Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

Своеобразие
сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием
сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций
Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя в том, что сделал сатиру своим
политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми вопросами своего времени.

К жанру сказки
Салтыков-Щедрин обращается в своем творчестве неоднократно: сначала в 1869
году, а затем после 1881 года, когда исторические условия (убийство царя)
привели к ужесточению цензуры.

Подобно многим
писателям, Салтыков-Щедрин использует жанр сказки для выявления пороков
человека и общества. Написанные для “детей изрядного возраста”, сказки являют
собой резкую критику существующего строя и, по существу, служат оружием,
обличающим российской самодержавие.

Тематика сказок
очень разнообразна: автор выступает не только против пороков самодержавия
(“Медведь на воеводстве”, “Богатырь”), но и обличает дворянский деспотизм
(“Дикий помещик”). Особое осуждение вызывают у сатирика взгляды либералов
(“Карась-идеалист”), а также равнодушие чиновников (“Праздный разговор”) и
обывательская трусость (“Премудрый пескарь”).

Однако есть
тема, которая, можно сказать, присутствует во многих сказках — это тема
угнетенного народа. В сказках “Как один мужик двух генералов прокормил”,
“Коняга” она звучит особенно ярко.

Тематика и
проблематика определяют разнообразие персонажей, действующих в этих
остросатирических произведениях. Это глупые правители, поражающие своим
невежеством и помещики-самодуры, чиновники и обыватели, купцы и мужики. Иногда
персонажи достаточно достоверны, и мы находим в них черты конкретных
исторических лиц, а иногда образы аллегоричны и иносказательны.

Используя
фольклорно-сказочную форму, сатирик освещает самые злободневные вопросы русской
жизни, выступает как защитник народных интересов и передовых идей.

Сказка “Повесть
о том, как один мужик двух генералов прокормил” выделяется из всех особой динамичностью,
изменчивостью сюжета. Писатель использует фантастический прием — генералы,
словно “по щучьему велению”, переносятся на необитаемый остров, и здесь
писатель со свойственной ему иронией демонстрирует нам полную беспомощность
чиновников и их неспособность действовать.

“Служили
генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и
состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”. По
причине своей глупости и ограниченности они чуть не умерли с голоду. Но им на
помощь приходит мужик, который на все руки мастер: он может и охотиться, и
готовить пищу. Образ “здоровенного мужичины” олицетворяет в этой сказке и силу,
и слабость русского народа. Мастерство, его необыкновенные способности
сочетаются в этом образе с покорностью, классовой пассивностью (мужик сам вьет
веревку, чтобы его  привязывали к дереву
на ночь). Насобирав спелых яблок для генералов, он берет себе кислое, незрелое,
да еще он рад был тому, что генералы “его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом
его не гнушались”.

Сказка о двух
генералах говорит о том, что народ, по представлению Салтыкова-Щедрина, — опора
государства, он создатель материальных и духовных ценностей.

Подобно
заносчивым генералам, отплатившим мужику за спасение рюмкой водки да пятаком
серебра, помещик (“Дикий помещик”) считает себя выше народа. Не способный
дольше выносить “холопьего духу”, он просит Бога избавить его от крестьян, не
понимая, что тем самым останется без кормильцев. Притесняя и эксплуатируя
народ, помещик превратился в паразита, ничего не умеющего и ни к чему не
приспособленного, он может лишь “нежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое”.
Исчезновение крестьян привело не только к одичанию помещика, но и прекратился
привоз продуктов в город, а затем, следовательно, государству никто не заплатил
подати. Автор призывает уважать народ, без которого “господам” просто не
выжить.

Тема народа
разрабатывается еще в одной сказке Салтыкова-Щедрина — “Коняга”, которая была
создана в 1885 году. По стилю она отличается от других отсутствием действия.

Эту сказку
называют сильнейшим произведением в ряду посвященных тяжелому положению
русского крестьянства. Образ коняги-работяги собирательный. Он олицетворяет
весь подневольный народ-труженик, в нем отразилась трагедия миллионов мужиков,
этой громадной силы, закабаленной и бесправной.

В этой сказке
также звучит тема покорности народа, его бессловесность и отсутствие желания
бороться. Коняга, “замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и
обожженными плечами, с разбитыми ногами” — такой портрет создается автором,
который скорбит о незавидной доле бесправного народа. Раздумья о будущем,
судьбе народа мучительны, но исполнены беззаветной любви.

В сказках
Салтыкова-Щедрина с помощью эзопова языка, элементов фантастики, фольклорных
традиций и сатирических приемов звучат различные темы, разрабатываются
политические проблемы, решаются актуальные вопросы. Защищая передовые идеалы
своего времени, автор выступал в своих произведениях как защитник народных
интересов. Обогатив фольклорные сюжеты новым содержанием, Салтыков-Щедрин
направил жанр сказки на воспитание гражданских чувств и особого уважения к
народу.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реализация принципа воспитывающего обучения в процессе изучения темы физики Световые явления
Реферат Авиа и ракетотехника Авиационные двигатели и энергетические установки
Реферат Соотношение городского и сельского населения
Реферат Біохімія трансгенної картоплі в умовах України
Реферат Milfoil In The Northwest Essay Research Paper
Реферат Николаевское градоначальство
Реферат Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства
Реферат Racism In Huckleberryfinn Essay Research Paper Throughout
Реферат Островной туризм в Индийском океане 2
Реферат «я был душой дурного общества…»
Реферат Особенности подготовки приключенческих туров
Реферат Інформація про стан співробітництва Донецької області з регіонами України протягом 2010 року
Реферат Нарушение обмена веществ
Реферат Забезпечення процесу стратегічного управління в компанії
Реферат Отчёт по производственной практике в ООО УфаКонтакт турагентство Путешественник