Произведения Н.В. Гоголя
Произведения Гоголя внесли в русскую литературу яркую и свежую
струю своим пафосом, особенностью языка, своеобразиями сюжетов. Гоголь впервые
познакомил русского читателя с пленительной поэзией украинского народа, уже в
первых повестях его, чувствовались демократические тенденции, они открывали
перед читателем новый мир - мир народной жизни. Все люди на земле так похожи
друг на друга, - и неважно, на каких языках они говорят, ведь искусство
интернационально - вот, что понимаем мы, читая великие книги Гоголя.
Гоголь великолепно использовал в своем языке многие художественные средства языка: эпитеты,
сравнения, олицетворения, метафоры, а так же поэтический синтаксис:
вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы, прием
умолчания (многоточия). За счет этого Гоголь достигает пафоса - эмоционального
тона произведения.
«Гоголь часто использовал слова - пароли, означающие как бы
тайное общение повествователя с читателем. Эти слова означают «незаметный»
отход от принятой манеры почтительно - серьезного повествования, легчайший
намек на истинное отношение повествователя к изображаемому. Тонкость употребления
этих слов и заключается в том, что они совсем не разрывают словесную ткань, не
являются в ней чужеродными - и вместе с тем означают в этой ткани,
просвечивающие места. Например, слово даже: «даже дородная женщина» - царица,
«лица у них были полные и круглые, а у иных даже были бородавки...» (о
чиновниках в «Мертвых душах»). Или: «Прочие тоже были более или менее, люди
посвященные: кто читал Карамзина, кто «Московские Ведомости», кто даже и совсем
ничего не читал...» (Там же)»31.
«Часто мы встречаемся с важнейшей особенностью стиля Гоголя -
с наличием двух рядов в его повествовании: внешнего, совпадающего с
«общепринятыми», официозными представлениями, и внутреннего, совпадающего с
народными взглядами». Вспомним описание кузнеца Вакулы: наш кузнец «в своем
запорожском платье мог почесться красавцем, не смотря на смуглое лицо».
Простолюдин, а все же в народном представлении - красавец! Или: «Дама с
голубыми глазами» - этими словами образ царицы из «Ночи перед Рождеством»
низводится к полнейшей прозе: разве можно было бы настоящую царицу назвать
дамой?»32.
В Гоголевском языке переплетения фантастического с реальным,
реальная историческая подоснова фантастического дают возможность художнику
наполнить традиционные образы новым художественным содержанием.
Мы читаем книги Гоголя, смеемся над его героями и с удивлением
часто узнаем в них самих себя и окружающих. Многие герои Гоголя по - прежнему
как бы живут среди нас, они стали нарицательными в нашей обыденной речи. «Хитра
как Солоха; жадна, как Коробочка; силен, как Вакула», - говорим мы. А
знаменитые сравнения, которые так часто слышим мы в обыденном разговоре: «сама
себя высекла», «Русь - тройка», «поссорились Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем». А знаменитое - «К нам едет ревизор!». С детства стали для нас привычными
простые украинские слова: «мамо, черевики, мисяц, парубки, свитка, шаровары,
дивчина» и другие.
Гоголевский стиль сродни характеру самого писателя, то ровный
и спокойный в лирических отступлениях, то вспыльчивый и неуравновешенный, то и
дело пестрящий вопросительными и восклицательными знаками, перечеркнутый
запятыми, двоеточиями, и вдруг заканчивающийся долгим протяжным многоточием, И
никаких тебе иностранных, незнакомых слуху вставок и сносок! Все родное,
впитанное с молоком матери, певучее - Российское!
Своей близостью к народу, к его истории, своей доступностью и
простотой дороги нам произведения Гоголя. Никакая жесткая, компьютеризированная
фантастика не заменит нам чудных сказок писателя.
«Гоголь принадлежал к народу по своим вкусам, по складам
своего ума», - говорил Герцен.
Итак, в своем реферате я постарался раскрыть особенности
художественного гения Гоголя, проанализировать свойства его сатирического и
фольклорного мышления, показать всю современность гоголевских идей в истории
России.
Вдохновляемый идеями высокого призвания человека, Гоголь
выступил непримиримым противником низменного и пошлого, эгоизма и
меркантильности в их различных появлениях. Он смело возвысил свой голос, голос
протеста против рабской жизни, беспощадно развенчал социальную косность
мышления.
Каждая новая эпоха по - своему судит о писателе, воспринимая в
его творчестве близкие ей художественные начала. Гоголь не стремился обогнать
свое время, он как бы отобразил его в «кривом зеркале», заставляя современников
узнавать в нем себя, вызывая у кого - гнев и злобу, а у кого - смех и
восхищение.
Огромное влияние Гоголя испытывали и испытывают многие поэты и
писатели. Русские революционеры - демократы: Белинский и Герцен, Добролюбов и
Чернышевский; Некрасов и Салтыков - Щедрин, а так же многие современные
писатели от М. А. Булгакова до В. Войновича «учились» у Гоголя.
Гоголь, писал Чернышевский, «сказал нам, кто мы таковы, чего
недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его
жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью в себе, как и в других,
вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью, - мыслью о служении благу
своей родины»33.
Список литературы
Н. В. Гоголь «Мертвые души», Москва изд. «Физкультура и
спорт», 1980 год.
Н. В. Гоголь «Повести», Москва изд. «Детская литература», 1972
год.
В. В. Ермилов «Гений Гоголя», Москва изд. «Советская Россия»,
1959 год.