Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Роман-трагедия, пробудивший сознание. Смысл названия "Герой нашего времени"

Роман-трагедия,
пробудивший сознание. Смысл названия "Герой нашего времени"

В 1839 году
была опубликована повесть Михаила Юрьевича Лермонтова "Бэла" затем
"Тамань" и "Фаталист". В 1840 году эти три повести вышли
как главы романа "Герой нашего времени", а затем свет увидел всё
произведение в целом.

Роман поднимает
проблему судьбы волевой и одаренной личности в эпоху безвременья. Героическая
попытка "ста прапорщиков" изменить общественный строй России
обернулась трагедией для целого поколения мыслящих людей. Десятилетия,
последовавшие за разгромом восстания декабристов, были годами реакции,
политического гнёта. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы
для деятельного труда во имя грядущего, нужно было суметь увидеть реальные пути
борьбы и служения истине.

Подавляющее
большинство мыслящих людей тридцатых годов составляли как раз те, кто не сумел
или не успел обрести эту ясность цели, у кого сложившийся порядок жизни отнимал
веру в целесообразность служения добру. Композиция романа очень сложна. Главный
герой и его жизнь предстают перед читателем с трех точек зрения. Композиционная
сложность напрямую связана с психологической сложностью героя. Неоднозначность
характера Григория Александровича Печорина, противоречивость его образа можно
обнаружить при исследовании его духовного облика, анализируя его
взаимоотношения с другими персонажами. Поэтому личность героя, его биография,
внутренний мир, философские искания являются центром повествования. Этот
духовный психологизм является следствием особенностей "нашего
времени". "Наше время" - эпоха, в которой люди, овладевшие
культурой, были обречены на жизнь беспощадную, поскольку историческая
действительность не могла дать удовлетворение их порывам и общественно полезной
деятельности.

Тяжелая
атмосфера, доносы, ссылки, слежка сделали для передовых людей невозможным
выражение собственных политических взглядов. Ценилась серая посредственность, в
то время как любая живая мысль душилась. Главным являлись порядок и
благонамеренность. И для человека мыслящего, стремящегося к познанию мира, это
время было крайне тяжелым. В литературе это привело к появлению нового
"героя". Употребив это слово, автор не подразумевает его прямой,
героический смысл. Наоборот, но подчеркивает, что время героических людей
прошло. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. Этим и
занимается главный герой романа Печорин. Судьба главного героя была отражением
судеб его поколения.

Через поступки
Печорина Лермонтов характеризует болезнь своего поколения - привлекательность
зла. В своем журнале герой пишет: "Зло порождает зло; первое страдание
дает понятие о удовольствии мучить другого…" Действительно, зло
привлекательно, и главный герой подтверждает это своими поступками. Его
поступки злы, но их ждут от него, поэтому он их совершает. Именно в этом и
заключается трагедия пробудившегося сознания. Печорину открылся свет во всей
ничтожности и убогости. Его мучает вопрос о пределах свободы личности.

В рассказе
"Фаталист" герой размышляет над тем, может ли человек сам решать свою
судьбу или все в жизни определяется неведомой, неотвратимой силой? Следует
отметить, что в постдекабристскую эпоху фатализм стал вопросом времени. Он
освобождал человека от ответственности за судьбу мира, уводил от борьбы, сеял
отступенческие настроения. Стоит ли жить, если в жизни неизменно торжествует
зло? Не является ли торжество зла законом божьим? Пробуждается сознание героя,
он как бы прозревает и сознает, что мир устроен несовершенно, хотя сам он
стремится к идеалу. "Пробегаю в памяти всё мое прошедшее и спрашиваю себя
невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.." Он не знает цели, но
чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что
"не угадал своего назначения" и "утратил на веке пыл"
благородных стремлений. "Силы необъятные" не находят настоящего
применения, и человек мельчает.

Сознание
несоответствия своих поступков подлинному характеру ведет к раздвоению
личности. В душе Печорина давно живут два человека: один действует, а другой
судит его поступки. Печорин не может полно ощущать радость и счастье, потому
что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой непрекращающийся
самоанализ мешает герою отдаться целиком не только чувству, но и действию, хотя
в характере его одним из ведущих качеств является активность, волевое начало.
Не получив настоящего развития, эти качества постепенно угасли, и Печорин, в
ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть
"где-нибудь по дороге". Итак, в романе Лермонтова показана трагедия
пробудившегося сознания главного героя. Но, поскольку судьба Печорина была
отражением судеб многих умных, одаренных и ярких людей, можно говорить о
трагедии пробудившегося сознания целого поколения.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.