Реферат по предмету "Разное"


Анализ работы учителя музыки моу «Таутовская сош» Аликовского района Чувашской Республики Михайловой Ольги Михайловны В моу «Таутовская сош» работаю с августа 1999 год

Самоанализ работы учителя музыки МОУ «Таутовская СОШ» Аликовского района Чувашской Республики Михайловой Ольги МихайловныВ МОУ «Таутовская СОШ» работаю с августа 1999 года. Стаж педагогической работы – 18 лет, стаж работы в данной школе – 8 лет. Образование – высшее, в 1987 году окончила музыкально-педагогический факультет ЧГПИ имени И.Я.Яковлева. Имею первую квалификационную категорию с 2004 года. За время работы в школе накопила достаточный опыт и навыки работы с детьми. К своей работе стараюсь подойти творчески и с любовью. Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. И конечно, считаю школу самым надёжным и интересным местом для занятий музыкой с детьми. В течение многих лет работаю над проблемой «Эстетическое воспитание на уроках музыки». В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи: - развитие у детей чувства прекрасного, формирование высоких эстетических чувств через музыку; - развитие творческой личности на уроках музыки. Уроки музыки - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявления его индивидуального Я, проявлению способностей, активизации мышления и воображения. Уроки музыки по программе Д.Б. Кабалевского открыли много возможностей для творчества учителя. Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально - ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.) Чтобы все это осуществить на практике, учитель должен овладеть множеством знаний и умений, любить и понимать детей, хорошо знать класс, состоящий из школьников с разными склонностями, интересами и способностями. Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств, от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств. Когда речь идет о творческом отношении к программе, то имеется в виду, прежде всего возможность учителя расширять музыкальный материал, используемый на уроке. В то же время основной стержень программы должен оставаться незыблемым. Это относится как к принципу «тематизма», так и к трем ведущим методам музыкального обучения (обобщения, забегания вперед и возвращение назад, эмоциональной драматургии). Творчество учителя музыки проявляется в решении задач, возникающих в работе с учащимися. Он должен обобщать, анализировать ситуацию и находить средства достижения цели, критически оценивать полученные данные и формулировать новую задачу. В ходе решения этих задач учитель использует различные методы. Но особое значение приобретают методы стимулирования мотивации учебно- познавательной деятельности школьников. Эти методы, сохраняя за собой обучающую функцию, способствуют проявлению активного познавательного интереса. Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, учителю необходимо: • подбирать дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков; • с целью формирования мышления привлекать материал из других видов искусств; • умело импровизировать в неожиданных ситуациях; • использовать разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, поисковая). Дети очень любят слушать музыку. И поэтому на уроках не обойтись без проигрывателя и магнитофона. В настоящее время у нас в кабинете музыки имеются музыкальный центр « Караоке», цветной телевизор и видеомагнитофон, DVD. Любимым занятием детей на уроках стало исполнение песен под «Караоке» (пение под записанную музыку) и в результате растет исполнительское мастерство учащихся. Исполняя песни под фонограмму, они проявляют самостоятельность, чувствуют себя артистами. Еще очень полезно записать на магнитофонную пленку или снять на видео исполнение песен ребятами в классе, а потом вместе прослушать, проанализировать. Такое мы часто делаем. В процессе слушания они находят свои ошибки, недостатки в исполнении. Таким образом, делают самоанализ исполненной песни. Игра на музыкальных инструментах на школьных уроках музыки пока занимает очень скромное место. Причина - в отсутствии в школах качественных, дешевых и эстетически привлекательных детских музыкальных инструментов. В частности, в нашем кабинете музыки имеются четыре гармошки, три баяна, фортепиано, но нет элементарных деревянных ложек, маленького барабана, маракаса и бубна. Именно эти инструменты должны часто использоваться на уроках в начальных классах для развития чувства ритма, слуха. Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Однако не менее важно, чтобы уже первоклассники не только знакомились с доступными для них произведениями, но и могли активно, самостоятельно размышлять о них. И здесь учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах. С некоторыми учениками бывает трудно наладить контакт, привлечь их к общему разговору на уроке. Самолюбие, проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят. Им требуется особое внимание учителя. Я стараюсь в таких случаях проявить терпение и такт, поощрять любую попытку высказаться о музыке. Или задаю на дом письменное задание, где ученик выражает свои мысли. Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки. Умение естественно и ненавязчиво подвести к теме урока, способствовать ее усвоению, пробудить активность ребят - все это требует от учителя определенного педагогического искусства. Учитель должен владеть словом, искусством общения с детьми, и искусством направленного музыкального воздействия. Во время беседы учитель должен задавать наводящие вопросы в целях достижения цели урока. Учащиеся имеют «Словарь эстетических эмоций». Начинаем пользоваться этим словарем с 5- го класса, у детей увеличивается словарный запас, им становится легче передать характер музыкального произведения. В 5- ом классе, когда мы говорим о взаимосвязи музыки и литературы, я даю задания ребятам сочинить дома сказку, где бы «звучала» музыка. Предлагаю оформить ее в виде книжки и по возможности проиллюстрировать. Дети с удовольствием выполняют это задание, и сказки у них получаются интересные. В начальных классах очень важно использовать на уроках игровые моменты, устраивать театрализацию музыкальных произведений, применять различные жесты при исполнении музыки. Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что все методы и утонченности педагогики остаются без результата, пока в детях не вызван интерес к знанию и не пробуждена самостоятельность. С этой целью главное внимание должно быть обращено на изучение внутреннего мира ребенка: не ломая детской души, разбудит в ней дремлющую любознательность, развить любовь к наблюдению, представив им полный простор к самодеятельности и условия к проявлению творческой работы. Другая задача - открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного - любовь к правде и красоте. Самая главная суть уроков музыки – дать понять детям, что жизнь - единая почва, из которой «вырастают» произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино, театра. Они не иллюстрируют друг друга, а, каждая по-своему, отображают сходные явления жизни: исторические события, картины природы, характер и внутреннее состояние человека. И что музыка затрагивает вечные темы жизни: • добро и зло; • справедливость и беззаконие; • война и мир; • любовь и ненависть; • борьба и страдания; • долг и совесть; - жизнь и смерть. Мы знаем, что мера любой вещи, любого явления - не только количество, но и качество. Поэтому нас не может не тревожить, что в этом необъятном мире звуков слишком много плохой музыки, пошлой и безнравственной. Ведь хочет человек или не хочет - она оказывает на него свое влияние. Это поднимает моральную и профессиональную ответственность школьных учителей музыки в достижении высшей цели музыкального воспитания, которую трудно определить лучше, чем это сделал замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Ему принадлежат мудрые слова: «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека». Оценки на уроках музыки тоже очень важны. Показатели успеваемости учащихся по музыке: в 2004/2005 учебном году - 4,75; в 2005/2006 учебном году - 4,8; в 2006/2007 учебном году - 4,8. Активное участие принимаем в районных и республиканских конкурсах художественной самодеятельности:1999-2000 учебный год • районный фестиваль детского художественного творчества «Цветы Чувашии», посвященный 55-летию Победы - II место; • районный конкурс «Салют Победы» среди работников образования - I место; • районный фестиваль военно-патриотической песни - II место; • районный конкурс «С песней по жизни» - II место.2000-2001 учебный год • районный конкурс военно- патриотической песни - II место; • районный конкурс «Музыка, песня и я» - II место ;2001-2002 учебный год • районный фестиваль детского художественного творчества «Рождение звезды» -1 место; • лауреаты республиканского фестиваля детского фольклора «Перепелочка»; Лауреат республиканского фестиваля «Перепёлочка» - Казыкин А.2002-2003 учебный год • районный смотр - конкурс солистов и ансамблей среди работников образования - дипломм; • районный фестиваль «Цветы Чувашии» - лауреаты;2003-2004 учебный год Районный конкурс художественной самодеятельности среди работников образования – вокальный ансамбль и солист – дипломы;2004-2005 учебный год Районный конкурс патриотической песни «Ликуй, победная весна», посвященный 60-летию Победы среди работников образования - 1 место; Районный фестиваль «Цветы Чувашии» среди учащихся - 2 место; Диплом Министерства образования и молодёжной политики, Министерства культуры ЧР – Михайлова Инна;2005-2006 учебный год Районный фестиваль детского фольклора «Перепёлочка» - Вика Герасимова;2006-2007 учебный год Районный конкурс «Адрес детства - Россия» в номинации «Музыка - вокал»: Вокальный ансамбль – 3 место; Солист (Михайлов М.) – 3 место; Районный конкурс патриотической и эстрадной песни памяти М.Живагина – Яковлева Н. – 3 место; Районный смотр – конкурс художественной самодеятельности работников образования – 1 место; Под моим руководством в школе работают два кружка: хоровой и кружок гармонистов. Занятия этих кружков направлены на повышение исполнительской культуры и мастерства юных талантов, формирование у них постоянного общения с искусством и сферой художественно-творческой деятельности. В репертуар хора стараюсь включать двухголосные произведения и пение акапелла. Принимаю активное участие во всех музыкальных и тематических вечерах школы. Так, например, в октябре 2007 года в школе прошёл вечер, посвящённый творчеству М.Цветаевой. Мои ученики исполнили песни и романсы на стихи М.Цветаевой. С 2006 года являлась наставником Матьяновой И.В., учителя музыки МОУ «Малотуванская ООШ». Она окончила в своё время Цивильское культпросвет училище, совершенно не знала школьную программу по музыке и не знала нотную грамоту. Приходилось с ней много работать. Я сама, как учитель музыки, принимаю активное участие в различных конкурсах, проводимых в районе и в республике. Являюсь победителем районного профессионального конкурса «Учитель года - 2005», имею Свидетельство участника республиканского профессионального конкурса «Учитель года Чувашии - 2005». Конечно, я не заняла призовое место в республике, но зато познакомилась со многими интересными людьми и считаю, что прошла серьёзное испытание. Я полюбила детей 4 класса гимназии № 18 г. Новочебоксарска и мы с ними так подружились. На следующий день после урока они все ко мне прибежали, окружили меня и говорят: «Вы нам понравились, у вас такой красивый голос». Не это ли самая главная победа для учителя – любовь и признание детей. Надеюсь, им надолго запомнится урок, проведённый мною по теме «Музыка Японии». В 2004 году я впервые участвовала на районном конкурсе «Учитель года - 2004» и заняла 2 место. Я очень люблю петь и не представляю свою жизнь без песни, без музыки. Являюсь победителем районных и республиканских конкурсов: - районный конкурс среди работников образования «Лучший работник образования» - призёр в номинации «Самый артистичный учитель» - 2003 год; - лауреат республиканского смотра-конкурса патриотической песни «Ликуй, победная весна!» среди работников образования – 2005 год; - лауреат республиканского фестиваля творческих коллективов образовательных учреждений, посвящённый Году духовного просвещения – 2006 год; - 1 место в районном конкурсе методических разработок, посвящённых Году духовного просвещения; - 1 место в районном конкурсе «Лучший наставник работающей молодёжи», имею Свидетельство финалиста республиканского конкурса «Лучший наставник работающей молодёжи», выданный Министерством образования и молодёжной политики Чувашской Республики; - 1 место в районном смотре-конкурсе художественной самодеятельности работников образования – 2007 год; Моя ученица, Михайлова Инна, в 2006 году поступила учиться на музыкальное отделение Чебоксарского педагогического колледжа имени Никольского. На уроках кроме использования ТСО, стараюсь использовать современные образовательные технологии, в том числе ИКТ. Часто показываю открытые уроки школьного и районного уровня. Являюсь членом экспертной группы учителей музыки Аликовского района, посещаю уроки своих коллег.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.