Тематика
Г. Поспелов
Тематика
— совокупность основных и побочных тем литературного произведения или ряда
произведений одного писателя или целой группы, школы, направления. Тема (греч.)
— предмет изложения, повествования, изображения, то, о чем говорит автор в
произведении. Каждое явление действительности, — будь то живые лица,
представители различных социальных слоев, события и отношения общественной и
личной жизни, мысли и переживания, будь то черты быта, картины природы или
образы фантазии, — может стать темой литературного изображения, возбудив
интерес художника и став предметом его познавательных обобщений и идейных
оценок. Литературная Т. обладает той же универсальностью, что и Т. науки, но,
являясь отражением действительности не в понятиях, а в образах, литературная
тематика раскрывается с большей чувственной наглядностью. Разработанная в литературном
произведении тема представляет собой не только объект отражения, но неразрывно
связана с тем или иным ее пониманием со стороны автора, который раскрывает ее с
той или иной степенью глубины, правильности и многосторонности. В изображаемых
им явлениях жизни он интересуется определенными сторонами и моментами, оставляя
в тени другие, игнорируя третьи. Каждый писатель в общих границах Т. своего
произведения и творчества выдвигает тот или иной круг вопросов, ту или иную
проблематику. Так Пушкин в «Медном всаднике», избрав тему судьбы «маленького
человека», выдвигал на этом материале проблемы исторической необходимости,
столкновения интересов личности и государственного развития. Так Гоголь, в
«петербургских повестях», беря аналогичную тему судьбы «маленького человека»,
разрабатывал ее в аспекте демократического гуманизма, ставил проблемы равенства
людей, отражал подавление человека бюрократической машиной.
Так.
обр. Т. художественного произведения является отражением жизни и связана с ее
идейным пониманием, т. е. представляет собой момент содержания произведения. В
то же время Т. является результатом творческого отбора фактов жизни, их
творческого сочетания для создания художественного образа, т. е. представляет собой момент формы
произведения.
Широкое
и полное раскрытие темы, даваемое в эпосе и драме, заключается в том, что
явление жизни, интересующее писателя, изображается в его движении и развитии, в
его связях и отношениях с другими явлениями. Тема разрабатывается в сюжете , в
его мотивах и эпизодах ; сюжет отражает
существенные противоречия социальной жизни и столкновения частных и личных
интересов. Центральные типические герои изображаются в типических отношениях
между собой и с другими, второстепенными, героями, составляющими их типическую
среду. В выборе героев, в развертывании сюжета, в построении коллизии и интриги
отражается жизнь, выражается обобщающее понимание жизни писателем. Т. и
связанная с ней проблематика являются исходным моментом в развертывании
содержания произведения, творчества писателя, известного литературного
направления. Каждая новая ступень в историческом развитии общества, каждое
новое литературное направление выдвигает свою Т. Буржуазные писатели Англии
XVIII в. — Ричардсон, Стерн, Филдинг и др. — стали изображать обыденную жизнь
мещанства, в противовес героической Т. трагедий и поэм предшествующей
революционной эпохи. В одну и ту же эпоху представители различных литературных
направлений нередко выбирают сходные темы, подсказанные своеобразием эпохи, но
раскрывают их различно, обнаруживая в разной мере правильное (или неправильное)
понимание и оценку изображаемого явления жизни. При этом их конкретная Т. в
развернутом виде не совпадает. Так, и Чернышевский, и Тургенев писали о «новых
людях», — о передовых разночинцах, материалистах и революционерах, — но создали
глубоко различные образы (Базаров у Тургенева, Лопухов и Кирсанов у
Чернышевского). Различное понимание темы выражается в различных сюжетах и
подборе героев. Характер темы и ее развитие обусловлены как процессами самой
объективной действительности, так и подходом к ней художника, выдвигающего те
или иные ее стороны.
В
советской литературе и критике проблема Т. чрезвычайно актуальна. Преодолевая
тематическую ограниченность классового искусства, советская литература
распространяет свой идейный интерес на всю историю человечества и в пределах
этой необъятной темы выдвигает свою проблематику — борьбу народов со своими
поработителями, историческое движение к свободному, бесклассовому обществу,
строительство социализма в Советской стране, развертывающееся в борьбе со всеми
силами старого мира.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/