Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Дольник

Дольник

Вадим Руднев

Дольник
- стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности
в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизма и акмеизма. Дольник представляет
собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между
которыми может стоять либо один, либо два безударных слога. Общая схема дольника
такова: (0/2) - 1/2 - 1/2 - ... 0/2. "Нули" в начале и конце строки
означают возможность нулевого (дактилического) зачина и "мужской" концовки.
Дольники различаются по количеству метрических ударений в строке. Наиболее
часто встречаются 3-ударный и 4-ударный дольники. Вот пример 3-ударного дольника:


Были
святки кострами согреты, 2 - 2 - 2 - 1

И
валились с мостов кареты, 2 - 2 - 1 - 1

И
весь траурный город плыл 2 - 2 - 1 -

По
неведомому назначенью, 2 - 2 - 2 - 1

По
Неве иль против теченья, - 2 - 1 - 2 - 1

Только
прочь от своих могил. 2 - 1 - 2 - 

(Анна
Ахматова)

(Цифрами
обозначается количество безударных слогов, знаком "дефис" метрические
ударения.) Это так называемый анапестоидный (с анапестическим зачином)
3-ударный Д. В четвертой строке пропущено среднее метрическое ударение, которое
легко восстанавливается по контексту. Первая и четвертая строки совпадают с
ритмом чистого 3-стопного анапеста. Обратим внимание на эту особенность. Но
прежде, для полноты картины, приведем еще пример 4-ударного Д.:

Девушка
пела в церковном хоре - 2 - 2 - 1 - 1

О
всех усталых в чужом краю, 1 - 1 - 2 - 1 -

О
всех кораблях, ушедших в море, 1 - 2 - 1 - 1 - 1

О
всех, забывших радость свою. 1 - 1 - 1 - 2 - 


(Александр
Блок)

Кроме
4-ударности, размер в данном тексте отличается переменным (1 - или 2-ударным)
зачином и цезурой в середине строки.

В
дальнейшем ритмические особенности Д. мы будем для простоты рассматривать на
примере анапестоидного 3-ударного Д. - самого распространенного среди Д.

В
статье мы на примере 4-стопного ямба рассматривали ритмические варианты
стихотворного размера. Есть ритмические варианты и у Д. Рассмотрим общую схему
анапестоидного 3-ударного Д.:

2
- 1/2 - 1/2 - (0/1)

Единица
и двойка внутри строки могут давать четыре варианта: двойка + двойка, двойка +
единица, единица + двойка, единица + единица. Это и есть ритмические варианты
3-ударного Д.

I.
2 - 2 - 2 - 2 - (0/1) Были святки кострами согреты

Как
уже говорилось, первая форма совпадает с ритмом обыкновенного трехстопного
анапеста - "Я ломаю слоистые скалы".

II.
2 - 2 - 1 - (0/1) И валились с мостов кареты

III.
2 - 1 - 2 - (0/1) По Неве иль против теченья

Это
специфические дольниковые ритмические варианты - их ни с чем не спутаешь.

IV.
2 - 1 - 1 - (0/1) Зажигал последний свет

Эта
ритмическая форма совпадает с ритмом 4-стопного хорея, между тем как это -
строка из стихотворения Блока, написанного 3-ударным Д.

Входил
я в темные дали,

Зажигал
последний свет...

Но
эта же строка вписывается в структуру обыкновенного 4-стопного хорея,

Буря
мглою небо кроет,

Зажигал
последний свет...

V.
Пятой ритмической формой 3-ударного Д. условно считается строка Д. с
пропущенным средним метрическим ударением:

Отчего
душа так певуча 2 - 1 - 2 - 1

И
так мало милых имен 2 - 1 - 2 -

И
мгновенный ритм - только случай, 2 - 1 - 2 - 1

Неожиданный
Аквилон?

Последняя
строка и представляет собой пятую ритмическую форму Д.

Как
мы могли видеть, ритмика Д. не является изолированной. Она связана с ритмикой
3-сложников и - в меньшей степени - 2сложников.

Вообще,
все размеры в системе стиха взаимосвязаны. Так, даже 2-сложники и 3-сложники
связаны между собой. Например, неполноударная форма 4-стопного ямба с двумя средними
пропущенными ударениями может быть одновременно неполноударной формой
3-стопного амфибрахия:

Легко
мазурку танцевал

И
кланялся непринужденно.

Это
4-стопный ямб "Евгения Онегина". Переставим два первых слова:

Мазурку
легко танцевал

И
кланялся непринужденно.

Это
уже 3-стопный амфибрахий.

Можно
сказать, что множества ритмических форм 2-сложников и 3-сложников находятся в
отношении пересечения, что можно изобразить так: *

2-сложники

3-сложники


Мы
помним, что в Д. есть строки, которые совпадают со строками соответствующих
2-сложников и 3-сложников. Можно сказать, что множества 2-сложников и
3-сложников включены в множество дольников. *

2-сложники

3-сложники

Д.


Д.
наряду с акцентным стихом, полиметрией и верлибром был фактором, расшатывающим
классическую систему стиха и одновременно в духе неомыфологизма формирующем
своеобразный метрический интертекст, что особенно хорошо видно на примере
верлибра , каждая строка которого является метрической цитатой из какого-либо
размера. В более слабом виде это проявляется и у Д. Этот процесс мы назвали
верлибризацией стиха. Но в начале века был и противоположный процесс, который
мы назвали логаэдизацией . Д. очень легко подвергается логаэдизации, поскольку
в его специфических ритмических формах имеет место асимметричное расположение
ударных и безударных слогов, что и нужно для классического логаэда, который как
бы застывает в этой асимметрии, повторяющейся из строки в строку:

Кружевом,
камень, будь, - 2 - 1 -

И
паутиной стань: - 2 - 1 -

Неба
пустую грудь - 2 - 1 -

Тонкой
иглою рань. - 2 - 1 -

Будет
и мой черед - - 2 - 1 -

Чую
размах крыла. - 2 - 1 -

Так
- но куда уйдет - 2 - 1 -

Мысли
живой стрела? - 2 - 1 -

Здесь
3-ударный Д. (с дактилическим зачином) как будто застывает в своей второй
ритмической форме.
Список литературы

Жирмунский
В. М. Теория стиха. - Л., 1975.

Гаспаров
М. Л. Русский трехударный дольник ХХ века // Теория стиха / Под ред. В. Е.
Холшевникова. - Л., 1968.

Руднев
В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. - Рига,
1986.


Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.