Тематический перечень документов - систематизированный перечень заголовков дел или документов с указанием дат и поисковых данных.

Тематическая подборка документов - комплекс копий документов или цитат из документов на данную тему.

Тематический обзор документов - информационно-поисковый справочник, содержащий подробную характеристику документов нескольких архивов, нескольких фондов одного архива или части фонда по определенной теме[9, c. 184].

В соответствии с законодательством помимо архивных справочников гражданам для защиты прав и интересов могут быть выданы подлинные документы из архивных дел. Для этого гражданину необходимо написать заявление на имя директора архива. Решение о выдаче подлинных документов осуществляется должностными лицами всегда в соответствии с законодательством РФ. При этом вносятся изменения в учетные документы архива[10, c. 31.].


Использование документов в средствах массовой информации

Организация использования архивной информации через СМИ (печать, радио, телевидение, кино) включает в себя информирование широкого круга потребителей ретроспективной документной информации о составе и содержании документов Архивного фонда РФ в целом, группы архивов, отдельного архива, информирование о работе Федеральной архивной службы и предоставляемых ею услугах, формирование потребностей общества в архивной информации.

Для периодической печати могут быть подготовлены газетные и журнальные подборки архивных документов, документные очерки, газетные и журнальные статьи, тематические газетные полосы, корреспонденции, информации и пр.

Газетные и журнальные подборки архивных документов представляют собой публикацию полностью или извлечение нескольких документов на одну тему, помещаемых в газете или журнале под общим заголовком и расположенных в тематическом или хронологическом порядке.

Документальный очерк представляет собой статью, на основании архивных документов, конкретных исторических событий или описание деятельности конкретных людей.

Корреспонденция – сообщение с места события, например, о выставке архивных документов, присланное в газету от корреспондента данного издания.

Тематические газетные полосы представляют собой газетную страницу, отведенную для освещения какой-либо темы. Тематические газетные полосы могут быть посвящены историческим событиям большого масштаба.

Информация – краткое сообщение о текущих событиях архивной жизни, о выявлении, поступлении в архив новых документов, конференциях архивистов, работе научных советов государственных архивов и пр.

Архивные учреждения организуют также использование информации по радио и телевидению в виде тематических бесед и бесед-интервью, докладов, лекций, репортажей, пресс-конференций, рекламы и пр. Передачи могут быть как единичными, так и объединенными в циклы, постоянные рубрики. Для создания радио (теле) передач подготавливаются сценарные планы.

Архивные документы широко используются при создании документальных и научно-популярных, и учебных фильмов[15, c. 42].


2.4. Организация информационных мероприятий

Информационные мероприятия включают организацию выставок документов, организацию встреч с общественностью, экскурсии в архивы, презентации, дни открытых дверей, лекции и доклады, читательские конференции, уроки для студентов и школьников.

Выставка – художественно оформленная подборка документов, предназначенная для их публичной демонстрации.

По масштабу деятельности выставки бывают международными и внутрироссийскими, которые в свою очередь делятся на межархивные, региональные и всероссийские.

По времени функционирования различают: постоянно действующие (композиция или ее часть меняется раз в полгода), временные (со сроком действия от 2 недель до нескольких месяцев), краткосрочные (от 1 до 10 дней).

Встречи с общественностью проводятся в виде вечеров встреч, экскурсий в архивы, лекций, докладов и пр.

В деятельности государственных архивов сложились два вида встреч: тематические и информационные (обзорные). Тематическая встреча предполагает выступления на определенную тему с краткой характеристикой содержания документов архива. Информационная встреча предполагает информирование общественности о составе документов архива, группы фондов, о новых поступлениях.

Дни открытых дверей служат популяризации состава и содержания фондов архива, работы его основных отделов. В программу дня могут быть включены методические консультации по актуальным вопросам работы государственных архивов: по комплектованию, по выдаче архивных справок, по приему работ исследователей, по организации текущего делопроизводства в архивах, по подготовке дел к сдаче в государственный архив.

Экскурсии организуются в соответствии с планом, в котором указывается тема экскурсии, ее содержание, порядок и сроки проведения. План проведения экскурсии согласовывается с заинтересованными учреждениями.

Тематические экскурсии сопровождаются информацией о функциях архива, его истории, составе документов.

Доклады и лекции направлены на подготовку слушателя к восприятию архивных документов. Тексты лекций, докладов, а также тексты сообщений на вечерах-встречах должны быть литературно обработаны, т.е. текст должен быть доступен данной категории слушателей, занимателен, обеспечивать максимальное сохранение содержания лекции, доклада в памяти слушателя.


2.5. Предоставление документов пользователям в читальный зал

В целях создания условий для работы специалистов (пользователей) непосредственно в архиве создается читальный зал (просмотровый зал, компьютерный зал, помещение для прослушивания фонодокументов и др.), оборудованный соответствующими техническими средствами для работы с микрокопиями, электронными аудиовизуальными и иными документами.

Распорядок работы читального зала устанавливает руководитель архива.

В читальном зале архива могут работать как сотрудники организации, так и исследователи из научных и иных организаций или частные лица.

Пользователи допускаются в читальный зал на основании личного заявления; пользователи, ведущие научную работу в соответствии с планом научных учреждений или выполняющие служебные задания, представляют письмо направившей их организации; сотрудники организации допускаются в читальный зал по предъявлении служебного удостоверения.

В личном заявлении или письме указываются фамилия, имя, отчество пользователя, должность, научное звание, ученая степень, тема и хронологические рамки исследования.

Разрешение на работу в читальном зале дает заведующий архивом на необходимый пользователю срок, но, как правило, на 1 год со дня оформления. При необходимости продления срок согласовывается с заведующим архивом или сотрудником читального зала.

После ознакомления с печатными изданиями исследователям предоставляется научно-справочный аппарат архивов: описи, обзоры, каталоги.

При первом посещении государственного архива на каждого посетителя заводится дело, в которое подшиваются:

все письма-направления и заявления пользователя;

анкета исследователя с подпиской о знакомстве с правилами работы читального зала и обязательством их выполнять;

заказы на выдачу описей и дел;

заказы на копирование документов.

В ведомственном архиве на каждого пользователя заводится карточка с указанием основных сведений о должности, месте работы, цели и темы исследования, заказанных делах и пр.

Отказ или отсрочка в выдаче документов допускаются в случаях:

их плохого физического состояния;

ограничений на использование, установленных законодательством РФ

или фондообразователем при передаче документов на хранение;

пользования документами сотрудниками архива для выполнения служебных заданий;

выдачи документов во временное пользование или другому пользователю в читальном зале.

Отказ архива в предоставлении документов должен быть выдан в письменной форме и содержать причины отказа, срок действия ограничений, юридическое основание ограничений, а также порядок обжалования отказа[6, п.8.1.п.п.8.3.3].


2.6. Выдача подлинных документов и дел во временное пользование

Подлинные дела и документы выдаются либо фондообразователям, передавшим их на хранение, либо органам суда, прокуратуры, ФСБ или МВД в случаях, когда в целях защиты законности или государственной безопасности необходим именно подлинник документа.

Дела выдаются во временное пользование на основании запроса (заявления) фондообразователя, а также его наследников или правопреемников, в котором указывается для каких целей и какие именно документы должны быть выданы.

Выдача дел во временное пользование другим организациям по их письменному запросу оформляется актом. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается получателю, а другой остается в архиве. Акт подписывается руководителями организации, передающей документы, и организации-получателя; подписи скрепляются гербовыми печатями организаций.

Дела выдаются на срок не более трех месяцев.

При выдаче дел во временное пользование каждое дело заносится в книгу выдачи дел из хранилища, а на место выдаваемого дела помещается отдельная для каждого дела карта-заместитель. Карты-заместители хранятся в архиве до минования надобности. Состояние возвращаемых в архив дел должно быть проверено в присутствии лица, возвращающего дело.

Каждое выдаваемое из хранилища для временного использования дело должно иметь лист использования дела[6, п.8.1.п.п.8.4.2]..


2.7. Публикация документов

Публикация архивных документов – совокупность работ по подготовке документов к изданию.

Существуют различные типы, виды и формы публикаций документов.

Типы публикаций:

научный (предназначен для научного исследования и заменяющие непосредственное обращение к источнику. В них приводится история текста, его внешние особенности);

научно-популярный (рассчитан на широкую аудиторию. К изданиям прилагается справочный аппарат);

учебный (предназначен для освоения учебных программ).

Виды публикаций:

пофондовые: публикуются из документов одного архивного фонда;

тематические: публикуются из документов различных фондов, но по одной теме;

публикации документов одного вида;

публикации документов одного лица.

Формы публикации:

корпус – свод источников по определенной теме;

том – часть продолжающегося или многотомного издания;

серия – часть периодического издания;

часть, раздел – часть одной книги.

Публикация готовится в несколько этапов:

Предварительный отбор.

На этом этапе определяется тип, вид и форма публикации. Проводится расследование на предмет того, были раньше подобные публикации. Изучаются все документы, использовавшиеся в подобных публикациях.

Выявление и отбор документов.

Выявление проводится во всех хранилищах, где могут храниться документы. На этапе отбора предпочтение отдается подлинникам документов и обобщающим материалам.

Археографическое оформление и составление научно-справочного аппарата к публикации.

На этом этапе определяются цели, задачи публикации, описываются порядок и принципы отбора документов.

Могут добавляться указатель, приложения.

Способ передачи текста

Существуют следующие способы:

факсимильный (дословное воспроизведение документа);

дипломатический (передача части особенностей документа);

критический (определенная обработка текста, сам текст не редактируется, устраняются очевидные ошибки).

5) Формирование макета публикации.

После создания макета, публикация передается в издательство[7].

Глава III. Направления использования архивных документов

Использование документов архива – это комплекс работ по обеспечению информационных потребностей общества в ретроспективной документной информации.

В современном архивоведении основными направлениями использования архивных документов являются:

1. Укрепление российской государственности;

2. Удовлетворение информационных потребностей общества;

3. Обеспечение законных прав и интересов граждан.

В процессе использования документов архива участвуют две стороны – архив, хранящий информацию, и пользователь, которому нужна информация. Пользователями информации государственного архива могут быть органы государственной власти, управления, суда, прокуратуры, министерства, ведомства, предприятия и организации, воинские части, научные, культурные, учебные учреждения, средства массовой информации, негосударственные объединения, предприятия и фирмы, в том числе общественные организации, а также граждане.

Использование документов основывается на принципах открытости и доступности. Это значит, что любой отказ в предоставлении информации должен быть основан на законе. Для архивиста одинаково важно обеспечение информационных потребностей государства и отдельной личности. С этим связана проблема доступа к документной информации, засекречивания и рассекречивания архивных документов[9, c. 177].


3.1. Цели использования архивных документов

Цели использования документов могут быть управленческими, политическими, экономическими, научными, культурно-просветительскими, социально-правовыми.

Использование документов в управленческих целях предполагает информационное обеспечение работы данного ведомства или организации, решение с помощью архивных документов вопросов, возникающих в его деятельности, повышение эффективности управления.

Использование архивных документов в политических целях осуществляется при разработке законопроектов, программ реформ, в политической борьбе различных партий и группировок, для пропаганды официальной идеологии и политики правительства, для укрепления государственности, для укрепления государственной безопасности, при проведении национально-территориального размежевания и изменения административно-территориального деления, для заключения международных договоров и пр.

Использование документов в экономических целях применяется при прогнозировании и планировании экономического развития, при осуществлении проектных и опытно-конструкторских работ, при осуществлении научных и прикладных исследований, для оптимизации производственных и технологических процессов.

Использование документов в научных целях предполагает проведение научных исследований по исторических источникам, хранящимися в архивах.

Использование архивных документов в культурно-просветительских целях предполагает подготовку юбилейных выставок, музейных экспозиций, докладов, очерков, брошюр, проведение экскурсий, использование документов с СМИ, публикацию документов и обзоров.

Использование документов в социально-правовых целях предполагает исполнение запросов, обеспечивающих права и законные интересы граждан, для решения задач социальной защиты, обеспечения установленных льгот и подтверждения имущественных прав физических и юридических лиц и пр.

Глава IV. Задачи архивов

Основными задачами архива являются:

Обеспечение сохранности и государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в Архиве.

Комплектование Архива документами Архивного фонда Российской Федерации, относящимися к профилю Архива.

Оказание научно-методической помощи в работе с документами профиля Архива учреждениям Федеральной архивной службы России, ведомственным архивам организаций-источников комплектования Архива, федеральным органам исполнительной власти и организациям, осуществляющим временное и депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации на основе соглашений с Росархивом, а также архивам организаций, осуществляющих хранение документов негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации.

Информационное обеспечение органов государственной власти, организация научной информации о составе и содержании документов Архива, их использование и публикация; обеспечение потребностей граждан, общества и государства в ретроспективной документной информации профиля Архива.

Ведение научно-исследовательской и методической работы в области архивоведения, документоведения, археографии и других специальных исторических дисциплин, применительно к профилю деятельности Архива [http://www.rusarchives.ru/index.shtml].


4.1. Функции Архива

Архив в соответствии с возложенными на него задачами:

Осуществляет хранение и государственный учет поступивших в Архив документов, представляет в Росархив сведения для централизованного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации.

Осуществляет комплекс мер по созданию оптимальных условий хранения документов Архива, организует их реставрацию, консервацию, копирование в целях создания страхового фонда и фонда пользования, проводит выявление и учет особо ценных архивных документов и обеспечивает надлежащий режим их хранения.

В установленном порядке разрабатывает, согласовывает с Центральной экспертно-проверочной комиссией при Росархиве и ведет списки юридических и физических лиц - источников комплектования Архива, документы которых подлежат передаче на постоянное хранение в Архив.

Организует и осуществляет отбор и прием на постоянное хранение в Архив документов Архивного фонда Российской Федерации профиля Архива.

Принимает в установленном порядке меры к пополнению фондов Архива документами профиля Архива, находящимися в собственности негосударственных организаций, объединений, обществ, фондов, граждан на основе соглашений (договоров), а также меры к выявлению и получению из-за рубежа подлинников или копий архивных документов по истории экономики России.

Проводит экспертизу научной и практической ценности документов, хранящихся в Архиве.

Осуществляет в пределах делегированных Росархивом прав и полномочий:

Контроль, за соблюдением учреждениями, организациями, иными собственниками документов законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах;

Государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в ведомственных архивах профиля Архива.

Совместно с организациями-источниками комплектования Архива, а также (на договорной основе) с собственниками документов негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации участвует в мероприятиях по совершенствованию работы ведомственных архивов и улучшению организации документов в делопроизводстве.

Организует в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами и полномочиями, переданными Архиву организациями-фондообразователями или их правопреемниками, работу по рассекречиванию документов, принятых на хранение в Архив; оказывает содействие организациям в проведении рассекречивания документов, созданных в результате их деятельности или деятельности их правопредшественников, информирует общественность о рассекреченных документах.

Осуществляет в необходимых случаях научное описание поступивших на хранение в Архив документов, создает с учетом потребностей использования автоматизированные информационно-поисковые системы, банки и базы данных, архивные справочники различных видов о составе и содержании документов Архива, принимает участие в создании информационных систем и межархивных справочников.

Изучает общественные потребности в ретроспективной документной информации профиля Архива.

Осуществляет информационное обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти, других заинтересованных организаций, в том числе на договорной основе.

В установленном порядке исполняет запросы российских и зарубежных юридических и физических лиц по документам Архива.

Организует документальные выставки, экскурсии по Архиву; информирует общественность о документах Архива через средства массовой информации и иными способами.

Осуществляет самостоятельно или с участием научных и иных организаций подготовку документальных публикаций, а также справочно-информационных и научно-популярных изданий по документам Архива.

В установленном порядке сотрудничает с российскими и зарубежными архивными, научными и информационными организациями, участвует в разработке и реализации межгосударственных, федеральных, межрегиональных и иных научных и культурных программ, взаимодействует, в соответствии с концепцией международного сотрудничества Федеральной архивной службы России, с соответствующими специализированными международными организациями.

На основе государственных программ развития архивного дела, отраслевых программ и планов, с учетом анализа состояния и деятельности Архив разрабатывает и по согласованию с Росархивом утверждает планы работы, представляет в Росархив отчеты о своей деятельности.

Разрабатывает и внедряет прогрессивные методы архивной работы на базе отраслевых нормативов, результатов научных исследований, изучения и обобщения передового отечественного и зарубежного опыта, использует на договорных началах объекты интеллектуальной собственности.

Разрабатывает (на основе типовых) и утверждает нормы времени и выработки на основные виды работ, выполняемые в Архиве.

Принимает меры по повышению квалификации кадров Архива, решает вопросы улучшения условий труда, содействует решению вопросов социальной защиты и быта работников Архива.

Своевременно рассматривает поступившие от организаций и граждан предложения, заявления и жалобы, принимает по ним решения, устраняет недостатки в работе Архива и его подразделений.

В установленном порядке делегирует Росархиву соответствующие полномочия для заключения отраслевого тарифного соглашения с ЦК профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации с целью решения вопросов улучшения условий труда и социальной защиты работников Архива [http://www.rusarchives.ru/index.shtml].

Заключение

Использование документов – одна из важнейших функций архивов всех уровней.

Все формы использования документов в совокупности позволяют обеспечить права граждан на владение, распоряжение архивными документами государственной и негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации; реализовать комплекс мер, исключающих несанкционированный доступ и использование носителей сведений, содержащих государственную тайну, тайну личной жизни, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Необходимо дальнейшее расширение доступа к архивным фондам, развитие системы научно-справочного аппарата архивов; организация публикаций документальных источников по актуальным проблемам отечественной истории, использование архивных документов в культурно-просветительских целях; создание системы непрерывного повышения квалификации работников архивных учреждений, расширение практики стажировок и обмена опытом между отечественными и зарубежными архивами, учреждениями науки и культуры.

ВНИИДАД в настоящее время завершает разработку нормативного акта "Порядок доступа пользователей к документам, хранящимся в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, и организация пользования ими".

В подготовленном проекте сделана попытка урегулировать следующие вопросы:

Обязанности государственных и муниципальных архивов при организации доступа пользователей к архивным документам и пользования ими;

Ответственность государственных архивов при организации доступа к архивным документам;

Права государственных архивов при организации доступа пользователей к архивным документам;

Порядок доступа к документам, хранящимся в государственных архивах, и организация пользования ими по категориям доступа - открытые документы, документы, содержащие государственную тайну или конфиденциальную информацию, а также документы, хранящиеся в архивах на особых условиях - имеются ввиду документы, собственники которых, передавая их на хранение в государственные архивы, оговорили условия доступа к ним в договорах с архивами; подлинники или копии документов, поступившие в госархивы из-за рубежа на особых условиях их использования; документы, подпадающие под действие законодательства об авторских и смежных правах);

Права и ответственность пользователя при работе архивными документами;

Организацию копирования архивных документов и поисковых архивных средств.

В целях оптимизации использования архивных документов ВНИИДАД с участием Рекомендаций Министров стран – членов Совета Европы по европейской политике в области доступа к архивам (одобрены Комитетом Министров 13.07.2000 г.) разработал проект нормативного документа, а также вариант методических рекомендаций по их внедрению. После принятия этих документов должен появиться инструментарий, который поможет как архивисту, так и пользователю найти правовые пути решения возникающих вопросов, прежде всего в части доступа к документам, содержащим персонифицированную информацию.

Список источников

Федеральный закон «Об архивном деле в РФ» от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ;

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ;

Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Культура России (2001-2005 годы)» от 14.12.2000 г. № 955;

Основные правила работы ведомственных архивов. М., 1986;

Основные правила работы государственных архивов РФ. М., 2002;

Основные правила работы архивов организаций. М., 2002;

Правила публикации исторических документов в СССР. М., 1990;

Правила работы исследователей в читальных залах государственных архивов РФ. М., 1998;

Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования/Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; Под ред. В.П. Козлова. – 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005;

Головкина Т.А., Шапошникова А.С. Применение автоматизированных архивных технологий при исполнении тематических запросов в РГАНТД//Отечественные архивы.2003.№ 6;

Дубровина Е.А. Архивоведение (учебное пособие); Сахалинское книжное издательство, 2009;

Елисеева Н.В., Нагаев И.М. Как использовались документы ЦГАСА в 1981-1990 гг.//Отечественные архивы.1992.№ 1;

Капустина Н.И.Бобровский архив Воронежской области: использование документов//Отечественные архивы.1999.№ 2;

Наумов О.В. Вопросы доступа, пользования и использования документов РЦХИДНИ//Отечественные архивы. 1996. № 2;

Организация использования документов ГАФ СССР. Пособие для архивистов. М., 1990;

Павлова Т.Ф. Пользователи в читальных залах федеральных архивов: проблемы доступа и обеспечения информационных потребностей//Вестник архивиста.2007. № 1;

http://www.rusarchives.ru/index.shtml.


30




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :