Анализ стихотворения "Фантазия" Бальмонта
Бальмонт
– выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений –
стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий
зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки
собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи
– ничем не скованная творческая натура поэта.
Лирический
герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второй
строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь
появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьев
поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога». Лирический герой
чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное,
недоступное пониманию человека.
Лирический
сюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («это
мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то скорбное моленье», «что
их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («всё сильней звучит
их пенье, всё слышнее в нём томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота
«без муки, без страданья».
Природные
стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении всё
движется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптанью
ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут
ели» и так далее.
Образы
Бальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть трепещут
очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья».
«Фантазия»
пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного сиянья», «светлом
дожде»; даже сны – ясные и светлые.
«Фантазии»,
как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков
создаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие
ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается и
повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют,
внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья,
дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная. Бальмонт часто
прибегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно – точно, это –
это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся.
Чтобы
подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и
тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение
начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужное
восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет – спокойно, сладко, чрез
– тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье – скорбное, стволы – вещие и
сказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живые
изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как
червь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе –
риторические вопросы.
Общее
впечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение
лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию»,
получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной
выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/