Жизненный путь В. В. Вересаева
Викентий
Викентьевич Вересаев (псевдоним; настоящая фамилия Смидович; 4 (16) января
1867, Тула — 3 июня 1945, Москва), русский советский писатель.
Родился
в городе Туле в семье врача-общественника. Окончив классическую гимназию, он
поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского
университета и в 1888 получает звание кандидата исторических наук.
Потом
едет в Дерпт изучать медицину. В 1894 — он врач и приступает в родном городе к
медицинской деятельности. Скоро переезжает в Петербург. В годы разочарований и
пессимизма примыкает к литературному кружку марксистов (Струве,
Туган-Барановский, Неведомский, Маслов, Калмыкова и другие) и сотрудничает в
журналах: «Новое слово», «Начало», «Жизнь». В 1904, во время русско-японской
войны, его призывают на военную службу, и он отправляется на поля далекой
Манджурии.
Началом
литературной деятельности Вересаева следует считать конец 1885, когда он
помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Писатель сложился на
грани двух эпох: он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою
обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться
марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была
противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был
противопоставлен деревне, а рабочие — крестьянству.
Творчество
писателя этого времени — переход от 1880-х гг. к 1900-м, от Чехова к Горькому.
В своей автобиографии Вересаев пишет: «Пришли новые люди, бодрые и верящие.
Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и
организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм,
создающий условия для развития этой новой силы. Кипела подпольная работа, шла
агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко
дебатировались вопросы тактики… Многих, кого не убеждала теория, убедила
практика, в том числе и меня… Летом 1896 вспыхнула знаменитая стачка ткачей,
поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью».
Ближе
к 1905 общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь
«безумству храбрых»; Вересаев не увлекся «возвышающим обманом», он не убоялся
«тьмы низких истин». Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма
рисует те пути и дороги, которыми шла демократическая интеллигенция, связанная
с прогрессивно-демократической мыслью.
Поэтому
Вересаева и зовут художником-историком русской интеллигенции. Его творчество
действительно отражает этап за этапом в развитии русской интеллигенции. Эти
этапы отмечены даже в самом заглавии его произведений.
В
1894 была написана повесть «Без дороги». Автор дает картину мучительных и
страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается
за разрешением «проклятых вопросов» к старшему поколению (врач Чеканов) и ждет
ясного, твердого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжелые, как камни, слова:
«Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно
мне дает? Оно уже давно мертво». Чеканов не хочет признать, «что он безжизненно
нем и холоден; однако обмануть себя он не в состоянии» и погибает.
За
1890-е годы происходят события: создаются марксистские кружки, появляются
«Критические заметки об экономическом развитии России» Струве, выходит книга
Бельтова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», вспыхивает
известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское «Новое слово», потом
«Начало» и «Жизнь».
В
1897 Вересаев издает повесть «Поветрие». Наташа уже не томится «беспокойными
исканиями», «она нашла дорогу и верит в жизнь», «от нее так и веет бодростью,
энергией, счастьем». Повесть зарисовывает полосу, когда молодежь в своих
кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей
социал-демократии в рабочие массы, — на заводы и фабрики.
К
началу столетия развертывается борьба между революционным и легальным
марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между «политиками» и
«экономистами». В декабре 1900 начинает выходить «Искра». Организуются группы
социалистов-революционеров, раздаются выстрелы Карповича и Балмашева. Выходит
«Освобождение» — орган либеральной буржуазии.
Общество
увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью зачитывается
кадетско-идеалистическим сборником «Проблемы идеализма». Происходит
идеологическое и психологическое расслоение интеллигенции.
Этот
процесс нашел свое отображение в повести «На повороте», вышедшей в конце 1902.
Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъемом рабочего
движения, это её раздражает, хотя она и сознает: «я — ничто, если не захочу
признать этого стихийного и его стихийности». Она не хочет чувствовать себя
второстепенной, подчиненной силой, придатком к рабочему классу, каковым в свое
время были народники по отношению к крестьянству. Правда, теоретически Варя
остается прежней марксисткой, но мироощущение ее надломилось, изменилось. Она
глубоко страдает и, как человек большой, глубокой искренности и совести,
кончает самоубийством, сознательно заразившись у постели больного. В Токареве
психологический распад выражен сильнее, ярче. Он мечтает об изящной жене,
усадьбе, уютном кабинете и «чтобы все это покрывалось широким общественным
делом» и не требовало больших жертв.
В
нем нет внутреннего мужества Вари, он философствует, что в учении Бернштейна
«больше настоящего реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме».
Сергей — с налетом ницшеанства, он верит в пролетариат, «но он хочет прежде
всего верить в себя». Он, как и Варя, гневно обрушивается на стихийность. Таня
— полна энтузиазма, самоотверженности, она готова на борьбу со всем жаром
своего молодого сердца. Без особого анализа отчетливо видны психологические
сдвиги в рядах интеллигенции: примиряющийся Токарев, усомнившаяся Варя,
уверенная Таня; чувствуется столкновение марксистской, эсеровской и ницшеанской
идеологий. Бернштейн спорит с Марксом.
Русско-японская
война и 1905 год нашли отражение в записках «На войне». После революции 1905
года началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно
отошли от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и
церковность, эротизм окрасили эти годы. В 1908, в дни торжества Санина и
Передонова, выходит повесть «К жизни». Чердынцев, видный и деятельный
социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого
существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все
напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с
рабочими. Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и
массы, «Я» и человечества вообще.
В
1922 вышел роман «В тупике», котором показано семейство Сартановых. Иван
Иванович, ученый, демократы, вообще ничего не понимает в развернувшейся
исторической драме; дочь его Катя, меньшевичка, не знает, что делать. Оба — по
одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид — коммунисты, они
— по другую сторону. Трагедия, столкновения, споры, беспомощность, тупик.
Такова написанная Вересаевым художественная история русской интеллигенции за
последние сорок лет.
Вересаев
— историк интеллигенции, но у него есть вещи о рабочих и крестьянах, но,
скорее, случайные и для его творчества не характерные. В повести «Конец Андрея
Ивановича», в очерке «На мертвой дороге» и в ряде других произведений писатель
изображает рабочего.
В
очерке «Лизар» рисуется власть денег над деревней. Деревне посвящено еще
несколько очерков. Особо стоят нашумевшие в свое время «Записки врача», в
которых автор с величайшей искренностью анализирует нравственные мучения молодого
врача и вскрывает его сомнения, затруднения и беспомощность на работе.
Большой
интерес представляет работа о Достоевском, Толстом и Ницше, озаглавленная
«Живая жизнь» (две части). Это теоретическое оправдание повести «К жизни»;
здесь автор вместе с Толстым проповедует: «Жизнь человечества — это не темная
яма, из которой оно выберется в отдаленном будущем. Это светлая, солнечная
дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного
общения с миром!..» «Не прочь от жизни, а в жизнь, — в самую глубь ее, в самые
недра». Единство с целым, связь
За
первые годы после революции 1917 вышли работы Вересаева: «В юные годы»
(Воспоминания); «Пушкин в жизни»; переводы с древнегреческого: «Гомеровы
гимны», «Работы и дни» Гесиода.
По
манере письма Вересаев — реалист. Выдающимся художественным мастерством он не
обладает, нередко публицистика вытесняет образ, а разговор заменяет действие.
Что
особенно ценно в творчестве писателя, — это его глубокая правдивость в
отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения
социального вопроса. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы,
сколько в поисках путей жизни.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.veresaev.net.ru