Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Мысль Тютчева…"

"Мысль
Тютчева…"

"Мысль
Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…"

(И.С.
Тургенев).

Ф. И. Тютчев,
на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе
поэтов-философов.

Его стихи
нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто
чувства лирического героя, но прежде всего философская система
автора-мыслителя. Поэт “нуждается в извлечении из мира всего соответствующего
своей натуре”. В философских поэтических произведениях Федора Тютчева, в
отличие от философских трактатов, присутствует не развитие мысли, не
развернутая аргументация, ее подтверждающая, а ее обозначение, декларирование
идеи, которая выражается словом в поэзии, то есть дается комплекс мыслей в
переживании, в эмоциональных, художественных, “ощутительных” образах.

Содержание
бытия открывается непосредственно через образы.

Ф. И. Тютчев
был поэтом, в творчестве которого соединились в яркой форме идейное содержание
с исключительной поэтической силой, с богатством образности и музыкальности.
Основная черта, преобладающая в лирических произведениях Федора Тютчева, — это
какое-то всеобщее предметное чувство, носящее космический характер. В то же
время чувство носит вполне объективный и реалистический характер.

Ф. И.Тютчев
ощущал себя частицей мира, а потому считал все чувства и настроения человека
проявлениями космического бытия как такового. Целостность жизни, физические
явления воспринимались им как проявление самой природы, космоса, “как состояние
и действие живой души”. Природа для него — сгусток живых страстей, сил, чувств,
а отнюдь не мертвый материал, послушный воле художника:

Не то, что
мните вы, природа —

Не слепок, не
бездушный лик:

В ней есть
душа, в ней есть свобода,

В ней есть
любовь, в ней есть язык.

Даже в тех
произведениях, где темой служат отдельные моменты, проявления личной,
внутренней жизни, они представляются поэту одновременно и выражением чувств и
явлений всего космоса. У Ф. И. Тютчева душа как бы пребывает в двух ипостасях:
вся она словно порыв радости, ликование, открытость стихии в начале жизни и в
зрелую пору, и затем (“как бы эфирною струею по жилам небо потекло”) старческая
любовь — это уже вечерняя заря на потухшем небе, страстное томление по упоительному
счастью в былые дни, рождающее сгущение атмосферы перед грозой, слезы же —
“капли дождевые зачинающей грозы”. Это не просто образы, а восприятие поэтом
подлинно вселенской масштабности природы, перенесение в личную жизнь категорий
космического порядка.

Само
содержание, наполнение космоса осмысливается как средоточие многообразия, в
лирике Ф. Тютчева всегда присутствует двойственность, борьба, сопряжение
различных начал. Наиболее яркий пример тому — стихотворение “День и ночь”:

День — сей
блистательный покров —

День-
земнородных оживление,

Души болящей
исцеленье,

Друг человека и
богов.

Но меркнет
день, настала ночь, —

Пришла — и с
мира рокового

Ткань
благодатную покрова,

Собрав,
отбрасывает прочь,

И бездна нам
обнажена,

С своими
страхами и мглами,

И нет преград
меж ней и нами:

Вот отчего нам
ночь страшна.

День и ночь —
символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, которую Тютчев
называет “хаосом”, олицетворением “бездны безымянной”:

Как жадно мир
души ночной

Внимает повести
любимой!

Из смертной
рвется он груди

И с
беспредельным жаждет слиться.

О, бурь
уснувших не буди:

Под ними хаос
шевелится!..

Жизнь космоса —
борение светлого начала с хаосом.

Вселенское
бытие двойственно: свет и мрак связаны между собой, как день и ночь, лето и
зима. И главное, не только светлое начало, но и хаос, мрак божествен, прекрасен
и привлекателен. Это подтверждается и эпитетами: “родимый саос”, “святая ночь”.

Борьба между
идеальным и демоническим существует не только в природе, но постоянно
происходит и в самой человеческой душе:

...человек как
сирота бездомный,

Стоит теперь и
немощен и гол,

Лицом к лицу
пред пропастию темной...

И чудится давно
минувшим сном

Ему теперь все
светлое, живое...

И в чуждом,
неразгаданном, ночном

Он узнает
наследье родовое.

Темная стихия
страсти, угрюмый “огонь желания” таит очарование, пожалуй, более сильное, чем
светлая “пламенно-чудесная” игра. День лишь “отраден и чудесен”, ночь же —
“святая”.

Воля к смерти
(“Самоубийство”) и воля к жизни (“Любовь”) одинаково привлекательны для
человека:

И в мире нет
четы прекрасней,

И обаянья нет
ужасней,

Ей продающего
сердца.

Подлинное
значение хаоса в лирике Ф. И. Тютчева — это угроза уничтожения, бездна, сквозь
которую необходимо пройти для достижения полного слияния с космосом. Тоска,
охватывающая при встрече с непонятными проявлениями хаоса — печаль и ужас
смерти, страх перед уничтожением, хотя и в преодолении их достигается
блаженство. В лирике Ф. И.

Тютчева образно
выражена мысль, что стихия хаоса позволяет нам при соприкосновении с нею
осознать всю глубину пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни,
мысль, что зло и грех не являются противоположностями добра и святости, это
всего лишь ступени к познанию истины.

Противопоставление
хаоса и идеального начала космоса поэт видит не в образах “дня и ночи”, а в
образах тишины, успокоения.

Зной,
мятежность и столкновение их с покоем, умиротворенностью — это столкновение
манящей и бурной красоты жизни с тихой и светлой красотой бессилия и умирания.
Хаос, таким образом, как бы олицетворение преодоления всего земного и
смертного. Итак, в лирике Ф. И. Тютчева, “самой ночной души русской поэзии”,
открывается нам чистая красота божественного космоса, объемлющего собой все
сущее — живое и неживое, хаос и гармонию, в борьбе между которыми и протекает
“злая жизнь с ее мятежным жаром”:

Ущерб,
изнеможение, и на всем

Та кроткая
улыбка увядания,

Что в существе
разумном мы зовем

Возвышенной
стыдливостью страдания.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.