Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Проблема периодизации развития личности

Понятие социальной ситуации развития.
Выготский.Три группы схем периодизации психического развития:
1.Периодизация детства на основе ступенчатообразного построения других процессов,так или иначе связанных с детским развитием. Биогенетический принцип.Существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка(онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез). Периодизация в соответствиисо ступенями воспитания и образования ребенка. Недостатки: внешний шаблоннакладывается на внутренний процесс.
2.На основе выделения одного признака детского развития, как условного критериячленения на периоды. П.П.Блонский. Детство расчленяется на эпохи на основедентиции, т.е. появления и смены зубов. Признаки, по которым выбрано основание:а) показательно для суждения об общем развитии ребенка; б) легко доступнонаблюдению; в) объективно. Дентиция связана с особенностями конституции растущегоорганизма: кальцификация и деятельность желез внутреннего развития. Порядокпрорезывания зубов: беззубое детство, детство молочных зубов, детствопостоянных зубов. Штерн. Схема на основании развития какой-нибудь однойстороны: раннее детство: игровая деятельность; период сознательного учения сразделением игры и труда; период юношеского созревания с развитиемсамостоятельности личности и планов дальнейшей жизни. Недостатки: 1.Субъективность. Критерий выбирается по субъективным основаниям; 2. Берется единыйкритерий, состоящий в каком-либо одном признаке. Но ценность этого признака свозрастом может меняться; 3. Установка на исследование внешних признаковдетского развития, а не внутреннего существа процесса. Внутренняя сущностьвещей и внешние их формы не совпадают.
3.Гезелл. Изменение внутреннего ритма и темпа психического развития, изопределения текущего объема развития. Выделяет отдельные ритмические периодыразвития, объединенные внутри себя постоянством темпа развития. Динамикадетского развития – процесс замедления роста. Ошибка в том, что Геззел не виделв развитии качественных преобразований, развитие для него – это рост,увеличение того, что дано с самого начала. Односторонность – да темпзамедляется, но им не все исчерпывается.
4.Принципы подлинной периодизации. Внутреннее изменение самого развития. Развитие– непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередьнепрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежнихступенях. С материалистической точки зрения – развитие – это процесс,характеризующийся единством материальной и психической сторон, единствомобщественного и личного.
Критерийвозраста – новообразования, которые характеризуют сущность каждого возраста.Новообразование – новый тип строения личности, ее деятельности, те психическиеи социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступении которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношенияк среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
Динамикаразвития: изменения могут происходить резко, критически, и могут происходитьпостепенно, литически.
Стабильныепериоды – нет резких сдвигов, микроскопические изменения личности.
Кризис– за короткий срок резкие и кардинальные сдвиги, меняется весь в целом. Границыне отчетливы, резкое обострение кризиса. Обнаруживается трудновоспитуемостьребенка.
Структураи динамика возраста. Возраст — целостное динамическое образование. В каждуювозрастную эпоху – личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннемстроении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой части.
Структуравозраста:
Центральноеновообразование – результат, продукт возрастного развития, ведущее понятие длявсего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка нановой основе. Вокруг него группируются частные новообразования. Процессыразвития, связанные с центральным новообразованием – центральные линииразвития, другие – побочные. Центральные и побочные линии могут от возраста квозрасту меняться местами (речь – центральная в раннем детстве, побочная вшкольном). Возникновение, изменение и сцепление структурных новообразованийхарактеризуют динамику возраста.
Рольсреды в динамике возраста. Социальная ситуация развития – своеобразное,специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимоеотношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всегосоциальной.
Возникнувв сознательной личности ребенка, новообразования приводят к тому, чтоизменяется сама эта личность. Новая структура сознания неизбежно означает иновый характер восприятия внешней действительности в ней, новый характервосприятия внутренней жизни ребенка и внутренней активности его психическихфункций.
Социальнаяситуация – исходный момент для всех динамических изменений, происходящих вразвитии в течении данного периода. Закладывает формы и путь, следуя покоторому ребенок приобретает новые свойства личности. Она определяет весь образжизни ребенка, и его социальное бытие.
Измененияв сознании возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту,формы его социального бытия. Возникающие новообразования приводят к перестройкевсей структуры сознания и изменяют всю систему его отношений. Это приводит кнеобходимости смены и социальной ситуации развития. Ребенок стал другимсуществом – необходимо должна измениться социальная ситуация развития (ССР).Перестройка социальной ситуации развития составляет главное содержаниекритических возрастов.
Основнойзакон динамики возрастов. Силы, движущие развитие ребенка в том или иномвозрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основыразвития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулированиеССР, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей,возрастной ступени.
Леонтьев.
Обращаетсяк понятию личность через понятие деятельность. Любая деятельность предметна,мотив деятельности – предмет. Представление о личности – представление омотивационной сфере.
Проблема структуры и генеза.
Строениеличности постоянно меняется. Каждая стадия развития личности – завершениекакого-либо этапа, но на нем сохраняются определенные противоречия, которыестанут источником последующего развития.
Проблемавыделения параметров развития личности.
Личностьопределяют параметры:
Широта,разнообразие социальных связей. Для личности это – разнообразие мотивов.Критерий – количество мотивов.
Степеньиерархизации мотивационной сферы. Есть ли структура и какова она (соподчинениемотивов). Ядро личности – структура мотивов.
Индивидуальныйпрофиль мотивационной сферы, структура в развитии.
Этипараметры и определяют развитие личности. Увеличение числа мотивов не являетсяразвитием личности по Леонтьеву. Развитие происходит только в плане предметныхсвязей, социальных отношений.
1-ерождение. Феномен горькой конфеты. Соподчинение мотивов.
2-ерождение. Самосознание.
Первоерождение личности происходит у ребенка в возрасте примерно 3 лет. Личностьначинается с определенного поступка в неопределенной ситуации. Такая ситуация –борьба двух равнозначимых побуждений или мотивов, выбор между которымитрудноосуществим (один мотив – будущая награда, конфета, другой мотив –социо-культурный запрет, договоренность со взрослым). Первое рождение личностипроисходит внутри социального индивида (для ребенка это разделенные отношениясо взрослым). Плач ребенка свидетельствует о наличии иерархии мотивов,соподчинении – есть ведущие и подчиненные мотивы. Структура мотивов – ядроличности.
Второерождение личности возможно при осознании своих мотивов, обычно это происходит вподростковом возрасте. Второе рождение – осознание своих мотивов, потому что,осознавая свои мотивы, человек может изменить их структуру. Мотивационная сфераможет быть осознана. Рождение личности в узком смысле – осознание мотивационнойсферы, которая сложилась стихийно.
Осознание– необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет.Развитие требует усилия, работы. Деятельность направлена на внешний мир, толькотогда возможны изменения, нельзя просто так сесть и изменить внутренний мир.
Свойстваразвитой личности:
Личностьпо определению является творческой
Личностьявляется множественной, сохраняя при этом целостность
Личностьсуществует только в развитии.
Развитиеребенка надо изучать исходя из анализа развития его деятельности. На разныхэтапах развития одна из деятельностей является ведущей, имеющей большеезначение для дальнейшего развития личности, другие – меньшее. Ведущаядеятельность:
Деятельность,в которой формируются главные новообразования;
Формируютсяи закладываются основы будущей личности;
Закладываютсяосновы следующей ведущей деятельности.
Эльконин.Социальная ситуация и ведущая деятельность – основные движущие силы и источникиразвития. Все ведущие деятельности, если абстрагироваться от конкретногосодержания, распадаются на два вида:
Формирующиеи развивающие преимущественно познавательную сферу (знания, умения, как достичьчего-либо, сфера «ребенок — общественный предмет);
Способствующиеразвитию потребностно-мотивационной сферы (что важно, к чему стремиться,человек определяется в отношении целей жизни, сфера – «ребенок – общественныйвзрослый»).
Младенчество(2 мес-1год) – ведущая деятельность – непосредственно эмоциональное общениеребенка со взрослым. Внутри нее формируются ориентировочная исенсорно-манипулятивные действия. Рост потребностей за счет общения совзрослым. 2-3 мес. – «комплекс оживления». Но к концу первого года потребностейстановится больше, но не развиваются возможности их удовлетворения. Развитиеширокой ориентации ребенка в окружающей среде. Кризис 1-го года.Новообразования – ходьба и первое слово. Разрыв системы «мы». Ребенокавтономизировался. Мир стал более доступен и непосредственен. Ребенок открылдля себя предметный мир.
Раннеедетство (1-3 года) — ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. На первомместе собственно исследовательская активность: свои движения, перемещение впространстве, предметы. Знакомство со свойствами объектов окружающего мира.Освоение общественно выработанных способов действий с предметами происходит вобщении с взрослыми. К концу раннего детства ребенок «сам может все». И теперьон хочет быть равноправным взрослым. Он считает, что стал таким же как и они.Кризис 3-х лет. Для него идеальной формой становится мир взрослых. Нонепосредственно в мире взрослых он жить не может.
Дошкольныйвозраст (3-7 лет) – ведущая деятельность – ролевая игра – коллективная игра вкоторой расписаны роли участников. Ребенок осваивает новые роли, учитсяподчинать поведение новым правилам и мотивам. Реальный и идеальный мир ребенкане совпадает. Модель идеального – сюжетно-ролевая игра. Основное развитиепроисходит внутри ролевой игры. В ней происходит ориентация в фундаментальныхсмыслах человеческой деятельности. Формируется стремление к общественнозначимой и общественно оцениваемой деятельности. У ребенка происходит оценкатого, что он недостаточно вооружен для полноценной жизни. Ребенок понимает, чтоему надо учиться.
Младшийшкольный возраст (7-12 лет) – ведущая деятельность – учебная, в нейосуществляется познавательное развитие. Происходит формированиеинтеллектуальных и познавательных сил.
Подростковыйвозраст (12-17 лет) – ведущая деятельность — интимно-личностное общение сосверстниками. Формирование нравственных ценностей, представления о себе, осмысле жизни, самосознания. Происходит воспроизведение в отношениях междусверстниками тех отношений, которые существуют между взрослыми. Отношениястроятся на основе определенных морально-этических норм. Внутри этойдеятельности формируются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, насвое будущее. Благодаря этому возникают новые задачи и мотивы дальнейшейсобственной деятельности.
Взрослыйвозраст (от 17 лет) – ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Впроцессе ее происходит развитие психики и личности.
Этипериоды сгруппированы в 3 эпохи, по 2 периода. Эпохи отделены большимикризисами, 3 и 12 лет. Первый период каждой эпохи характеризуется такой ведущейдеятельностью, в рамках которой происходит освоение мотивов и смысловпоступков, развивается мотивационно-смысловая сфера. Во втором периоде каждойэпохи ведущие деятельности способствуют развитию познавательной сферы иисполнительской деятельности.
Эриксон.Эпигенетическая концепция развития личности. Периодизация охватывает всю жизнь.Каждый этап представляет решение человеком главной и ведущей для данного этапажизненной проблемы, сформулированной в виде дихотомии. Один из вариантоврешения нормальный – в соответствии с общечеловеческими нормами; другой –непродуктивный, не соответствует объективной норме человеческого существования.Такой вариант создает предпосылки для психопатологического развития.
ПоЭриксону, психологический рост — похож на развитие эмбриона (эпи — над, генез — рождение) — каждая последующая стадия определяется предыдущей (специфическаязадача развития или кризис, который человек должен решить, чтобы перейти кследующей). Развитие продолжается всю жизнь.
Стадии:
Младенчество(до 1,5 лет) основополагающая вера и надежда (базовое доверие к миру) противбазового недоверия. Значимые отношения: ребенок и мать. Формируется сильноесвойство личности – надежда (в деструктивном варианте уход);
Раннеедетство (1,5-3 года) автономия, независимость против зависимости, стыда исомнения. Значимые отношения – родители. Формируется воля, направленность напреодоление препятствий (в деструктивном – навязчивость, конформизм, стремлениебыть рядом со взрослым или агрессивность);
Дошкольныйвозраст (3-6 лет) инициатива против чувства вины. Значимые отношения — семья вцелом. Формируется способность к целеполаганию, целеустремленность(деструктивный вариант – беспомощность, пассивность);
Школьныйвозраст (6-12 лет) предприимчивость против чувства неполноценности (школа).Предприимчивость – готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации.Значимые отношения: школа, соседи. Формируется компетентность, умелость (вдеструктивном варианте – инертность как неспособность к кооперации иличрезмерная конкуренция);
Подростковыйвозраст (12-18 лет) идентичность против смешения идентичности. Значимыеотношения – группы сверстников. Формируется Эго-идентичность – «субъективноечувство непрерывной самотождественности», не просто сумма принятых индивидомролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида,воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на негодругие (в деструктивной варианте – смешение идентичности, негативизм,застенчивость);
Периодранней взрослости (18-25 лет) интимность против изоляции. Значимые отношения –друзья и партнеры по работе, учебе. Интимность – способность к разделениюидентичности, тебя понимают таким, какой ты есть. Формируется любовь (вдеструктивном варианте – исключительность, отвержение всех чужих);
Взрослость(25-60 лет) продуктивность против застоя. Значимые отношения: разделенный труди общий дом. Формируется ответственность и забота (в деструктивном варианте –отвержение);
Зрелость(от 60 лет) целостность против распада. Значимые отношения — человечество вцелом (в прошлом и будущем). Подведение итогов, осмысленный интерес к жизни (вдеструктивном варианте – страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее ещераз).
Задачачеловека на каждом этапе — найти баланс между 2-мя полюсами (напр. доверием инедоверием).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта psy.piter.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.