Реферат по предмету "Психология"


Разработка опросника "Удовлетворенность работой"

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТСОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ОТДЕЛЕНИЕПСИХОЛОГИИ
Практическаяработа
РАЗРАБОТКАОПРОСНИКА «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ»
Выполниластудентка
3курса, 14-33 группы
ВасильеваИ.В.
Преподаватель:
Хмелёв Е.А.

Инструкция
Вам предлагается ответитьна ряд вопросов. Отвечая на вопрос, вы можете выбрать один из трех предложенныхвариантов ответа:
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен.
Выбрав ответ,перечеркните крестиком нужный квадратик в бланке. Номер ответа на бланке долженсоответствовать номеру вопроса.
Не существует верных илиневерных ответов, так как каждый человек имеет свою точку зрения, свой личныйопыт.
Не думайте очень долгонад каждым высказыванием, отмечайте тот ответ, который первым приходит вам вголову.
Если есть вопросы,задайте их сейчас. Если вопросов нет, начинайте отвечать.
 
1. Руководство и коллеги считаютменя уважаемым и компетентным сотрудником.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
2. По утрам, вставая наработу, я чувствую подавленность, нежелание просыпаться, усталость.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
3. Мои коллеги всегдаготовы мне помочь.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
4. На рабочем месте ячувствую себя комфортно, т.к. созданы все условия для выполнения моейдеятельности (приятная температура, необходимое техническое оснащение, чистота,соблюдены правил безопасности).
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
5. Моя организацияосуществляет хорошее планирование, что ведет к увеличению продуктивности иэффективности труда.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
6. Если я захочу повыситьсвою квалификацию, моя организация поддержит меня (материально, изменениеграфика работы для удобства обучения).
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
7. Мой обеденный перерывдлится несколько дольше, чем это положено по правилам организации, в которой яработаю.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен

8. Мой начальникразбирается в своем деле.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
9. Моя работабесперспективная — нет возможностей для дальнейшего карьерного роста.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
10. Некоторые правила и процедурымоей организации мне непонятны, я их не могу принять.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
11. Я никогда неопаздываю на работу.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
12. Я часто получаюнезаслуженные нарекания от начальника.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
13. Моя деятельностьпозволяет осуществлять свои идеи.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
14. На рабочем месте ячасто посматриваю на часы, т.к. с нетерпением жду окончания рабочего дня.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
15. Моя работа ниже моихспособностей.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
16. Со мною рядом работаютленивые и упрямые люди.
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен
Определяющим для развитияличности в зрелости, по мнению большинства психологов, является стремление кнаиболее полной самореализации в различных сферах жизни – профессиональной,семейной, творческой. Высокая продуктивность и удовлетворенность результатамисобственной деятельности дают человеку чувство полноты и смысла жизни. Напротив,неспособность успешно включиться в жизнь общества, обрести свое место приводит ктягостным переживаниям личностного застоя. Удовлетворенность илинеудовлетворенность жизнью примерно на 50 процентов связана с любимой илинелюбимой работой, а остальные с благополучием в семейно-брачных отношениях.Для большинства мужчин важнее первое, для женщин – второе.
В повседневной жизнинеудовлетворенность собственной работы может вызывать следующие особенностиповедения человека.
— негативныеэмоциональные состояния (депрессия – понимание того, что жизнь не удалась, чтобыл сделан неправильный профессиональный выбор; повышенная подверженностьстрессу и, как следствие, болезням физиологического и психологического толка)
— снижение продуктивноститруда (человеку не нравится, что он делает, следовательно, он будет постоянноуходить от выполнения своих профессиональных обязанностей)
— нереализованность (покрайней мере, в работе) творческого потенциала человека
— напряженность на работеможет вызывать так же напряженность в семейных отношениях (недостаточностьзаработной платы; эмоциональная взвинченность в связи с работой отражается насемье)
Для выявления степениудовлетворенности человеком своим трудом следует рассматривать следующиепараметры профессиональной деятельности:
1. Коллеги: номеравопросов в рассматриваемом опроснике — № 3, 16
2. Начальник(непосредственный): № 8, 12
3. Деятельность: № 1, 13,15
4. Условия работы: № 4
5. Организация ируководство: № 5, 10
6. Возможности развития: №6, 9
7. Эмоциональное отношениек работе: № 2, 7, 11, 14
Пилотажноеисследование
1.        Созданиеинструкции.
Инструкция. Ответьте,пожалуйста, на следующие утверждения. На каждое утверждение имеется триварианта ответа:
а. согласен
б. не уверен
в. не согласен.
Вы должны выбрать один изтрех вариантов и зачеркнуть соответствующий квадратик в бланке. Номер ответа набланке должен соответствовать номеру вопроса.
Работайте вдумчиво, непропуская ни одного вопроса.
Не существует верных илиневерных ответов, так как каждый человек имеет свою точку зрения, свой личныйопыт.
Не думайте очень долгонад каждым высказыванием, отмечайте тот ответ, который первым приходит вам вголову.
Если есть вопросы,задайте их сейчас. Если вопросов нет, начинайте отвечать.
2.        Созданиесодержания вопросов.
3.        Выбор системыоценки.
Выбрано трихотомическоезадание типа «согласен — не уверен – не согласен».
4.        Экспертизаинструкции и вопросов у коллег.
Экспертом выступилаВоробьева Н. А. :
— заключение поинструкции отрицательное;
— средний арифметическийбалл за содержание вопросов равен 4,75.
Количество ответов,получивших оценку «4» равно 4, оценку «5» — 12.
5.        Отладкаинструмента.
— по результатамэкспертизы была проведена коррекция инструкции, переформулированы нескольковопросов.
— проведена повторнаяэкспертиза. Заключение: положительное.
— проведение отлаженныминструментом опроса испытуемого с крайней позицией выраженностидиагностического признака.
Ключ. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 А × × × × × × × × Б В × × × × × × × ×
Совпадение с ключом дает6, 25%. (100% разделенное на 16 вопросов).
У данного испытуемоговыраженность признака положительная, т.е человек удовлетворен своей работой(должностью, климатом в коллективе, зарплатой, реализацией своих профессиональныхвозможностей).
С ключом совпало 10ответов, что составляет 62,5%, что превышает 60%, значит можно сделать вывод,что опросник пригоден.
6. Оценка некоторых(первичных) психометрических качеств.
Испытуемый свыраженным низким проявлением диагностического признака (удовлетворенностьработой) – Сергей С.
С испытуемым проведенабеседа, так же использованы данные наблюдения за испытуемым в повседневнойжизни. Выявлены следующие поведенческие особенности испытуемого Сергей С.,связанные с показателем удовлетворенность работой:
— Коллеги: нравятся люди,с которыми он непосредственно работает (общая смена, напарник). Часторассказывает о своем напарнике, высказывается о нем, как об ответственном,трудолюбивом и хорошем человеке.
— Начальник(непосредственный), организация и руководство: отношение к управляющимструктурам предприятия на словах безразличное, однако по поведению (некоторыереплики в адрес руководства, особенности интонации) можно предположить, что оносклоняется к отрицательному.
— Деятельность: в настоящиймомент содержание работы удовлетворяет испытуемого, хотя он и признает еесложность и тяжесть физической нагрузки. Вероятно, удовлетворенность процессомработы связана прежде всего с достигнутым определенным уровнем мастерства вданной области (то, что у человека хорошо получается, то, в чем он разбирается,всегда нравится) и с признанием со стороны коллег. Заработная платасоответствует ожиданиям испытуемого и вполне его устраивает.
— Условия работы: постоянноупоминает в своих рассказах о повышенной опасности своего рабочего места(высокий травматизм на данном предприятии объективно существует). Бываютзамечания по поводу несовременной организации рабочего пространства.
— Возможности развития: прямоговорит, что перспектив развития на данном рабочем месте нет.
— Эмоциональное отношениек работе: положительное, однако не вследствие специфики самой работы, а за счетвнутренней мотивации.
Сравнение данныхнаблюдения и беседы с показателями опросника. Параметры профдеятельности Реальное отношение (по наблюдению и беседе) Отношение, показанное опросником. Коллеги + + Непосредственный начальник - - Организация и руководство - - Деятельность м\у – и + - Условия работы - - Возможности развития - - Эмоциональное отношение - -
Наблюдается совпадение пошести пунктам из семи – прогноз подтвердился, а значит опросник условновалиден.
Испытуемый с явновыраженным проявлением диагностического признака (удовлетворенность работой) – ВладимирВ..
Использованы данныенаблюдения за испытуемым в повседневной жизни. Выявлены следующие поведенческиеособенности испытуемого Владимира В., связанные с показателем удовлетворенностьработой:
— Коллеги: отношение кколлегам разное. В большинстве случаев коллеги рассматриваются не как личности,а как подчиненные, т.е. критерии оценки более строгие.
— Начальник(непосредственный): отношение положительное. Наблюдается большое уважение кначальнику, признание его заслуг и опыта.
— Организация ируководство: отношение положительное. Испытуемый высказывает твердую уверенность,что организация функционирует правильно, всегда поддержит его идеи, готовапомочь ему в случае жизненных трудностей.
— Деятельность:содержание работы удовлетворяет испытуемого. В данном случае даже можносказать, что испытуемый нашел свое признание, работа для него – удовлетворениемногих потребностей, в том числе и амбициозных. Заработная плата не устраивает.
— Условия работы: полностьюустраивают. Испытуемый упоминает в разговорах о своем удобном и большомкабинете, указывает на то, что он обеспечен всем необходимым.
— Возможности развития: естьвполне конкретные перспективы развития (новая должность, повышение звания).
— Эмоциональное отношениек работе: не однозначное. С желанием идет на работу, чувствуя там себя в своейстихии. Однако сильно эмоционально устает в силу специфики работы.
Сравнение данныхнаблюдения и беседы с показателями опросника. Параметры профдеятельности Реальное отношение (по наблюдению и беседе) Отношение, показанное опросником. Коллеги м\у – и + м\у – и + Непосредственный начальник + м\у – и + Организация и руководство + м\у – и + Деятельность + + Условия работы + + Возможности развития + + Эмоциональное отношение м\у – и + +
Наблюдается совпадение почетырем пунктам из семи, в остальных пунктах показатели также близки – прогнозподтвердился, а значит опросник условно валиден.
ФИО_______________________________________________
Возраст_____________________________________________
Место работы,должность______________________________
Дата________________________________________________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 А Б В
ФИО_______________________________________________
Возраст_____________________________________________
Место работы, должность______________________________
Дата________________________________________________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 А Б В
ФИО_______________________________________________
Возраст_____________________________________________
Место работы,должность______________________________
Дата________________________________________________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 А Б В


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.