Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Формирование характера Алеши - главного героя сказки "Черная курица, или Подземные жители"

ГОУ ВПО «МПГУ»
РЕФЕРАТ
Формирование характераАлеши – главного героя сказки «Черная курица, или Подземные жители»
Работу выполнила
Бердникова Анна
Работу проверила:
ст.пр. Леонтьева И.С.
Москва 2010г.

Волшебнаясказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в спискепроизведений русской классической литературы для внеклассного чтения привлекаетвнимание учителей тем, что дает возможность познакомить учащихся с подлиннохудожественным произведением, адресованным детям.
В историирусской литературы с именем А. Погорельского связано возникновение в 20-х годахXIX века романтической прозы. Его произведения утверждают такие нравственныеценности, как честность, бескорыстие, высоту чувств, веру в добро, и тем близкисовременному читателю.
АнтонийПогорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского) – дядя по матери ивоспитатель Алексея Константиновича Толстого, поэта, писателя, драматурга, чьеимя тесно связано с селом Красный Рог и городом Почепом Брянской области.
Он был однимиз образованнейших людей своего времени. Закончил в 1807 году Московскийуниверситет, был участником Отечественной войны 1812 года, состоял членомВольного общества любителей российской словесности, где общался с Рылеевым, Н. Бестужевым,Кюхельбекером, Ф. Глинкой. Пушкин знал и ценил повести А. Погорельского. ПеруА. Погорельского принадлежат произведения: «Двойник, или Мои вечера вМалороссии», «Монастырка», «Магнетизер» и другие.
Волшебнуюсказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущеговыдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого.
Второестолетие живет сказка. Ее любил перечитывать своим детям Л. Толстой, с большимудовольствием слушают и читают ее наши дети.
Детейувлекают фантастические события, которые происходят в реальной жизни маленькоговоспитанника частного пансиона Алеши. Они живо воспринимают его заботы,радости, печали, осознавая при этом ясную и такую важную для них мысль онеобходимости воспитывать в себе трудолюбие, честность, самоотверженность,благородство, преодолевать эгоизм, лень, себялюбие, душевную черствость.
Своеобразен языкповести, в ней много слов, за разъяснением лексического значения которыхучащиеся должны обращаться к словарю. Однако это обстоятельство нисколько немешает понять сказку, ее основную мысль.
Уникальностьхудожественного мира «Черной курицы» во многом обусловлена характеромтворческого взаимодействия с литературой немецкого романтизма.
В качествеисточников сказки принято называть «Эльфов» Л. Тика и «Щелкунчика» Э.-Т.-А.Гофмана. Знакомство Погорельского с творчеством немецких романтиков не вызываетсомнения. История 9-летнего мальчика, попавшего в волшебный мир подземныхжителей, а затем выдавшего их тайну, обрекая маленьких человечков напереселение в неизвестные земли, очень напоминает сюжетную ситуацию «Эльфов»Тика – сказки, в которой героиня по имени Мари, побывавшая в детстве вудивительно прекрасном мире эльфов, выдает мужу их тайну, вынуждая эльфовпокинуть край.
Живойфантастический колорит Подземного царства роднит его и со сказочным миромэльфов, и с конфетным государством в «Щелкунчике» Гофмана: разноцветныедеревья, стол со всевозможными яствами, посуда из чистого золота, дорожки сада,усеянные драгоценными камнями. Наконец, постоянная авторская ирония вызываетассоциации с иронией немецких романтиков.
Однако уПогорельского она не становится всепоглощающей, хотя и получает множествоадресов. Например, откровенно насмехается Погорельский над «учительшей», наголове которой парикмахер взгромоздил целую оранжерею цветов, с сияющими междуними двумя бриллиантовыми перстнями. «Старый, изношенный салоп» в сочетании стакой прической вскрывает убожество пансионного мирка, изредка, в дни приездазначительных лиц, демонстрирующего всю силу подобострастия и угодничества.
Разительныйконтраст всему этому представляет лишенный лицемерия внутренний мир Алеши,«юное воображение которого бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинамили по темным дремучим лесам». Это чисто романтический мотив.
ОднакоПогорельский не был просто подражателем: осваивая опыт немецкого романтизма, онсделал значительные открытия. В центре сказки – мальчик Алеша, тогда как всказках — источниках два героя – мальчик и девочка. Мальчики (Андерс в«Эльфах», Фриц в «Щелкунчике) отличаются рассудительностью, стремятся разделятьвсе убеждения взрослых, поэтому для них закрыт путь в сказочный мир, гдедевочкам открывается много интересного.
Немецкиеромантики разделили детей на обычных, то есть тех, кто не в состоянии выйти изпределов повседневности, и избранных.
«Такиепонятливые дети недолговечны, они слишком совершенны для этого мира…» — замечала бабушка об Эльфриде, дочери Мари. Никакой надежды на счастье для Марив «земной жизни» не дает и финал «Щелкунчика» Гофмана: Мари, которая выходитзамуж, становится королевой в стране сверкающих цукатных рощ, призрачныхмарципановых замков. Если вспомнить, что невесте исполнилось только восемь лет,то ясно станет, что осуществление идеала возможно лишь в воображении.
Романтикудорог мир ребенка, душа которого чиста и наивна, незамутнена расчетом игнетущими заботами, способного в богатом своем воображении создаватьудивительные миры. В детях нам дана как бы истина самой жизни, в них еепервослово.
Погорельский,поставив в центр сказки образ мальчика Алеши, продемонстрировал этимнеоднозначность, многосторонность и непредсказуемость внутреннего мира ребенка.Если Гофмана спасала романтическая ирония, то лишенная иронии сказка Л.Тикапоражает безысходностью: с уходом эльфов исчезает благоденствие края, умираетЭльфрида, а за ней и мать.
Трагична исказка Погорельского: она обжигает сердце, вызывает сильнейшее сострадание кАлеше, и к подземным жителям. Но при этом чувство безысходности сказка нерождает.
Несмотря навнешнее сходство: блеск, неземную красоту, таинственность – Подземное царствоПогорельского не похоже ни на конфетно – кукольное государство в «Щелкунчике»,ни на страну вечного детства в «Эльфах».
Мари в«Щелкунчике» Гофмана мечтает о подарке Дроссельмайера – прекрасном саде, где«большое озеро, по нему плавают чудо какие лебеди с золотыми ленточками на шееи распевают красивые песни». Попав в конфетное царство, она находит там именнотакое озеро. Сон, во время которого Мари совершает путешествие в волшебный мир,для нее самая настоящая реальность. По законам романтического двоемирия этотвторой, идеальный мир и есть подлинный, так как реализует все силы человеческойдуши. Совсем иной характер приобретает двоемирие у Погорельского.
Средиподземных жителей у Погорельского есть военные, чиновники, пажи и рыцари. УГофмана же в конфетно – кукольном государстве присутствует «всякий люд, какойтолько встречается на белом свете».
Чудесный садв Подземном царстве устроен в английском вкусе; драгоценный камни, усыпающиедорожки сада, блестят от света специально установленных ламп. В «Щелкунчике»Мари «очутилась на …лугу, который искрился, словно блестящими драгоценнымикамнями, но оказался в результате леденцовым.
Стены богатоубранной залы кажутся Алеше сделанными из «лабрадора, какой он видел в минеральномкабинете, имеющемся в пансионате.
Все этирационалистические черты, немыслимые в романтизме, позволили Погорельскому,вслед за немецкими романтиками, воплотить в сказочном царстве пониманиеребенком всех сторон бытия, представления Алеши об окружающем мире. Подземноецарство – модель действительности, по Алеше, действительности яркой,праздничной, разумной и справедливой.
Совсем иноецарство эльфов в сказке Тика. Это страна вечного детства, где царствуют скрытыесилы природы – вода, огонь, сокровища земных недр. Это тот мир, которомуизначально родственна душа ребенка. Например, не что иное, как огонь, рекикоторого «текут под землей во все стороны, и от того – то растут цветы, плоды ибывает вино», не что иное как приветливо улыбающиеся Мари, смеющиеся и прыгающиесозданьица «как бы из румяного хрусталя». Единственным дисбалансом в беспечноммире вечного детства является подземная комната, где князь металлов, «старый,сморщенный человечек», повелевает уродливыми гномами, таскающими золото вмешках, и ворчит на Церину и Мари: «Вечно все те же шалости. Когда же кончитсяэта праздность?».
Для Алешипраздность начинается, когда он получает волшебное семечко. Получив свободу, неприкладывая теперь усилий для учения, Алеша вообразил, что он «гораздо лучше иумнее всех мальчиков, и сделался страшным шалуном». Потеря рассудительности,отказ от нее, делает вывод Погорельский, приводят к печальным последствиям:перерождению самого ребенка и страданиям, на которые обрек подземных жителейАлеша своим перерождением. В «Эльфах» показана роковая несовместимостьпрекрасного мира детства с реальной действительностью, ее неумолимыми законами,взросление оборачивается вырождением, потерей всего самого светлого,прекрасного и ценного: «Вы, люди, слишком быстро растете и стремительностановитесь взрослыми и разумными», — рассуждает эльфа Церина. Попыткасопряжения идеала и действительности приводит к катастрофе.
В «Чернойкурице» слово Алеши не открывать тайны подземных жителей означает то, что онвладеет счастьем целой страны маленьких человечков и возможностью егоразрушить. Возникает тема ответственности человека не только за себя, но и заблагополучие целого мира, единого и потому хрупкого.
Такоткрывается одна из глобальных тем русской литературы.
Внутренниймир ребенка не идеализируется Погорельским. Шалость и праздность,опоэтизированные Тиком, приводят к трагедии, которая подготавливаетсяисподволь. По пути в Подземное царство Алеша совершает множество опрометчивыхпоступков. Несмотря на многочисленные предупреждения Черной курицы он проситлапку у кошки, не может утерпеть, чтобы не поклониться фарфоровымкуклам…Непослушание любознательного мальчика в сказочном царстве ведет кконфликту с чудесным миром, будит в нем силы зла.
Второй мир,так же как и первый, свидетельствует о неблагополучии внутренней жизни ребенка,сигнализирует о необходимости руководить действиями любознательного инеискушенного мальчика и об опасности доверять всем его бессознательнымпорывам.
«Детскаянепосредственная простота» не является поэтому у Погорельского предметомпоклонения. Преклонение перед невинным ребенком Погорельский заменяет чисточеловеческой, мудрой христианской любовью к доброму, но легкомысленномумальчику, который глубоко страдает, остро чувствует свою вину и раскаивается всовершенном.
Сценапрощания с Чернушкой повторяет некоторые моменты прощания Церины с Эльфридой:появляется представитель волшебного царства, дается описание его внешнего вида,разговор, где и Церина, и Чернушка подчеркивают бедственное положениеобитателей сказочных миров. Вся же сцена в целом имеет самобытный характер. Вней Погорельский серьезно расходится с Тиком. Церина по-прежнему любит лишьневинную Эльфриду, а не Мари, обрекшую ее на страдания, эльфа «очень зла».
Чернушка жеговорит сквозь слезы: «Я тебя прощаю, не могу забыть, что спас мне жизнь мою, ивсе-таки люблю, хотя ты сделал меня несчастным, может быть, навеки».
Любовь идоброта, по Погорельскому, это основа подлинной красоты человека.
«Чернаякурица» не оставляет чувства безысходности, не содержит «пресноты и фальшиморализирующих сказок», ее эмоционально – обобщающая мысль поражает силой,рожденной глубиной философского подтекста, в котором так часто отказывалисказке.
Погорельскомуудалось избежать крайностей, противопоставления рационализма инепосредственности, разума и чувства, воли и эмоций, свободы и необходимости.Только их гармоничное сочетание в человеке способно избавить его отнеоправданных ошибок и опасных заблуждений.
Восприняводно из важнейших положений немецкого романтизма о том, что сказка не утехадетям на сон грядущий, а «сама природа», что именно она наиболее пригодна длявоплощения универсальных идей, Погорельский создал удивительную повесть, гдеобраз ребенка запечатлен во всей его сложности.
Однако этимне исчерпывается значение сказки. В ней не только верно изображен ребенок, но иотражено его реальное положение в мире. Феномен сказки состоит в том, чтосделано это с помощью приемов, которые у немецких романтиков приводили квыводам, либо удручающим своей безысходностью, либо к иронии, провозгласившейневозможность достижения истины. Путь этот вел к кризису романтическогомироощущения в целом. Погорельский же, по мысли исследовательницы еготворчества Е.П. Званцевой, «вошел в число писателей, которые во главе с Пушкинымзаложили основание русской классической прозы».
Трансформацияромантических идей, которая произошла в сказке, обнажает глубинные тенденцииразвития русской нравственно – эстетической мысли, создавшей в XIX веке шедеврывсемирно – исторического значения.
Писательвпервые доказал самостоятельность детского мира, наличие у ребенка собственнойсистемы ценностей, вкуса, творческих способностей. Образ Алеши отличаетсядостоверностью психологического рисунка, им открывается галерея образов вавтобиографических повестях С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, Н.Г. Гагарина –Михайловского.
Ключевая идеяпроизведения – крах инфантилизма, переход от наивных фантазий к осознаниюответственности за поступки – стала одной из ведущих идей русской детскойпрозы. Мысли о самостоятельном пути человека в мире нравственных понятий, обэтическом законе, действующем в искусстве точно так же, как в жизни,безусловно, — важная часть содержания.
Традиционноеромантическое двоемирие нашло оправдание в объективном двоемирии детскогосознания. В образе Алеши соединились черты маленького Алеши Перовского и АлешиТолстого.
Погорельскимбыла найдена золотая середина в манере повествования о детстве междурассудительностью и сочувствием, с оттенками мягкого юмора и сентиментальности,вполне уместной при воспоминаниях. Чувство меры проявляется и в слоге,переходящем от книжно – повествовательного к слогу живого общения наставника сребенком. Таким образом, в «Черной курице» определилась одна из основных чертдетской литературы – наличие двух планов повествования – детского и взрослого.
В повести Погорельского два плана: реальный, изображающийПетербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников иучителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземныерыцари, гномы и т. д. С большой теплотой и тонким знанием детской психологиирисует автор главного героя. Мальчик не падает духом, оказавшись в далеком отродительского дома петербургском пансионе, прилежно учится, весело играет стоварищами и читает так много, что даже знает «наизусть деяния славнейшихрыцарей». «Юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшнымразвалинам или по темным, дремучим лесам», — пишет Погорельский. Исполненныйдетских грез, Алеша не пассивный мечтательный ребенок. Созданный им волшебныймир не отгораживает его от мира реального. Необузданная фантазия, живой,активный характер отличают юного героя. Воображаемое он постоянно переносит наповседневную действительность, реальная жизнь кажется ему таинственной изагадочной. Вот ожидается приезд директора училищ, и Алеша сразу же представилего себе «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с большими перьями».
Алеша способен к добрым порывам и поступкам, ксамопожертвованию во имя спасения беззащитного. Чтобы сохранить жизнь любимойкурочки Чернушки, он, не задумываясь, отдает «сердитой и бранчливой кухаркезолотую монету, которую берег пуще глаза своего, потому что это был подарокдоброй его бабушки». Маленький читатель, несомненно, высоко оценит этотпоступок Алеши. Чувствуется дидактическая направленность уже на первыхстраницах повести. Погорельский рисует в самых привлекательных тонах своегогероя, подчеркивая его сердечную отзывчивость, трудолюбие, вежливость. Поэтомуможет показаться слабо мотивированным поворот, который происходит в сознании ив поведении мальчика. За спасение Чернушки, оказавшейся министром волшебногоцарства, король гномов обещает исполнить любое его желание. Поколебавшисьнемного, Алеша просит у короля гномов лишь одно волшебное средство: не учить уроки,а отвечать их без запинки. Алеша — ребенок, и, естественно, положительныенравственные качества в нем только формируются. Затем, юный герой все же хочетвсегда знать уроки, но рассуждает об этом, как и другие ученики: хорошо бызнать все, не утруждая себя, не прилагая усилий. Погорельский показывает, кчему приводит эта детская философия. Он убеждает маленьких читателей, как плохоне желать трудиться, чтобы все знать. В этом прежде всего и состоитнравственно-педагогический смысл и воспитательное значение волшебной повестиПогорельского.
Итак, Алеша получает волшебный талисман: конопляное семечко. Онтеперь может почивать на лаврах, отвечать любой урок без всякой подготовки. Мыс нетерпением ждем, каким станет Алеша. Ведь, по словам Погорельского, он был «добрый,милый и скромный» мальчик. И действительно, герою трудно превратиться втунеядца. Писатель выявляет происходящую в душе маленького героя борьбуположительных и отрицательных начал, добра и зла.
Такое изображение героя было новаторским. До Погорельскогорусские народные и литературные сказки не раскрывали образ положительногогероя. В них не изображались душевные противоречия действующих лиц. Они резкоотделяли добро от зла. Персонажи делились на положительных и отрицательных. Угероя повести Погорельского хорошие и плохие черты характера соседствуют. Алеша- живой, полнокровный образ. По-новому развивается в повести и сказочныйконфликт. В произведении ощущается усиленное внимание автора к психологическойсущности, к душевным переживаниям героя. Вот Алеша впервые появляется на урокес конопляным зернышком в кармане и, «сам еще не зная, что сказать… безошибочно,не останавливаясь, проговорил все заданное». Но похвала учителя не доставляетему теперь такого удовольствия, как прежде. «Внутренний голос ему говорил, чтоон не заслуживает этой похвалы, потому что урок не стоил ему никакого труда»,-пишет Погорельский.
В дальнейшем борьба положительного и отрицательного начал вдуше Алеши теряет свою остроту. Она заглушается растущим в мальчике себялюбием,самомнением и чванством. Праздность духовно калечит Алешу, отчуждает его отдругих детей, приносит страдания. Он утрачивает свое прежнее очарование. Мнимыеуспехи так вскружили голову Алеше, что он стал редко вспоминать даже о своемволшебном друге Чернушке. Каким жалким кажется герой, когда, потеряв волшебныйталисман, он на уроке «не мог выговорить ни одного слова» и понес за это тяжкоенаказание! Погорельский убеждает читателей, что безобидное, казалось бы,желание иных детей все знать, не трудясь, незаметно оборачивается в повеститрудно исправимым пороком, способным принести неисчислимые беды и самому героюи другим. Повесть отличается острыми трагическими художественными ситуациями иколлизиями. Сюжет произведения развивается так, что в кульминационный разгарсобытий от поведения мальчика зависит судьба целого народа. Во время поркирозгами Алеша не выдержал и рассказал учителю о существовании подземноговолшебного царства. Он выдал тайну. После этого и Чернушка, и рыцари, и«маленькие люди» — гномы должны были покинуть родное место. «Ты сделал менянесчастным», — говорит Алеше закованная в цепи Чернушка. И юный герой слышитшум скорбно уходящих людей, плач детей и женщин.
Алеша нарушил слово и принес страдания жителям подземногоцарства неумышленно, неосознанно. Но ведь разыгравшаяся трагедия быласледствием его «неразумного поведения», вызвана желанием жить бездумно ибездеятельно. И только борьба героя с самим собой может в какой-то мереискупить его вину. Покидая Алешу, Чернушка говорит ему: «Твои слезы помочь немогут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайсяисправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде». Всесказочные события рисуются писателем в виде картин, которые видит герой икоторые навеяны ему чтением рыцарских романов. Но писатель нарочито путает сонс явью. Уже в самом начале повести Чернушка в качестве посланца волшебногоцарства появляется Алеше и во сне, и тогда, когда он «лежал с открытыми глазамии долго слушал, как в верхнем жилье, над его головою, ходили по комнатам иприводили в порядок стулья и столы». И потрясение, которое пережил герой посленепреднамеренного разглашения тайны гномов, описано автором так, что маленькийчитатель не усомнится в подлинности происходящего.
Погорельский очень скупо использует диалог,который играл такую большую роль в народных сказках. Основная часть текстапроизведения — это повествование от лица автора. В ней преобладают книжнаялексика, развернутые фразы с многочисленными придаточными предложениями. Языкповести передает ее идейно-эстетическое своеобразие. Тонко схвачены впроизведении, например, интонации «детской» речи: «Чернушка шла впереди нацыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько, тихонько». Частоповествование переходит в беседу, и Погорельский как бы ведет маленькогочитателя по местам, о которых говорит в своей сказке. Отсюда постоянныеоговорки автора и его обращения к детям: «В другой раз и при другом случае я,может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге втечение моего века», «Я забыл сказать вам, что к дому этому принадлежалдовольно просторный двор…»
Времянаписания сказки совпадает с событиями, потрясшими всю Россию, — сотни людей,связанных с тайными декабристскими обществами, не по своей воле в кандалахотправлялись на каторгу. Закованная цепями Чернушка в человеческом обликеминистра не могла не вызывать ассоциаций, которыми в ту пору предпочитали неделиться публично. Смысл нравственного урока герою сказки не только в том, чтонадо старательно трудиться, но в том, что детское легкомыслие (так частоприсущее и взрослым людям) делает несчастными и их самих, и тех, кто им дорог.Лучше претерпеть страдания, чем из малодушия нарушить верность данному слову.
Романтическаяповесть – сказка «Черная курица, или Подземные жители» — шедевр русской детскойбеллетристики, ставшей памятником дворянской культуры детства. Обладая мощнымвоспитательным и эстетическим потенциалом, она, без сомнения, оставила след всознании читателей XIX века. В атмосфере педагогических идей и литературноготворчества А. Погорельского вырос его племянник А.К. Толстой, ставший последнимромантиком в истории русской литературы, личность яркая и многогранная. Л.Н.Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включили «Черную курицу…».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1 Римский гражданский процесс понятие формы основные черты вещи в римском праве Классификация вещей
Реферат Характеристика экскурсионно-туристических центров Монако
Реферат Приєднання гіперпосилань до об єкту Опис дій для приєднання гіперпосилань до об єкту
Реферат Петроглифы Гямигая
Реферат Citizen Kane Essay Research Paper In the
Реферат Архитектурные памятники Петербурга (вторая половина XIX века)
Реферат Истоия экономических учений. С древних времен и до наших дней
Реферат Реформи Солона 3
Реферат Доверительное управление имуществом
Реферат Використання мовного впливу як засобу маніпуляції
Реферат Роль математики в современном мире. Основные этапы становления математики
Реферат Організація середовища для моделювання змішаної системи освіти на прикладі Факультету мистецтв Криворізького державного педагогічного університету
Реферат Способы раскрытия психологии героев в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского
Реферат AttentionDeficit Hyperactivity Disorder Essay Research Paper AttentionDeficit
Реферат Экономическое обоснование технологического процесса восстановления ступицы колеса автомобиля Мос