Читая роман
А.М.Горького "Мать"...
Замечательные
произведения A.M. Горького уже давно стали признанными шедеврами не только в
России, но и в других странах мира. В каждом из них слышится мысленная перекличка
героев, разделенных чуть ли не столетием, героев Горького и современных
писателей. Среди богатых наблюдений за действительностью Горький выделял самые
яркие, рождающие радость и горечь, сочувствие и негодование. Как настоящая
творческая личность, он затрагивает в своих произведениях самые высокие
человеческие стремления: к свободе, к познанию сущего. Сегодня я хотела бы
обратиться к роману Горького, посвященному святой материнской любви и
самоотверженности, — роману “Мать”.
Героические
события революционного движения — непременное условие, источник духовного
преображения горьковских героев. Однако глубоко ошибочно проводить прямую
аналогию между идеями пролетарской освободительной борьбы и ростом сознания
действующих лиц романа.
“Мать” —
художественное произведение: все здесь определено человеческими
взаимоотношениями и характерами. Сами герои живут психологически напряженно и
многогранно. А понять путь Ниловны можно лишь с учетом ее сложных поисков.
Многое в них созвучно и сегодняшнему дню. Уже в первоначальной зарисовке
слободки выделена главная черта беспросветного существования рабочих —
“застарелое чувство подстерегающей злобы”, перед которой отступали “одинокие
искры неумелой, бессильной мысли”. В звероподобном поведении Михаила Власова
бессознательная тоска оборачивалась беспредельно разросшейся,
“наследственной... болезнью души”. Вполне объяснимой реакцией Пела-геи Ниловны
оказались страх, замкнутость. И после смерти мужа для вдовы потекла “странная,
молчаливая жизнь, полная смутных дум и опасений, все возрастающих”. Сообщение
сына о его политической позиции уничтожило горе и подозрение Ниловны, вызвав
привычный для нее отклик: “Опасаться надо людей — ненавидят все друг друга!
Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать”. Вот исходное душевное
состояние Власовой, тем более мучительное, что ей приходится глубоко таить
врожденные чувства любви и нежности. Материнское начало оскорблено, попрано
жестокими социальными условиями.
Внутреннее
действие романа начинается с первых признаков возрождения женщины-матери, а
набирает высоту — в расцвете ее природного дара любви. С ним писатель связывает
будущее человеческих отношений вообще. Нередко поведение Ниловны объясняется
тем, что слепая привязанность ее к сыну сменяется осмыслением революционных идей
и устремлений. Но это не совсем так. Для Горького человеческое сознание
основано на мыслях человека, его эмоциях.
Мужание Ниловны
— борца — это мужание человека, новые убеждения взращены самоотверженным
сердцем женщины. Материнская любовь — почва, смысл ее революционной практики.
На первый взгляд, развитие сюжета в романе продиктовано появлением в доме
Власовых Андрея Находки, Наташи, Николая Весовщикова и других. Но сколько здесь
авторской прозорливости в выборе психологической ситуации! Находка и Наташа, по
разным причинам лишены родительского тепла. Чуткая Ниловна сразу это понимает,
проникаясь к ним участием. Сцена первого знакомства с друзьями Павла по борьбе
успокаивает испугавшуюся было Власову, позволяя впервые ощутить необходимость
для Находки и Наташи заботы о них. Этот эпизод венчается пробуждением у всех
троих подлинной радости дружеских, доверительных отношений. Находка начинает
мечтать о встрече с родной, давно бросившей его матерью, прощая ей невольную,
быть может, жестокость к себе: “Родить трудно, научить человека добру еще
труднее...” Наташа тоже проникается к Ниловне полным доверием.
Изменяется и
сама хозяйка дома. Теперь она и видит, и чувствует все по-другому, по-новому.
Ее размышления и мечты о жизни становятся сходными с мечтами молодежи. Лишь
озлобленный и мрачный Николай Весовщиков воспринимается здесь резким
диссонансом. Этого человека Ниловна долго будет чуждаться.
Далее в романе
следует развитие отношений Власовой с новыми товарищами сына. Знакомство с
другими членами кружка вызывает у Ниловны неоднородные чувства и раздумья, и
они, пусть даже разные по характеру люди, одинаково интересуют ее. Некогда
одинокая, отчужденная от людей, мать начинает жить эмоционально насыщенно.
Влечение
Ниловны к человеку воспринимается как восстановление естественных, здоровых
проявлений личности. Встрепенулась душа бедной женщины, открыв для себя добро и
красоту. Но тем болезненнее переживает теперь она опасность, угрожающую сыну и
его друзьям. Так перед Ниловной встает главный вопрос: с кем быть ей? Но этот
вопрос будет не единственным, ведь для героев романа программа борьбы только
зарождается, и их ждет еще множество испытаний: это и аресты Павла, суд и снова
бесконечные тяготы жизни. Проходя через все это с огромной материнской любовью
в сердце, Ниловна находит ответ на вопрос: “Можно ли любить без веры? Нет!”
Чистое чувство всегда основано на вере, сопряжено с душевной чистотой,
самоотдачей. Только поэтому рождаются небывалые силы человека. Ниловна не
разделяет любовь и жалость. Жалость здесь не унизительная забота о слабом, а
результат глубокого понимания испытаний, трудностей, выпавших на долю сильных.
Гордиться ими и помогать — вечные основы любви, в том числе и материнской.
В переживаниях
и раздумьях героев романа есть и немало созвучного нашим современникам, а сам
роман будет актуален до тех пор, пока жива на Руси простая русская женщина с
большой и искренней любовью в сердце, которой Богом завещано быть на земле
Матерью.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/