Размышляя
над рассказом А.П. Чехова "Дама с собачкой"
Чехов относится
к таким мастерам художественного слова, чьи произведения воспринимаются и
принимаются по-разному. Чехов “нормален” — в хорошем смысле этого слова. В его
произведениях нет ни предельного накала чувств, ни катастрофического отчаяния,
ни боли, поглощающей все. Его герои встречаются, разговаривают, ходят,
занимаются пустяками, страдают... Страдают? Да. Но эти страдания, заключенные
где-то внутри, спрятанные за разговорами о градусниках и о погоде, будучи
перенесенными в другое время или в другие — экстремальные — обстоятельства,
может быть, выльются в настоящую трагедию.
А пока эта
неразвившаяся трагедия живет внутри, она
спрятана, не доведена до крайней черты. Люди не в силах носить ее в
себе, распыляют свою боль на мелочи и незначительности. Поэтому очень часто в
рассказах и пьесах Чехова люди существуют со своей бесприютностью и душевным
надломом в каком-то футляре. В себе. Вокруг них — мир, состоящий из таких же
закупоренных людей.
И это футлярное
существование (я говорю о понятии “футляр” в более широком смысле) заставляет
людей плыть по течению жизни. Но за этим футляром прячется мучительное
одиночество, непонятность, ненужность, открывается вся эта страдающая и
измученная душа.
В рассказе А.
П. Чехова “Дама с собачкой” происходит постепенное расфутляривание человека,
обретение истинного смысла жизни. С банальной истории — курортного романа —
начинается настоящая, великая и хрупкая любовь.
Гуров, главный
герой, внешне благополучен: у него есть и семья, и работа, да и сам жив-здоров.
Но все это не жизнь — жалкое подобие, блеклое отражение истинной жизни в кривом
зеркале повседневности. Любовь возвращает человека в мир духовности.
На курорте
встречаются два человека, жизнь которых скучна и нелепа. Их первый разговор —
тоже о скуке. Их семьи только по названию могут считаться семьями: Анна
Сергеевна вышла замуж из любопытства, мужа своего презирает, называя лакеем;
Гуров не любит свою жену, считает ее церемонной и недалекой, давно ей изменяет.
Любовь преображает их обоих: она открывает перед ними иное измерение,
заставляет жить в полную силу, а не механически.
Гуров, полюбив,
начинает осознавать красоту окружающего мира: когда они сидели на скамейке,
“подошел какой-то человек — должно быть, сторож, — посмотрел на них и ушел. Эта
подробность показалась такой таинственной и тоже красивой”. А как контрастирует
описание ялтинского пейзажа с описанием размеренной и монотонной жизни в
Москве!
Вернувшись в
Москву, Гуров думал, что забудет об Анне Сергеевне, как забывал о других
женщинах. Но он уже сильно любил ее, сам того не осознавая, — в нем проснулась
а. И эта душа, наполненная живительным чувством, не могла мириться с безобразием,
существующим вокруг. Гуров обнаруживает вдруг, что совсем одинок, что не с кем
ему поделиться своими переживаниями, что с людьми можно поговорить только на
тему “осетрины с душком”. И тогда его охватывает отчаяние: “Какие дикие нравы,
какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные дни!” Гурова мучит
мысль о несовершенстве мира, о несовершенстве самого человека: мысленно он
возвращается к событиям в Ялте, ему кажется, что там он был лучше, чище... Все
самое светлое в жизни связано с его любовью. Почему-то, мечтая о новой жизни,
люди представляют ее иной, сверхъестественной, яркой. Они связывают наступление
счастья с избавлением от всего того, к чему мы так привыкли. Может быть,
поэтому некоторые люди не понимают творчества Чехова, считая любовь в его
произведениях неистинной, обычной. Но Чехов в высшей степени правдив — суета
будет всегда вокруг нас. Другое дело — как мы к ней сами будем относиться.
Для Гурова “эта
маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках...”
стала единственной целью жизни, самым дорогим человеком. Как это непохоже на
него, считавшего женщин “низшей расой”! А еще у меня долго не укладывалось в
голове: “с вульгарною лорнеткой в руках...” и это огромное настоящее чувство.
Чехов специально несколько снижает образ героини; он не идеализирует, не делает
из нее богини — это самая обыкновенная женщина. Потому что любовь — это не то
абстрактное туманное облако, заставляющее горько и безудержно вздыхать. Это
реальное чувство к реальному человеку. И именно такая любовь, возникающая
независимо, спонтанно, облагораживает человека, становится целью его жизни. В
конце рассказа будущее героев неясно. Гуров и Анна Сергеевна надеются, что
скоро “начнется новая, прекрасная жизнь”. Но они понимают также, что “до конца
еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается”. То есть
самое главное не то, что будет дальше, а то, что есть сейчас, — любовь. И
лучше, любя, не быть уверенным в завтрашнем дне, чем совершенно точно знать,
что будет завтра, послезавтра, через неделю, через две...
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/