Тема рождества в рассказе Л. Н. Андреева «Ангелочек»
Две
тысячи лет назад далекая Иудея находилась под властью всесильного Рима. По
улицам иудейских городов расхаживали вооруженные римские легионеры, страной
правил жестокий царь Ирод, а потомки Авраама и Исаака, великих царей Давида и
Соломона жили в бедности и презрении.
И
вот римляне решили пересчитать жителей своей колонии и для этого обязали всех
иудеев явиться в город Вифлеем. Среди прочих из города Назарета в Вифлеем
пешком пришел плотник Иосиф со своей женой Марией. Иосиф знал, что скоро она
должна родить ребенка. Но не только поэтому он относился к ней с особой
внимательностью. Иосиф знал, что его жена не простая женщина. Перед рождением
Марии ее матери Анне явился Ангел и предрек, что она родит дочь, от которой
явится спасение миру. И другое знал Иосиф: однажды в Назарете? самой Марии
явился архангел Гавриил и сказал: “Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у
Бога... И родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус...”
И
вот этой зимой должны были сбыться все пророчества. Но в город Вифлеем пришло
столько народу, что Марии с Иосифом негде было остановиться на ночлег. Они
заночевали в пещере, куда пастухи обычно загоняли стада на ночь. Здесь Мария
родила Иисуса и положила его в ясли — каменную колоду, выдолбленную пастухами
для того, чтобы насыпать овцам корм. Сами пастухи спали возле пещеры, и вот с
небес спустился Ангел и сказал им: “Ныне родился вам в городе Давидовом
Спаситель, Который есть Христос Господь... Вы найдете Младенца в пеленах,
лежащего в яслях...” Пастухи вошли в пещеру и увидели в яслях сияющего
младенца. И они поняли, что свершилось чудо.
И
еще одно чудо произошло в эту ночь. Над Вифлеемом и Иерусалимом, над Римом и
Афинами, над африканскими песками и евразийской степью, над землей и океаном —
словом, над всем миром этой ночью взошла яркая золотая звезда, словно сама
природа радовалась рождению мальчика. В ту же ночь, направляемые звездой,
двинулись к младенцу иудейские странники, волшебники, которых еще называли
волхвами. Они шли к царю Иудейскому, однако не к Ироду, а Христу, который
отныне должен править всем миром, но не земной властью, а небесной — властью,
дарованной Его Отцом — Богом...
Мальчика
из бедной семьи Сашку в рассказе Леонида Андреева “Ангелочек” зовут под
Рождество на елку богатые люди Свечниковы. Зачем они это делают? Рождество —
праздник религиозный, отмечаемый во всех христианских странах. В странах
католических, например в Италии или во Франции, он считается главным христианским
праздником. В России, стране православной, главный религиозный праздник —
Пасха, однако и Рождество всегда пользовалось большим почетом. На Рождество,
которое бывает перед Новым годом (в советское время оно передвинулось в начало
года после реформы календаря), в домах украшали елки и обязательно ставили на
верхушки звезды, которые символизировали вифлеемскую звезду. В этот день все
должны быть добрыми, внимательными к людям, никого не обижать и дарить всем
подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать
на елку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя
хорошими христианами: ведь во Христе все люди — братья.
Так
и поступает богач Свечников, приглашая Сашку в свой дом. Больше того: он хочет
помочь Сашке, отец которого работает у него, и устроить мальчика в ремесленное
училище.
Но
для этого Сашка обязан доказать свою преданность Свеч-никову, вести себя
скромно и всячески благодарить своего благодетеля. Но вот конфуз... Сашка не
желает вести себя “прилично”! Он грубит Свечникову, обижает его замечательно
одетого, ухоженного сынка и вообще ведет себя как “нехороший мальчик”.
Читатель
не сразу замечает, как автор начинает иронизировать над ситуацией, которую он
сам же создает в своем рассказе. По форме — это типичный “рождественский”
рассказ, один из тех, что в обязательном порядке печатались в российских
газетах на Рождество. Но по сути этот рассказ как бы пародирует типичную
“рождественскую” историю о бедном, несчастном ребенке, которого пригласили в
богатый дом, обогрели , накормили, вытерли слезы и сделали на один день
счастливым. Сам автор не верит в реальность подобного сюжета. Он 'понимает, что
дети из бедных семей не склонны к сентиментальности. Они грубы и хитры, потому
что жизнь вынуждает их быть такими. Сашка отлично знает цену и “лысому
господину” (хозяину дома), и его жене, и его вежливому сыну. Он отлично
понимает, что их благополучие строится на каторжной работе его отца и матери.
Но Сашка видит на елке воскового ангелочка, и тот так нравится ему, что Сашка
готов схитрить и показать свою преданность; только бы хозяева подарили ему
этого ангелочка!
И
тут происходит короткое и внезапное чудо! “Ив этот короткий момент все заметили
загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и
одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка”.
Это
очень важный момент в рассказе! В одной фразе писатель говорит нам о том, что
образ и подобие Божье есть в каждом человеке, каким бы грубым и
непривлекательным он ни казался нам вначале. Больше того: именно в ребенке из
бедной, несчастной семьи этот образ запечатлен глубже и прочнее, чем в сытых и
самодовольных богачах.
И
здесь мы вспоминаем, что Ангел Господень явился не к женщине из богатой семьи,
не к царской дочери и не к жене римского цезаря, но к бедной сироте Марии, жене
обычного плотника. И родился Христос не в роскошной кровати, не в царских
покоях и не в столице мира — Риме, но в холодной пещере, на грубой шерстяной
подстилке, в маленьком иудейском городе Вифлееме. И положила его мать не в
мягкую колыбель, но в жесткие ясли из камня. Оказывается, что, пародируя
типичную “рождественскую” историю, Андреев вовсе не кощунствует, а возвращает
нас к подлинному смыслу этого великого религиозного праздника. Оказывается, что
рассказ этот вдвойне парадоксален. Он как бы дважды себя отрицает, чтобы в
конце концов подвести читателя к простой и великой правде.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/