Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Анализ финансовой отчетности 11

Вопрос 1. Отчет о прибылях и убытках (ф.№2) – его характеристика, роль, значение, пользователи.


Основное назначение отчета о прибылях и убытках состоит в том, что он должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный год. Ос­новными статьями отчета являются доходы и расходы.

Доходами организациипризнается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обяза­тельств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и фи­зических лиц:

- сумм НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных
обязательных платежей;

- по договорам комиссии;

- авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

- задатка;

- в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Выручка, операционные и внереализационные доходы (выручка от продажи про­дукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, по­казываются по каждому виду в отдельности.

Расходами организациипризнается уменьшение экономических выгод в результа­те выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обяза­тельств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением умень­шения вкладов участников (собственников имущества).

Не признается расходами организации выбытие активов:

в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (ОС, незавершен­ного строительства, НМА и т.п.);

вклады в УК других организаций, приобретение акций АО и иных ценных бумаг не с целью перепродажи;

перечисление средств, связанное с благотворительной деятельностью;

в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производительных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

в погашение кредита, займа, полученного организацией и т.п.

В случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый их ко­торых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов ор­ганизации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.

Структура отчета о прибылях и убытках состоит из четырех разделов. Рассмотрим экономическое содержание показателей каждого из ресурсов отчета.

Раздел I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей продукции. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполне­нием работ, оказанием услуг.

Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимо­сти основных средств, НМА и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за пла­ту во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по дого­вору аренды, выручкой (расходами), получение (осуществление) которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за пла­ту прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других ви­дов интеллектуальной собственности, выручкой (расходами) считаются поступление (рас­ходы), получение (осуществление) которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных ка­питалах других организаций, выручкой (расходами) считаются поступление (расходы), получение (осуществление) которых связано с этой деятельностью.

1. По строке 010 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, ус­луг (за минусом НДС, акцизов и иных обязательных платежей)» показывается выруч­ка от реализации готовой продукции (работ, услуг), от продажи товаров и т.п., учитывает­ся на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» для определения финансовых ре­зультатов от обычных видов деятельности.

Определяя показатель по строке 010, организации должны учитывать суммовые разницы, возникающие при продаже товаров (работ, услуг). До 1 января 2000 года суммо­вые разницы включались в состав внереализационных доходов и расходов по строкам 120 «Прочие внереализационные доходы» и 130 «Прочие внереализационные расходы». С 1 января 2000 года выручка от продажи товаров (работ, услуг) увеличивается (уменьшается) на величину положительных (отрицательных) суммовых разниц.

2. По строке 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг»

отражаются затраты организации, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, выручка от продажи которых отражена по строке 010 отчета о прибылях и убытков. Управленческие расходы показываются отдельно по строке 040 отчета.

Организации, занятые в торговой, снабженческой, сбытовой и иной посредниче­ской деятельности, показывают покупную стоимость товаров, выручка от продажи кото­рых отражена по строке 010 формы № 2.

Затраты, связанные со сбытом продукции, а также издержки обращения в данные строки 020 не включаются.

По строкам 021-023 отражается себестоимость наиболее существенных видов про­дукции (работ, услуг), проданных организацией, расшифровка выручки от продажи кото­рых приведена в строках 011-013 формы № 2.

В строке 029 «Валовая прибыль» отражается расчетный показатель, получае­мый как разница между выручкой от продажи продукции (товаров, работ, услуг) и себестоимостью (строки 010 - 020)

По статье «Коммерческие расходы» (строка 030) отражаются:

организацией, занятой производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, - затраты по сбыту, учитываемые на счете 43 «Коммерческие расходы» и от­носящиеся к проданной продукции (работам, услугам);

организацией, занятой в торговой, снабженческой, сбытовой или иной посред­нической деятельности, - издержки обращения, учитываемые на счете 44 «Издержки обращения» и приходящиеся на проданные товары.

По статье «Управленческие расходы» (строка 040) отражаются суммы, учтен­ные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в соответствии с установленным поряд­ком и списываемые с него при определении финансовых результатов непосредственно на дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

По строке 050 «Прибыль (убыток) от продаж» показывает прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, работ, услуг, то есть финансовый результат организации по обычным видам деятельности.

Для расчета данных по строке 050 «Прибыль (убыток) от продаж» из выручки (нет­то) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (строка 010) вычитывается сумма расхо­дов, отраженных по строкам 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг», 030 «Коммерческие расходы» и 040 «Управленческие расходы».

Если организация получает убыток от продажи товаров (работ, услуг), то его отра­жают по строке 050 со знаком «минус».

Операционными доходами являются:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- поступления, связанные с предоставление за плату прав, возникающих из па­тентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собст­венности;

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от де­нежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; У и другие. Операционными расходами являются:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- расходы, связанные с предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственно­сти;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование де­нежных средств (кредитов, займов);

- прочие операционные расходы.

7. По строкам 060 «Проценты к получению» и 070 «Проценты к уплате» отра­жаются суммы доходов и расходов, причитающихся в соответствии с договорами к полу­чению или уплате, не связанные с участием в УК других организаций.

По данным строкам отчета отражаются:

дивиденды (проценты) по облигациям;

проценты по депозитам;

суммы, причитающиеся от кредитных организаций за пользование остатками средств, находящихся на счетах организации;

проценты по заемным средствам, привлеченным для финансирования текущей производственной деятельности.

8. Организация, имеющая финансовые вложения в ценные бумаги других организаций, доходы, подлежащие получению по акциям по сроку в соответствии с учредитель­ными документами, отражает по статье «Доходы от участия в других организациях» (строка 080).

По статье «Доходы от участия в других организациях» (строка 080) отражаются также доходы, подлежащие получению от участия в совместной деятельности без образо­вания юридического лица (по договору простого товарищества).

9. По строкам 090 «Прочие операционные доходы» и 100 «Прочие операцион­ные расходы» отражаются данные по операциям, связанным с движением имущества ор­ганизации (основных средств, денежных средств, ценных бумаг и т.п.). К ним относятся:
реализация ОС и прочего имущества, списание ОС с баланса по причине морального из­носа, сдача имущества в аренду, содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, аннулирование производственных заказов (договоров), прекраще­ние производства, не давшего продукции. При этом доходы, причитающиеся по этим опе­рациям, и затраты, связанные с получением этих доходов, показываются по строкам 090 и 100 развернуто (не сальдируются). В случае компенсации затрат на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов по аннулированным производст­венным заказам (договорам), прекращенному производству, не давшему продукцию, со­
ответствующие суммы показываются по статье «Прочие операционные доходы». В случае выбытия амортизируемого имущества по строке 100 отражаются его остаточная стоимость, а также расходы, связанные с выбытием имущества.

В составе операционных доходов и расходов также отражаются:

результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выраже­на в иностранной валюте (курсовые разницы) (ПБУ 3/2000);

расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг (оплата консультационных и посреднических услуг, депозитарных и т.п.);

сумма причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет фи­нансовых результатов в соответствии с законодательством РФ.

Данные по операционным доходам показываются за минусом сумм НДС и других аналогичных обязательных платежей, отраженных на счетах 47, 48, 80.

Раздел Ш. Внереализационные доходы и расходы

Внереализационными доходами являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

поступления в возмещение причиненных организации убытков;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

курсовые разницы;

суммы дооценки активов;

прочие внереализационные доходы.

Внереализационными расходами являются:

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

возмещение причиненных организацией убытков;

убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

курсовые разницы;

сумма уценки активов;

прочие внереализационные расходы.

10. Строки 120 «Прочие внереализационные доходы» и 130 «Прочие внереали­зационные расходы».

По строке «Прочие внереализационные доходы» отражаются кредиторская и депо­нентская задолженность, по которой срок исковой давности истек; суммы поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток как безна­дежной к получению; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустой­ки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; зачисление на баланс имущества, оказавшегося в из­лишке по результатам инвентаризации, и т.п.

По строке «Прочие внереализационные расходы» показываются суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядкам; убыток от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой дав­ности истек; долги, нереальные для взыскания; присужденные или признанные организа­цией штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также по возмещению причиненных убытков; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году; убытки от хищений материальных и иных ценностей, судебные издержки и т.п.

11. «Прибыль (убыток) до налогообложения» (строка 140).

Величина прибыли (убытка) до налогообложения определяется как сальдо по всем доходам и расходам по обычным видам деятельности, а также операционным и внереали­зационным доходам и расходам.

12. По строке «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные плате­жи» (строка 150) показывается отраженная в бухгалтерском учете сумма налога на при­быль, исчисленная организацией в соответствии с законодательством РФ, подлежащая пе­речислению в бюджет за счет прибыли в порядке ее распределения и учтенная на счете 81
«Использование прибыли», а также иные платежи в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (штрафные санкции в бюджет, государственные внебюджет­ные фонды и т.п.)

13. Сумма по строке 160 «Прибыль (убыток) от обычной деятельности» определяется как разность между суммой «Прибыли (убытки) до налогообложения» (строка 140) и суммой налога на прибыль (строка 150).

Раздел IV. Чрезвычайные доходы и расходы.

«Чрезвычайными доходами» (строка 170) считаются поступления, возни­кающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стои­мость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

В составе чрезвычайных расходов (строка 180) отражаются расходы, возни­кающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (сти­хийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.)

По строке 190 «Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) от­четного периода)» отражается окончательных финансовый результат деятельности орга­низации за отчетный период, включающий все виды доходов и расходов.

Данные по строке 190 «Чистая прибыль» определяются путем прибавления к при­были от обычной деятельности (строка 160) суммы чрезвычайных доходов (строка 170), уменьшенной на величины чрезвычайных расходов (строка 180) за отчетный период.

В форму № 2 введена дополнительная информация в виде «Расшифровки отдель­ных прибылей и убытков»: в строках 210-270 приводится расшифровка отдельных видов внереализационных доходов и расходов за отчетный период и период предыдущего года.

Вопрос 2. Анализ ликвидности бухгалтерского баланса.


Потребность в анализе ликвидности баланса возникает в условиях рынка в связи с усилением финансовых ограничений и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия. Ликвидность баланса опреде­ляется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов - величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем мень­ше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидно­сти и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательства­ми по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и располо­женными в порядке возрастания сроков. Приводимые ниже группировки осуществляются по отношению к балансу.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы

А1) наиболее ликвидные активы - денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).

А2) быстро реализуемые активы — дебиторская задолженность сроком погашения в течение 12 месяцев и прочие оборотные активы.

A3) медленно реализуемые активы - запасы (стр. 210) раздела II актива за исключением «Расходов будущих периодов», а также статьи из раздела I актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения» (уменьшенные на величину вложений в уставные фонды других предприятий).

А4) труднореализуемые активы — статьи раздела I актива баланса «Ос­новные средства и иные внеоборотные активы», за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу.

Поскольку из итога раздела I вычитается только часть суммы, отра­женной по статье «Долгосрочные финансовые вложения», в составе труд­нореализуемых активов учитываются вложения в уставные фонды других предприятий, а также дебиторы сроком погашения более 12 месяцев по­сле отчетной даты.

Сравнение итогов второй группы по активу и пассиву, (сроки от 3 до 6 месяцев), показывает тенденцию увеличения или умень­шения текущей ликвидности в недалеком будущем. Сопоставление итогов по активу и пассиву для третьей и четвертой групп отражает соотношение платежей и поступлений в относительно отдаленном будущем. Анализ, проводимый по данной схеме, достаточно полно представляет финансо­вое состояние с точки зрения возможностей своевременного осуществле­ния расчетов.

Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом (X) следует использовать общий показатель ликвидности, вычисляемый по формуле:

- итоги соответствующих групп по активу и пассиву;

а, — весовые коэффициенты, назначаемые экспертом. Общий показатель ликвидности баланса показывает отношение суммы всех ликвидных средств предприятия к сумме всех платежных обязательств (краткосрочных, долгосрочных и среднесрочных) при условии, что различ­ные группы ликвидных средств и платежных обязательств входят в ука­занные суммы с весовыми коэффициентами, учитывающими их значи­мость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обяза­тельств. Данный показатель позволяет сравнивать балансы предприятия, относящиеся к разным отчетным периодам, а также балансы различных предприятий и выяснять, какой баланс более ликвиден.

Рассмотренный выше общий показатель ликвидности баланса выражает способность предприятия осуществлять расчеты по всем видам обяза­тельств — как по ближайшим, так и по отдаленным. Этот показатель не дает представления о возможностях предприятия в плане погашения имен­но краткосрочных обязательств. Поэтому для оценки платежеспособнос­ти предприятия используются три относительных показателя ликвиднос­ти, различающиеся набором ликвидных средств, рассматриваемых в каче­стве покрытия краткосрочных обязательств. Приводимые ниже нормаль­ные ограничения показателей ликвидности получены на основе статисти­ческой обработки эмпирических данных, экспертных опросов, математи­ческого моделирования и т.д. и соответствуют в основном хозяйственной практике зарубежных фирм. В качестве ориентиров они могут служить и при анализе финансового состояния отечественных предприятий.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) равен отношению величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Под наиболее ликвидными активами, как и при группировке балансовых статей для анализа ликвидности баланса, подразумеваются денежные средства предприятия и краткосрочные цен­ные бумаги. Краткосрочные обязательства предприятия, представленные суммой наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов, вклю­чают: кредиторскую задолженность и прочие пассивы; ссуды, не погашен­ные в срок; краткосрочные кредиты и заемные средства.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть крат­косрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное ограничение данного показателя следующее:

Кал > 0,2 + 0,5

Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует платежеспособ­ность предприятия на дату составления баланса.

Для вычисления коэффициента критической ликвидности (К1™) (другое название — промежуточный коэффициент покрытия) в состав ликвидных средств в числитель относительного показателя включаются дебиторская задолженность и прочие активы. Коэффициент ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии свое­временного проведения расчетов с дебиторами.

Нижней нормальной границей коэффициента ликвидности считается К> 1.

Коэффициент критической ликвидности характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжи­тельности одного оборота дебиторской задолженности.

Наконец, если в состав ликвидных средств включаются также запасы и затраты (за вычетом расходов будущих периодов), то получается коэф­фициент текущей ликвидности (Кгл), или коэффициент покрытия. Он равен отношению стоимости всех оборотных (мобильных) средств предприятия к величине краткосрочных обязательств. Коэффициент покрытия пока­зывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реали­зации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элемен­тов материальных оборотных средств.

Уровень коэффициента покрытия зависит от отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат и ряда других факторов. Нормальным для него считается ограничение №'л > 2. Коэффициент текущей ликвидности характеризует ожидаемую плате­жеспособность предприятия на период, равный средней продолжительно­сти одного оборота всех оборотных средств.

Различные показатели ликвидности не только дают разностороннюю характеристику устойчивости финансового состояния предприятия при разной степени учета ликвидных средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации. Так, для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсо­лютной ликвидности. Банк, кредитующий данное предприятие, больше внимания уделяет коэффициенту критической ликвидности. Покупатели и держатели акций и облигаций предприятия в большей мере оценивают финансовую устойчивость предприятия по коэффициенту текущей ликвидности.


Вопрос 3. Анализ отчета о движении денежных средств прямым методом.

Существуют два метода составления отчета о движении денег:

прямой метод и

косвенный метод.

Различия в использовании этих методов касаются только раздела “операционная деятельность”.

Суть прямого метода заключается в том, что последовательно рассчитываются основные поступления и основные выплаты от операционной деятельности, разница между которыми составляет чистый приток или чистый отток денег за счет операционной деятельности.

Рассмотрим применение прямого метода для составления отчета о движении денег от операционной деятельности на примере компании SVP. Ниже представлена дополнительная информация, необходимая для составления отчета о движении денег.

Продажа оборудования 2004 год 2005 год
Цена продажи 5,000 12,000
Начальная стоимость 8,400 9,500
Накопленная амортизация 4,650 3,650
Остаточная стоимость 3,750 5,850
Приобретение активов 7,500 17,400
Величина дивидендов полученных 500 1,520

Кроме того, необходимо учесть следующие положения:

процентная ставка банковского кредита составляет 16% каждый год,

выплата процентов осуществляется до последнего числа каждого года,

имеющиеся на начало года кредиторская задолженность, начисленные обязательства и задолженность перед бюджетом погашаются предприятием в течение года полностью,

дебиторы погашают свою задолженность, имеющую место на начало года, полностью.

В таблице 1 представлен отчет о движении денег, составленный прямым методом на основании имеющейся о компании SVP информации.

Таблица 1. Отчет о движении денежных средств (прямой метод)

Операционная деятельность 2004 год 2005 год
Денежные поступления от покупателей 1,107,400 1,321,800
Получение денег по векселям 4,600 4,600
Денежные средства, выплаченные при закупке материалов (562,963) (693,788)
Денежные средства на оплату операционных расходов (500,900) (592,470)
Выплаты денег по векселям 12,000 (5,000)
Выплаты процентов (15,480) (15,160)
Получение дополнительной банковской ссуды 2,000 4,000
Дивиденды полученные 500 1,520
Выплаты задолженности по налогам (9,820) (34,054)
Денежный поток от основной деятельности 37,338 (8,552)
Инвестиционная деятельность

Покупка активов (7,500) (17,400)
Продажа активов 5,000 12,000
Денежный поток от инвестиционной деятельности (2,500) (5,400)
Финансовая деятельность

Получение кредитов

Погашение кредитов (5,000) (5,000)
Погашение части отсроченного налога на прибыль (1,200) (1,200)
Дивиденды выплаченные (3,600) (25,600)
Денежный поток от финансовой деятельности (9,800) (31,800)
Чистый денежный поток 25,038 (45,752)

Проведем интерпретацию каждой группы данных, содержащихся в отчете о движении денег по прямому методу. Рассмотрим данные отчета за 2005 год.

Денежные средства, полученные от покупателей. Для расчета используются значения дебиторской задолженности на начало и конец года, а также величина чистой (от возврата товара) выручки за период. Расчет производится с помощью формулы, выражающей баланс ресурсов:

Дебиторская задолженность на начало года + Выручка в течение года – Дебиторская задолженность на конец года.

Для 2005 года получим:

270,600 + 1,440,000 – 388,800 = 1,321,800.

Денежные средства, полученные от погашения векселей к получению, рассчитываются на основании сопоставления балансовых значений статьи «векселя к погашению» на начало и конец года. Для 2005 года получим: 47,400 – 42,800 = 4,600.

Денежные средства, выплаченные при закупке материалов. Данный расчет производится с помощью объединения двух ресурсных соотношений: 1) для ТМС и 2) для счетов кредиторов. На основании баланса ТМС имеем следующее соотношение:

ТМС в составе реализованной продукции = ТМС на начало года + Закупки – ТМС на конец года, откуда немедленно следует:

Закупки = ТМС в составе реализованной продукции – (ТМС на начало года – ТМС на конец года).

В то же время на основе баланса счета кредиторов получим

Денежные средства, выплаченные при закупке = Закупки +

(Счета кредиторов на начало – Счета кредиторов на конец).

Объединение двух расчетных соотношений приводит к искомому значению денежных средств, выплаченных при закупке ТМС. В частности, для 2005 года имеем:

Закупки = 654,116 – (51,476 – 45,360) = 648,000.

Денежные средства, выплаченные при закупке ТМС =

= 648,000 + (142,988 – 97,200) = 693,788.

Денежные средства, затраченные на оплату операционных расходов, рассчитываются путем сопоставления двух балансовых статей: “предоплаченные расходы” и “начисленные обязательства” и всех статей отчета о прибыли, которые относятся к операционным (т.е. не финансовым расходам). Эти статьи включают:

оплату прямого труда,

производственные накладные издержки,

административные издержки,

маркетинговые издержки.

Следует подчеркнуть, что суммы этих расходов свободны от амортизации – она в отчете о прибыли указана с помощью отдельных позиций.

На основании баланса ресурсов легко получается формула для расчета денег, потраченных на операционные издержки:

Денежные средства, затраченные на оплату операционных расходов =

= Сумма начисленных операционных издержек + Изменение статьи

«предоплаченные расходы» - Изменение статьи «начисленные обязательства».

В нашем случае для 2005 года изменение статьи «предоплаченные расходы» составляет 11,000 – 10,000 = 1,000. Изменение статьи «начисленные обязательства» равно 86,400 – 55,350 = 31,050. Сумма операционных издержек, начисленных компанией за год, составляет

Оплата производственного персонала 201,600
Оплата производственных накладных издержек 214,120
Оплата маркетинговых издержек 122,400
Оплата административных издержек 86,400
Всего операционных издержек 624,520

В результате получим:

Денежные средства, затраченные на оплату операционных расходов =

= 624,520 + (– 1,000) – 31,050 = 592,470.

Выплаты денег по векселям выданным определяются путем сопоставления балансовых значений векселей к оплате на начало и конец года. В случае компании SVP на 2005 год имеем: 32,600 – 37,600 = 5,000.

Выплата процентов осуществлялась предприятием в течение календарного года. Следовательно, все начисленные проценты, которые фигурируют в отчете о прибыли, привели к денежным оттокам за период. В 2005 году эта сумма составила

Проценты по облигациям 11,200
Процентные платежи по долгосрочному долгу 2,400
Процентные платежи по банковской ссуде 1,560
Всего 15,160

Получение дополнительной банковской ссуды определяется путем сопоставления статьи «банковская ссуда» из раздела краткосрочных задолженностей на начало и конец года. Банковская ссуда на начало года составила 6,500, а на конец года это значение уже было на уровне 10,500. Таким образом, компания получила дополнительную сумму денег в размере 4,000.

Выплаты задолженности по налогам определяются путем сопоставления суммы налогов, начисленных по результатам деятельности компании в отчетном периоде и изменения статьи баланса «задолженности по налогам» в течение года. В 2005 году компания SVP начислила 35,068 налога на прибыль. На начало года задолженность по налогам составляла 34,054, а на конец года – 35,068. Таким образом, компания заплатила в бюджет в итоге 35,068 – (35,068 – 34,054) = 34,054. Получилось, что компания погасила задолженность прошлого года, и получила новую задолженность, равную начисленному в 2005 году налогу на прибыль.

Дивиденды, полученные компанией, являются следствием того, что она владеет акциями других предприятий в размере 15,000. Эти акции принесли ей в 2005 году 1,520 денежных дивидендов, которые ей были выплачены до окончания года, и потому вошли в отчет о движении денежных средств.

Мы исчерпали все статьи раздела «Операционная деятельность» отчета о движении денежных средств. Итоговое значение чистого денежного потока от операционной деятельности получилось отрицательным: (8,522). По сравнению с предыдущим годом, когда денежный поток был положительным, способность предприятие генерировать деньги за счет основной деятельности ухудшилась. По существу, предприятие заработало денежные убытки, т.е. существенная положительная чистая прибыль 81,825 сгенерировала отрицательный денежный поток. Объяснение этого факта кроется в ухудшении взаимоотношения предприятия со своими поставщиками. Кроме того, предприятие погасило существенно более высокую, по сравнению с прошлым годом, задолженность по налогам.

Инвестиционная деятельность предприятия, как правило, связана с операциями, затрагивающими основные средства предприятия.

Покупка активов привела к отрицательному денежному потоку, равному цене приобретения актива (с транспортировкой, установкой и наладкой) и составила в 2005 году 17,400.

Продажа актива по цене выше его балансовой стоимости увеличила денежные средства предприятия на 12,000.

В итоге, денежный поток от инвестиционной деятельности составил (5,400), т.е. как и в случае операционной деятельности, он оказался отрицательным.

Финансовая деятельность предприятия связана с разделами долгосрочных обязательств и собственного капитала. Принципиально это может быть эмиссия новых акций и облигаций, выкуп акций или облигаций у их владельцев, погашение (полное или частичное) долгосрочных кредитов, погашение отсроченного налога на прибыль и выплата дивидендов (проценты вошли в операционную деятельность). В нашем случае предприятие SVP занималось следующими видами финансовой деятельности.

Погашение долгосрочного банковского кредита имело место в 2005 году в размере 5,000. Это видно путем сопоставления величины долгосрочного банковского кредита на начало и конец года.

Погашение части отсроченного налога на прибыль явилось закономерным итогом амортизационной политики предприятия, направленной на широкое использование ускоренной амортизации.

Дивиденды, выплаченные в денежной форме, имели место в 2005 году как по отношению к владельцам привилегированных, так и по отношению к владельцам обыкновенных акций. Привилегированные дивиденды были уплачены в размере 3,600, а обыкновенные – в размере 22,000. Всего сумма выплаченных дивидендов составила 25,600, что является оттоком денег от предприятия.

Результирующий денежный поток от финансовой деятельности получился отрицательным и составил (31,800). Чистый денежный поток в течение 2005 года оказался равным минус 45,752. Закономерным итогом этого явилось уменьшение денежного счета предприятия и величины статьи «рыночные ценные бумаги».

Существенным элементом составления отчета о движении денежных средств является проверка. Как было отмечено ранее, чистый денежный поток (итог отчета о движении денежных средств) должен быть равен изменению, которое получается у суммы денежного счета и статьи «рыночные ценные бумаги» в течение года. Эта проверка иллюстрируется следующей таблицей.


2004 год 2005 год
Денежные средства и рыночные ценные бумаги на начало года 46,600 71,638
Чистый денежный поток 25,038 (45,752)
Денежные средства и рыночные ценные бумаги на конец года 71,638 25,886

Представленные в таблице данные совпадают с соответствующими данными баланса и отчета о движении денежных средств, что подтверждает правильность составления отчета о движении денег.

При косвенном методе расчета денежных средств от операционной деятельности за начальную точку отсчета берется чистая прибыль, которая в последующем корректируется на суммы, которые входят в расчет чистой прибыли, но не входят в расчет денежных средств. Эти корректировки можно разделить на три группы:

корректировки на статьи отчета о прибыли, которые не приводят ни к оттоку, ни к притоку денег;

корректировки на изменения неденежных статей оборотных средств и краткосрочных задолженностей;

корректировки на статьи, которые находят отражение в инвестиционной деятельности.

Задание № 1. Составить уплотненный сравнительный аналитический баланс по данным приложения 1.

Наимено-

вание статей

Абсолютные

величины

Относительные

величины

Изменения
На начало года

На конец

года

На начало года

На конец

года

В абсолют

ных величинах

В структуре В % к величине на начало года В % к изм. итога баланса
АКТИВ БАЛАНСА
АНМА 21052 31351 21,1 23,4 10299 2,3 48,9 30
АОС 11336 16881 11,1 12,6 5545 1,2 48,9 16,1
АДФВ 3204 2346 3,2 1,7 0,7 1,5 0,02 0,002
АПроч 801 586 0,8 0,4 -215 -0,4 -26,8 -0,6
итого 36393 51164 36,5 38,1 14771 1,6 40,6 43
АМПЗ 37580 54820 37,7 40,9 17240 3,2 45,9 50
АНДС 514 1247 0,5 0,9 733 0,4 142,6 2,1
АДЗ1 10227 10534 10,3 7,9 307 -2,4 30 0,9
АДЗ2 11020 9764 11,1 7,3 -1256 -3,8 -11,4 -3,7
АКФВ 1103 891 1,1 0,7 -212 -0,4 -19,2 -0,6
АДС 473 382 0,5 0,3 -91 -0,2 -19,2 -3
Апроч 2416 5374 2,4 4 2958 1,6 122,4 8,6
итого 63333 82392 63,5 61,4 19059 -2,1 30 55,5
Баланс 99726 134096 100 100 34370 0 34,5 100
ПАССИВ БАЛАНСА
ПУК 9913 6753 9,9 5 -3160 -4,9 -31,9 -9,2
ПДК 1653 1126 1,7 0,8 -527 -0,9 -31,9 -1,5
ПРК 4956 3376 5 2,5 -1580 -2,5 -31,9 -4,6
ПФСС 619 1266 0,6 0,9 647 0,3 104,5 1,8
ПЦФ 1859 563 1,9 0,4 1296 -1,5 69,7 3,8
ПНП 826 422 0,8 0,3 -404 -0,5 -48,9 -1,2
итого раздел 3 19826 13506 19,9 10,1 -6320 -9,8 -31,9 -18,4
ПНП2 4956 3376 5 2,5 -1580 -2,5 -31,9 -4,6
ПЗК 7494 11721 7,5 8,7 4227 1,2 56,4 12,3
ПКЗ 46230 71025 46,4 53 24795 6,6 53,6 72,1
ПДБП 13726 22747 13,8 17 9021 3,2 65,7 26,2
ПРПР 5246 8205 5,3 6,1 2959 0,8 56,4 8,6
Ппроч 2248 3516 2,3 2,6 1268 0,3 56,4 3,7
всего заемных средств 79900

120590


80,1 89,9 40690 9,8 51 118,4
Баланс 99726 134096 100 100 34370 0 34,5 100

Проведенный анализ позволяет сделать соответствующее заключение:

Как мы видим из таблицы, за отчетный период имущество организации возросло на 34370 руб. или на 34,5%, в том числе за счет увеличения объема основного капитала на 14771 руб. или на 40,6 к величине на начало года и прироста оборотного капитала 19059 руб., а денежные средства , наоборот, уменьшились на 91.

Доля собственного капитала уменьшилась на 9,8% и составляет -31,9% к балансу. На заемный капитал организации приходится 89,9% к концу года, и это на 9,8% больше, чем в начале года. Доля заемного капитала повысилась за счет доли долгосрочных и краткосрочных кредитов. В целом капитал организации в отчетном году сформировался за счет заемных источников.


Задание № 2. Проанализируйте финансовую устойчивость предприятия с помощью финансовых коэффициентов.

Показатели На начало периода На конец периода Отклонение (+,-)
1. Коэффициент капитализации (U1) 3,024 6,943 +3,919
2. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (U2) -1,833 -0,413 -2,246
3. Коэффициент финансовой независимости (U3) 0,249 0,126 -0,123
4. Коэффициент финансирования (U4) 0,331 0,144 -0,187
5. Коэффициент финансовой независимости (U5) 0,249 0,126 -0,123

Финансовые коэффициенты найдем по формулам:

1. Коэффициент капитализации (U1):

U1нач=

U1кон=

2. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (U2):

U2нач=

U2кон=

3. Коэффициент финансовой независимости (U3):

U3нач=49

U3кон=

4. Коэффициент финансирования (U4):

U4нач.=

U4кон=

5. Коэффициент финансовой независимости (U5):

U5нач.=

U5кон=

Вывод: Коэффициент капитализации U1 свидетельствует о недостаточной финансовой устой­чивости, так как U1=3 на начало года и 6,9 на конец года, нормальное ограничение этого коэффициента < 1,5, На величину этого показателя влияют следующие факторы: низкая обо­рачиваемость, нестабильный спрос на реализуемую продукцию, нет налаженных каналов снаб­жения и сбыта, высокий уровень постоянных затрат. Но этот показатель надо рассматри­вать вместе с коэффициентом обеспеченности собственными средствами (U2). Как показывают данные из таблицы , у анализируемой организации этот коэффициент низкий. U2 =-1,833 на начало года и -0,413 на конец года (при норме 0,1-0,5), можно сказать, что организация зависит от заемных источников средств при формировании своих оборотных средств.

Значение коэффициент финансовой независимости (U3) ниже критической точки (U3=0,4-0,6) - 0,126 на конец года, это значит, что собственникам принадлежит 12,6% имущества, т.е. т.е. не все обязательства предприятия могут быть покрыты собственными средствами. Коэффициент U4 тоже об этом свидетельствует.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.