Реферат по предмету "Право"


О понятии принципов права

О понятии принципов права

Р.Л. Иванов, Омский государственный университет,
кафедра теории и истории государства и права

Понятие
принципов права является одной из актуальных проблем современной юридической
науки. И это не случайно, так как именно в принципах права наиболее ярко
отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и
закономерностей. Кроме того, важность данной проблемы определяется тем, что
сложившееся в отечественной науке представление о принципах сформировалось в
основном на базе узконормативного правопонимания и имеет существенные
недостатки. Во-первых, под принципами права обычно подразумевают лишь те
основополагающие идеи, которые получили официальное закрепление в нормах законодательства.
Логическим следствием стали утверждения, что принципы могут обнаруживаться
только в содержании указанных норм и к их числу нельзя отнести руководящие идеи
правосознания, получившие общественное признание и реализуемые в
правоотношениях, но не зафиксированные в нормативно-правовых актах
[8,c.15,25,33;10,c.210-211]. Другим негативным моментом является сужение
значимости принципов и ограничение сферы их действия рамками правотворчества и
правоприменения, причем в правотворчестве им отводится роль теоретической базы,
определяющей содержание конкретных норм, а в правоприменении их функция
ограничивается лишь потребностью в толковании все тех же норм [9,c.205-213]. По
существу, руководящие положения при таком подходе низводятся до вспомогательных
элементов, предназначенных исключительно для обслуживания нужд, связанных с
созданием и использованием нормативного массива и не приспособленных для
непосредственного регулирования общественных отношений. Отсюда вытекает и их
характеристика в качестве определенных требований к системе юридических норм, а
не к реальному поведению субъектов правоотношений [6,c.44,45]. Но, как
известно, требования можно адресовать только людям, а не абстрактным правилам
поведения.

Исследование
принципов не может ограничиваться формально-юридическими вопросами. Нормы права
- это лишь одна из абстрактных форм его бытия, к которым принадлежит и
правосознание [14,c.23]. Конкретным проявлением права, главным свидетельством
его существования выступают не они, а правоотношения. Поэтому, не отрицая
значимости воплощения принципов в содержании юридических норм и их
законодательной фиксации, нельзя оставить без внимания их связей с
правосознанием и правоотношениями.

Сложное
многогранное содержание права, которое не может быть сведено к
законодательству, требует комплексного подхода к его принципам. Такой подход
предполагает их анализ в нескольких аспектах, условно обозначенных нами как
генетический, гносеологический, онтологический и функциональный. При этом
термины ``принципы права'', ``юридические принципы'', ``основополагающие
идеи'', ``отправные начала'', ``руководящие положения'' используются как
синонимы.

Генетическая
характеристика принципов права заключается в рассмотрении детерминированности
их содержания объективными социальными закономерностями. Согласно
материалистическому пониманию отправных начал они являются отражением важнейших
сторон практической деятельности субъектов общественных отношений. ``Не природа
и общество сообразуются с принципами, а наоборот, принципы верны лишь
постольку, поскольку они соответствуют природе и истории'' [12,c.34].
Основополагающие идеи права выступают не произвольными конструкциями
человеческого разума, а особой формой выражения объективных социальных
закономерностей. Фиксируя в своем содержании необходимые и существенные связи,
имеющиеся в обществе и в праве, они позволяют установить такой порядок
общественных отношений, который в наибольшей степени способствует их упрочению
и развитию.

В
принципах права отображаются социальные закономерности двух видов:
распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только праву
как особому регулятору человеческого поведения. Первые отражаются в содержании
руководящих положений, получивших название общесоциальных
(социально-политических) принципов [13,c.37]. В них сконцентрированы
существенные черты общественных отношений, являющихся предметом правового
воздействия. Важнейшей особенностью этих отношений является то, что
существовать и нормально развиваться они могут лишь в правовой форме (например,
отношения собственности и политической власти). Общесоциальными началами
современного права выступают принципы разделения властей, защиты собственности,
демократизма, гуманизма и др. В них выражаются экономические, политические,
нравственные устои существующего общественного строя.

Социальные
закономерности, присущие только праву, преломляются в содержании другой группы
принципов, именуемых специально-юридическими [13,c.37]. Они выражают
особенности правового регулирования, показывают его отличие от иных социальных
регуляторов, а потому могут быть определены как принципы правового
регулирования. К ним относятся принципы свободы, справедливости, юридического
равенства, ответственности за вину, единства юридических прав и обязанностей,
законности, единства объективного и субъективного права, государственной
гарантированности.

Общесоциальные
и специально-юридические начала права могут действовать эффективно лишь во
взаимодействии друг с другом, так как только в этом случае происходит
надлежащее согласование существенных свойств объекта регулирования и его
регулятора.

Гносеологический
аспект исследования принципов обусловлен их идеологичностью,
детерминированностью не только объективными социальными закономерностями, но и
абстрагирующей деятельностью сознания человека, творческой активностью его
разума. Содержание руководящих положений напрямую зависит от способности
юридического мышления проникнуть в сущность общественных процессов, выявить
здесь главное, необходимое, основное. Полученные результаты формулируются в
виде фундаментальных правовых понятий, которыми и становятся в гносеологическом
плане юридические принципы.

Безусловно,
необходимые и существенные стороны и связи социальной действительности в
определенной степени отражаются и конкретными нормами права. В противном случае
последние утратили бы способность положительно воздействовать на общественные
отношения. Однако в отличие от принципов существенное представлено в них в
неразрывном единстве с несущественным, главное - с второстепенным, необходимое
- со случайным [4,c.166]. К тому же конкретные юридические нормы по воле
законодателя могут являться сознательным искажением объективных социальных
закономерностей, как это произошло, например, со свободой труда в бывшем
советском законодательстве, нивелированной установлением обязанности трудиться,
обеспеченной мерами административного и уголовного принуждения. Специфика же
основополагающих идей права как гносеологических феноменов проявляется именно в
том, что они наиболее правильно, адекватно, без умышленных искажений выражают
необходимое и существенное в социальной действительности в соответствии с
достигнутым в обществе на данный момент уровнем ее познания.

Другой
отличительной чертой руководящих положений в гносеологическом плане по
сравнению с конкретными юридическими нормами выступает значительно большая их
зависимость от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном
этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого
юридического мышления, в то время как конкретные нормы права возникали и во
многих случаях продолжают и сегодня зарождаться стихийно, в ходе повседневной
практической деятельности людей [5,c.13]. Исторически принципы права появились
значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде
юридических обычаев и не содержавших теоретических обобщений социальных
процессов на уровне их сущности. ``От фактического к нормативному - вот
процесс, вот линия развития, в рамках которых формируется право и результатом
которых являются нормы'' [7,c.131-132]. Вследствие этого для обычая как для
нормативности, формировавшейся стихийно, норма служит характеристикой
фактического положения вещей, а не является абстрактным эталоном поведения.
Типизацией и абстрагированием отличался позднейший период правогенеза ,
примером чего может служить уголовное право, где вначале сформировалась
особенная часть и лишь после этого и много позднее общая часть, включавшая в
себя его принципы.

Переход
от казуальной к абстрактной форме правового регулирования вызывается не только
развитием человеческого мышления, но и движением, изменением общественных
отношений. Они достигают такой ступени прогресса, на которой возникает
объективная потребность в их упорядочении на основе фундаментальных руководящих
положений, поскольку стихийный процесс возникновения юридических норм уже не
позволяет достичь необходимого правового воздействия - оно малоэффективно,
связано с дополнительными, зачастую излишними затратами сил и средств. Принципы
права позволяют придать правовому регулированию научность и значительно
повысить его результативность. Обладая высшей степенью абстрактности по
сравнению с конкретными юридическими нормами, они способствуют юридическому
закреплению не только того, что уже сложилось в социальных отношениях, но и
направляют правовое регулирование ``вперед'', дают государству возможность
сознательно и планомерно воздействовать на деятельность людей. Поэтому
отправные начала, являясь закономерным результатом социального прогресса, в
силу их гносеологических особенностей становятся атрибутом лишь достаточно
развитых правовых систем.

Гносеологический
аспект руководящих положений нельзя абсолютизировать, отождествляя их с
понятиями науки, элементами теории [11,c.59-60]. Познавательный момент подчинен
в них главной функции - регулятивной, в связи с чем они обладают рядом
внелогических особенностей, обусловленных общеобязательностью и иными
свойствами права, фиксацией в юридических предписаниях и воплощением в
правоотношениях. Рассмотрение данной стороны принципов позволяет дать их
онтологическую характеристику, предусматривающую выявление основных форм их
бытия.

Как
отмечалось, общепринятой является точка зрения, согласно которой
основополагающие идеи становятся принципами права с момента их закрепления в
нормативно-правовом акте. С ней  нельзя
полностью согласиться. Она не охватывает все способы официального юридического
признания отправных начал (в правовых системах, входящих в англо-саксонскую
правовую семью, первоначально принципы права были сформулированы и закреплены
посредством судебных прецедентов [1,c.107], а в международном праве
распространена их фиксация в международных договорах). Провозглашение
нормативно-правового акта в качестве единственного источника принципов не
согласуется и с реалиями российской правовой системы.

В
соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные
принципы международного права являются составной частью правовой системы
России, принципами российского права. Общепризнанность же отправных начал
международного права не означает их обязательного закрепления в международных
договорах и иных формальных источниках юридических норм. Она проявляется не
только в нормотворческой деятельности государств, но и во всеобщности и
постоянстве их фактической практики [3,c.117], прежде всего в устойчивой
практике судов и иных юрисдикционных органов. Кроме того, законодательная, в
том числе и конституционная, фиксация руководящего положения еще не означает
его окончательного перехода из сферы правосознания в практическую плоскость.
Если оно масштабно игнорируется субъектами , к которым обращено, то принципом
права в полной мере назвать его еще нельзя, поскольку отсутствует элемент его
общего признания в качестве такового в правоотношениях. Достаточно вспомнить
некоторые принципы Конституции СССР 1977 года (народовластие, юридическое
равенство и т.п.), или зафиксированный ранее действовавшей Конституцией РСФСР
принцип разделения властей, нереализованность которого на практике явилась
одной из причин антиконституционного государственного переворота в октябре 1993
года.

Принимая
во внимание указанные обстоятельства, можно сделать вывод о том, что принципами
права являются не только те, которые закреплены в законодательстве и иных
источниках правовых норм, но и основополагающие идеи правосознания, получившие
общее признание в деятельности органов правосудия, иных субъектов
внутригосударственного и международного права несмотря на отсутствие их
формальной фиксации в объективном праве. Показательным в этом плане является
мнение Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.А.Туманова.
Отметив явный пробел Федерального конституционного закона ``О Конституционном
Суде Российской Федерации'' в части отсутствия в нем каких-либо принципов,
исходя из которых Суд должен осуществлять прямое толкование Конституции, он
приходит к выводу о том, что к числу указанных принципов следует отнести
обеспечение прав и свобод человека и гражданина и приоритет основ
конституционного строя по отношению к другим положениям Основного Закона. В
данном случае перед нами один из примеров проявления законодательно не
закрепленных, но получивших фактическое признание в деятельности
Конституционного Суда принципов официального толкования Конституции [2,c.7].

Функциональный
аспект характеристики отправных начал раскрывает их практическое
предназначение. Можно констатировать наличие у них двух функций: внутренней и
внешней. Внутренняя состоит в воздействии на систему юридических норм,
обеспечивающем ее непротиворечивость и согласованность. Все нормативные
предписания должны логически вытекать из содержания принципов и точно им
соответствовать. Это позволяет осуществлять правовое регулирование на единых
началах и обеспечить его максимальную эффективность. Реализуя внутреннюю
функцию, руководящие положения обслуживают нормативный массив, и их воздействие
на общественные отношения происходит опосредованно - через определяемые ими
конкретные юридические нормы.

Внешняя
функция принципов права заключается в непосредственном регулировании поведения
субъектов общественных отношений. Причем она не ограничивается только рамками
правоприменения при пробелах в законодательстве или при противоречии отправным
началам его конкретных норм. Непосредственное регулятивное воздействие
проявляется и тогда, когда у субъектов имеется возможность реализовать
требования принципов, не прибегая к правоприменению (такая возможность,
например, предусмотрена ч.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Подводя
итог, сформулируем основные выводы:

В
генетическом аспекте принципы права характеризуются смешанной
социально-юридической природой и являются результатом отражения как
общесоциальных, так и специфических его закономерностей.

В
гносеологическом плане они выступают особыми юридическими понятиями, адекватно
выражающими сущность права в соответствии с достигнутым уровнем ее познания.

С
онтологической позиции принципами права являются основополагающие идеи,
закрепленные в различных формальных источниках его норм, а также хотя и не
имеющие такого закрепления, но получившие общее признание в устойчивой
юридической практике, в правоотношениях.

В
функциональном аспекте принципы права выступают, с одной стороны, исходными
началами правового регулирования, обеспечивающими согласованность и
эффективность системы юридических норм, а с другой - непосредственными
регуляторами поведения участников общественных отношений при ее пробельности и
противоречивости. На основании изложенного можно предложить и следующее общее
определение: принципы права - это закрепленные в различных его источниках или
выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие
идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических
закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и
эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного
регулирования общественных отношений при ее пробельности и противоречивости.
Список литературы

Богдановская
И.Ю. Закон в английском праве. М.: Наука, 1987.

Государство
и право. 1995. N 9.

Даниленко
Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России:
практика Конституционного Суда // Государство и право. 1995. N 11.

Керимов
Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972.

Лукашева
Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986.

Марксистско-ленинская
общая теория государства и права: Социалистическое право. М.: Юрид. лит., 1973.

Неновски
Н. Право и ценности. М.: Прогресс, 1987.

Смирнов
О.В. Основные принципы советского трудового права. М.: Юрид. лит., 1977.

Спасов
Б. Закон и его толкование. М.: Наука, 1986.

Фаткуллин
Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань: Изд-во Казанского
университета, 1987.Спасов Б. Закон и его толкование. М.: Наука, 1986.

Черданцев
А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике.
Екатеринбург: УИФ Наука, 1993. С. 59-60.

Энгельс
Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

Явич
Л.С. Право развитого социалистического общества: сущность и принципы. М.: Юрид.
лит., 1978.

Явич
Л.С. Социализм: право и общественный прогресс. М.: Юрид. лит., 1990.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.