Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза»

Анализ финальной сцены драмы А.Н. Островского «Гроза»

Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее
довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим
чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а
также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно.
После этого жизнь ее становиться настолько невыносимой, что она кончает жизнь
самоубийством.

Такова событийная канва произведения, при помощи
которой автор раскрывает перед нами целую галерею человеческих типов. Здесь и
купцы – самодуры, И почетные матери семейств – блюстительницы местных нравов, и
странницы – богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью
народа, и доморощенные ученые – прожектеры. Однако при всем разнообразии типов
оказывается нетрудным заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря,
которые условно можно было бы назвать: «темное царство» и «жертвы темного
царства».

«Темное царство» составляют люди, в чьих руках
сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в
городе Калинове. В первую очередь это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в
городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. «Ханжа,
- говорит о Кабановой Кулигин, - нищих оделяет, а домашних заела совсем…» И
действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее
поведения дома, в быту. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный
властью матери, живет одним только нехитрым желанием – вырваться, пусть и
ненадолго, из дома, ощутить себя вольным человеком. Сестра Тихона, Варвара,
также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличии от
Тихона, она обладает более твердым характером и у нее хватает дерзости, пусть
тайно, не подчиняться матери.

Последняя сцена драмы является кульминацией
произведения, в которой противостояние между представителями «темного царства»
и его жертвами максимально обострено. Не имеющие ни богатства, ни высокого
социального статуса «жертвы» осмеливаются бросить вызов царящим в городе
бесчеловечным порядкам.

Действие начинается тем, что домой возвращается Тихон
и узнает об измене жены. Он, как сам признается Кулигину, готов простить Катерину,
но одновременно понимает, что мать не позволит ему этого сделать. Воли
противостоять Кабановой у Тихона нет. И хотя он побил Катерину, ему ее жалко.

Далее становится известно, что Катерина пропала из
дому. Она появляется на берегу Волги, говорит, что не в силах так жить дальше,
и бросается в воду с обрыва. Ее пытаются спасти, но безуспешно.

Смерть Катерины, полюбившей так, как могут любить
только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна – для нее нет иного
выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерти души
страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней
расстаться. Противостояние между представителями «темного царства» и его
жертвами достигает наивысшей точки именно в последней сцене, над телом мертвой
Катерины. Кулигин, который раньше предпочитал не связываться ни с Диким, ни с
Кабанихой, бросает в лицо последней: «Тело ее здесь, …а душа теперь не ваша:
она теперь перед судией, который милосерднее вас»! Тихон, совершенно забитый и
задавленный властной матерью, также поднимает голос протеста: «Маменька, вы ее
погубили». Однако Кабанова быстро подавляет «бунт», обещая сыну «поговорить» с
ним дома.

Протест Катерины не мог быть действенным, так как
голос ее был одинок и никто из окружения героини, из тех, кого также можно
отнести к «жертвам» «темного царства», был не в силах не только ее поддержать,
но даже понять до конца. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть
свидетельство свободного выбора личности, не желающего мириться с законами,
навязываемыми ей обществом, с ханжеской моралью и серостью повседневного быта.

Итак, в последней сцене драмы с особой силой
отразилось противостояние между представителями «темного царства» и его
жертвами. Обвинения, которые бросают Кулигин и Тихон в лицо тем, кто «правит
бал» в городе Калинове, показывают наметившийся в обществе сдвиг, нарождающееся
желание молодых людей жить в соответствии со своей совестью, а не с ханжеской,
лицемерной моралью «отцов».
Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.