Анализ поэмы Д.Г. Байрон «Паломничество Чайлд
Гарольда»
Пожалуй, самым знаменитым произведением Байрона стала
поэма «Паломничество Чайлд Гарольда», создание которой растянулось на многие
годы(1809-1818). Это лирический дневник, в котором поэт выразил свое отношение
к жизни, дал оценку своей эпохи, европейских стран, социальных конфликтов
общества. По словам Ф.И. Тютчева, Байрон был «могучим, величавым, восторженным
хулителем мироздания».
Байрона восхищает красота природы, яркость и
разнообразие человеческой личности – и в то же время он отвергает одно за
другим все основания европейской жизни, не находя в них высокого и вечного.
Максимализм поэта-романтика, его оппозиция всему, что несовершенно, его
неутомимая жажда новых впечатлений, «иных миров», где, может быть, способен
осуществится высокий идеал, привели его к сюжету поэмы-путешествия. Португалия,
Испания, Албания, Греция, Швейцария, Италия проходят перед нашими глазами в
ярких, окрашенных восторгом и горечью картинах.
Поэма сложна для чтения, так как событийный сюжет в
ней слаб, а героя затмила собой личность автора. В то же время поэма отличается
необычайной силой эмоций, высотой интеллекта, философской насыщенностью.
Образ Гарольда – сына своего века – несводим к
конкретной личности. Байрон хочет быть занят не частным, а всеобщим и пишет не
буквальный портрет – он обобщает умонастроения, мечты и разочарования целого
поколения.
В первой песне поэмы герой, занятый «лишь
развлеченьями праздными», утрачивает интерес к жизни и ощущает одиночество.
Мир, который широко распахнулся перед «беглецом неугомонным», не нарушает его
мрачности, но пробуждает неутомимо искать смысла в жизни. Даже в любви Гарольд
остается хладным и хмурым.
Роскошная природа Лузитании, героическая Испания,
морская буря и ясное небо, свобода и поэтическое вдохновение, народ и
освободительная война восхищают Байрона; его мир огромен, динамичен, напряжен и
ярок рядом с тусклыми впечатлениями героя.
Поэт-романтик ищет справедливости в мире, который представляет
как возможность гармонии, реально не осуществляющейся. Прекрасная природа
Синтры соседствует с грязным Лиссабоном, когда-то веселая Севилья стала мрачной
из-за кровавой войны, ведущей ради славы Тирана.
Слава тиранов и «любовников» войны(полководцев,
военачальников) оказывается разрушенной временем. Как и великолепные дворцы
богачей.
Поэт-романтик в огромности своих требований к миру
поднимается до упрека к Богу, до богоборчества. И автор тоже обречен на
разочарование и одиночество. Природа возрождает человека к жизни. Природа и
радости простых людей умиляют и автора, и его героев. «Взор прекрасных глаз»
Флоренс называет в Гарольде восхищение – правда, «только восхищенье». Наука
любви привела «к старенью сердца». Одиночество в светской толпе ведет поэта к
боли, возмущению, а не к холодному отчуждению. Признаваясь Флоренс, что ценит
свободу выше любви, автор гуманнее героя: «»И если бы, о Флоренс дорогая, Могла
любить душа, для чувств глухая, Сама судьба потворствовала б нам. Но, враг
цепей, все узы отвергая, Я жертв пустых не принесу в твой храм и боль напрасную
тебе узнать не дам. В этой гуманности поэта-романтика проступает связь с эпохой
Возрождения.
Байрон скептичен в своем отношении и к религии(которую
отвергает), и к родине(покинул), но страстный патриотизм поэта слышится в
гневном упреке всем, кто позорит Англию. Но красота Греции не позволяет поэту
смириться с ее падением. Страстный призыв к возрождению страны, к освобождению
от турецкого владычества пронизывает вторую песнь: «О Греция! Восстань же на
борьбу! Раб должен сам добыть себе свободу!» . Среди руин прекрасной Эллады
находит утешение в том, что нельзя убить природу. Свобода и любовь, природа и
поэзия и в скорбном отчаянии оказываются нетленными, непреходящими ценностями.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.litra.ru/