Реферат по предмету "Философия"


Идеи философии Сократа

Введение
В истории философии,пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности он стал всознании людей воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину вышежизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли игероической личности сохранилось и в последующие времена. ОбразСократа-мыслителя был положен в основу многих произведений литературы иискусства, начиная с диалогов Платона и кончая памфлетом греческого писателяКостаса Верналиса «Подлинная апология Сократа», произведениями русского ваятеляАнтокольского, советского скульптора Коненкова, пьесой драматурга Э.Радзинского «Беседы с Сократом».
О Сократе, его личности иучении накопилась огромная, почти необозримая литература. Тем не менее, вистории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Дело втом, что Сократ не оставил письменного наследства. О его жизни и учении мызнаем главным образом из сочинений его учеников и друзей (философа Платона,историка Ксенофонта) или его идейных противников (комедиографа Аристофана), атакже из книг более поздних авторов (например, Аристотеля), каждый из которыхпо-своему понимал Сократа.
Отношение к Сократу былоразличным в различные времена, нередко диаметрально противоположным. Одни изего современников увидели в нем опасного безбожника и приговорили его смертнойказни, другие сочли обвинение в безбожии лишенным основания и представилиСократа глубоко религиозным человеком. В последующие времена и вплоть до нашихдней Сократа также оценивали и оценивают по-разному. Для одних он был (иостался) великим философом, для других – скучным моралистом, для третьих –политическим реакционером, который «за свою деятельность, направленную противафинской рабовладельческой демократии… был приговорен к смертной казни», длячетвертых – передовым деятелем, который «и для теперешнего и для будущихпоколений будет всегда источником жизни, нравственной силы и свободы»

Личность Сократа
Представим себе Афиныконца V в. до н. э. Это прежде всегорыночная площадь (агора). В центре – большое здание для хлебной торговли.Вокруг агоры расположились общественные здания, на прилегающих узких и кривыхулицах – мастерские, парикмахерские, лавки парфюмеров, ламповщиков,книготорговцев. С любого места виден Парфенон на Акрополе, возвышающемся надгородом.
В Афинах того временичасто можно было видеть человека, который почти целыми днями бродил по городу ивступал в беседу со всяким, кто попадался ему навстречу. Его можно быловстретить на рыночной площади, в мастерской оружейника, плотника, сапожника, вгимнасиях и палестрах (места, где проводились занятия гимнастикой) – словом,почти всюду, где только он мог общаться с людьми и вести беседу. В то же времяэтот человек избегал выступлений в народном собрании, на суде, в другихгосударственных учреждениях. Это был афинянин Сократ.
Сократ родился в 469 г. до н. э. и происходил из дема (территориального округа) Алопека, входящего в состав Афин ирасположенного от Афин на расстоянии получасовой ходьбы. Он был сыном Сафрониска,бедного афинского ремеслинника-ваятеля, и Фенареты, повивальной бабки, котораябыла уже раз замужем и имела от первого брака сына Патрокла.
Сократ обращал на себявнимание решительно всем: внешностью и образом жизни, деятельностью и учением.В отличие от платных учителей мудрости (софистов), щеголявших в пышных одеждах,он всегда был одет скромно и нередко ходил босиком. По представлениям греков,столь высоко ценившим телесную красоту и уверенных в своей красоте, Сократ былбезобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей,большой лысой головой с огромным выпуклым лбом. Смягчить впечатление от егонекрасивой внешности не могла даже полная достоинства походка.
Эллинский тип красотыотличался правильными чертами лица, тонкими губами, прямым носом, сверкающимиглазами, проникновенным взором. У Сократа же был приплюснутый и вздернутый нос,широкие и раздутые ноздри, толстые губы, одутловатое лицо. Глаза у Сократа былинавыкате, да и по всегдашней своей манере смотрел он чуть исподлобья. Словом,внешний вид Сократа противоречил всем представлениям греков о красоте, был какбы насмешкой над этими представлениями, карикатурой на них. Однако этот человексо столь непривлекательным внешним обликом обладал огромным личным обаянием.
Образование
Можно с уверенностьюсказать, что Сократ получил такое же первоначальное образование, которое имелимолодые афиняне его времени: он должен был получить «мусическое игимнастическое воспитание». Под «мусическим» воспитанием подразумевалось нетолько общее музыкальное образование (умение играть на флейте и кифаре, пение ипляска), но и литературно-словесное – изучение языка (письмо и чтение),заучивание наизусть и комментирование текстов эпических, лирических итрагических поэтов (Гомера, Гесиода, Пиндара и др.).
В программу начальногообразования входило также обучение счету (арифметика и начало геометрии).Особое место в греческой школе, которую начинали посещать дети с семи лет,занимала гимнастика, в которую входил бег, метание диска и дротика, борьба.Гимнастика была предметом серьезных занятий с 12 – 13-летнего возраста идиктовалась государственной необходимостью: гражданин полиса обязан был в любоймомент выступить в поход и с оружием в руках защищать отечество.
Сократ был сведущ внауках своего времени (в частности, в математике, астрономии и метеорологии).
 
Об имущественномположении Сократа и его семейной жизни
Сократ, говоря о своемматериальном состоянии, которое не нуждается в «увеличении», оценивает свой доми все свое движимое и недвижимое имущество в 5 мин (около 150 руб. золотом), аимущество богатого Критобула, с которым он ведет беседу, — в 500 мин. Изприведенного следует, что Сократ был скорее беден, чем богат. Он получилнебольшое наследство и, по словам Ксенофонта, вел неприхотливый образ жизни ине жаловался на свою судьбу. О своей бедности как общеизвестном факте онговорил и на суде, заявив, что, занявшись философской деятельностью, онзабросил все свои хозяйственные дела и терпел домашние неурядицы.
Неурядицы, о которых онговорил, были отчасти связаны с его женой – небезызвестной Ксантиппой, котораяеще в древности приобрела громкую репутацию сварливой и несносной женщины. Ееимя и поныне является нарицательным. Но будем справедливы в отношении этойженщины. Нельзя сказать, что у Ксантиппы как обыкновенной, вообще говоря, жены небыло никаких оснований для недовольства мужем, который целые дни проводил наафинских улицах и площадях, беседуя со своими друзьями и знакомыми. Если онабыла женой, далекой от философских увлечений и проповеднической деятельностимужа, то и он был мужем, свалившим на жену все заботы о домашнем хозяйстве ивоспитании детей (у них было трое сыновей – Лампрокл, Сафрониск, названный подеду, и Менексен). Ксантиппа не была человеком, отличавшимся большим тактом, ив отличие от мужа не всегда управляла своим настроением и поэтому частоустраивала такие сцены, что он должен был бежать из дому, утешаясь лишь тем,что, перенося эти испытания, он приучается тем переносить другие, еще большие.Раз она даже облила его ушатом помоев, но философ только утерся, добродушноприговаривая, что такой катастрофы как раз и следовало ожидать, так как послегрома всегда бывает дождь. Она не была ангелом и при людях: она не раз выгонялаиз дому его учеников и друзей, осыпая их бранью.
Несомненно, что у многихантичных авторов было большое желание противопоставить невозмутимость философа,которому волей судьбы досталась сварливая жена, и ворчливость женщины, на долюкоторой выпал беспечный муж.
Общественно-политическаядеятельность Сократа
Сократ принимал участие втрех военных операциях в качестве гоплита, тяжело вооруженного пехотинца, ипроявил себя мужественным и выносливым воином, не теряющим присутствия духа приотступлении войска и верным по отношению к боевым соратникам.
Сократ участвовал в осадеПотидеи, которая объявила о своем выходе из Афинского союза. Платон устамиАлкивиада так изображает поведение Сократа во время осады Потидеи. «Начну стого,- говорил Алкивиад,- что выносливостью он превосходил не только меня, но ивообще всех. Когда мы оказывались отрезаны и поневоле, как это бывает впоходах, голодали, никто не мог сравниться с ним выдержкой. Зато когда всегобыло вдоволь, он один бывал способен всем насладиться; до выпивки он не былохотник, но, уж когда его принуждали пить, оставлял всех позади, и, что самоеудивительное, никто никогда не видел Сократа пьяным… Точно так же и зимнийхолод – а зимы там жестокие – он переносил удивительно стойко, и однажды, когдастояла страшная стужа и другие либо вообще не выходили наружу, либо выходили,напялив на себя невесть сколько одежды и обуви, обмотав ноги войлоком иовчинами, он выходил в такую погоду в обычном своем плаще и босиком шагал польду легче, чем другие обувшись».
Сократ проявил не тольковоенную доблесть на полях сражений, но и гражданское мужество в сложныхперипетиях общественно-политической жизни своей родины. Правда в вопросе обучастии в политике государства, в деятельности его учреждений Сократ избралвесьма своеобразную позицию. Он сознательно избегал участия в государственнойжизни, мотивируя это принципиальным расхождением его внутреннего убежденияотносительно справедливости и законности с наблюдаемым множеством«несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве». В то жевремя он не считал себя вправе уклонятся от выполнения гражданских обязанностей(посещение народного собрания, участие в суде присяжных и т. п.), налагаемых нанего законами государства.
Вопреки нежеланию Сократавыступать на общественно-политическом поприще и занимать сколько-нибудьответственную государственную должность, на склоне лет ему пришлось играть рольактивного политического деятеля и на деле доказать, в какой степени он способензащищать законность и справедливость перед лицом своих сограждан наперекор волебольшинства из них. Это произошло в конце Пелопоннесской войны.
Философия в пониманииСократа
 
Я знаю, что ничего незнаю…О том, что такое добродетель, я ничего не знаю… И все-таки я хочу вместе стобой поразмыслить и понять, что она такое.
Сократ
Говорят, что Херефонт,который смолоду был другом и последователем Сократа, прибыв однажды в Дельфы,святилище бога Аполлона, осмелился обратится к пифии, устами которой якобывещал бог, с таким вопросом: «… есть ли кто на свете мудрее Сократа?» Ответпророчицы гласил: «Никого нет мудрее»
Если следоватьплатоновскому изображению, Сократ был немало озадачен столь высокой оценкой,какой была удостоена его персона дельфийской прорицательницей: с одной стороны,он не считал себя мудрым, а с другой – не мог допустить, чтобы бог лгал, ибоэто «не пристало ему». Далее Платон живо рассказывает, как Сократ после долгихраздумий и колебаний решил наконец проверить истинность прорицания. Согласноэтому описанию, Сократ прибегнул, хотя и неохотно, к своеобразномуэксперименту, состоящему в сравнительном анализе себя и других, точнее, в«испытании» себя и тех других, которые слывут мудрыми и сведущими в чем-либо.Так, он пошел к одному из государственных мужей, считавшемуся весьма мудрымчеловеком, и вступил с ним в беседу на тему о том, что есть справедливость,закон, власть и т. п. Результат беседы оказался довольно неожиданным: Сократубедился в том, что «этот человек только кажется мудрым и многим другим людям,и особенно самому себе, но на самом деле не мудр». «Уходя от туда, — продолжаетСократ, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мыс ним, пожалуй, оба ничего хорошего и дельного не знаем, но он, не зная,воображает, будто что-то знает, а я если уж не знаю, то и не воображаю».
Для Сократа знания ичеловеческие поступки, теория и практика составляют единство: знание (слово)определяет ценность «дела», а «дело» — ценность знания. Отсюда и егоуверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия),доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявленийдобродетели. С точки зрения Сократа, не может быть назван философом тот, ктообладает знаниями и мудростью, но, если судить по его образу жизни, лишендобродетели. В диалоге Платона «Менексен» он утверждает: «И всякое знание,отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством,а не мудростью».
Таким образом, одним изотличительных признаков истинной философии и подлинного философа является, поСократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, нотакже стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этимфилософия, в понимании Сократа, не сводится к чисто теоретической деятельности,но включает в себя также практическую деятельность – правильный образ действия,благие поступки, словом хорошей деятельностью.
Диалог
Во времена Сократапоявилось два типа философов: философы и те, кто обучали философии и риторике.К первым относился Сократ, ко вторым – софисты. Тот факт, что он не оставилписьменного изложения своего учения, так же примечателен, как и форма егофилософствования – диалог, предполагающий непосредственно контакт собеседников,совместный поиск истины. Философская деятельность Сократа носила форму диалогов– бесед и споров. Он считал жизнь вне диалогов, обсуждений и исследованийбессмысленной
В диалоге, избранном вкачестве образа жизни и способа философствования, и заключается причиналитературного безмолвия Сократа, его сознательного отказа от письменныхсочинений. Такой вывод подтверждает и то место платоновского «Федра», гдеСократ говорит, что письменное сочинение не только не может передать настоящегодиалога и заменить его, но даже становится преградой, мешающей общению людей:ведь книгу не спросишь, как спрашиваешь живого человека, а если и спросишь, тоона отвечает «одно и то же». В названом диалоге Сократ считает, что письменныесочинения, создавая иллюзию власти над памятью, вселяют «забывчивость», так какв этом случае «будет лишена упражнения память». Поэтому тексты – средство недля памяти, а для припоминания»; они представляют людям возможность «многоезнать понаслышке» и немало повторять из того, что было сказано в чужихсочинениях. Письменная форма, лишая потребности в самостоятельном поиске,позволяет обучающимся казаться «многознающими», оставляя большинство ихневеждами.
В сократовском диалогеесть два лица, для которых истина и знания не даны в готовом виде, апредставляют собой проблему и предполагают поиск. Это значит, что истина изнания не передаются, или, образно говоря, не переливаются, из одной головы вдругую, а раскрываются в сознании участников диалога. Поэтому-то Сократ вотличие от софистов не выдавал себя за «учителя мудрости», которому всеизвестно и который берется всему обучить. Единственно, на что он претендовал,-обучение искусству ведения диалога, при котором собеседник, отвечая на заданныевопросы, высказывал свои суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своеневеденье.
Этическое учениеСократа
«Познай самого себя» — это изречение, или формуламудрости, приписывается одному из «семи мудрецов» (обычно Хилону или Фалесу).Знаменательно то, что это изречение, известное до Сократа и после него,закрепилось за ним. И это не случайно: ни один из мыслителей античного мира,кроме Сократа, не сделал установку на самопознаие основной частью своего ученияи руководящим принципом всей своей деятельности. Самопознание в устах древнегофилософа означало прежде всего познание человеком своего внутреннего мира,осознание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутреннихсил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведениясоставляют высшее благо, высшую ценность. По словам Ксенофонта Сократ заявляет:«Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он можети чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды иживет счастливо, а не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегаетнесчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей и,пользуясь также ими, извлекает пользу и оберегает себя от несчастий».
«Учение о благе идуше» «Мудрость естьвысшее благо». И это высшее благо было для Сократа не только знанием, но иреализацией добродетели, выбором добра. Она, высшее благо, не дается случаем,но приобретается познанием и упражнением и вытекает из благой деятельностичеловека. Таким образом, человек – творец самого себя и своего подлинногосчастья, когда он более всего заботится о нравственном самосовершенствовании, овыборе высшего блага.
Благо благу – рознь. Ведьвсе вещи, как бы хороши и пригодны они не были для той или иной цели, могутбыть использованы и во вред человеку. Сказанное в равной мере относится и кразличным видам профессиональной деятельности. Только та жизнь является благой,осмысленной и добродетельной, которая посвящена поиску, самопознанию исамосовершенствованию. И если мы хотим знать, что такое высшая человеческаядобродетель, объединяющая все частные виды добродетели, то мы должны познатьсамих себя, стать мудрыми, а от мудрости проистекают все добродетели и всякиеблага, ибо «не от денег рождается добродетель, а от добродетели бывают у людейденьги, и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной».
Свойственный этикеСократа интеллектуализм сказался и на его понимании души. Об этом мы узнаем, вчастности, из «Апологии» Платона, где Сократ заботу о душе отождествляет сзаботой о разуме и истине. И по свидетельству Ксенофонта, Сократ связывал душус умственной деятельностью, считая ее лоном разума и мышления.
В сущности Сократ былпервым среди греческих философов, который со всей определенностью поставилвопрос об отношении души к телу. Только с Сократа начинается философскаятрактовка отношения души к телу, носившая идеалистический характер. И когдаСократ призывал к заботе о душе, он имел ввиду, как было сказано, мудрость,интеллектуальную активности и моральные усилия, а не святость.
Судя по всему, Сократмыслил душу и тело в единстве, хотя и противопоставлял их друг другу. Для негоони составляли две части живого и целостного человека, но части далеко неравноценные и существенно отличные друг от друга. По его словам, душа «царит внас», но в отличие от тела «она невидима». Сократ ставил заботу о душе вышезаботы о теле. Это свидетельствует о его убеждении в том, что нравственныеценности и душевное благородство выше материальных благ.
Телеология Сократа Вопреки заверениям Ксенофонта в том,что Сократ признавал богов народной религии, Сократ отходил от традиционнойрелигии, о чем свидетельствует сам же Ксенофонт. «… Вера в промысел богов олюдях,- сообщает Ксенофонт, — была не такова, как вера простых людей, которыедумают, что боги одно знают, другого не знают; Сократ был убежден, что боги всезнают – как слова и дела, так и тайные помыслы, что они везде присутствуют идают указания людям обо всех делах человеческих». Тем самым выдвинутое противфилософа обвинение в непризнании им богов, почитаемых государством и народом,не лишено было некоторого основания. «Некоторого», потому что Сократ, развиваярационалистическую по своему характеру теологию, не доходил до полногоотрицания народной религии. К тому же он совершал общепринятые религиозныеобряды, не пренебрегая гаданиями и оракулами.
Вопрос о бессмертиидуши Сократ верил вбессмертие души. Главным доводом в пользу веры Сократа в бессмертие души служитто место из платоновского «Федона», где Критон, обращаясь к Сократу, спрашивал:«А как нам тебя похоронить?» (т. е. предать земле или сжечь) «Как угодно,-отвечал Сократ, — если, конечно, сумеете меня схватить и я не убегу от вас».
Истолковывается это так:душа переживает смерть тела. Душа не только стоит выше тела, но и отличается отнего в той же мере, в какой вечное отличается от временного. С этой точкизрения вера Сократа в бессмертие души согласуется с его представлением о душекак о божественной, невидимой, бестелесной сущности, определяющей подлинное ячеловека, его личность. Это означает, что душа со смертью тела отделяется отвсего материального, от всего изменчивого и переходящего, т. е. от всего того,что подчиняется физическим законам, и переходит в иной, идеальный мир, в мирвечности.
 
Судебный процесс надСократом
Я начну с того, чтоназову имена тех, кто возбудил судебный процесс против Сократа: молодой ичестолюбивый Мелет, посредственный трагический поэт; Анит – владелец кожевенныхмастерских, влиятельное лицо среди демократической партии, заклятый врагсофистов, к которым он причислял Сократа. Этот приверженец авторитета традицийвидел в деятельности Сократа посягательство на религию и мораль, угрозу идеаламгосударственной и семейной жизни. Третьим обвинителем был оратор Ликон.
Фактически главнымобвинителем Сократа являлся Анит, но формально таковым выступил Милеет.(По-видимому, Анит не был уверен в успехе возбуждаемого процесса, поэтому онвозложил функции официального обвинителя на Мелета, на случай оправданияСократа). Текст обвинения гласил: «Это обвинение написал и клятвеннозасвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифиец, против Сократа, сына Сафронискаиз дема Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которыхпризнает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращениимолодежи. Требуемое наказание – смерть».
Как отмечалось, Сократпостоянно «испытывал» людей и приводил их в замешательство тем, что обнаруживалих невежество в вопросах, в которых они считали себя компетентными. Более тогоиз «Апологии» Платона мы узнаем также, что молодые люди, особенно сыновьябогатых граждан, следуя примеру Сократа, подвергали «испытанию» старших ставилиих в неловкое положение. Естественно, что те, кто оказывались жертвой этого«испытания», видели в Сократе человека, который «портит молодежь». К тому жезлополучный «демон» был такою же таинственностью для афинян, как и для нас, нов то время как мы не обращали бы на него никакого внимания или объясняли быличными особенностями философа, афиняне, как оно и естественно было для тоговремени, усмотрели в нем новое и неизвестное божество, к которому Сократприбегал охотнее, и чаще, нежели к национальным богам.
Итак, весной 399 г. до н. э. Сократ предстал перед одной из 10 палат суда присяжных. В судебной палате, в которойразбиралось дело Сократа, было 500 человек, точнее, 501, поскольку к четномуколичеству судей присоединяли еще одного присяжного для получения нечетногочисла при голосовании.
Текстов обвинительныхречей не сохранилось, но предполагается, что обвинители обращали внимание судейглавным образом на разлагающий, по их мнению, характер деятельности Сократа. Посообщению Платона, после выступления обвинителей взял слово Сократ и сказал,что он защищает только потому, что этого требует закон.
Решение суда было не впользу Сократа. Он был признан виновным при соотношении голосов 280 против 221.Впрочем, Сократ и не рассчитывал на оправдание. Суд присяжных вынес емусмертный приговор.
Обычно смертный приговорприводился в исполнение сразу же после его вынесения но в случае с Сократомисполнение приговора было отложено на 30 дней в связи со следующимобстоятельством. Ежегодно афиняне отправляли на остров Делос к храму Аполлонасвященное судно с дарами, исполняя клятву Тезея, данную им богу Аполлону послеуничтожения чудовища Минотавра на Крите и избавления Афин от уплаты дани (семьюношей и семь девушек на съедение Минотавру) критскому царю Миносу. Со дняотплытия священного посольства и до его возвращения в Афины смертная казньзапрещалась.
Друзья Сократа,воспользовались этим обстоятельством, навещали его в тюрьме, где он пребывал вожидании казни, вели с ним беседы и готовили ему побег. Осуществить побег былонесложно. Об этом мы узнаем из слов давнего друга, ровесника и земляка СократаКритона, по имени которого назван один из диалогов Платона. В «Критоне»описывается встреча Критона с Сократом, их беседа за день до возвращениясвященного суда. Критон пытается уговорить Сократа бежать из тюрьмы. Но Сократотклоняет настойчивую просьбу друга и остается верным отечественным законам».
Последний день жизниСократа
Сократ остается Сократомдо конца. Он прощается с детьми, женой и родственниками и посвящает оставшеесявремя беседе с друзьями. Друзья философа подавлены мыслью о предстоящей разлукес ним и в то же время поражены величием его духа, его истинно философскимспокойствием и необычайным мужеством перед смертью.
Исключительность личностиСократа сказывается и в деталях. Чтобы избавить женщин от омовения своего телапосле смерти Сократ принимает последнюю ванну. Он отказывается ждать заходасолнца, как ему советует Критон, и просит принести чашу с ядом, цикутой. Воткак описывает эту сцену Платон. Когда служитель протянул чашу, Сократ взял ее«с полным спокойствием…- не задрожал, не побледнел, не изменился в лице, но… поднесчашу к губам, выпил до дна – спокойно и легко».

Заключение
Так скончался Сократ –один из удивительнейших людей, какого когда-либо знало человечество. Лаэрцийпередает, что афиняне вскоре после его смерти раскаялись, поставили емубронзовую статую и жестко наказали его обвинителей.
Сократ умер, но память онем не умерла вместе с тем и нравственный облик его навеки остался достояниемчеловечества как прекрасный недосягаемый идеал. Его смерть запечатлела еголичность в памяти поколений. Она в значительной степени определила влияние еголичности и учения на все последующие времена. Вопросы, над которыми билсядревний философ, не утратили актуальности, вот почему Сократ был и остаетсяодним из вечных «спутников» человечества.
 

Список литературы
1) Жебелев С. А. Сократ. Москва, 1990
2) Кессиди Ф. Х. Новая «апология»Сократа — вопросы философии, 1980, №5
3) Кесседи Ф. Х. Мыслители прошлого –Сократ. Москва, 1975
4) Лосев А. Ф. Сократ – философскаяэнциклопедия, т. 5. Москва, 1991


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Функциональная зависимость и регрессия 2
Реферат Анализ производства
Реферат Влияние коммуникативной политики туристского предприятия на его экономическую эффективность
Реферат Жилищный фонд муниципального образования
Реферат Практика применения стримеров
Реферат Art Improves Our Lives Essay Research Paper
Реферат Ревизия финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений
Реферат 7 кл. Повторити прислівник як частину мови
Реферат Проектування машини для перемішування сухих будівельних сумішей
Реферат Лікувально-профілактичні заходи при гельмінтозах свиней
Реферат Милетская школа
Реферат Инвестиционная характеристика Республики Башкортостан
Реферат Анализ финансового состояния предприятия 43
Реферат Религиозное возрождение и особенности современного развития религии в Украине
Реферат Черная брань (слово о русском мате)