Реферат по предмету "Биографии"


Запашный Мстислав Михайлович

Запашный
Мстислав Михайлович

Художественный руководитель и директор Сочинского
государственного цирка, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии

Родился 16 мая
1938 года в Ленинграде. Отец - Запашный Михаил Сергеевич (1900г.рожд.). Мать -
Запашная Лидия Карловна (1905г.рожд.). Супруга - Запашная Ирина Николаевна
(1953г.рожд.). Дочь - Элен (1965г.рожд.). Сын - Мстислав (1967г.рожд.). Внуки -
Валерия, Ярослав, Лада.

Мстислав Запашный
"родился в опилках" - так обычно говорят о потомственных цирковых
артистах, тех, чьи первые впечатления связаны с запахом конюшни, светом
прожекторов, бравурной музыкой, аплодисментами, изнуряющими многочасовыми
репетициями. Запашный - настоящее дитя арены. Свою цирковую родословную он
возводит к 1882 году. Такую дату называет цирковая энциклопедия, повествуя о
клоуне и музыкальном эксцентрике Карле Томсоне, выступавшем под псевдонимом
Мильтон. Именно этот человек стал родоначальником знаменитой династии.

Мать Мстислава
Запашного - Лидия Карловна, дочь клоуна Мильтона, будучи пятнадцатилетней
девочкой, лихо скакала на лошади, крутила сальто, жонглировала, играла на
фортепиано. А отец, Михаил Сергеевич, был на манеже новичком. До выхода на
арену он работал портовым грузчиком в Ейске и славился огромной силой. Судьба
подготовила ему сказочные перемены. Однажды, это было после Гражданской войны,
его заметил легендарный Иван Поддубный и пригласил попробовать себя в качестве
борца. В те времена, когда чемпионаты французской борьбы проводились в цирке,
украинская фамилия Запашный не годилась для афиши, и на арену Михаил вышел под
именем Орленок.

Однако Михаила
не устраивала простая демонстрация физической силы, и молодой борец стал
овладевать другими цирковыми жанрами. Вместе с другом Георгием Мельченко он
создал номер силовых акробатов в традиционном в ту пору стиле гладиаторов. В
афишах они именовались "Братья Мильтонс". Партнеры выступали еще и с
веселым номером "Акробаты-неудачники", и с опасным - "Акробаты-снайперы".
Михаил был "нижним" - своего рода живым пьедесталом - удерживал
партнера в стойке "голова к голове" или стоял вниз головой, держа
Георгия на ногах. А тот, целясь с помощью зеркальца, стрелял по мишени из
"мелкашки". Стрелял и "нижний", в то время как
"верхний" выполнял на его голове стойку на одной руке. А со всех
сторон манеж окружала публика, и от точности выстрела, от хладнокровия и
слаженности акробатов зависел не просто успех номера, но и безопасность
зрителей.

Вот в такой
семье посчастливилось родиться Мстиславу Запашному. Пятеро братьев и сестра
унаследовали и феноменальную работоспособность, и несомненный талант родителей.
Но сам Михаил Сергеевич решительно не хотел, чтобы его дети посвятили себя
манежу. Он стремился дать каждому из них хорошее образование и достойную
профессию. Чтобы постоянно не возить семью с собой, он приобрел маленький домик
и поселил семью в Ленинграде. Именно здесь Мстислава застала война. Отец и
старший брат ушли на фронт. Мама находилась на гастролях и вернуться в
осажденный город не смогла. В блокадном Ленинграде четверо детей (Вальтер,
Игорь, Мстислав и Аня) остались с бабушкой Анной Макаровной. Потом была Дорога
жизни и эвакуация. После блокадного Ленинграда семья оказалась в Поволжье, там
встретились с мамой... Лидия Карловна с партнером мужа выступала в номере
"Меткие стрелки". Жили в большой нужде. Ночами, после представлений,
мама шла разгружать баржи и вагоны. Об отцовском запрете близко подходить к
цирку пришлось забыть.

В саратовском
бомбоубежище Вальтер и маленький Слава начали репетировать собственный цирковой
номер. Впервые они вышли на арену в одной программе с мамой. Вальтеру тогда шел
семнадцатый год, Мстиславу - седьмой. В 1946 году братьев официально зачислили
в артисты, но в 1947 году, когда семья гастролировала на Дальнем Востоке, номер
младших Запашных решено было расформировать. Вальтер возмутился и убедил маму
поехать в Москву. Братьям разрешили выступить в Московском цирке, куда пришла
грозная комиссия из главка. "Юные акробаты" - объявил инспектор
манежа. И мальчишки выбежали на арену. Вальтер не сомневался, что зрители
поддержат номер, ведь у него на руках Слава выполнял сальто, пируэты -
сложнейшую трюковую комбинацию из семи элементов. Казалось: старший брат
жонглирует младшим. И публика не подвела - устроила настоящую овацию. Их
вызывали раз десять-двенадцать, и каждый раз Славу на манеж выносил сам
Карандаш. Это была настоящая победа: мальчикам не только разрешили выступать,
им установили зарплату по высшей категории. Мстислав Запашный до сих пор с
удовольствием вспоминает свой первый триумф.

В 1949 году
Вальтера призвали в армию. Одиннадцатилетний Мстислав последовал за братом,
получил статус сына полка. Началась работа в ансамбле песни и пляски Одесского
военного округа. Здесь Запашные научились танцевать и полюбили искусство
балета. И по сей день Мстислав Запашный, признанный мастер манежа и цирковой
режиссер, создатель крупных произведений циркового искусства, большое внимание
уделяет пластической стороне постановок, создавая образ спектакля и цирковыми,
и хореографическими средствами.

В последующие
годы, когда в номере с Вальтером Славу заменил младший брат Игорь, Мстислав
пробовал себя в различных жанрах: акробатике, воздушной гимнастике, клоунаде,
дрессировке лошадей и крупных экзотических животных и хищников.

В 1954 году все
четверо братьев Запашных создали номер "Акробаты-вольтижеры". Это
была виртуозная работа. Младшие - Мстислав и Игорь высоко подлетали на руках у
старших братьев, безукоризненно выполняли уникальные трюки, которые никто не
повторил до сих пор. Рекордам Запашных горячо рукоплескали зрители, а на VI
Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве братья получили четыре
золотые медали.

Тем временем
Мстислава одолевали новые замыслы. В двадцать лет он уже знал наверняка: все,
что он сделает в цирке, будет настоящим открытием. Менялись жанры, приходили и
уходили партнеры, но одно оставалось неизменным: все начинания Мстислава
Запашного отличались масштабностью размаха, грандиозностью. Так и произошло:
почти все созданные им номера неизменно пользовались популярностью у зрителей и
вошли в золотой фонд отечественного и мирового циркового искусства.

В 1964 году
Мстислав Запашный, подняв акробатов-вольтижеров на спины лошадей, подготовил
номер "Акробаты-вольтижеры на лошадях", что стало, по сути, открытием
нового жанра в мировой практике цирка. Во время гастролей во Франции и Японии
номер был удостоен высших мировых призов.

В 1977 году им
был создан единственный в мире спектакль, в котором извечные враги джунглей -
слоны и тигры - оказались соединенными в одной клетке. Дрессировка крупных
хищников сама по себе сложна и опасна, но она многократно усложняется при вводе
в клетку с тиграми слонов. Аттракцион "Слоны и тигры" стал не просто
ярким и захватывающим зрелищем, а художественным произведением с точно и строго
выстроенной композицией, остросовременной идеей - идеей дружбы, заботы человека
об окружающем его мире. Спектакль стал одним из наиболее крупных достижений
российского и мирового циркового искусства. Аттракцион "Слоны и
тигры" удостоен Государственной премии Российской Федерации в области
литературы и искусства.

В 1991 году
М.М.Запашный создал героико-исторический цирковой спектакль-пантомиму
"Спартак", который по художественному воплощению, составу действующих
лиц, количеству животных и новых технических средств не имеет аналога в истории
цирка.

Мстислав
Запашный является также режиссером, постановщиком и исполнителем главных ролей
в воздушно-феерическом аттракционе "К звездам" (1970); в
аттракционах: "Союз-Аполлон" (1974), "Шар смелости",
"Воздушный полет", "Канатоходцы"; в тематических цирковых
спектаклях: "На арене - москвичи" (Саратовский цирк, 1965),
"Русская зима" (Московский цирк на проспекте Вернадского, 1967-1968),
"В космический век" (Ленинградский цирк, 1970), "Весне
навстречу" (Московский цирк на Цветном бульваре, 1971), "Мы - артисты
цирковые" (к 100-летию Пензенского цирка, 1976), "Ярмарка чудес"
(к 100-летию Нижегородского цирка, 1983), "С чего начинается Родина"
(к 70-летию Октябрьской революции, Минский государственный цирк, 1987),
"Наш русский цирк" (Сочи, 1997); в пантомимах: "Песнь
докеров", "Маленький Пьер", "Отважные", а также в
детских спектаклях: "Приключение Иванушки", "Ну, погоди",
"Доктор Айболит", "Новые приключения Синдбада",
"Новогодний карнавал", "Новогодний бал в цирке",
"Капитан, капитан - улыбнитесь", "Приключения Мишутки".

С 1992 года
М.М.Запашный является художественным руководителем и директором Сочинского
государственного цирка. К 25-летию Сочинского цирка в 1996 году М.Запашный
поставил две крупномасштабные программы: "Я люблю тебя, Россия" и
цирковое супер-шоу "Звезды мирового цирка", которые на протяжении
двух сезонов шли с колоссальным успехом в Сочи и крупнейших городах России. Эти
два произведения циркового искусства стали основой для создания
гала-представления - прощального артистического тура по Европе и Юго-Восточной
Азии (Италия, Тайвань, Гонг Конг, Сингапур, Австралия). Прощальные гастроли
прошли в Краснодаре, Ростове, Воронеже, Саратове, Казани, в столице России - Москве,
северной столице - Санкт-Петербурге, и, наконец, в южной столице России -
городе Сочи.

Накопив немалый
опыт в руководстве шоу-бизнесом, зная изнутри цирковое и эстрадное искусство,
желая сохранить и преумножить лучшие традиции отечественного цирка,
М.М.Запашный в настоящее время успешно осуществляет ряд новых крупных программ.
Это строительство и создание в Сочи театра морских животных, мобильная
трансформация двухтысячного зрительного зала и превращение его в мюзик-холл или
театр-варьете, постоянное функционирование в ночное время дансинга, казино и
ресторанов в здании цирка.

В 1994 - 1996
годах М.М.Запашный был вице-президентом Росгорцирка, а с 1991 года по настоящее
время является вице-президентом Всемирной ассоциации цирковых профессиональных
школ и постоянным членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по
Государственным премиям в области литературы и искусства.

М.М.Запашный
возглавлял жюри и организацию Первого Всемирного конкурса циркового искусства в
1996 году в Москве на Красной площади. Он - постоянный член жюри на всемирных
конкурсах в Монте-Карло, Париже, Китае.

М.М.Запашный -
Народный артист СССР, Народный артист России, лауреат Государственной премии
Российской Федерации, лауреат и шестикратный обладатель золотых наград международных
конкурсов артистов цирка. Награжден орденом "За заслуги перед
Отечеством" IV степени.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы посттравматической стрессовой дезадаптации участников боевых действий
Реферат Сверхчеловек по Ницше
Реферат Участие российских предприятий в торговле лицензиями на начальном этапе либерализации экономики России
Реферат Условия проведения аутогенной тренировки
Реферат Функциональная роль средств массовой информации в современном политическом процессе в Российской Федерации
Реферат Багамские острова
Реферат Святоотеческие корни русского консерватизма
Реферат Стратегія ввічливості в англійській мові та шляхи оволодіння нею на початковому етапі в середній школі
Реферат Производственные возможности и экономические ограничения
Реферат Бухгалтерский учет как источник данных для принятия управленческих решений
Реферат Территориальные социально-экономические системы и место города в этих системах
Реферат Признание курсовых разниц в бухгалтерском учете
Реферат Процес становлення та розвитку підприємництва в Україні
Реферат Что мы знаем о финансах: шесть важнейших финансовых концепций
Реферат Алексей Николаевич Крылов