Андрей
Штольц как "человек действия". (По роману И.А. Гончарова
"Обломов"
В конце
50-х годов XIX века на свет появился роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов”.
В своем произведении писатель показал такое явление, как обломовщина, явление, увы,
не слишком редкое для России. И.А.
Гончаров изобразил не только жертву
этого явления — Илью Ильича Обломова,
но также и его антипод — энергичного
Андрея Ивановича Штольца.
Представляя своих героев читателю, Гончаров
подробно нарисовал их портреты.
Описанием внешности Обломова и Штольца
он подчеркивает противоположности их
натур. Обломов — “человек среднего
роста, приятной наружности, с
темно-серыми глазами, но с отсутствием
всякой определенной идеи, всякой
сосредоточенности в чертах лица... Цвет лица у Ильи Ильича не был ни
румяный, ни смуглый, ни положительно
бледный, а безразличный... тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. Штольц
же был “весь составлен из костей,
мускулов и нервов...”. Цвет лица у него
ровный, смугловатый, никакого румянца,
глаза — немного зеленоватые. Штольц
худощав, щек у него почти вовсе нет.
Илья Обломов и Андрей Штольц росли в разных условиях. Образованием Штольца
занимался его отец-немец, который очень
серьезно относился к получению Андреем
глубоких знаний и воспитывал в нем
трудолюбие. Еще в раннем детстве он
сидел с отцом за географической картой,
разбирал библейские стихи и подводил
итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова. А в 14—15 лет он самостоятельно ездил с поручениями от
отца в город и никогда не случалось,
чтобы он забыл что-нибудь, переиначил,
недоглядел, дал промах. Илья Обломов
воспитывался своей матерью, считавшей,
что знания никакой особой пользы не
принесут, и все в доме были проникнуты
убеждением в том, что учение и
родительская любовь никак не должны
совпадать или что праздник в четверг —
непреодолимая преграда к учению на всю
неделю. На мягкий характер Илюши Обломова оказала влияние и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и огромных лесов. Ни страшных бурь, ни разрушений не было в Обломовке. Безграничной любовью и
лаской был окружен Илюша Обломов в
детстве.
А какое щедрое богатое хлебосольство было в Обломовке! Как любили поесть и знали толк
во многих русских блюдах! Спокойно, неторопливо, обыденно текла жизнь в Обломовке.
Взрослые Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц еще больше отличаются друг от друга. Штольц боится воображения, этого двуличного спутника жизни. Обломов же живет только мечтами, развивая воображение, и строит неосуществимые планы. Штольц энергичен,
он постоянно в движении: понадобится
обществу послать в Бельгию или Англию
агента — посылают его; нужно написать
какой-нибудь проект или приспособить
новую идею к делу — снова выбирают его.
Обломов же постоянно и незаметно для
себя порывает связь с обществом. 7-10
тысяч дохода позволяют ему с ленивым
спокойствием проводить жизнь на диване.
Лежание делается его нормальным
состоянием, даже чтение начинает утомлять Илью Ильича. Он признается Андрею, что ему и жить-то лень. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие
о жизни, о труде, о приложении сил. Не
умеющий обходиться без посторонней
помощи Обломов именно этой чертой
своего характера представляет полную
противоположность Андрею Штольцу,
который с раннего возраста приучен
отцом ни на кого ни в чем не
рассчитывать.
Таким образом, прочитав роман И.А. Гончарова
“Обломов”, мы видим основную
композиционную особенность —
контрастность образов. Противопоставляя
Обломову Штольца, Гончаров ясно
показывает умирание
феодально-крепостнического строя и
растущую активность нового — буржуазного.
Роман был завершен и напечатан именно в ту пору,
когда наступил кризис
самодержавно-крепостнического уклада
жизни. Недаром известный критик писал:
“Обломов” имел громадный успех у
русских читателей. Нужно было жить в то
время, чтобы понять, какую сенсацию
возбудил этот роман в публике и какое
потрясающее впечатление произвел он на
общество. Он, как бомба, упал э
интеллигентную среду как раз во время
самого сильного общественного возбуждения, за три года до освобождения крестьян, когда во всей литературе проповедовали крестовый поход против сна, инерции и застоя”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/