Реферат по предмету "Языковедение"


Экзаменационные билеты по предмету Теория и история языкознания за ноябрь 2000 - февраль 2001 гг..

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

Дайте определение "языковедению".
Объясните, чем отличается общее языкознание от частного.
Объясните, что понимается под синхроническим языковедением.
Объясните, что понимается под диахроническим языковедением.
Объясните, чем занимается типологическое языковедение.
Дайте определение "общения". Укажите и дайте характеристику известным вам типам общения.
Дайте определение понятию "прикладное языковедение".
Дайте определение универсалии. Приведите примеры абсолютных универсалий.
Приведите пример статических универсалий.
Охарактеризуйте язык как важнейшее средство человеческого общения.
Дайте определение письма.
Назовите основные функции языка. Опишите их.
Дайте определение идиолекта. Приведите примеры.
Дайте определение искусственным системам общения. Приведите примеры.
Объясните разграничение понятий "речь" и "язык".
Объясните, что понимается под типологической и генеалогической классификацией языков.
Назовите основные группы языков индоевропейской языковой системы. Объясните, что позволило их объединить.
Перечислите языки германской группы.
Перечислите языки романской группы.
Объясните, что понимается в речевом акте под "текстом". Приведите примеры.
Дайте определение диалекта. Укажите виды диалекта и в чем заключается их отличие.
Дайте определение изоглоссы. Приведите примеры.
Дайте определение профессиональному арго. Приведите примеры.
Объясните, чем занимается диалектография. Дайте ее определение.
Объясните, чем обусловливаются стилистические различия в языке.
Укажите известные вам стили. Объясните их различие.
Объясните, чем занимается стилистика.
Объясните необходимость классификации языков. Укажите существующие классификации.
Расскажите о первых опытах генеалогической классификации языков.
Объясните роль сравнительно-исторического метода в языкознании.
Дайте определение праязыка.
Охарактеризуйте деятельность младограмматиков.
Дайте определение понятию "фонетика".
Дайте определение понятию "сравнительная фонетика".
Объясните, что понимается под "архетипом" (или "праформой").
Дайте определение "языковой семьи". Приведите примеры.
Дайте определение "социализации".
Опишите типологическую классификацию языков, предложенную Х.Штейнталем (1821-1899).
Охарактеризуйте морфологическую классификацию языков Ф.Ф.Фортунатова.
Охарактеризуйте морфологическую классификацию языков Ф.Н.Финка.
Охарактеризуйте морфологическую классификацию языков Э.Сепира.
Объясните, в чем состоит принцип лингвистической типологии. Приведите примеры.
Объясните, какими причинами можно объяснить структурное сходство языков при отсутствии сходства материального. Приведите примеры.
Объясните, что имеется в виду, когда говорят о "слоговых" языках и "фонемных". Приведите примеры.
Дайте определение синтетическим языкам. Приведите примеры.
Дайте определение полисинтетическим языкам. Приведите примеры.
Дайте определение аналитическим языкам. Приведите примеры.
Дайте определение знаку. Приведите примеры знаков.
Объясните, чем занимается семиотика.
Дайте определение плану выражения и плану содержания.
Дайте определение знаменательных слов. Приведите примеры.
Дайте определение служебных слов. Приведите примеры.
Дайте определение морфемы. Приведите примеры.
Дайте определение двусторонним единицам речи. Приведите примеры.
Дайте определение односторонним единицам речи. Приведите примеры.
Объясните, в чем заключается многоярусность языковой структуры.
Дайте определение парадигматическим отношениям в системе языка. Приведите примеры.
Дайте определение синтагматическим отношениям в системе языка. Приведите примеры.
Дайте определение естественного знака. Приведите примеры.
Приведите примеры естественных систем знаков.
Укажите основные свойства естественных знаков и их систем.
Дайте определение образа. Приведите примеры.
Дайте определение изоморфизма образа. Укажите виды изоморфизма и приведите примеры.
Объясните, что понимается под системами, построенными преимущественно на "иконах". Приведите примеры таких систем.
Объясните, что понимается под конвенциональными образами. Приведите примеры.
Дайте определение понятию "термин". Объясните, что понимается под системой жестов. Приведите примеры.
Укажите закономерности образных систем. Объясните, что понимается под образными системами. Приведите примеры.
Перечислите типы знаков. Приведите примеры.
Дайте определение метаязыку систем. Приведите примеры.
Укажите важнейшие характеристики знаковых систем. Приведите примеры.
Охарактеризуйте слово как базисную единицу языка.
Дайте определение естественного языка. Дайте определение искусственного языка. Приведите примеры искусственных языков.
Объясните, в чем состоит проблема значения слова. Дайте определение значения слова.
Дайте определение понятию "ономатопея". Приведите примеры.
Дайте определение понятию "имена собственные". Приведите примеры. Дайте определение понятию "основной лексический фонд". Приведите примеры.
Дайте определение заимствованной лексики. Приведите примеры. Объясните, что понимается под "словами вторичной мотивации". Приведите примеры.
Дайте определение дейктическим словам. Укажите область их употребления. Приведите примеры.
Охарактеризуйте письмо как добавочный, вторичный способ общения.
Дайте определение понятию "этнография". Укажите предмет и методы изучения этой науки.
Дайте определение :
а) графемы
б) графа
в) аллографеммы
Дайте определение
а) фонографии
б) идеографии
Укажите два главных типа графем. Дайте их определения. Приведите примеры.
Дайте определение идеограммы. Приведите примеры. Укажите типы идеограмм.
Дайте определение фразеограммы. Приведите примеры.
Укажите основные вехи в историческом развитии письма.
Укажите этапы развития начертательного письма.
Укажите формы развития начертательного письма.
Дайте определение иероглифа. Объясните, в чем преимущество иероглифического письма.
Дайте определение фонографического письма. Дайте определение логографического принципа письма.
Охарактеризуйте этапы развития фонографии.
Дайте классификацию алфавитов. Укажите их различия. Приведите примеры разных видов алфавитов.
Охарактеризуйте способы обозначать гласные в разных системах. Приведите примеры.
Охарактеризуйте каллиграфические манеры русского письма: устав, полуустав и связь.
Дайте определение орфографии. Укажите шесть принципов, связанных с определением букв алфавита.
Объясните сущность фонематического и фонетического принципов орфографии. Приведите примеры.
Объясните сущность этимологического и традиционно-исторического принципов орфографии. Приведите примеры.
Объясните, в чем состоит морфологический и символический принципы орфографии. Приведите примеры.
Укажите правила функционирования графем фонемографического письма. Приведите примеры.
Укажите правила транслитерации русских имен собственных латинскими буквами. (Институт языкознания АН СССР, 1951-1956 гг.)
Укажите факторы, которые обусловливали развитие письма в общеисторическом плане, а также особенности его развития у отдельных народов.
Укажите древнейшие системы письма.
Охарактеризуйте эволюцию материалов и орудия письма.
Объясните, в чем заключаются психологические особенности письменной и устной речи.
Укажите основные принципы расшифровки древних письменностей.
Охарактеризуйте перспективы развития письма.
Охарактеризуйте соотношение количества букв и количества фонем в изучаемом вами втором языке.
Дайте определение диакритических знаков. Объясните, какой цели они служат. Приведите примеры.
Перечислите приемы восполнения недостатков алфавита-основы. Приведите примеры.
Охарактеризуйте язык как общественное явление.
Охарактеризуйте роль социологического направления в языкознании (Ф. де Соссюр, А.Мейе, Э.Бенветист).
Охарактеризуйте вклад Ф. де Соссюра в развитие языкознания.
Объясните, что понимается под внутренними и внешними элементами языка. Приведите примеры.
Объясните, что изучает диахроническая лингвистика.
Объясните, что понимается под "прогрессом в языке". Приведите примеры.
Охарактеризуйте предмет исследования диахронической социолингвистики.
Охарактеризуйте деятельность казанской школы во главе с И.А.Бодуэном де Куртенэ.
Охарактеризуйте деятельность московской школы во главе с Ф.Ф.Фортунатовым.
Охарактеризуйте понятийный аппарат диахронической социолингвистики.
Опишите путь иноязычного слова в язык-реципиент.
Объясните, в чем состоят функционально-стилистические особенности иноязычной лексики.
Дайте характеристику факторам, которые повлияли на развитие языков в разные исторические эпохи.
Укажите роль теоретических установок Ф. де Соссюра и представителей французской социологической школы в развитии социологического направления в языкознании.
Укажите, в чем проявляется функция языка как общественного явления.
Объясните, что понимается под социальным давлением на язык, в чем оно состоит. Приведите примеры.
Объясните, в чем заключается (может заключаться) языковая политика государства. Охарактеризуйте языковую политику любого государства.
Объясните, что понимается под "миноризованными языками". Объясните причины. Приведите примеры.
Дайте определение билингвизму. Укажите причины билингвизма. Приведите примеры.
Дайте определение билингвизму. Укажите и объясните возможные разновидности билингвизма. Приведите примеры.
Дайте определение маркированного слова. Приведите примеры.
Дайте определение литературного языка. Объясните, что понимается под полифункциональностью литературного языка.
Дайте определение "внутренней" и "внешней" лингвистики. Сопоставьте предмет их исследования.
Охарактеризуйте развитие отечественной социолингвистики.
Объясните, что понимается под языками меньшинств. Укажите перспективы их дальнейшего развития.
Объясните слова М.Хайдеггера: "язык - дом бытия".
Проанализируйте проблему: язык и мышление.
Укажите соотношение сознания, мышления и языка.
Укажите соотношение предложения и суждения.
Изложите взгляд А.А.Потебни на "слово как искусство".
Объясните изречение "абстракция это и есть сама жизнь мышления" (Г.Маркузе).
Объясните, почему слова называют "орудием мысли".
Укажите соотношение слова и понятия.
Дайте определение семантическим категориям. Приведите примеры.
Охарактеризуйте философскую категорию языка Л.Витгенштейна.
Объясните, как раскрывается эстетическая природа слова в художественном контексте (на примере любого художественного произведения).
Объясните, что позволяет считать язык "органом, формирующим мысль" (В.Гумбольдт).
Объясните, в чем состоит сущность мышления.
Объясните, в чем состоит сущность основных семантических категорий языка. Приведите примеры.
Дайте определение языковому контексту. Приведите примеры.
Объясните, в чем проявляются особенности человеческого мышления.
Охарактеризуйте соотношение "язык и мышление" в научной интерпретации Аристотеля.
Объясните, в чем состоит культура мышления.
Объясните, в чем состоит культура слова.
Охарактеризуйте основные концепции зарубежной лингвистической мысли в области языка и мышления.
Объясните, каким образом отражается в языке процесс понимания.
Объясните стилистические отличия речевых контекстов в зависимости от профессии и ситуации.
Объясните, как происходит процесс понимания.
Объясните, в чем заключается необходимость смысловой паузы в процессе общения.
Охарактеризуйте стиль как индивидуальное речевое своеобразие личности.
Объясните, в чем проявляется эстетическая ценность слова.
Объясните феномен понимания.
Объясните феномен непонимания.
Объясните определение Г. Гадамера: "язык есть всеобъемлющая предвосхищающая истолкованность лица".
Укажите взаимосвязь языка и культуры.
Укажите взаимосвязь мышления и стилистических вариантов речи.
Опишите основные аспекты языковых явлений в теории Л.В.Щербы.
Объясните, как соотносятся истинные суждения и язык.
Объясните, как соотносятся мнимые суждения и язык.
Объясните, что понимается под значением и концептом имени. Приведите примеры.
Дайте определение психолингвистики. Укажите предмет и методы исследования.
Укажите причины возникновения психолингвистики как науки.
Укажите вклад А.А.Леонтьева в развитие отечественной лингвистики.
Укажите вклад Л.С.Выготского в развитие отечественной лингвистики.
Опишите три направления зарубежной психолингвистики.
Опишите особенности психологической концепции Ч.Осгуда.
Охарактеризуйте психолингвистическую концепцию Н.Хомского.
Охарактеризуйте социологическое направление в психолингвистике.
Дайте определение "языковой личности". Охарактеризуйте ее психологическое развитие.
Укажите три уровня языковых единиц.. Приведите примеры.
Опишите роль языка в психолингвистическом и социальном становлении личности.
Перечислите основные и производные функции языка. Приведите примеры.
Объясните, в чем состоит суть концепции В.Вундта.
Опишите модель языковой личности в аспекте психолингвистики.
Объясните, в чем состоит концепция Л.В.Щербы в области психолингвистики.
Опишите факторы изменения в значении языковых единиц. Приведите примеры.
Объясните, в чем состоит психолингвистическая и коммуникативная культура личности.
Объясните, что отражают лексические понятия и терминологические понятия. Приведите примеры.
Объясните, в чем состоит функция понятия с точки зрения психолингвистики. Приведите примеры.
Укажите три основных параметра текста. Охарактеризуйте их.
Опишите взаимоотношения «сознание – язык» с точки зрения психолингвистики.
Опишите две позиции научных подходов к предмету психолингвистики.
Опишите основные компоненты структуры языковой способности человека.
Объясните, каким образом интонационный рисунок речи влияет на психологическое восприятие человека.
Опишите структуру языковой способности.
Опишите особенности текста как психолингвистической реальности.
Опишите проблему культуры речи как психолингвистическую проблему.
Укажите взаимосвязь между языковой способностью, языковым процессом и языковым стандартом. Приведите примеры.
Опишите проблему звуковой речи как один из аспектов изучения психолингвистики.
Опишите различие между теорией и речевой деятельностью в понимании А.А.Леонтьева и Н.Хомского.
Охарактеризуйте основные параметры голоса, влияющие на психологическое восприятие текста. Приведите примеры.
Объясните, в чем состоит сущность рационалистического подхода к усвоению языка и развитию речевой способности, представленная в работах Н.Хомского.
Объясните сущность явления, получившего названия критерия шибболета. Приведите примеры.
Опишите проблему общения и развития личности с позиций психолингвистики. Приведите примеры.
Дайте определение речевым коммуникативным умениям. Приведите примеры.

Билет № 1

1) Дайте определение словоформы. Приведите примеры.
2) Охарактеризуйте морфологическую классификацию языков Ф.Ф.Фортунатова.
3) Дайте определение односторонним единицам речи. Приведите примеры.
4) Перечислите приемы восполнения недостатков алфавита-основы. Приведите примеры.
5) Укажите причины заимствования. Приведите примеры.
6) Укажите соотношение сознания, мышления и языка.
7) Объясните, каким образом интонационный рисунок речи влияет на психологическое восприятие человека.

Билет № 2

1) Объясните, что понимается под диахроническим языковедением.
2) Объясните, какими причинами можно объяснить структурное сходство языков при отсутствии сходства материального. Приведите примеры.
3) Дайте определение парадигматическим отношениям в системе языка. Приведите примеры.
4) Дайте определение транскрипции. Объясните, что понимается под фонетической транскрипцией.
5) Охарактеризуйте деятельность В.В. Виноградова как основоположника истории литературного языка.
6) Дайте определение языковому контексту. Приведите примеры.
7) Опишите три направления зарубежной психолингвистики.

Билет № 3

1) Объясните разграничение понятий "речь" и "язык".
2) Дайте определение праязыка.
3) Дайте определение плану выражения и плану содержания.
4) Покажите различие между транслитерацией и транскрипцией.
5) Укажите причины и условия заимствования иноязычной лексики.
6) Объясните, в чем заключается необходимость смысловой паузы в процессе общения.
7) Опишите проблему звуковой речи как один из аспектов изучения психолингвистики.

Источники : 0090.01.04 0090.02.04 0090.03.04 0090.04.04 0090.05.04
0090.06.04

Билет № 4

1) Объясните, что понимается под типологической и генеалогической классификацией языков.
2) Дайте определение синтетическим языкам. Приведите примеры.
3) Дайте определение понятию "имена собственные". Приведите примеры. Дайте определение понятию "основной лексический фонд". Приведите примеры.
4) Укажите основные вехи в историческом развитии письма.
5) Укажите задачи диахронической социолингвистики.
6) Объясните феномен понимания.
7) Опишите две позиции научных подходов к предмету психолингвистики.

Источники : 0090.01.04 0090.02.04 0090.03.04 0090.04.04 0090.05.04
0090.06.04

Билет № 5

1) Дайте определение универсалии. Приведите примеры абсолютных универсалий.
2) Объясните роль сравнительно-исторического метода в языкознании.
3) Дайте определение заимствованной лексики. Приведите примеры. Объясните, что понимается под "словами вторичной мотивации". Приведите примеры.
4) Дайте определение транскрипции. Объясните, что понимается под фонематической транскрипцией.
5) Укажите возможные аспекты изучения процесса заимствования и его результатов. Приведите примеры.
6) Объясните, в чем состоит сущность основных семантических категорий языка. Приведите примеры.
7) Объясните, в чем состоит суть концепции В.Вундта.

Билет № 6

1) Назовите основные группы языков индоевропейской языковой системы. Объясните, что позволило их объединить.
2) Объясните, что понимается под мертвым языком. Приведите примеры мертвых языков.
3) Перечислите типы знаков. Приведите примеры.
4) Укажите правила функционирования графем фонемографического письма. Приведите примеры.
5) Дайте определение маркированного слова. Приведите примеры.
6) Объясните, в чем состоит сущность мышления.
7) Укажите причины возникновения психолингвистики как науки.

Билет № 7

1) Дайте определение "общения". Укажите и дайте характеристику известным вам типам общения.
2) Объясните роль романтизма в становлении типологической классификации языков.
3) Объясните, что понимается под системами, построенными преимущественно на "иконах". Приведите примеры таких систем.
4) Объясните, в чем состоит морфологический и символический принципы орфографии. Приведите примеры.
5) Укажите, в чем проявляется функция языка как общественного явления.
6) Проанализируйте проблему: язык и мышление.
7) Укажите вклад Л.С.Выготского в развитие отечественной лингвистики.

Билет № 8

1) Объясните, что понимается в речевом акте под "текстом". Приведите примеры.
2) Дайте определение гаплосемии. Приведите примеры.
3) Укажите, что понимается под знаковыми системами записи. Охарактеризуйте их.
4) Укажите факторы, которые обусловливали развитие письма в общеисторическом плане, а также особенности его развития у отдельных народов.
5) Охарактеризуйте предмет исследования диахронической социолингвистики.
6) Охарактеризуйте стиль как индивидуальное речевое своеобразие личности.
7) Укажите взаимосвязь между языковой способностью, языковым процессом и языковым стандартом. Приведите примеры.

Билет № 9

1) Охарактеризуйте взаимоотношения языка и мышления.
2) Охарактеризуйте морфологическую классификацию языков Ф.Н.Финка.
3) Дайте определение морфемы. Приведите примеры.
4) Объясните, в чем заключаются психологические особенности письменной и устной речи.
5) Охарактеризуйте деятельность казанской школы во главе с И.А.Бодуэном де Куртенэ.
6) Объясните, как соотносятся истинные суждения и язык.
7) Опишите проблему общения и развития личности с позиций психолингвистики. Приведите примеры.

Билет № 10

1) Объясните, чем занимается диалектография. Дайте ее определение.
2) Охарактеризуйте деятельность младограмматиков.
3) Дайте определение дейктическим словам. Укажите область их употребления. Приведите примеры.
4) Дайте определение фонографического письма. Дайте определение логографического принципа письма.
5) Укажите, в чем состоят теоретические проблемы социальной лингвистики.
6) Объясните слова М.Хайдеггера: "язык - дом бытия".
7) Объясните, что отражают лексические понятия и терминологические понятия. Приведите примеры.

Билет № 11

1) Перечислите языки романской группы.
2) Охарактеризуйте синтаксическую типологию языков, предложенную И.И.Мещаниновым.
3) Объясните, что понимается под конвенциональными образами. Приведите примеры.
4) Объясните сущность фонематического и фонетического принципов орфографии. Приведите примеры.
5) Дайте определение литературного языка. Объясните, что понимается под полифункциональностью литературного языка.
6) Охарактеризуйте философскую категорию языка Л.Витгенштейна.
7) Объясните, в чем состоит психолингвистическая и коммуникативная культура личности.

Билет № 12

1) Объясните, что и как изучает социолингвистика.
2) Охарактеризуйте деятельность Ф.Шлегеля (1772-1829).
3) Дайте определение кодовых систем. Определите место кодов среди других знаковых систем.
4) Дайте определение иероглифа. Объясните, в чем преимущество иероглифического письма.
5) Укажите роль теоретических установок Ф. де Соссюра и представителей французской социологической школы в развитии социологического направления в языкознании.
6) Укажите соотношение предложения и суждения.
7) Перечислите основные и производные функции языка. Приведите примеры.

Билет № 13

1) Объясните, что и как изучает диалектология.
2) Объясните, какими принципами руководствуются при синтаксической типологии языков.
3) Дайте определение понятию "ономатопея". Приведите примеры.
4) Охарактеризуйте эволюцию материалов и орудия письма.
5) Объясните, что понимается под "миноризованными языками". Объясните причины. Приведите примеры.
6) Объясните, что понимается под значением и концептом имени. Приведите примеры.
7) Охарактеризуйте основные параметры голоса, влияющие на психологическое восприятие текста. Приведите примеры.

Билет № 14

1) Дайте определение профессиональному арго. Приведите примеры.
2) Дайте определение понятию "сравнительная фонетика".
3) Дайте определение знаменательных слов. Приведите примеры.
4) Укажите формы развития начертательного письма.
5) Объясните, в чем заключается (может заключаться) языковая политика государства. Охарактеризуйте языковую политику любого государства.
6) Объясните, что позволяет считать язык "органом, формирующим мысль" (В.Гумбольдт).
7) Опишите проблему культуры речи как психолингвистическую проблему.

Билет № 15

1) Объясните, что понимается под синхроническим языковедением.
2) Расскажите о первых опытах генеалогической классификации языков.
3) Укажите важнейшие характеристики знаковых систем. Приведите примеры.
4) Охарактеризуйте каллиграфические манеры русского письма: устав, полуустав и связь.
5) Охарактеризуйте развитие отечественной социолингвистики.
6) Опишите основные аспекты языковых явлений в теории Л.В.Щербы.
7) Опишите взаимоотношения «сознание – язык» с точки зрения психолингвистики.

Билет № 16

1) Объясните, что понимается под единым литературным языком.
2) Охарактеризуйте морфологическую классификацию языков Э.Сепира.
3) Объясните, в чем заключается многоярусность языковой структуры.
4) Охарактеризуйте способы обозначать гласные в разных системах. Приведите примеры.
5) Опишите путь иноязычного слова в язык-реципиент.
6) Объясните, в чем состоит культура слова.
7) Опишите модель языковой личности в аспекте психолингвистики.

Билет № 17

1) Укажите известные вам стили. Объясните их различие.
2) Дайте определение инкорпорирующим языкам. Приведите примеры.
3) Перечислите типы знаковых систем. Приведите примеры.
4) Дайте определение орфографии. Укажите и охарактеризуйте пять орфографических принципов.
5) Охарактеризуйте деятельность Н.Я.Марра.
6) Объясните, каким образом отражается в языке процесс понимания.
7) Опишите факторы изменения в значении языковых единиц. Приведите примеры.

Билет № 18

1) Дайте определение изоглоссы. Приведите примеры.
2) Дайте определение синтетосемии. Приведите примеры.
3) Дайте определение знаку. Приведите примеры знаков.
4) Дайте определение идеограммы. Приведите примеры. Укажите типы идеограмм.
5) Опишите алгоритм определения вероятного источника заимствования. Приведите примеры.
6) Объясните, в чем проявляются особенности человеческого мышления.
7) Объясните, в чем состоит концепция Л.В.Щербы в области психолингвистики.

Билет № 19

1) Приведите пример статических универсалий.
2) Дайте определение понятию "фонетика".
3) Охарактеризуйте общие свойства систем записи. Приведите примеры.
4) Дайте определение фразеограммы. Приведите примеры.
5) Дайте определение "внутренней" и "внешней" лингвистики. Сопоставьте предмет их исследования.
6) Объясните стилистические отличия речевых контекстов в зависимости от профессии и ситуации.
7) Опишите особенности текста как психолингвистической реальности.



Билет № 20

1) Дайте определение лексемы. Приведите примеры.
2) Опишите область интересов ареальной лингвистики.
3) Объясните, в чем состоит проблема значения слова. Дайте определение значения слова.
4) Дайте определение орфографии. Укажите шесть принципов, связанных с определением букв алфавита.
5) Объясните, что понимается под внутренними и внешними элементами языка. Приведите примеры.
6) Охарактеризуйте соотношение "язык и мышление" в научной интерпретации Аристотеля.
7) Опишите роль языка в психолингвистическом и социальном становлении личности.

Билет № 21

1) Объясните, чем отличается общее языкознание от частного.
2) Объясните необходимость классификации языков. Укажите существующие классификации.
3) Дайте определение метаязыку систем. Приведите примеры.
4) Дайте определение
а) фонографии
б) идеографии
Укажите два главных типа графем. Дайте их определения. Приведите примеры.
5) Дайте определение билингвизму. Укажите и объясните возможные разновидности билингвизма. Приведите примеры.
6) Охарактеризуйте основные концепции зарубежной лингвистической мысли в области языка и мышления.
7) Укажите три уровня языковых единиц.. Приведите примеры.

Билет № 22

1) Дайте определение "языковедению".
2) Дайте определение флективным языкам. Приведите примеры.
3) Объясните, чем занимается семиотика.
4) Дайте классификацию алфавитов. Укажите их различия. Приведите примеры разных видов алфавитов.
5) Объясните, в чем состоят принципы системности и историзма как методологического регулятива диахронической социолингвистики. Приведите примеры.
6) Объясните изречение "абстракция это и есть сама жизнь мышления" (Г.Маркузе).
7) Объясните сущность явления, получившего названия критерия шибболета. Приведите примеры.


Билет № 23

1) Охарактеризуйте взаимоотношения языка и общества.
2) Дайте определение аффлексирующим языкам. Приведите примеры.
3) Приведите примеры естественных систем знаков.
4) Укажите этапы развития начертательного письма.
5) Охарактеризуйте роль социологического направления в языкознании (Ф. де Соссюр, А.Мейе, Э.Бенветист).
6) Объясните феномен непонимания.
7) Укажите три основных параметра текста. Охарактеризуйте их.


Билет № 24

1) Дайте определение идиолекта. Приведите примеры.
2) Дайте определение "языковой семьи". Приведите примеры.
3) Дайте определение двусторонним единицам речи. Приведите примеры.
4) Дайте определение :
а) графемы
б) графа
в) аллографеммы
5) Дайте определение билингвизму. Укажите причины билингвизма. Приведите примеры.
6) Объясните, в чем состоит культура мышления.
7) Опишите различие между теорией и речевой деятельностью в понимании А.А.Леонтьева и Н.Хомского.


Билет № 25

1) Дайте определение искусственным системам общения. Приведите примеры.
2) Опишите типологическую классификацию языков, предложенную Х.Штейнталем (1821-1899).
3) Дайте определение служебных слов. Приведите примеры.
4) Укажите правила транслитерации русских имен собственных латинскими буквами. (Институт языкознания АН СССР, 1951-1956 гг.)
5) Охарактеризуйте деятельность московской школы во главе с Ф.Ф.Фортунатовым.
6) Укажите взаимосвязь мышления и стилистических вариантов речи.
7) Укажите вклад А.А.Леонтьева в развитие отечественной лингвистики.

Билет № 26

1) Назовите основные функции языка. Опишите их.
2) Дайте определение "социализации".
3) Укажите основные свойства естественных знаков и их систем.
4) Охарактеризуйте перспективы развития письма.
5) Объясните, в чем состоят функционально-стилистические особенности иноязычной лексики.
6) Объясните, как соотносятся мнимые суждения и язык.
7) Охарактеризуйте социологическое направление в психолингвистике.

Билет № 27

1) Перечислите языки германской группы.
2) Охарактеризуйте вклад В.фон Гумбольдта (1767-1835) в типологическую классификацию языков.
3) Дайте определение естественного знака. Приведите примеры.
4) Охарактеризуйте этапы развития фонографии.
5) Объясните, что понимается под социальным давлением на язык, в чем оно состоит. Приведите примеры.
6) Укажите соотношение слова и понятия.
7) Объясните, в чем состоит функция понятия с точки зрения психолингвистики. Приведите примеры

Билет № 28

1) Дайте определение понятию "прикладное языковедение".
2) Дайте определение агглютинирующим языкам. Приведите примеры.
3) Дайте определение изоморфизма образа. Укажите виды изоморфизма и приведите примеры.
4) Охарактеризуйте письмо как добавочный, вторичный способ общения.
5) Охарактеризуйте язык как общественное явление.
6) Объясните, как происходит процесс понимания.
7) Объясните, в чем состоит сущность рационалистического подхода к усвоению языка и развитию речевой способности, представленная в работах Н.Хомского.

Билет № 29

1) Охарактеризуйте язык как важнейшее средство человеческого общения.
2) Объясните, что понимается под структурным заимствованием. Приведите примеры.
3) Дайте определение синтагматическим отношениям в системе языка. Приведите примеры.
4) Дайте определение понятию "этнография". Укажите предмет и методы изучения этой науки.
5) Опишите проблему языкового заимствования как проблему диахронической социолингвистики.
6) Объясните, почему слова называют "орудием мысли".
7) Опишите особенности психологической концепции Ч.Осгуда.

Билет № 30

1) Объясните, чем обусловливаются стилистические различия в языке.
2) Объясните, в чем состоит принцип лингвистической типологии. Приведите примеры.
3) Дайте определение понятию "термин". Объясните, что понимается под системой жестов. Приведите примеры.
4) Укажите основные принципы расшифровки древних письменностей.
5) Охарактеризуйте понятийный аппарат диахронической социолингвистики.
6) Объясните, в чем проявляется эстетическая ценность слова.
7) Дайте определение речевым коммуникативным умениям. Приведите примеры.

Билет № 31

1) Дайте определение письма.
2) Дайте определение полисинтетическим языкам. Приведите примеры.
3) Дайте определение образа. Приведите примеры.
4) Дайте определение диакритических знаков. Объясните, какой цели они служат. Приведите примеры.
5) Объясните, что изучает диахроническая лингвистика.
6) Объясните определение Г. Гадамера: "язык есть всеобъемлющая предвосхищающая истолкованность лица".
7) Опишите структуру языковой способности.


Билет № 32

1) Объясните, чем занимается типологическое языковедение.
2) Объясните, что понимается под "архетипом" (или "праформой").
3) Охарактеризуйте слово как базисную единицу языка.
4) Охарактеризуйте соотношение количества букв и количества фонем в изучаемом вами втором языке.
5) Объясните, что понимается под "прогрессом в языке". Приведите примеры.
6) Объясните, как раскрывается эстетическая природа слова в художественном контексте (на примере любого художественного произведения).
7) Опишите основные компоненты структуры языковой способности человека.


Билет № 33

1) Объясните, чем занимается стилистика.
2) Дайте определение аналитическим языкам. Приведите примеры.
3) Дайте определение естественного языка. Дайте определение искусственного языка. Приведите примеры искусственных языков.
4) Дайте определение транскрипции. Объясните, что понимается под практической транскрипцией.
5) Объясните, что понимается под языками меньшинств. Укажите перспективы их дальнейшего развития.
6) Укажите взаимосвязь языка и культуры.
7) Дайте определение "языковой личности". Охарактеризуйте ее психологическое развитие.


Билет № 34

1) Дайте определение психолингвистики.
2) Объясните, что имеется в виду, когда говорят о "слоговых" языках и "фонемных". Приведите примеры.
3) Охарактеризуйте слово как знак в широком семиотическом контексте.
4) Укажите древнейшие системы письма.
5) Дайте характеристику факторам, которые повлияли на развитие языков в разные исторические эпохи.
6) Изложите взгляд А.А.Потебни на "слово как искусство".
7) Охарактеризуйте психолингвистическую концепцию Н.Хомского.


Билет № 35

1) Дайте определение диалекта. Укажите виды диалекта и в чем заключается их отличие.
2) Опишите типологическую классификацию языков, предложенную А.Шлейхером.
3) Укажите закономерности образных систем. Объясните, что понимается под образными системами. Приведите примеры.
4) Объясните сущность этимологического и традиционно-исторического принципов орфографии. Приведите примеры.
5) Охарактеризуйте вклад Ф. де Соссюра в развитие языкознания.
6) Дайте определение семантическим категориям. Приведите примеры.
7) Дайте определение психолингвистики. Укажите предмет и методы исследования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Силлогистика
Реферат Влияние рисков на инновационную деятельность
Реферат Государственное устройство
Реферат Світогляд
Реферат Математичне програмування
Реферат Политическое развитие в РФ 90-х гг ХХ в
Реферат Визначення показань і строків до релапаротомії при операціях на органах черевної порожнини
Реферат Экспрессный радиохимический анализ водных сред с применением сорбционного концентрирования
Реферат Про загальнообов'язкове страхування на об'єктах підвищеної небезпеки
Реферат Институт гражданства Российской федерации 2
Реферат Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его сдвиги
Реферат Свобода и познание добра и зла
Реферат Особенности норм административного права
Реферат Государственная политика занятости в Республике Беларусь
Реферат 2 воспитывать стремление искать ответы на непреходящие вопросы о добре и зле, искренности и лицемерии, о смысле человеческой жизни