Реферат по предмету "Педагогика"


Информатика и образование

Введение I. Новые возможности в образовании II. Изменение ролей учащихся и преподавателей в образовательном процессе. III. Новые информационные технологии и высшее образование 9 IV. Чем отличается дистанционное образование от заочного? 11 Заключение 13 Литература 15 Введение Повсюду в мире отмечается тенденция к увеличению потока данных.

Цифровая технология произвела своего рода революцию, она позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видео изображение, речевое и музыкальное сопровождение; на основе згой технологии создаются мощные новые средства представления и передачи знаний, а также средства обучения. Относительно низкая стоимость и большая мощность таких устройств спо¬собствуют их широкому распространению, в том числе доя целей педагогиче¬ской подготовки.

Интернет позволяет обеспечить передачу технологии и знаний на всех уровнях образования. На всех ступенях образования принимаются меры к то¬му, чтобы как можно больше преподавателей имели возможность окончить компьютерные курсы. Неуклонный процесс распространения компьютеров, причем в сфере как формального, так и неформального образования - способству¬ет росту понимания потенциала стратегий компьютеризации в качестве экономи¬чески выгодного решения целого ряда проблем, связанных с обучением.

Новые возможности в образовании Распространение новых информационных технологий расширило площадь образовательной сферы. Также это породило использование новых возможностей для обучения групп граждан, ранее слабо задействованных в процессах образования. В целом использование интернет в образовании можно выразить через следующие возможности: •учащимся, проживающим в удаленных районах мира, получить доступ к информационным ресурсам и специальным знаниям, которые отсутствуют на местном уровне; •создать новые средства для когнитивного

обучения и интеллектуального сотрудничества. Исследования в области когнитивного обучения позволяют по-новому осмыслить и разработать стратегии обучения и реализовать новые способы использования технологических средств и информационных ресур¬сов в целях обучения; •детям из разных регионов мира общаться и выходить на новый уровень культурного осмысления и понимания. В ряде стран, например, в Великобри¬тании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6

лет пользо¬ваться новыми информационными технологиями в учебном процессе; •открыть новые перспективы для образования инвалидов; •взрослым пройти переподготовку на рабочем месте, при этом новые тех¬нологии дистанционного обучения открывают очередные возможности для профессионального развития; •кроме того, новые технологии мультимедиа служат уникальным и мощ¬ным средством распространения сложных и абстрактных концепций. В результате применения информационных и коммуникационных технологий учащийся не ограничен

теперь пространственными и временными рамками. В программном документе ЮНЕСКО "Реформа и развитие высшего обра¬зования" высшим учебным заведениям настоятельно рекомендуется шире ис¬пользовать возможности коммуникационных технологий. Прогресс в этой области привел к созданию, в качестве альтернативных систем передачи зна¬ний, крупномасштабных "мегауниверситетов" и к стиранию различий между традиционными и "дистанционными"

университетами. В публикациях по проблемам современного образования практически постоянно, в любом кон¬тексте, присутствует также термин "открытый университет". Во всем мире в настоящее время насчитывается примерно 600 млн. сту¬дентов, из них 30 млн. (каждый двадцатый) обучаются в рамках системы уда¬ленного доступа, или, иначе говоря, дистанционного образования. Под дистанционным обучением понимается совокупность передачи учебной ин¬формации студенту, стимулирование

его учебной деятельности и, если необ¬ходимо, принятие корректировочных мер, т.е. речь идет об индивидуализиро¬ванном обучении. Хотя прогресс в области информационных и телекоммуникационных тех¬нологий во многих отношениях ставит перед обществом в целом и перед его системой образования, в частности, новые задачи, его влияние на отдельных членов общества различно. Универсальные методологии "информационного общества" отсутствуют, а "супермагистрали", обеспечивающие доступ к информации и обмен ею, от¬крыты

не для всех. Увеличивается разрыв между развитыми и развивающи¬мися странами в плане доступа к технологии и ее использования, поэтому уже сегодня должна идти речь об установлении минимальных квот участия в информационно-технологических процессах для бедных слоев населения. Не¬сомненно, такое неравенство в доступе к информационным технологиям су¬ществует не только между странами, но и внутри отдельных стран. По мнению Международной комиссии по образованию

XXI века, сущест¬вует реальная опасность того, что укоренятся два типа обществ - динамичных и отстающих, причем это будет существенным образом зависеть от доступа отдельных лиц к технологиям. Комиссия считает, что появление информаци¬онных обществ является своего рода серьезным испытанием для таких взаи¬мосвязанных аспектов. Системы образования на базе коммуникационных технологий призваны сыграть решающую роль в формировании человеческого потенциала.

Системы, базирующиеся на знаниях, накопленных в различных предмет¬ных областях (базы знаний), в частности в образовательной сфере, сегодня пользуются огромным спросом в мире. Изменение ролей учащихся и преподавателей в образовательном процессе. Изменение роли учителя, который является теперь в меньшей степени распространителем информации и в большей степени - воспитателем, советчиком и руководителем в ходе учебного процесса, ведет, в свою очередь,

к росту ответственности учащихся. Формирование творческой атмосферы, когда обучение пронизано духом сотрудничества, обусловливает изменение роли учащихся, требует с их сто¬роны более четких внутренних установок и ответственности. НИТ можно использовать в качестве катализатора с тем, чтобы содейст¬вовать изменению роли преподавателей, которые в меньшей степени являют¬ся теперь распространителями информации, и в большей степени - советчи¬ками, воспитателями, штурманами знаний, консультантами и даже коллегами

учащегося. НИТ является также средством, дополняющим традиционные пе¬дагогические методы и практику. Определяющим фактором эффективного использования НИТ являются знания и навыки преподавателя, касающиеся применения и интеграции этих технологий в ходе обучения. Без эффективной подготовки и переподготовки преподавателей инвестиции в технологию желаемой отдачи не принесут. При развитии образования в России необходимо учитывать помимо зарубежного опыта, прежде

всего, богатые традиции, особенности российского образования. Как отмечает академик Н.Н. Моисеев, широта нашего образования, пре¬одолевающая узкий практицизм, свойственный западной высшей школе, спо¬собна сыграть решающую роль на современной стадии развития научно-технического прогресса. Частое появление новых направлений деятельности, быстрая смена номенклатуры производимой продукции требуют от специали¬ста способности легко переходить от одной профессиональной ориентации

к другой. А для этого необходима, прежде всего, образовательная основа - зна¬ние фундаментальных наук - и общая, в том числе и гуманитарная, образо¬ванность и культура, т.е. гуманитарная образованность, которая, в частно¬сти, у западных инженеров практически полностью отсутствует. Развитие от¬раслей современной технологии могут совершить только те нации, которые способны обеспечить высокий уровень образованности (и дисциплины труда) населения.

Новые информационные технологии и высшее образование Информатизация образования сегодня рассматривается сегодня как абсо¬лютное и обязательное условие создания интеллектуальной базы грядущего "информационного общества". В Концепции информатизации высшего обра¬зования, утвержденной 28.09.93 г цель информатизации образования состо¬ит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных

технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мыш¬ления, соответствующим требованиям постиндустриального общества, формирование новой информационной культуры мышления путем индиви¬дуализации образования. Активно развивающаяся с начала 90-х годов педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в стремительно развивающемся информационном обществе.

Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность об¬разования), определяется и ряд специфических - компьютерная грамот¬ность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных тех¬нологий обучения. Компьютерная методология обучения включает в себя ряд деятельностных методов, свойственных педагогической информатике, в частности ме¬тод компьютерного моделирования

учебной среды, метод информирова¬ния, метод программирования учебной деятельности, ассоциативный ме¬тод, метод тестирования, а также игровые методы активного обучения. Чем отличается дистанционное образование от заочного? Не следует путать дистанционное образование с заочным, хотя они и очень похожи. Заочное образование - поточное. Это общий для всех учебный план, общие сроки сдачи контрольных и курсовых

работ, сессия зимой и летом в определенные сроки. В отличие от этого дистанционное образование - это учеба по индивидуальному плану, и в этом главное его отличие от заочного. Каждый «дистанционный» студент прикрепляется к преподавателю, задача которого - курировать обучение, консультировать по сложным темам и вопросам, проверять контрольные работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам. С ним студент постоянно общается - либо по телефону, либо через

Internet, а то и через спутник. Комплект учебных материалов «дистанционный» студент получает сразу при зачислении на занятия (как правило, сразу после оплаты обучения). Это не обычные учебники, к которым мы привыкли. Это и тексты лекций, и задачники, и практикумы, и задания для самостоятельной работы на разных носителях - традиционных бумажных, CD, аудио- и видеоносителях. Важным отличием дистанционного образования от заочного является тот факт,

что студент сам выбирает последовательность изучения предметов и темп работы. Например, за один семестр может пройти курс, который в дневном вузе изучают целый год. Или, наоборот, растянуть его на два года. Однако нет оснований думать, дистанция огромного размера позволяет учиться спустя рукава. Жесткая отчетность - на этом держится вся система дистанционного образования. За каждый пройденный раздел курса студент отчитывается перед своим преподавателем (тесты, контрольные

работы и т.п.). И пока не отчитаетесь, дальше не двинетесь. Кстати, "дистанционный" диплом западных вузов ничем не отличается от обычного (там пишется, что вы прослушали полный курс такого-то университета, но не указывается, на какой форме обучения). Заключение Развитие информационных технологий существенно расширило образовательное пространство, а также дало ему на вооружение новые средства. Дистанционное образование начинает приобретать все больший

размах, наряду с остальными формами обучения. Однако и при внедрении информационных технологий в образование возникают проблемы, которые надо ре¬шать комплексно: 1. Стандартизация и подбор эффективных доступных аппаратных и про¬граммных средств для пользователей и специальных студий, создание сети магазинов и специализированных образовательных центров. 2. Психолого-педагогические исследования по обоснованию, выработке рекомендаций с соблюдением "

экологии сознания" для разработки и эффек¬тивного внедрения мультимедиа в образовательный процесс. 3. Подготовка новых кадров для образования в педагогических универси¬тетах, а переподготовка в Институтах повышения квалификации и студиях. 4. Интеграция содержания различных тем и дисциплин, т.к. базы знаний объединяют источники и предоставляют возможности комплексного решения проблемы. Комбинирование традиционных методов с активными оргдеятельностными играми (проектами) с имитацией ситуаций

и моделированием сложных процессов, переход от описательных и объяснительных уровней к креативным. 5. Разработка программно-методических комплексов в студиях с привле¬чением соответствующих специалистов, апробация и внедрение их в учебные заведения. 6. Оценка планов и результатов, конференции, конкурсы, обмен опытом для концентрации сил и средств. Государство должно помочь с финансированием всех вышеуказанных на¬правлений, иначе отставание России будет расти.

Литература 1. Дистанционное образование.: Пост действ, семинар "Дистанц. образование: пробл. и перспеет." // Вест. РАН 1998 Т. 68 № 6 С. 520 -524. 2. Колин К.К. "Информатика-2000" - международный проект ЮНЕСКО для системы образования // Междунар. сотруд 1997 № 1. 3. Мультимедиа в образовании // www.compuloc.ru/compuloc/public/a7-l.htm

l 4. Пасхин Е.Н. Педагогическая информатика // Высш. образование в России 1994 № 1 С. 77-81; 5. Политика в области образования и новые информационные технологии: Нац. докл. Рос. Фед II Международный конгресс ЮНЕСКО "Образование и информатика", Москва 1-5 июля 1996 М 1996 С.24. 6. Проблемы информатизации высшей школы: метаинформация - координация - интегра¬ция.

Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Спец. вып. -М 1998 Бюлл. 3-4 (13-14) Концепция информатизации сферы образования РФ. 7. См. Жданов B.C Кортуков Е.В Саксонов Е.А Джугели Т.П Гуничев В.Н Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социал. информатика М 1990 С.92; 8. Смольникова И.А.

Виртуальная реальность в искусстве и обучении // Социал. информа¬тика-95 М 1995 9. Социология. Социальность. Современность Вып 4. Социальное развитие современной России: проблемы и перспективы В 2-х ч Ч. 1 Секц. 1. Проблемы развития социаль¬ной информатики и информационной политики в РФ М 1998. 10. Чем отличается дистанционное образование от заочного

Distance Leаrning Article N 4// www.lessons.ru/articles/article_4.html



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.