Фабула
П. Михайлов
Фабула
— фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в
их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и
оформляются автором в сюжете на основе
закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Первоначально
термин «Ф.» (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение —
басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем
термином «Ф.» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро»
повествования, меняясь по изложению. А отсюда — указанное вначале значение в
применении вообще к литературным произведениям.
Научному
изучению Ф. подверглись прежде всего в качестве фактов поэтической традиции в
мировой литературе (гл. обр. древней и средневековой) и особенно — в устной
народной словесности. В этой плоскости определенная трактовка традиционных Ф.,
процесса их развития и распространения составляла основное содержание
последовательно сменявшихся
фольклористических теорий — мифологической, миграционной, антропологической.
При этом в русской научной литературе к такого рода традиционным образованиям
применялся обычно термин «сюжет», а не Ф. (см. «Сюжеты бродячие», «Фольклор»).
Позже вопрос о Ф. и сюжете рассматривался в плане изучения структуры
поэтического произведения (преимущественно литературоведами-формалистами).
Некоторые исследователи, отожествляя понятия сюжета и Ф., вовсе упраздняют
последний термин.
Однако,
изучая образное отражение динамики жизни, следует отличать: 1) «фактическую»
основу произведения, события, о которых в нем рассказывается, как продукт
предварительного отбора художником явлений действительности или вымысла, что и
можно назвать Ф., т. е. повествовательной темой, подлежащей дальнейшей
обработке в сюжете; 2) и самую разработку повествовательной темы, что связано с
разрешением какой-либо проблемы на материале данных событий (т. е. сюжет).
Для
формалистов Ф. является лишь материалом, который обрабатывается особыми
приемами сюжетосложения в целях «остраннения», повышения внешней ощутимости
динамики повествования. В связи с этим устанавливалось и деление произведений
на «сюжетные» и «фабульные», в зависимости от большей или меньшей остроты
сюжетных приемов. Эта формалистическая трактовка Ф. и сюжета должна быть
отвергнута. Прежде всего не следует считать Ф. «сырым материалом», лишенным
качества художественной образности. Даже в том случае, если художник берет
какой-либо жизненный факт, — он производит отбор и осмысление явлений, уясняя
их типическое значение, т. е. он создает Ф. Тем более очевиден творческий
характер Ф. в тех случаях (наиболее обычных), когда лица и события измышляются
автором. А затем значение претворения Ф. в сюжет отнюдь не заключается в
«остраннении» ее. Обрабатывая Ф., художник отражает динамику действительности,
раскрывая ее закономерности с той или иной степенью глубины и правдивости.
В
зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта
фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического,
утопического, реалистического и т. д. Тематическое многообразие фабул
неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии
художественного творчества, каждое литературное направление создают свои
характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют
конкретно-исторические особенности сюжетов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/