Достоевский Ф.М.
Русский писатель Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) родился в
Москве в семье врача. К 15-ти годам интересы Федора Достоевского уже
определились. Он знал, что будущее его - литература. Но отец, оставшись с семью
детьми на руках, решил отдать сына в специальное Военно-инженерное училище в
Петербурге. Молодой Достоевский совсем не хотел военного будущего и всю жизнь,
потом считал ошибкой со стороны отца заставить его учиться на военного
инженера.
С мая 1837 года судьба Достоевского навсегда связалась с Петербургом.
Будущему писателю Петербург представился "самым умышленным и отвлеченным
городом..." Устами своих героев он передавал позже и свое собственное
отношение к нему: "это город полусумасшедших. Редко где найдется столько
мрачных, резких и странных влиянии на душу человека, как в Петербурге..."
И все-таки Достоевский полюбил Петербург, который стал городом его молодости,
его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических
переживаний и утрат.
В общей сложности Федор Михайлович прожил в Петербурге 28 лет. У него
не было своей квартиры. За время жизни в Петербурге он поменял 20 адресов. В
таких же домах жили его герои. Это были типичные для Петербурга доходные дома,
в которых сдавались все помещения, даже подвалы и чердаки. В своих
петербургских произведениях Достоевский представил социальный срез обитателей
этих домов.
Из романа в роман переходят тесные, сжимающие героя комнаты-шкафы,
"гробы", "каюты", с низкими потолками и маленькими окнами,
со сломанной мебелью и обшарпанными обоями. Герои Достоевского обособленно
существуют в этом мире. Его мечтатели, "подпольные" люди с
раздвоенным сознанием, всегда живут "в углах", уходя от внешней
жизни. Сам Достоевский во время написания своих романов тоже отъединялся от
людей, "уходил в себя", неслучайно обычное время его работы - ночь,
когда никто не мог ему помешать, когда он оставался совершенно один.
В августе 1843 года Достоевский закончил училище и был зачислен в
Инженерный корпус. Вместо того чтобы "все силы отдавать литературе",
ему приходилось "убивать время даром". После службы - чтение, театры,
развлечения. Приезд Оноре де Бальзака в Петербург осенью 1843, его триумф среди
петербургской молодежи стали решающими для Достоевского в выборе произведения
для своего первого литературного заработка. В конце 1843 за 2-3 недели он
перевел З65 страниц французского текста. Достоевский почувствовал себя
писателем и, не прослужив и полугода, решил подать в отставку.
Школа мастерства, которую прошел Достоевский у Бальзака, сами
произведения французского писателя стали сильным импульсом для молодого
Достоевского.
Страстный читатель, Достоевский постоянно держал в поле зрения
творчество многих западноевропейских и русских писателей. Почти все герои
Достоевского читают. Книги, выбранные Достоевским для них, всегда неслучайны.
Герой повести "Вечный муж" изучает статью Аполлона Григорьева "о
хищных и смирных типах", Настасья Филипповна накануне смерти читает
"Мадам Бовари", Рогожин - "Историю" Соловьева, Степан
Трофимович знакомится с новинкой года - романом Гюго "Человек, который
смеется" и перечитывает "Что делать?".
Но герои Достоевского - творческие личности, и каждый старается себя
реализовать. Иван Петрович в романе "Униженные и оскорбленные" -
молодой писатель. Бывший студент Раскольников опубликовал статью "О
преступлении", один из героев романа "Идиот", Ипполит Терентьев,
написал исповедь "Мое необходимое объяснение". Произведения героев
раскрывают их внутренний мир и вместе с выбранными Достоевским для них книгами
для чтения становятся дополнительными характеристиками их личности.
Достоевский начал свой путь в литературе с утверждения "маленького
человека". Уже в названии повести чувствовался его вызов - "Бедные
люди". Героем своего первого произведения Достоевский сделал бедного
чиновника.
О Достоевском заговорил весь Петербург. Он стал бывать в разных
литературных салонах, много общался с писателями, журналистами, критиками. И
продолжал писать. Появились следующие повести - "Двойник",
"Хозяйка", рассказы.
"Текущая действительность", как называл Достоевский
современную ему жизнь, всегда живо интересовала его. Он посещал театры,
выставки, изучал философию, историю, знакомился с различными теориями и
учениями, вообще всегда был открыт всему новому. В молодости за свою
открытость, увлеченность и мечтательство он серьезно поплатился.
В расцвете творческих сил (Достоевскому было всего 27 лет) его вырвали
из литературного процесса. Сначала на восемь месяцев он был заключен в
одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, потом на 4
года отправлен на каторгу в Омский острог, после этого - почти шесть лет
находился в ссылке в Семипалатинске.
Четыре года Достоевский жил в казармах вместе с убийцами и ворами. Он
никогда потом не жалел об этих годах: ?...в каторге между разбойниками я, в
четыре года, отличил наконец людей... Сколько я вынес из каторги народных
типов, характеров! ... На целые томы достанет. Что за чудный народ-¦
После освобождения из каторги и переезда в Семипалатинск Достоевский
смог вернуться к творчеству. В Сибири были созданы "Дядюшкин сон" и
"Село Степанчиково". В апреле-мае 1854 года Достоевский познакомился
с Марией Дмитриевной Исаевой и решил взять на себя заботы об ее будущем.
В конце декабря 1859 года Достоевский вернулся в Петербург. Прежде
всего Достоевский решил реабилитировать свое литературное имя. Вместе с братом
Михаилом он начал издавать литературно-художественный журнал "Время",
а чуть позже - "Эпоху". В журналах Достоевских появились новые
произведения писателя: "Униженные и оскорбленные" (18б1) и
"Записки из Мертвого дома" (18б2). Последний роман вернул ему былую
славу, его стали называть новым Вергилием. Это был первый роман о русской
тюрьме.
Свои впечатления о Европе он описал в "Зимних заметках о летних
впечатлениях" (18б3), своеобразных философско-путевых очерках.
Почти параллельно с созданием "Зимних заметок" Достоевский
обдумывал замысел повести "Записки из подполья" (1864). Исповедь
подпольного человека - философское введение Достоевского в цикл его больших
романов.
В романах "Преступление и наказание" (1866),
"Идиот" (1868), "Бесы" (1871 - 72), "Подросток"
(1875), "Братья Карамазовы" (1879 - 80) - осмысление социального и
духовного кризиса России с христианской точки зрения, диалогическое
столкновение самобытных личностей, носителей своей "идеи", страстные
поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм.
В 1878 г. семью Достоевских поразило страшное несчастие: умер младший сын
Леша. Мальчик умер от эпилепсии, которую унаследовал от своего отца, - это
обстоятельство тяжело подействовало на Федора Михайловича: вместе с женой он
мучительно переживал утрату любимого сына. Вскоре, поддавшись на уговоры
Владимира Соловьева и Анны Григорьевны, желавшей отвлечь мужа от горестных
переживаний, Достоевский отправился в Оптину пустынь, где встречался со
знаменитым старцем Амвросием, образ которого и все впечатления от посещения
Оптиной отразились впоследствии в романе "Братья Карамазовы".
Достоевский был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской
Лавры, рядом с могилой Жуковского. Траурная процессия, проследовавшая до
Александро-Невской Лавры, представляла собой невиданное явление. Весь Петербург
провожал писателя в его последний путь. Церковь не могла вместить даже малой
части всех желающих. В 1883 г. на могиле Достоевского был торжественно открыт
памятник (архитектор Х.К. Васильев, скульптор Н.А. Лаврецкий).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://russia.rin.ru/