Философская проблематика в лирике И. Бродского
Здесь
на земле,
где
я впадал то в истовость,
то
в ересь,
где
жил, в чужих воспоминаньях
греясь...
И.
Бродский
Иосиф
Бродский относится к тем русским поэтам, которые вынуждены были в начале
семидесятых годов эмигрировать за рубеж. Советской цензуре не нравилось, что
Бродский не пишет стихов, прославляющих социалистический строй в России. В
основном все свои стихи Бродский написал в эмиграции. И только в 1990 году они
были опубликованы в России, когда автор уже стал лауреатом Нобелевской премии.
Стихи этого поэта отличаются многообразием поэтических интонаций. Долгая жизнь
за границей оставила глубокий след в его творчестве. Мне кажется, почти все
стихи Бродского — это краткие философские откровения.
В
своих философских стихах он обращается к теме родины. Например, в стихотворении
“На смерть Жукова”, написанном в 1974 году, поэт поднимает философскую проблему
жизни и смерти великого полководца на фоне трагичной жизни простых людей:
Вижу
колонны замерших внуков,
гроб
на лафете, лошади круп.
Ветер
сюда не доносит мне звуков
русских
военных плачущих труб.
Вижу
в регалии убранный труп:
в
смерть уезжает пламенный Жуков.
Читатель
видит, что за внешними символами величия боевой славы все четче проступают лица
“замерших внуков”. Нетрудно догадаться, что автор этим показывает свое
отрицательное отношение ко всякого рода культам личности. Далее поэт рассуждает
и о человеческой судьбе самого великого полководца:
Кончивший
дни свои глухо, в опале,
Как
Велизарий или Помпеи.
Проводя
параллель между Жуковым и полководцами древности, поэт как бы говорит, что
величие, которое достигается путем больших жертв, все равно в итоге не приносит
никому счастья.
Предметом
философских размышлений является для Бродского и тема искусства. Вот, например,
как он видит суть классического балета в стихах, посвященных Михаилу
Барышникову:
Классический
балет есть замок красоты,
чьи
нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей
ямой оркестровой
отделены.
И задраны мосты.
В
имперский мягкий плющ мы стискиваем зад,
и,
крылышкуя скорописью ляжек,
красавица,
с которою не ляжешь,
одним
прыжком выпархивает в сад...
Здесь
виден авторский взгляд на искусство вообще, а не только на балет. Бродский
уверен, что “замок красоты” всегда будет отделен от житейской суеты и низких
чувств. Искусство для Бродского — это “красавица, с которою не ляжешь”, то есть
можно получить только духовное наслаждение, общаясь с высоким искусством. Завершаются
стихи еще более ярким философским открытием:
...рождают
тот полет, которого душа,
как
в девках заждалась, готовая озлиться!
А
что насчет того, где выйдет приземлиться,
земля
везде тверда; рекомендую США.
Этим
поэт утверждает истину: что большое искусство принадлежит всему человечеству, а
не одной какой-нибудь национальности. Настоящий художник может жить и вне
родной страны, но все равно создавать талантливые произведения искусства. Сам
И. Бродский является тому примером. В связи с этим вспоминаются И. Бунин, И.
Шмелев, Б. Зайцев и многие другие русские писатели, которые, оказавшись в
вынужденной эмиграции, остались большими художниками.
Философия
— это всегда искание новых форм. На мой взгляд, Бродский очень оригинально и
смело работал над поэтической формой своих стихотворений. Он часто использует
прием переноса качества одного предмета на другой. Например:
Темно-синее
утро в заиндевевшей раме
Напоминает
улицу с горящими фонарями,
ледяную
дорожку, перекрестки, сугробы,
толчею
в раздевалке в восточном конце Европы.
Там
звучит “Ганнибал” из худого мешка на стуле,
сильно
пахнут подмышками брусья на физкультуре;
что
до черной доски, от которой мороз по коже,
так
и осталась черной. И сзади тоже.
На
площади в несколько строк, как мы видим, поэт разместил и ближайшую улицу, и
школьную раздевалку “ в восточном конце Европы”. Предметы пахнут мальчишками и
девчонками упражняющимися на брусьях. Все как бы меняется местами, кроме одного
— черной классной доски, которая, мне кажется, символизирует момент, что
человек в начале пути все равно должен пройти через что-то неизменное. И только
освоив знания на черной классной доске, он может придумать что-то свое.
Но
если говорить об общем философском устремлении И. Бродского, о главной его
философской теме, которую он поднимал во всем своем творчестве, — это
несомненно — проблема свободы личности. Недаром же лирический герой Бродского
повторяет лермонтовский мотив:
О,
облака
Балтики
летом!
Лучше
вас в мире ртом
я
и не видел пока.
Может,
и в той
жизни
клубитесь
конь
или витязь,
реже
— святой.
Только
человек, знающий цену свободе личности, мог так подумать и написать.
Недавно
жизнь Иосифа Бродского оборвалась за границей. Но я уверен, что его поэзия
всегда будет помогать нам, соотечественникам этого замечательного поэта,
разрешать философские проблемы, которые жизнь постоянно ставит перед человеком.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/