Местное самоуправление в системе народовластия
Введение
В
качестве темы для своей курсовой работы по Конституционному праву Российской
Федерации я выбрал местное самоуправление в системе народовластия. Конституция
Российской Федерации закрепляет один из важнейших элементов основ
конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает
самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей ему власти.
Одним
из важнейших направлений развития современной российской государственности
остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления.
Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких
органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом.
Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное
удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение
законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных
и местных интересов, т. е. общих интересов жителей каждого муниципального
образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.
С
развитием местного самоуправления в России связываются надежды на возрождение
демократического гражданского общества, поскольку в муниципальных образованиях
формируется чувство общего интереса и ответственности местных жителей, которые
привыкают не только самостоятельно решать свои дела, но и контролировать
деятельность избранных ими должностных лиц. А. И. Солженицын писал: Без
правильно поставленного местного самоуправления не может быть добропорядочной
жизни, да и само понятие гражданской свободы теряет смысл . Местное
самоуправление выступает одновременно и как механизм формирования гражданского
общества, и как его неотъемлемая составная часть.
Актуальность
исследования и разрешения проблем местного самоуправления в системе
народовластия в России обусловлена также факторами, связанными с федеративной
природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования
местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не
однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и в ряде
случаев не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с
нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями как в
регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения
полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов
РФ и органами местного самоуправления.
В
соответствии с Конституцией Российской Федерации народ вправе осуществлять свою
власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и
через органы местного самоуправления.
Учитывая
такую важную роль органов местного самоуправления для народа я считаю, что
взятая мной тема является действительно актуальной в настоящее время.
В
условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного
самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой
предпосылки становления гражданского общества. Сейчас становится все более
очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не
справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого
имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией
территориального управления. Местное самоуправление является важнейшим
элементом конституционного строя демократических стран. Оно представляет собой
ту специфическую "ветвь власти", которая, с одной стороны, участвует
в осуществлении воли государства, а с другой - наиболее полно учитывает
интересы населения. Органы местного самоуправления укрепляют государственную
власть, делая ее более гибкой и эффективной. они наиболее доступны для людей,
максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения
потребностей населения. Местное самоуправление способствует формированию
гражданского самосознания. Объединяя усилия людей для решения локальных
проблем, оно является важным условием обеспечения социального мира.
Развитие
местного самоуправления - необходимая предпосылка для сохранения
социокультурных комплексов. Оно воспитывает чувство любви к родному краю,
оберегает культурные традиции, скрепляет население прочными духовными узами. У
России свой менталитет, своя политическая культура, поэтому мы обязаны
обустраивать свое государство исходя из глубинных корней общественного развития
и традиций нашего народа.
Учитывая
все вышесказанное, я решила рассмотреть органы местного самоуправления подробно
в рамках курсовой работы.
Объектом
исследования выступают теоретические, концептуальные положения о сущности и
правовых конструкциях местного самоуправления в генезисе его исторического
развития - становления, формирования основ и принципов функционирования,
уяснения места и роли в системе народовластия. Исследованию подверглись
проблемы совершенствования функциональных и компетенционных аспектов
деятельности муниципальных органов, а также предпосылки и условия эффективности
местного самоуправления, форм и видов ответственности в механизме местного
самоуправления и системы государственных гарантий его осуществления.
Цели
исследования состоят, во - первых, в попытке возможно более полного системного
анализа теоретических и правовых аспектов сущности местного самоуправления как
одной из основ конституционного строя Российской Федерации. важнейшей составной
части системы демократии в нашей стране. Во - вторых, в исследовании понятия,
существенных признаков, моделей, функций местного самоуправления, выявлении
глубинных связей и опосредований, реально складывающихся между содержанием и
функциональными проявлениями местного самоуправления и механизма народовластия.
Эти
цели предопределили конкретные задачи исследования:
проанализировать
важнейшие концептуальные взгляды на понятие сущности местного самоуправления,
выявить особенности различных моделей местного самоуправления;
обобщить
суждения по актуальным проблемам местного самоуправления, содержащиеся в
юридической, экономической, философской, социологической литературе,
сформулировать предложения и выводы с позиции целей настоящего исследования;
исследовать
роль и значение местного самоуправления в системе народовластия исследовать
принципы организации местного самоуправления, их отражение в действующем
законодательстве, влияние на формирование основ местного самоуправления;
раскрыть
многофункциональный характер местного самоуправления как территориальной
организации публичной власти;
исследовать
с учетом новых подходов и знаний понятие и особенности реализации компетенции
местного самоуправления в целом и органов местного самоуправления в частности;
выявить
роль и место отдельных государственных полномочий в объеме компетенции органов
местного самоуправления;
Системное
исследование такой комплексной проблемы как местное самоуправление, выявление
особенностей реализации концептуальных положений о функционировании местной
власти и формировании правового механизма регулирования муниципально – правовых
отношений требуют широкой фундаментальной теоретической и эмпирической базы.
Методологическую
основу работы составили теоретические воззрения выдающихся юристов, философов,
социологов, экономистов, видных представителей западных научных школ. В
достижении поставленных целей мне помогли работы таких цивилистов, как:
Румянцева О.Г, М.О. Рейхеля, Баглая М.В. У этих и других цивилистов мнения,
относительно некоторых отдельных положений расходятся. В том, что бы комплексно
изучить все мнения, изложить концепции с учетом своих позиций состоит
теоретическая актуальность моей курсовой работы.
Учитывая
то, что тема местного самоуправления не может быть полностью исследована без
учета местных нормативных актов, я в большинстве случаев руководствовалась
законами (и иными нормативными актами) Новосибирской области.
Глава I. Понятие местного
самоуправления
1 Понятие местного
самоуправления
Местное
самоуправление согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении составляет
одну из основ любого демократического строя. Принцип местного самоуправления, -
гласит статья 2 Хартии, - должен быть признан в законодательстве страны, и, по
возможности, в конституции страны.
Конституция
Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое,
закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в
народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и
судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном
самоуправлении. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное
самоуправление в статьях 3, 12, 130-133 и др. Основываясь на конституционных
положениях, Федеральный закон Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. в статье 2
констатирует: Местное самоуправление как выражение власти народа составляет
одну из основ конституционного строя Российской Федерации . Местное
самоуправление как одна из основ конституционного строя представляет собой
основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и
государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет
систему демократического управления в нашей стране.
Признание
местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя
предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление
иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ
взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
Конституция
Российской Федерации , закрепляя местное самоуправление в качестве одного из
элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность
местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и
государством. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации
органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной
власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное
подразделение государственной системы управления.
В
силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в качестве
вышестоящей инстанции, целиком и полностью руководящей деятельностью местных
органов власти, заслушивающей отчеты и имеющей право отмены их решений.
Признавая
и гарантируя местное самоуправление, Конституция Российской Федерации
устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий
самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве
основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и
осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных
вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и
ответственны прежде всего перед своим населением. Конституция Российской
Федерации не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению
местного самоуправления. Основываясь на положениях Конституции Российской
Федерации, Федеральный закон Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. определяет предметы
ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов
государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
В
соответствии со статьей 16 Конституции Российской Федерации положения статей 3
и 12 главы 1 Конституции Российской Федерации, гарантирующие местное
самоуправление, не могут изменены иначе как в порядке, установленном
Конституцией. Никакие другие нормы Конституции не могут противоречить ее
положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1 Конституции
Российской Федерации.
Применительно
к Новосибирску, местное самоуправление строится так же в соответствии с Законом
Новосибирской области О территориальном общественном самоуправлении в
Новосибирской области.
2. Местное самоуправление
как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
Статья
3 Европейской Хартии о местном самоуправлении определяет местное самоуправление
как право и реальную способность органов местного самоуправления регулировать и
управлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных
дел в интересах своего населения.
Таким
образом, Европейская Хартия о местном самоуправлении, связывая местное
самоуправление с правом органов местного самоуправления на самостоятельную и
под свою ответственность деятельность, указывает прежде всего на роль местных
органов в реализации местного самоуправления. Но вместе с тем Европейская
Хартия устанавливает, что это право осуществляется не только выборными органами
самоуправления, но и через формы прямого участия граждан в реализации функций
местного самоуправления. Российское законодательство признает основным
субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений.
Статья 130 Конституции Российской Федерации закрепляет, что местное
самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов
местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью. Вместе с тем Конституция Российской Федерации исходит из того,
что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы
прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного
самоуправления. Федеральный закон Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г ., развивая
конституционные положения, закрепил: Население городского, сельского поселения
независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление
местного самоуправления (ст. 12). Это право население может реализовать путем
образования самостоятельного муниципального образования, на территории которого
будет осуществляться местное самоуправление. При этом в соответствии со статьей
61 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации от 28 августа 1995 г. отсутствие муниципальной
собственности на данной территории не может служить основанием для отказа в
образовании нового муниципального образования. Конкретный порядок образования
муниципальных образований, их объединения, преобразования или упразднения
должен устанавливаться законом субъекта Российской Федерации .
Признаваемое
Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации право
населения на осуществление местного самоуправления предполагает также и другие
формы его реализации. К формам участия населения в осуществлении местного
самоуправления относится прежде всего территориальное общественное
самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту их
жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория
поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории
микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою
ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного
значения.
Право
населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина
Российской Федерации на осуществление местного самоуправления. Это право
закрепляет статья 3 Федерального закона Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. Согласно данной
статье Закона граждане имеют равные права на осуществление местного
самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям.
Гражданам
гарантируется право избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться
в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
Признавая право населения на осуществление местного самоуправления, государство
признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и
берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления
данного права. Государство признает и защищает равным образом наряду с другими
формами собственности муниципальную собственность - экономическую основу
реализации права населения на местное самоуправление.
Государство
признает право населения на самостоятельное определение структуры органов
местного самоуправления.
Изменения
границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается
с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В
соответствии со статьей 9 Федерального закона Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации федеральные органы
государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые
условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают
содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Данный
Федеральный закон относит к полномочиям органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации принятие государственных программ развития местного самоуправления.
3. Местное самоуправление
- форма народовластия
Согласно
статье 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть: а)
непосредственно (то есть путем референдума, выборов); б) через органы
государственной власти; в) через органы местного самоуправления. Таким образом,
местное самоуправление - это одна из форм реализации народом принадлежащей ему
власти. Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму
народовластия, содержится в Федеральном законе Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. Статья 2
данного Закона гласит: Местное самоуправление в Российской Федерации -
признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная
и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно
или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Это
определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное
самоуправление, его место в системе народовластия.
1.
Прежде всего надо отметить, что местное самоуправление имеет особый субъект,
которым является население, граждане. Учитывая, что согласно статьям 1 и 12
Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации местное самоуправление осуществляется на территории
муниципальных образований (городов, поселков, станиц и др.), особым субъектом
местного самоуправления является население муниципального образования.
Определение муниципального образования дается в статье 1 Федерального закона Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ,
согласно которой муниципальное образование - городское, сельское поселение,
несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная
территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых
осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность,
местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Население
муниципального образования осуществляет местное самоуправление непосредственно
(референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.
2.
Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме
управления обществом и государством.
Как
уже отмечалось, местное самоуправление, его органы не являются составной частью
государственного механизма управления. Вместе с тем местное самоуправление и
государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны - у них
единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности местного
самоуправления представляет собой решение вопросов, на которое государство
влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы
местного самоуправления в соответствии со статьей 132 Конституции Российской
Федерации могут наделяться отдельными государственными полномочиями,
участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы
вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией. Однако
Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации запрещает осуществление местного самоуправления органами
государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14), а также
образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц
местного самоуправления органами государственной власти и государственными
должностными лицами (ст. 17).
Местное
самоуправление это, конечно, не государство в государстве . Но вместе с тем
местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам
гражданского общества, ибо местное самоуправление - это не просто форма
самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма
осуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и власть
государственная - это формы публичной власти, власти народа.
3.
Местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного
значения.
Перечень
этих вопросов дан в статье 6 Федерального закона Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г. К ним
относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения
муниципального образования. Перечень вопросов местного значения, который
содержится в статье 6 Федерального закона, не является исчерпывающим.
Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы,
отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской
Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к
ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Решения,
принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в переделах
их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории
муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями
независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного
самоуправления и гражданами.
4. Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность
местного самоуправления как форму организации и осуществления власти -
самостоятельность.
Самостоятельность
местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции
Российской Федерации). Государство признает местное самоуправление в качестве
самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это
находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности местного
самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.
Важным
проявлением самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем его
гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические
ресурсы, необходимые для осуществления функций местного самоуправления.
Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает
наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов,
позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы
инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих
полномочий, но в рамках действующих законов.
5.
Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы
осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных
образований.
Муниципальная
деятельность должна осуществляться, исходя из интересов населения.
Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами
и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед
населением. Формы контроля, а также порядок и условия ответственности органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед
населением определяются уставами муниципальных образований. Ответственность
перед населением наступает в результате утраты доверия населения.
Федеральный
закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации от 28 августа 1995 г. предусматривает ответственность органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед
государством.
4. Понятие системы
местного самоуправления
Согласно
Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской
Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. В своей
совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного
самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством
которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.
Единство
системы местного самоуправления обусловлено тем, что она основывается на
демократических принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе
и государстве, а также исторических и иных местных традиций и определяется
населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно.
Единство
системы местного самоуправления проявляется в разграничении предметов ведения и
полномочий между различными формами ее осуществления. Она проявляется также и в
том, что все организационные формы этой системы действуют совместно, находятся
в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой
взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными
от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности
или подотчетности и подконтрольности.
Вместе
с тем следует иметь в виду, что в отличие, например, от государственных органов
Российской Федерации, образующих единую систему в рамках всего государства,
местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих
муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в
одном муниципальном образовании, совершенно независима от аналогичной системы в
любом другом муниципальном образовании. Закон Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 6) запрещает подчиненность
одного муниципального образования другому. Аналогичным образом складываются и
взаимоотношения между органами самоуправления этих образований.
Глава II. Система органов
местного самоуправления
1. Понятие органа
местного самоуправления
Согласно
Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской
Федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого
волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.
Органы
местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся территориальных
сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность
за надлежащее осуществление своих полномочий.
Органам
местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе
управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем,
что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы
управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к
обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных
традиций. Однако органы местного самоуправления - это не только способ
децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на
местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов
местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе
управления обществом и государством.
Согласно
Конституции Российской Федерации (ст. 3) народ осуществляет свою власть как
непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного
самоуправления. Это означает, что и государственные органы и органы местного
самоуправления - это органы власти народа, органы, через которые народ
осуществляет свою власть.
Вместе
с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления - это
разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляющие
государственную власть, являются структурными единицами государственного
аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа
имеет форму государственной власти.
Органы
местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма
управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), не входят
в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой
самостоятельную форму реализации народом своей власти.
Однако,
не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления
осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они
выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в
пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного
самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц,
граждан, общественных объединений.
Согласно
Конституции Российской Федерации (ст. 12) местное самоуправление в пределах
своих полномочий самостоятельно. Однако это не означает, что органы местного
самоуправления могут действовать независимо от имеющихся в стране законов и
других актов органов государственной власти. Эти акты для них являются
обязательными. Будучи относительно самостоятельными, органы местного
самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они в соответствии с
Конституцией Российской Федерации (ст. 132) могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления
материальных и финансовых средств. И в этом качестве органы местного
самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность
которых по реализации переданных им полномочий подконтрольна государству.
Согласно
Федеральному закону Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации (ст. 6) наделение органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации. Ими же определяются
условия, а также порядок контроля государства за осуществлением органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Вместе с тем
согласно данному Закону (ст. 14), осуществление местного самоуправления
органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Решения органов местного самоуправления могут быть отменены органами, их
принявшими, либо признаны недействительными по решению суда (ст. 44).
В
соответствии с Федеральным законом Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации (ст. 14) к органам местного
самоуправления относятся:
представительные
органы местного самоуправления;
иные
органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами
муниципальных образований.
Согласно
Закону (ст. 14) наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных
образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в
соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в
решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью,
формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги
и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы
местного значения.
Органы
местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов
Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации.
Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти,
расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального
общественного самоуправления.
Наименования
органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных
образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом
национальных, исторических и иных местных традиций.
Структура
органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы
местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом
муниципального образования.
Лица,
осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются
муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы,
включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и
порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется
уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов
Российской Федерации и федеральными законами.
Органы
местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам
своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых
актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц
местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия
и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
2. Представительные
органы местного самоуправления
Представительными
органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания,
муниципальные комитеты и т.п. Они состоят из депутатов, избираемых на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в
соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Установленный Федеральным законом Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации (ст. 15) порядок непосредственного
избрания представительных органов местного самоуправления населением исключает
возможность формирования районных органов местного самоуправления из
представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений,
как это было предусмотрено Положением об основах организации местного
самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной
реформы или, скажем, признания представительным органом местного самоуправления
в сельском округе собрания старост, как это было установлено, например, в
Положении о местном самоуправлении в Московской области на период поэтапной
конституционной реформы от 3 февраля 1994 г.
Численный
состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом
муниципального образования.
В
исключительном ведении представительных органов местного самоуправления
находятся:
принятие
общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования,
предусмотренных уставом муниципального образования;
утверждение
местного бюджета и отчета о его исполнении;
принятие
планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об
их исполнении;
установление
местных налогов и сборов;
установление
порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
контроль
за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Федеральный
закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации наделяет представительные органы местного самоуправления правом
законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта
Российской Федерации (ст. 45).
Полномочия
представительных органов местного самоуправления определяются уставами
муниципальных образований.
Представительный
орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.
Как
уже отмечалось, в отдельных поселениях уставом муниципального образования в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена
возможность осуществления полномочий представительных органов местного
самоуправления собраниями (сходами) граждан.
Федеральный
закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации (ст. 18) гарантирует депутату представительного органа местного
самоуправления условия для беспрепятственного и эффективного осуществления
полномочий, защиту прав, чести и достоинства.
В
Новосибирске действует закон выборах депутатов представительных органов
местного самоуправления в Новосибирской области Срок полномочий депутата
представительного органа местного самоуправления не может быть меньше двух лет,
а установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока
полномочий.
Полномочие
депутата представительного органа местного самоуправления начинается со дня его
избрания и прекращается с момента начала работы представительного органа
местного самоуправления нового состава.
Депутаты
представительных органов местного самоуправления могут в соответствии с уставом
муниципального образования осуществлять свои полномочия на постоянной основе.
Как
уже ранее отмечалось, уставами муниципальных образований в соответствии с
законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность отзыва населением
депутата представительного органа местного самоуправления. Статус депутата
представительного органа местного самоуправления и ограничения, связанные с
этим статусом, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и
законами субъектов РФ. Депутаты представительных органов местного
самоуправления не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на
месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы,
арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора
субъекта РФ.
Депутатам
представительных органов местного самоуправления, осуществляющим свои
полномочия на постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием
на этой должности, устанавливаются законами субъектов РФ.
3. Иные органы местного
самоуправления и должностные лица местного самоуправления
Уставом
муниципального образования может быть предусмотрена должность главы
муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего
деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории
муниципального образования. Глава муниципального образования избирается
гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо
представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке,
установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Глава
муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению
вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.
Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава
муниципального образования может быть наделен правом входить в состав
представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его
заседаниях.
Наименование
главы муниципального образования и сроки его полномочий определяются уставом
муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации.
Так,
в Закон Новосибирской области от 11.06.97 N 65-ОЗ О местном самоуправлении в
Новосибирской области от предусмотрены следующие варианты структуры и
полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления: а) если не
предусмотрена должность главы муниципального образования, то Советом избирается
председатель Совета и назначается глава администрации; б) если предусмотрена
должность главы муниципального образования, избираемого Советом из своего
состава, то председатель Совета не избирается, глава администрации не
назначается, а полномочия председателя Совета выполняет глава муниципального
образования; в) если предусмотрена должность главы муниципального образования,
избираемого населением, и согласно уставу муниципального образования глава
муниципального образования входит в состав Совета с правом решающего голоса, то
председатель Совета не избирается, глава администрации не назначается, а
полномочия председателя Совета выполняет глава муниципального образования; г)
если предусмотрена должность главы муниципального образования, избираемого
населением, а согласно уставу муниципального образования глава муниципального
образования не входит в Совет, то Советом избирается председатель Совета, а
глава администрации не назначается Глава местного самоуправления имеет
полномочия главы местной администрации в полном объеме. Если же Устав о местном
самоуправлении не предусматривает должность главы местного самоуправления, то
граждане избирают главу администрации сроком на 4 года, а представительный
орган местного самоуправления избирает своего председателя. Глава
муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования
подотчетен населению непосредственно, а также представительному органу местного
самоуправления.
Надо
сказать, что до недавнего времени главы местного самоуправления (местной
администрации), как правило, назначались вышестоящим главой администрации.
Однако в соответствии со статьей 59 Федерального закона Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995
г. (с учетом изменений, внесенных в Закон 22 апреля 1996 г. главы местных
администраций (главы местного самоуправления), назначенные на должность
государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также
в ином порядке, чем это предусмотрено Федеральным законом, сохраняют свои
полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, должностного лица
с учетом положений данного Федерального закона, но не более шестнадцати месяцев
со дня вступления в силу Федерального закона Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 г.
В
уставе муниципального образования помимо представительных органов и глав
муниципальных образований могут быть предусмотрены и иные органы местного
самоуправления, а также иные должностные лица местного самоуправления как
выборные, так и назначаемые.
Наименование
такого рода органов местного самоуправления, подотчетность, вопросы организации
и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с
законами субъектов Российской Федерации.
Образование
этих органов местного самоуправления органами государственной власти и
государственными должностными лицами согласно Федеральному закону Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ст. 17)
не допускается. Выборные должностные лица местного самоуправления наделяются
собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с
уставом муниципального образования . Этим правом определяется также
наименование выборных должностных лиц и сроки их полномочий. Выборные
должностные лица в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны
населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.
Наименование
назначаемых должностных лиц местного самоуправления, порядок их назначения,
компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и
деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с
законами субъектов Российской Федерации.
4. Статус депутата, члена
выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного
самоуправления
Депутату,
члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу
местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и
эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. Срок
полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного
должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет.
Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока
полномочий.
Полномочия
депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его
избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного
самоуправления нового состава.
Полномочия
выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня
вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь
избранного должностного лица.
Глава
муниципального образования, депутат, член выборного органа местного
самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в
соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои
полномочия на постоянной основе .
Уставами
муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата,
члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица
местного самоуправления .
Статус
депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного
должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом
этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации,
федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.
Депутаты,
члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица
местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть
задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления),
подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к
уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного
самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях,
устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
5.Правовые акты органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Органы
местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам
своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых
актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц
местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их
принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Нормативные
правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и
гражданина, вступают в силу после их официального опубликования
(обнародования). Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного
самоуправления, являются муниципальными служащими.
Правовая
регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус
муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы,
управление службой, определяется уставом муниципального образования в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.
Время
работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж,
исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с
законодательством о государственной службе.
6. Ответственность
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Контроль за их деятельностью
Органы
местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут
ответственность перед населением муниципального образования, государством,
физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
Ответственность
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед
населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия
ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами
муниципальных образований.
Ответственность
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед
государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации,
конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов
субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования . Органы
местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут
ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той
мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами
государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Представительный
орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший
(издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим
Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону,
федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации,
уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок
отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также
опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления
решения суда в силу.
В
случае, если представительным органом местного самоуправления, главой
муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные
его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции Российской
Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции,
уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования
и при этом повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод
человека и гражданина или наступление иного вреда, то представительный орган
местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального
образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.
В
случае, если представительным органом местного самоуправления, главой
муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные
его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта
Российской Федерации по собственной инициативе или по обращению высшего
должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
письменно предупреждает представительный орган местного самоуправления, а
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)
письменно предупреждает главу муниципального образования о возможности принятия
мер в соответствии с Федеральным законом Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации.
В
случае, если представительный орган местного самоуправления, глава
муниципального образования в течение месяца со дня вынесения (объявления)
письменного предупреждения не приняли мер по исполнению решения суда, то
представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава
муниципального образования может быть отрешен от должности не позднее шести
месяцев со дня вступления в силу решения суда, являющегося основанием для
роспуска представительного органа местного самоуправления, отрешения главы
муниципального образования от должности.
Представительный
орган местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным
законом, распускается законом субъекта Российской Федерации либо федеральным
законом, а глава муниципального образования отрешается от должности указом
(постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации), за исключением глав муниципальных образований - столиц и
административных центров субъектов Российской Федерации, либо указом Президента
Российской Федерации.
Заключение
Я
исследовал тему Местное самоуправление в системе народовластия и пришел к
следующим выводам: проблемы местного самоуправления, никогда не являвшиеся
предметом особо пристального внимания отечественных законодателей, после
принятия 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации неожиданно
для многих - как политиков, так и ученых предстали в совершенно новом правовом
значении.
Вместо
единой советской государственной системы появилось два уровня управления
обществом - государственная власть и местное самоуправление.
Органы
местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти,
поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей
власти. Несмотря на это органы местного самоуправления тесно взаимосвязаны с
государственными органами, так в соответствии со ст.132 Конституции РФ органы
местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными
полномочиями, а контроль за реализацией данных полномочий осуществляется
органами государственной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет один
из важнейших элементов основ конституционного строя - местное самоуправление,
которое выступает самостоятельной формой осуществления народом принадлежащей
ему власти.
Я
считаю что проблемы местного самоуправления - это, конечно, взаимодействие
органов муниципальных образований и государственных органов власти. В системе
организации власти местное самоуправление, максимально приближенное к
населению, призвано защищать его интересы. Это - фундамент российской системы
народовластия.
В
соответствии с Конституцией Российской Федерации народ вправе осуществлять свою
власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и
через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне
впервые закреплено существование независимой от государства системы власти
народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию
властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1)
Конституции Российской Федерации:
К
органам местного самоуправления относятся:
1.
Во-первых, выборные органы, образуемые в соответствии со статьями федерального
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления"
(далее - федеральный закон), региональным и муниципальным законодательством.
2.
Во-вторых, иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с
уставами муниципальных образований.
Органы
местного самоуправления - это органы местных самоуправляющихся территориальных
сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность
за надлежащее осуществление своих полномочий.
Органам
местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе
управления обществом и государством Приведенные выше формулировки позволяют
сделать вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления
широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов
местного значения, преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции
решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация
фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли
и интересов.
Федеральный
закон определяет, что наличие выборных органов местного самоуправления
муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления
наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной
компетенцией в решении вопросов местного значения. Наименование органов
местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований в
соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных
местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется
населением самостоятельно. Законом определено, что органы местного
самоуправления могут являться юридическими лицами, в соответствии с уставом
муниципального образования. Современное российское законодательство о местном
самоуправлении допускает несколько моделей организации местной власти.
Принципиальным
положением Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления
является указание на то, что его система базируется на территориальной основе,
в пределах территорий муниципальных образовании Представительный орган местного
самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом
представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие
на территории муниципального образования. В соответствии со ст.15 федерального
закона, представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов
избираемых на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права, при
тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов
РФ.
Структура
- это внутреннее строение представительных органов местного самоуправления, она
определяется муниципальным образованием самостоятельно, закрепляется в уставе
муниципального образования и регламенте представительного органа местного
самоуправления. Представительный орган включает следующие структурные звенья:
1.
Руководящие органы и должностные лица представительного органа
2.
Функционально отраслевые подразделения
3.
Депутаты представительного органа могут объединяться в группы, фракции по
партийной принадлежности, политическим или иным интересам.
Основной
формой деятельности представительного органа является заседание, периодичность
созыва которого определяется уставом муниципального образования и регламентом
представительного органа.
Депутату,
члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу
местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и
эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
Органы
местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам
своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых
актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц
местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их
принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в
соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Органы
местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут
ответственность перед населением муниципального образования, государством,
физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
Формирование
системы местного самоуправления в России и его правовых основ происходит с
большими трудностями как объективного, так и субъективного характера. И среди
них я бы выделила: несогласованность, несистематизированность, неполноту и
непоследовательность законодательства о местном самоуправлении. Важно
учитывать, что под влиянием динамизма общественных отношений изменяется и сам
нормотворческий процесс, который должен все более оперативно реагировать на
перемены в общественной жизни. Это означает, что правовая модель развития
местного самоуправления в субъектах Российской Федерации должна быть основана
на концептуальной программе, без чего нормотворчество теряет содержательный
смысл и системность. Нередко не решив самых необходимых проблем развития территории,
не выявив ее особенности и ресурсный потенциал, органы власти субъектов РФ
решают юридические проблемы определения статуса муниципальных образований,
многовариантности структурных форм местного самоуправления, распределения
полномочий между различными уровнями органов власти, координации функций с
помощью нормативных правовых актов, которые не выдерживают проверки временем и
во многом лишены практической пользы, из - за чего неоднократно дополняются,
изменяются, а подчас и отменяются. Эти и другие обстоятельства во многом
определили выбор темы курсовой работы и круг анализируемых проблем.
Список литературы
а)
нормативно-правовые акты Федеральные
1.
Конституция РФ от 12.12.93 N б/н (с изменениями на 9 июня 2001 года)//Российская
газета N 197, 25.12.93 2. Закон РФ от 28.08.95 N 154-ФЗОб общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 4
августа 2000 года)//Российская газета, N 170, 01.09.95, Собрание
законодательства Российской Федерации N 35, 28.08.95
3.
Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2265 О гарантиях местного самоуправления в
Российской Федерации//Собрание актов Президента и Правительства Российской
Федерации N 52, 27.12.93
4.
Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации
на период поэтапной конституционной реформы// Собрание актов Президента и
Правительства Российской Федерации. 1993. 44. Ст. 4188.
5.
Положении о местном самоуправлении в Московской области на период поэтапной
конституционной реформы от 3 февраля 1994// Народная газета Московского
региона. 1994. 9 фев.
Местные
1.
Закон Новосибирской области от 13.06.01 N 157-ОЗ о территориальном общественном
самоуправлении в Новосибирской области//"Ведомости Новосибирского
областного Совета депутатов", N 25, 22 июня 2001 года
2.
Закон Новосибирской области от 11.06.97 N 65-ОЗ О местном самоуправлении в
Новосибирской области//Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов N
24 (332),20 июня 1997
3.
Постановление главы администрации НСО от 26.02.01 N 193 О мерах по улучшению
работы с органами местного самоуправления
4.
Закон Новосибирской области от 16.03.98 N 3-ОЗ О статусе депутата
представительного органа местного самоуправления в Новосибирской
области"// Советская Сибирь N 54, 24 марта 1998, газета "Ведомости
Новосибирского областного Совета депутатов", N 12, 27 марта 1998 года
5.
Решение Новосибирского областного Совета депутатов от 17.04.96 N б/н1 О выборах
депутатов представительных органов местного самоуправления в Новосибирской
области 6. Закон Новосибирской области от 05.05.95 N 18-ОЗ О собственности
Новосибирской области (с изм. и доп. от 28.02.97, 07.02.2000)// Советская
Сибирь 18 мая, 1995 г., "Ведомости Новосибирского областного Совета
депутатов", N 20, 1995 года
7.
Закон Новосибирской области от 25.07.00 N 114-ОЗ О выборах депутатов
представительных органов местного самоуправления в Новосибирской области (с
изм. и доп. от 22.12.00)//газета "Советская Сибирь", N 154-157, 15
августа 2000 года,, газета "Ведомости Новосибирского областного Совета
депутатов", 11 августа 2000 года
8.
Решение Новосибирского областного Совета депутатов от 17.04.96 N б/н2 О
представительных органах местного самоуправления в Новосибирской области
б)
литература
1.
Президент Российской правовой академии Минюста РФ, доктор юридических наук,
профессор В. ЕРШОВ "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ"//домашний адвокат , 2001г.
2.
Реформа местного самоуправления: шаги на месте статья от 07.02.95 N б/н6// Экономика
и жизнь N 5, февраль 1995 года
3.
Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о
местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах
Российской Федерации. Москва 17 февраля 1995. М.:Юрид.литература.1995.
4.
Серия Европейских договоров 122. Стасбург, Совет Европы, Отдел издания
документов ISB
5.
Емельянов Н.А. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Тула., 1997
6. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1997.
7.
Комментарий к Конституции Российской Федерации. М:. 1996.
8.
Конституционное право РФ /под ред. Козловой Е.И., Катуфарина О.Е.
9.
Вестник Московской областной Думы. 1996. 8. С. 17.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tarasei.narod.ru