Двойственность
мировоззрения Ф.М.Достоевского
Говоря о Федоре
Михайловиче Достоевском, необходимо сразу сказать о двойственности,
противоречивости писателя. С одной стороны — протест против социальной
несправедливости, которую автор видел повсюду, против угнетения человека
человеком, против власти денег; с другой — проповедь смирения, вера в
примирение всех противоречий с помощью христианской религии.
Эту
двойственность можно обнаружить во всех произведениях Федора Михайловича, но
особенно ярко она проявилась в романе «Униженные и оскорбленные», написанном в
1861 году. К этому времени Достоевский глубоко познал социальную
несправедливость, царящую в обществе, изучил быт и нравы среднего класса —
мелкого чиновничества и мещанства, особенно же представлял себе жизнь
социальных низов — городской бедноты. Это отразилось в мировоззрении и
творчестве писателя.
А. В.
Луначарский отмечал, что социальное положение Достоевского, загнавшее его в
общественные низы, давшее ему отведать горечь существования униженных и
оскорбленных, вместе с его необыкновенной чуткостью, способностью страдать и
сострадать не могли не толкнуть его в молодости на путь достаточно яркого
протеста, на путь мечтаний о «радикальной реформе всего общественного уклада».
Роман «Униженные и оскорбленные», отнесенный критиками к «натуральной школе»,
отражает боль писателя о человеке, который признает себя не в силах или даже не
вправе быть человеком, настоящим, самостоятельным, уверенным в себе.
Именно
униженные обществом, оскорбленные самыми близкими и, казалось, родными, герои
Достоевского страдают и мучаются, плачут и переживают, пытаются найти выход из
заколдованного круга, а его и нет. Действие романа происходит в величественном
и прекрасном городе — Санкт-Петербурге. Но мы видим лишь грязные подворотни,
квартиры, подобные «сундукам», крутые темные лестницы. Невежество и страх царят
в этих темных углах. Невозможно себе представить, что здесь может родиться
творчество.
Начинающий
литератор Иван Петрович ради денег наскоро «портит» свои повети, отказываясь от
неторопливого писания, он сломлен физически и морально. Вообще на страницах
произведений Достоевского нет здоровых людей. Все страдают какими-то недугами,
постоянно больны. И это вполне закономерно, если учесть условия их жизни.
Подавленные морально, они и физически не выдерживают условий жизни. Гибнут в
нищете и горе старик Смит, Нелли, ее мать, Иван Петрович. Достоевский полностью
на стороне этих несчастных, уставших от жизни, ждущих смерти как избавления.
Писатель-гуманист уверен, что земные страдания вознаградятся им в будущем, в
ином мире. Но он не может смотреть равнодушно на муки людей. И помимо воли
писателя выступает его протест на несовершенство общества, живущего не по
Божеским законам.
Продолжая
традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Достоевский своим творчеством боролся
против зла, нищеты, духовного и физического вырождения человека. В романе
«Униженные и оскорбленные» писатель дал точнейшие психологические
характеристики русских типажей несчастных и обездоленных людей. Это и
разоренный собственной дочерью старик Смит, умерший одиноким, под забором,
гордо отвергнув раскаявшуюся дочь. И Наташа Ихменева, доходящая в
самоотверженной любви до исступления; и Иван Петрович, все понимающий и всех
прощающий ради любимой. Достоевский здесь страстно проповедует покорность,
доводя ее до абсурда.
Писателю не
хочется отказываться от своей любимой идеи, но временами он увлекается реалиями
жизни и изображает страстных «борцов», бунтующих против несправедливости,
царящей в мире. И это страшный бунт, так как исходит от самых слабых,
обездоленных. Они гибнут в своем неприятии несправедливости общественного
уклада, но их вызов, брошенный в толпу, зовет за собой остальных. Так, помимо
своей воли писатель-гуманист Ф. М. Достоевский зовет к протесту, неприятию тех
законов, по которым живет буржуазное общество.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/