Поэма Н. В.
Гоголя "Мертвые души" - гениальная сатира на крепостническую Русь
Примерный
текст сочинения
Поэма Н. В.
Гоголя "Мертвые души" — произведение сатирическое. Эта смешная и
веселая книга тем не менее наводит читателя на грустные раздумья о судьбе
России и ее народа. Особенностью гоголевского таланта было органическое
сочетание комического и трагического. Поэтому в "Мертвых душах"
смешные сцены и характеры только более ярко оттеняют общую трагическую картину
русской действительности 30—40-х годов XIX века. Гоголь был убежден в том, что
одним из самых действенных средств преобразования общества является осмеяние
типических пороков, которые мешают его дальнейшему развитию. Поэтому автор
широко использует в поэме сатирические изобразительные средства.
С иронией
описывает Гоголь приметы типичного губернского города, который мы видим глазами
недавно приехавшего Павла Ивановича Чичикова. Это и дома, затерянные среди
широкой, как поле, улицы, и почти смытые дождями нелепые вывески с кренделями и
сапогами, среди которых выделяется гордая надпись: "Иностранец Василий
Федоров". Юмористически изображенный городской пейзаж дает представление
не только о внешнем виде города, но и о жизни его обитателей, их общем культурном
уровне. Побывав в городском саду, Чичиков увидел деревца, которые были не выше
тростника. Однако в газетах говорилось о том, что город украсился садом
"из тенистых широколиственных дерев". Патетические строки местного
журналиста особенно подчеркивают убожество этого небогатого, неблагоустроенного
города, где за два рубля в сутки проезжающий может получить в гостинице
"покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех
углов", или пообедать в трактире блюдом двухнедельной давности.
Иронически
рисует в поэме автор также портреты помещиков и чиновников. Называя Манилова
"весьма обходительным и учтивым", автор характеризует героя словами
из его же лексикона. Именно таким хочет казаться этот помещик, таким и
воспринимают его окружающие. Глаза Манилова Гоголь сравнивает по сладости их
взгляда с сахаром, подчеркивая приторную слащавость. Описывая внешность
Собакевича, писатель сравнивает его со средней величины медведем,
остро-иронически сближая образ героя с животным. Это позволяет выявить характерные
особенности этого персонажа: его животную сущность, полное отсутствие в нем
эстетического чувства, высшего духовного начала. Этой цели подчинено и
уподобление мебели Собакевича самому хозяину. "Стол, креслы, стулья — все
было самого тяжелого и беспокойного свойства". Ирония в характеристике
Ноздрева связана с противоречием между ее первой частью, называющей подобных
ему людей хорошими товарищами, и следующим замечанием, что "при всем том
бывают весьма больно поколачиваемы".
Помимо
иронических характеристик героев. Гоголь насыщает поэму комическими ситуациями
и положениями. Например, запоминается сцена между Чичиковым и Маниловым,
которые уже несколько минут не могут пройти в гостиную, потому что настойчиво
уступают друг другу эту почетную привилегию, как культурные, деликатные люди.
Одной из лучших комических сцен поэмы является эпизод посещения Чичиковым
помещицы Коробочки. В этом блистательном диалоге между дубинноголовой Настасьей
Петровной и предприимчивым дельцом передается вся гамма чувств героини:
недоумение, растерянность, подозрительность, хозяйственная осмотрительность.
Именно в этой сцене полно и психологически убедительно раскрываются основные
черты характера Коробочки — жадность, упорство и тупость.
Комические
ситуации в поэме связаны не только с помещиками и чиновниками, но и с людьми из
народа. Такой сценой, например, является разговор кучера Селифана с дворовой
девкой Пелагеей, которая, указывая дорогу, не знает, где право, где лево. Этот
лаконичный эпизод говорит о многом: о крайнем невежестве народа, его
неразвитости и темноте, что явилось следствием многовекового крепостного
рабства. Те же негативные черты народа подчеркиваются комической сценой между
дядей Митяем и дядей Миняем, которые, услужливо бросившись разобрать лошадей,
запутались в постромках. Даже грамотный крепостной Чичикова Петрушка
воспринимается как пародия на образованного человека, ибо он получает
удовольствие от умения складывать буквы в слова, абсолютно не вдумываясь в их
смысл.
Если в описании
внешности героев автор широко применяет иронию, то в раскрытии внутреннего мира
помещиков и чиновников он использует сарказм. Знакомство с разными типами
обитателей барских усадеб при всех индивидуальных особенностях их характеров
вскрывает в них общие черты праздности, паразитизма, пошлости, духовной
пустоты. Ведь и безалаберный прожектер Манилов, и хозяйственный Собакевич, и
аккуратная прижимистая Коробочка живут трудом своих крепостных, которые
обеспечивают им безбедную, бездеятельную жизнь. Среди помещиков, изображенных в
поэме, можно выделить тип кулака, крепкого хозяина, занятого накоплением денег,
к которому относятся Собакевич и Коробочка. В отличие от них Ноздрев и Манилов
не озабочены собиранием денег. Наоборот, Ноздрев бессмысленно и безалаберно
тратит их на картежные игры, попойки или покупку ненужных предметов. Манилова
же откровенно обворовывают и управляющий, и ключница, и прочие слуги, а он
погружен в свои — неосуществимые, далекие от действительности мечты. Значит, и
бездумное расточительство одних помещиков, и стяжательство других
свидетельствуют о моральном вырождении дворянства в России.
Саркастически
изображая в поэме чиновничество. Гоголь выявляет в нем такие отвратительные
черты, как взяточничество, казнокрадство, недобросовестность, убожество
интересов. Если такие люди находятся на государственной службе, значит,
административная система царской России не отстаивает законность и порядок, а
плодит зло и произвол. А это является ярким доказательством антинародного
характера государственного аппарата.
Кроме иронии и
сарказма. Гоголь использует в поэме гротеск в изображении самого
отвратительного героя — Плюшкина. Он являет собой последнюю степень деградации,
полную омертвелость души. Он даже внешне потерял человеческий облик, ведь
Чичиков, увидя его, не сразу понял, какого пола эта фигура. В этом зловещем
старике давно умерли все привязанности и родственные чувства. Ему безразличны
судьбы своих детей и внуков. Он отгородился от всего мира в мрачном
эгоистическом одиночестве. Из его души выветрилось все, кроме скупости,
перешедшей все разумные пределы. Мелочное стяжательство Плюшкина превратилось в
свою противоположность. Именно образом Плюшкина Гоголь в полной мере раскрывает
всю глубину преступления помещиков перед своим народом.
Рисуя в поэме
многоликое зло русской жизни, Гоголь убеждает читателя в том, что главной
болезнью николаевской России было крепостное право, которое наносило огромный
вред стране, губило и калечило народ. Недаром Герцен назвал "Мертвые
души" "историей болезни, написанной рукой мастера".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/