Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева

Тема любви в
лирике Ф.И. Тютчева.

Без него нельзя
жить. Л.И. Толстой

С детских лет с
нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала
наизусть:

Люблю грозу в
начале мая,

Когда весенний,
первый гром,

Как бы резвяся
и играя,

Грохочет в небе
голубом.

В России все —
от мала до велика — знают это стихотворение. Строки стихотворения “Весенняя
гроза”, его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием
весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и
поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными
просторами зачинающейся весны в России.

Стихотворение
“Весенняя гроза” по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание
временем и осталось живым произведением русской поэзии.

Несколько слов
я хочу сказать о самом поэте. Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года
в селе Овстуг Орловской губернии, в семье брянского помещика И.Н. Тютчева.

Первоначальное
образование он получил дома, под руководством поэта Раи-ча, пробудившего в
своем питомце любовь к литературе.

Пятнадцатилетним
мальчиком за стихотворное подражание поэту Горацию Тютчев был избран
сотрудником Общества любителей российской словесности. По окончании Московского
университета Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел и в 1822 году
был послан за границу. Там, в Германии и Италии, он прожил двадцать два года.
Многолетнее пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от Родины.

На чужбине
Тютчев вырос глубоко своеобразным поэтом-лириком, изумительным мастером
русского слова.

Своеобразной
была судьба Тютчева — поэта. Долгое время в читательских кругах его или
попросту не замечали, или же считали поэтом “для немногих”. Когда-то И. С. Тургенев
утверждал: “О Тютчеве не спорят, — кто его не чувствует, тем самым доказывает,
что он не чувствует поэзии”. Но поэты бывают разные, и сама поэзия многолика.
Любовь к тому или иному поэту зависит прежде всего от причин субъективных,
индивидуальных, и навязать ее нельзя. Некогда Фет назвал Тютчева “одним из
величайших лириков, существовавших на земле”.

Тютчева принято
называть певцом природы. Автор “Весенней грозы” и “Весенних вод” был тончайшим
мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих
картины и явления природы, нет бездумного любования.

Когда я читаю и
перечитываю стихотворения Федора Ивановича Тютчева, то размышляю о загадках
мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и
человека пронизывает собою лирику Тютчева, определяя некоторые основные
особенности его поэтики. Для него природа — такое же одушевленное, “разумное”
существо, что и человек: “В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть
любовь, в ней есть язык...” Через обращение к природе Тютчев нередко раскрывает
сложный мир человеческой души во всем богатстве его переживаний.

К лучшим
созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим
психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии
сложнейших душевных переживаний:

Я встретил вас
— и все былое

В отжившем
сердце ожило;

Я вспомнил
время золотое —

И сердцу стало
так тепло...

Это одно из
самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос
Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений
поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство —
любовь к Е.Л. Денисьевой. Именно с этой “последней любовью” связаны многие
шедевры тютчевской лирики:

О, как
убийственно мы любим,

Как в буйной
слепоте страстей

Мы то всего
вернее губим,

Что сердцу
нашему милей!

Давно ль,
гордясь своей победой,

Ты говорил: она
моя...

Год не прошел —
спроси и сведай,

Что уцелело от
нея?

Или другие
пронзительные строки:

Чему молилась
ты с любовью,

Что, как
святыню, берегла,

Судьба людскому
суесловью

На поруганье
предала.

Эти и другие
стихотворения (“Не говори: меня он, как и прежде, любит...”, “...Весь день она
лежала в забытьи...”), взятые вместе, образуют так называемый “денисьевский
цикл”, по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой
гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной
лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них
личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом, поднято до значения
общечеловеческого. Тютчев писал о природе, писал о любви. Это и давало,
казалось бы, основание относить его к жрецам “чистой поэзии”. Но великий критик
Н.А. Добролюбов находил, что поэту доступны “и знойная страстность, и суровая
энергия, и глубокая душа, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и
вопросами нравственными, интересами общественной жизни”. К числу таких дум о
современности принадлежит и замечательное стихотворение “Русской женщине”,
рисующее беспросветную женскую долю старой России:

Вдали от солнца
и природы,

Вдали от света
и искусства,

Вдали от жизни
и любви

Мелькнут твои
младые годы,

Живые
помертвеют чувства,

Мечты развеются
твои...

И жизнь твоя
пройдет незрима,

В краю
безлюдном, безымянном,

На незамеченной
земле, —

Как исчезает
облик дыма

На небе тусклом
и туманном,

В осенней
беспредельной мгле...

В другом
стихотворении — “Эти бедные селенья...”, несмотря на славянофильскую
идеализацию терпения и смирения, якобы присущих русскому народу, сказались свойственный
поэту гуманизм, и гражданский пафос, и чувство Родины: “Эти бедные селенья, Эта
скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа”.

Поэзия Тютчева
— это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего “сей мир в его минуты
роковые”, в эпоху “старых поколений”, вынужденных уступить дорогу “новому,
младому племени”. И в то же время он сам — детище нового века — несет в своей
душе “страшное раздвоение”. Как ни горько ему плестись “с изнемождением в
кости, навстречу солнцу и движенью”, он испытывает не тоскливое томление о
прошлом, а страшное влечение к настоящему.

Не о былом
вздыхают розы

И соловей в
ночи поет;

Благоухающие
слезы

Не о былом
Аврора льет, —-

И страх кончины
неизбежной

Не свеет с
древа ни листа:

Их жизнь, как океан
безбрежный,

Вся в настоящем
разлита.

Эти строки
многое разъясняют в лирике Тютчева.

Стремление жить
в “настоящем” было до конца дней присуще поэту.

Читая стихи
Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка.

Взыскательное отношение
к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт “не
писал, а лишь записывал свои стихи”, он не раз возвращался к записанному,
отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с его пера, добиваясь
предельной ясности и точности образа.

В своем
знаменитом стихотворении “Silentium! (Молчание!)” поэт признавался:

Как сердцу
высказать себя?

Другому как
понять тебя?

Поймет ли он,
чем ты живешь?

Мысль
изреченная есть ложь.

Однако стихи
Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова. Мысль
никогда не оборачивалась в них ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй
“таинственно-волшебных дум”, они, вопреки его собственному сомнению, все больше
и больше находят путь к сердцу другого.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Газовая промышленность
Реферат Базаров и Аркадий - сравнительная характеристика
Реферат 1. 1 Что такое "программирование"
Реферат Формирование характера Алеши - главного героя сказки "Черная курица, или Подземные жители"
Реферат День Святой Троицы Пятидесятница
Реферат Анализ выступления сборных СССР и России на международных соревнованиях по волейболу
Реферат Джерела права Великого князівства Литовського
Реферат Посредники
Реферат Проект инженерно экологических исследований
Реферат Політичний та соціально-економічний розвиток Сербії у 1990–2005 рр
Реферат Cable Modems And Adsl Essay Research Paper
Реферат My Antonia Essay Research Paper My Antonia
Реферат Самосожжение женщин в условиях экстремальных психотравмирующих ситуаций
Реферат Коммуникативный подход к исследованию проблемы деформации личности
Реферат Основания применения условного осуждения и его содержание