Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Сатирическое
изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"

Современник
Пушкина, Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые
сложились в России после неудачи первого революционного выступления декабристов
в 1825 г.

Новая
общественно-политическая обстановка поставили перед деятелями русской
общественной мысли и литературы новые задачи, которые нашли глубокое отражение
в творчестве Гоголя. Обратившись к важнейшим общественным проблемам своего
времени, писатель пошел дальше по пути реализма, который был открыт Пушкиным и
Грибоедовым. Развивая принципы критического реализма. Гоголь стал одним из
величайших представителей этого направления в русской литературе.

Как отмечает
Белинский, "Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую
действительность". Одной из основных тем в творчестве Гоголя является тема
о русском помещичьем классе, о русском дворянстве как господствующем сословии,
о его судьбе и роли в общественной жизни. Характерно, что основным способом
изображения помещиков у Гоголя является сатира. В образах помещиков отражается
процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляются все его пороки и
недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией и "бьет прямо в лоб".
Ирония помогла писателю говорить прямо о том, о чем говорить в цензурных
условиях было невозможно. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не
щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония характерный
элемент гоголевской сатиры. Она присутствует не только в авторской речи, но и в
речи персонажей. Ирония одна из существенных примет поэтики Гоголя, придает
повествованию больший реализм, став художественным средством критического
анализа действительности.

В крупнейшем
произведении Гоголя поэме "Мертвые души" образы помещиков даны
наиболее полно и многогранно. Поэма построена как история похождений Чичикова,
чиновника, скупающего "мертвые души". Композиция поэмы позволила
автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Характеристике различных
типов русских помещиков посвящена почти половина 1 тома поэмы (пять глав из
одиннадцати). Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так
непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные
черты русского помещика.

Наше знакомство
начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности
есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения
человеческой личности, развертывается все более страшная картина разложения
крепостнического общества. Открывает портретную галерею помещиков Манилов (1
глава). Уже в самой фамилии проявляется его характер. Описание начинается с
картины деревни Маниловки, которая "не многих могла заманить своим местоположением".
С иронией описывает автор господский двор, с претензией на "англицкий сад
с заросшим прудом", жиденькими кустиками и с бледной надписью "Храм
уединенного размышления". Говоря о Манилове, автор восклицает: "Один
бог разве мог сказать, какой был характер Манилова". Он добр по натуре,
вежлив, обходителен, но все это приняло у него уродливые формы. Манилов
прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми
представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знал
жизни, реальность подменялась у него пустой фантазией. Он любил поразмышлять и
помечтать, при этом иногда даже о вещах, полезных для крестьян. Но его
прожектерство было далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян
он не знал и никогда не думал. Манилов мнит себя носителем духовной культуры.
Когда-то в армии он считался образованнейшим человеком. Иронично автор
высказывается об обстановке дома Манилова, в котором "вечно чего-нибудь
недоставало", о его слащавых отношениях с женой. В момент разговора о
мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром. Здесь ирония
Гоголя как бы нечаянно вторгается в запретную область. Сравнение Манилова с
министром означает, что последний не так уж и отличается от этого помещика, а
"маниловщина" типичное явление этого пошлого мира.

Третья глава
поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех
"небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову
несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые
мешочки, размещенные по ящикам комода!". Эти деньжонки получаются от
продажи самых разнообразных продуктов натурального хозяйства. Коробочка поняла
выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный
товар, как мертвые души. Ироничен автор в описании диалога Чичикова и
Коробочки. "Дубинноголовая" помещица долго не может понять, что от
нее хотят, выводит Чичикова из себя, а потом долго торгуется, боясь "лишь
бы не прогадать". Кругозор и интересы Коробочки не выходят за пределы ее
усадьбы. Хозяйство и весь ее быт носит патриархальный характер.

Совершенно иную
форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрева (IV
глава). Это типичный человек "на все руки". В его лице было что-то
открытое, прямое, удалое. Для него характерна своеобразная "широта
натуры". Как иронично отмечает автор: "Ноздрев был в некотором
отношении исторический человек". Ни на одном собрании, где он был, не
обходилось без историй! Ноздрев с легким сердцем проигрывает в карты большие
деньги, обыгрывает на ярмарке простака и тут же "просаживает" все
деньги. Ноздрев мастер "лить пули", он бесшабашный хвастун и
несусветный враль. Ноздрев везде ведет себя вызывающе, даже агрессивно. Речь
героя насыщена бранными словами, при этом он имеет страстишку "нагадить
ближнему". В образе Ноздрева Гоголь создал новый в русской литературе
социально-психологический тип "ноздревщины". В образе Собакевича
сатира автора приобретает более обличительный характер (V глава поэмы). Он мало
похож на предыдущих помещиков, это ' "помещик-кулак", хитрый,
прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному
сумасбродству Ноздрева, накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает
железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть.
Все у него прочно и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех
окружающих вещах его быта.

В доме
Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила:
"И я тоже Собакевич". Гоголь рисует фигуру, поражающую своей
грубостью. Чичикову он показался весьма похожим " на средней величины
медведя". Собакевич циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни
в других. Это человек, далекий от просвещения, твердолобый крепостник,
заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе. Характерно, что кроме
Собакевича, никто не понимал сущности "негодяя" Чичикова, а он
прекрасно понял сущность предложения, которое отражает дух времени: все
подлежит купле-продаже, из всего следует извлечь выгоду.

VI глава поэмы
посвящена Плюшкину, имя которого стало нарицательным для обозначения скупости и
моральной деградации. Этот образ становится последней ступенью в вырождении
помещичьего класса. Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает; как
обычно, с описания деревни и усадьбы помещика. На всех строениях была заметна
"какая-то особенная ветхость". Писатель рисует картину полнейшего
разорения когда-то бога-' того помещичьего хозяйства. Причиной этого является
не мотовство и не безделие помещика, а болезненная скупость. Это злая сатира на
помещика, ставшего "прорехой на человечестве". Сам хозяин бесполое
существо, напоминающее ключницу Этот герой не вызывает смеха, а только горькое
разочарование.

Итак, пять
характеров, созданных Гоголем в "Мертвых душах", разносторонне рисуют
состояние дворянско-крепостнического класса. Манилов, Коробочка, Ноздрев,
Собакевич, Плюшкин все это различные формы одного явления экономического,
социального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Творчество Ван Дейка
Реферат The Benefits Of The Holocaust For The
Реферат Вивчення ранніх етапів розвитку життя на землі
Реферат Прибуток підприємства та механізм його розподілу
Реферат The Western Analogy The Western Saloon For
Реферат Isabel Allende Essay Research Paper Isabel AllendeIsabel
Реферат Герой нашего времени Лермонтова социально-психологический роман
Реферат Фондовый рынок в России: теоретический и современный аспект
Реферат Порядок реализации имущества при процедурах банкротства
Реферат Основные принципы и формы реализации социальной политики, ее влияние на экономику государства
Реферат Социально-экономическое развитие славян
Реферат Австрийская социал-демократия в годы первой республики
Реферат Is It Better To Be Feared Than
Реферат Вивчення методу точного відліку переміщення робочого органу на базі індуктосіну
Реферат Нагляд прокурора за виконанням законів органами дізнання і досудово 2