Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Искусство создания характера

Искусство
создания характера
(По одному
из произведений русской литературы XIX века)

… в основании
натуры Обломова лежало чистое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко
всему, что хорошо и что  только
отверзалось и откликалось на зов этого… сердца.

И. А. Гончаров

… я
окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду
верен до гроба.

И. А. Гончаров

И. А. Гончаров
– талантливейший писатель XIX в., который, прежде всего, является художником,
умеющим в своих  произведениях выразить
всю полноту явлений жизни. В литературу этот непревзойденный мастер слова вошел
в середине XIX  в., когда в существующем
укладе жизни в России происходили большие перемены: патриархальный уклад с его
дворянством,  несшим в свет науку и
просвещение, сменялся буржуазным, который в то время начал процветать.

Писатель
относился к этим переменам с большим подозрением и недоверчивостью. И недаром:
ведь он был глубоко взволнован  нравственными
потерями патриархальной России. Эта тема – конфликт между старой и новой
Россией – позже была заложена

Гончаровым в
основе всех трех его романов: «Обыкновенная история», «Обрыв» и «Обломов».

Роман «Обломов»
- центральное место в романной трилогии Гончарова – увидел свет в первых
четырех номерах журнала  «Отечественные
записки» за 1859 г. Новое, давно ожидаемое в публике произведение автора
«Обыкновенной истории» было  практически
единодушно признано выдающимся художественным явлением. «Обломов» имеет успех
не случайный, не с треском, а  здоровый,
капитальный и невременный в настоящей публике», - писал Л. Н. Толстой.

Реальным
прототипом главного героя романа, Обломова, являлся сам Гончаров, и поэтому в
характере Ильи Ильича писатель  мастерски
выразил свою приверженность к старому укладу жизни. Илья Ильич – весьма
своеобразный человек по своей натуре.

Читая первую
часть романа, мы узнаем, что он был «32 - 33 лет от роду, среднего роста,
приятной наружности». Поражало 
отсутствие определенной идеи, всякой сосредоточенности в его лице.
«Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в 
глазах… потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный
свет беспечности». Обломов был ленив, и его 
нормальным состоянием было лежание. В молодости он еще к чему-то
стремился, «и если нельзя сказать, что он был жив, то,  по крайней мере, живее, чем теперь». «Однако…
любопытно бы знать... отчего я… такой», - спрашивает сам себя Обломов.

Ясный и
исчерпывающий ответ на этот вопрос дает картина детства, которую Гончаров
доносит до нас через «Сон Обломова».

Воспитание и
атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в
формировании его характера и 
мировоззрения. Во «Сне…» маленький Илья «робко жмется к няне, а она
нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где…  все совершают чудеса, где текут реки меду и
молока, где никто ничего круглый год не делает». Именно в Обломовке, в  далекие детские времена сложилась важная и во
многом определяющая черта его характера – поэтическая мечтательность. Но в  то же время здесь в Обломове воспитали такие
качества, как лень, барство, презрение к крепостным слугам и загубили
живой  ум, правдивость, кротость и
гуманность к нижестоящим. Таким образом, окружение Обломова способствовало
заложению основы  «обломовщины» -
праздного и порочного барского образа жизни. И мне кажется, что в глубине своей
души Гончаров уже  склонен осудить
размеренность и леность старой жизни, уклад, которому он ностальгически верен,
но не хочет и не может  принять новые
перемены.

Трудно
недооценить мастерство Гончарова и в создании имени и фамилии своего героя.
Фамилия «Обломов» означает, что  герой
сломлен жизнью, пасует перед её трудностями и проблемами. Имя «Илья Ильич»
самозамкнуто, так как бездеятельный и 
бесплодный способ существования предков Обломова находит в нем конечное
завершение. Поэтому образ Обломова стал 
нарицательным для обозначения лени, безволия и равнодушия к жизни. Тип,
созданный Гончаровым, кроме того, обнаруживает 
черты ярко выраженной асоциальности, пассивности и эскапизма, то есть
стремление уйти от действительности в мир иллюзий  в ситуации кризиса, бессилия и отчуждения.
Вообще, принято считать, что образ Обломова сугубо отрицательный, однако Илья  Ильич рисуется Гончаровым симпатичным,
душевным и нравственно чистым: «в основании натуры Обломова лежало чистое,  светлое и доброе начало, исполненное глубокой
симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на  зов этого простого… сердца».

До сих пор не
утихают споры вокруг фигуры Обломова. Одни видят в нем мудреца и созерцателя,
человека с добрым  “голубиным” сердцем.
Другие отмечают “лень и апатию” Ильи Ильича, его общественную бесполезность и
никчемность. Однако  Гончаров хотел
показать совсем не это. Прямо и смело глядя в глаза исторической истине, не
скрывая жестокой правды о  губительном
воздействии «обломовщины» на личность незаурядного человека, писатель сумел
показать поэзию и правду  нравственного
противостояния общественному злу, создав национально-конкретный, социально
обусловленный и вместе с тем 
общечеловечески значимый характер Ильи Ильича Обломова. Такова
нравственная доминанта образа и его 
философско-психологический смысл.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.