Реферат по предмету "Социология"


Проблемы адаптации детей-инвалидов

СОДЕРЖАНИЕ:
 
ВВЕДЕНИЕ… 3
Глава 1. Социализация и адаптациядетей-инвалидов… 6
1.1.Социальная адаптация как цельсоциальной политики в отношении детей-инвалидов… 6
1.2.Ребенок-инвалид как субъектсоциальной адаптации… 12
Глава 2. Подготовка ребенка-инвалидак самостоятельной трудовой жизни 16
2.1.Семья как основной факторадаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики… 16
2.2.Проблемы адаптации при полученииобразования детьми-инвалидами 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 28
СПИСОКИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… 31

ВВЕДЕНИЕ
Число детей-инвалидов год от года только увеличивается.Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Важнейшими средикоторых следует признать экологический, социальные и экономические неурядицы,невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было бы хорошо, если быпроблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной. Но еезлободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го векапроблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания.Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизниздорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидовпроисходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества.Сейчас «оживились» и наука. И практика и общественное сознание в отношениидетей-инвалидов. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполнятьсядругим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.Мировые установки по отношению к понятию «инвалид» определены еще в 1975 г. вДекларации о правах инвалидов. Согласно этой декларации «инвалид» означает любоелицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частичнопотребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь товрожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.В Советском Союзе понятие «инвалид» отражало потерю трудоспособности. Этоотражено в присвоении групп инвалидности при обязательном медицинскомосвидетельствовании. Практика рассмотрения инвалидности как потеритрудоспособности традиционно сохраняется и в наше время.
Очевидно, что несовершеннолетний ребенок трудоспособностьпотерять не может – он ее просто еще не имеет. Детьми-инвалидами сейчас принятоназывать имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальнойдезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию,передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению,трудовой деятельности в будущем»[1].
А «инвалидность» в детском возрасте можно определить, как«состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниямиили патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенкав адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чемвозникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре»[2].
Однако хотелось бы заметить, что за рубежом и в нашей странеидет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии. В отношении детейтеперь нормой считается говорить не «слепой», а «ребенок с ослабленнымзрением», не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями». Термины«идиотия», «имбецильность», «дебильность» по мнению ВОЗ, должны остаться сугубомедицинскими и не должны иметь отношения к общению с инвалидами.
Все это отражает особенную категорию проблем инвалидов:реабилитацию, социальную интеграцию, социальную адаптацию и т.д. Эти проблемылюбой человек с ограниченными возможностями так или иначе обдумывает. Никому изэтой категории людей не удастся не решать эти проблемы в той или иной форме.Детям это особенно сложно. И им необходима помощь не только со стороныродителей, но и со стороны всего общества в целом, и конкретных «чужих» людей,в частности.
Данная курсовая работа посвящена исследованию проблемдетей-инвалидов через призму их социальной ситуации и таящихся в нейадаптационных возможностей.
Объектом курсовой работы является социальная ситуациядетей-инвалидов.
Предметом курсовой работы являются ключевые моментысоциальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе.
Цель данной курсовой работы исследовать теоретические ипрактико-ориентированные источники по проблемам адаптации детей-инвалидов всовременном рыночном обществе.
          Цель конкретизируется в следующих задачах:
-          Изучить научную литературу по теме курсовой работы;
-          Изучить правовые источники по теме курсовой работы;
-          Выполнить теоретическое исследование проблем детей-инвалидов на основеизученной литературы;
-          Сделать обобщения и выводы;
-          Изложить результаты исследования в традиционной форме курсовой работы.

Глава1. Социализация и адаптация детей-инвалидов
 
1.1.Социальная адаптация какцель социальной политики в отношении детей-инвалидов
Мировая тенденция – утверждать и охранять институтдетства. На протяжении 20- го века несколько раз принимались важнейшиедокументы о правах ребенка, послужившие социально-политическими ориентирами длявсего человечества. Необходимость в такой особой защите ребенка, в том числе ибольного, «неполноценного», была предусмотрена в Женевской Декларации правребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, вМеждународном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пактеоб экономических, социальных и культурных правах. В Конвенции о правах ребенка,принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 годаотмечено: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном илифизическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь вусловиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности всебе и облегчают его активное участие в жизни общества»[3].
Признавая особенные нужды ребенка-инвалида,государства-участники Конвенции разделяют мнение, что помощь ему представляетсобой обеспечение эффективного доступа к услугам в области образования,профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановленияздоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха.Таким образом, эта помощь приводит к наиболее полному, по возможности,вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности,включая культурное и духовное развитие ребенка.
Российское государство также признает детство важнымэтапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей кполноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческойактивности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма игражданственности. Это касается всех детей, независимо от их национальности, социальногоположения, состояния здоровья и т.п.
Основным документом, регулирующими социальную политику вотношении ребенка-инвалида, является Федеральный закон «Об основных гарантияхправ ребенка в Российской Федерации» (ФЗ № 124 от 24.07.98 в ред. Федеральныхзаконов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N170-ФЗ). Именно в этом законе дети-инвалиды определяются как «дети, находящиесяв трудной жизненной ситуации», а «социальная адаптация ребенка» как «процессактивного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, кпринятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоленияпоследствий психологической или моральной травмы»[4].Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей являетсяприоритетной. Осуществление государственной политики в отношениидетей-инвалидов этот закон относит к полномочиям органов государственной властисубъектов Российской Федерации. Таким образом, основная ответственность заобщее отношение к детям, в том числе и инвалидам, за их образование,воспитание, социальную защиту, соцобеспечение, поддержку, реабилитацию иадаптацию и т.д. лежит на государстве. Общественные, коммерческие и религиозныесилы должны лишь способствовать полноценной адаптации ребенка-инвалида.
Реабилитация и адаптация ребенка с органическими илипсихическими нарушениями состояния здоровья, мешающими возможности полноценноучаствовать в социальной и повседневной бытовой жизни, невозможна безутверждения значимости личностно-адаптационного потенциала. В жизниребенка-инвалида действуют факторы социального порядка находящиеся в прямойсвязи со способностью личности жить в обществе и чувствовать себя полноценнымчеловеком. Имеются в виду такие факторы, как учеба, жизнь в семье, общение слюдьми, жилищные условия, стереотипы отношения к детям-инвалидам со стороныздоровых детей, состояние здоровья, система здравоохранения и социальной защитыв стране, возможности в ней реализовать свои права и т.д. «В анализе процессасоциально-психологической адаптации необходимо учитывать два фактора:личностный и социальный. Какой бы ни был личностный адаптационный потенциал, ноесли общество негативно воспринимает эту категорию людей, относясь к ним, как ксоциальным иждивенцам, а государство «откупается» пенсиями и льготами, не видяв них граждан страны, социальных субъектов участвующих в ее жизни, то успешнаяадаптация вряд ли состоится»[5]. Социальная политика вотношении инвалидов в настоящий момент должна стать политикой с «человеческимлицом». Медленно, но верно преодолевается тенденция закрываться от проблемысуществования людей с нарушениями развития, встала проблема их интеграции вобщество.
Закон «О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации» формирует общественные установки отношения к инвалидам. Социальнаяработа с детьми-инвалидами строится на основе положений Федерального закона «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181. Именнов этом законе определяется понятие «ребенок-инвалид» как лицо с ограничениямижизнедеятельности, возможностей до 18 лет. Этот закон рассматривает адаптациюдетей-инвалидов как цель реабилитации. «Реабилитация инвалидов направлена наустранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности,вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, вцелях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимостии их интеграции в общество»[6]. Статья 18 этого законапосвящена исключительно воспитанию и обучению детей-инвалидов. Согласно этомузакону, образовательные учреждения, органы социальной защиты населения,учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечиваютнепрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптациюдетей-инвалидов. «Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляютсянеобходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детскихдошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровьякоторых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учрежденияхобщего типа, создаются специальные дошкольные учреждения»[7].Кроме образовательного права, детям-инвалидам предоставляются другие равные сих здоровыми сверстниками права. Такова буква закона. Он, как отмечено выше,отчасти создает основы правильного, милосердного отношения к детям-инвалидам.Но на практике использование детьми-инвалидами равных прав со сверстниками представляетсерьезную проблему. «Ведь создание правового цивилизованного государстваневозможно без учета прав людей с ограниченными возможностями. Такой этаппрошли все цивилизованные страны. Для того, чтобы проблема была решена и внашей стране, нужно двигаться в направлении ее решения. Поднимать эту тему всредствах массовой информации. Проводить занятия в школах, на которых детиполучают представление о жизни человека-инвалида, как это делается вбольшинстве цивилизованных стран. И, наконец, это, пожалуй, самое важное — создавать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровыедети и дети с различными отклонениями»[8].
Большинство детей-инвалидов когда-нибудь станут взрослымилюдьми. В условиях современной рыночной экономики этот закон обеспечиваетсоциальные гарантии детям-инвалидам. Статьи этого закона касаются социального иматериального обеспечения, трудовой занятости, обеспечения рабочими местами,продолжительности рабочего дня инвалидов, создания общественных объединенийинвалидами, ответственности и льгот работодателям для инвалидов. Этот закон, содной стороны стимулирует инвалидов к производительному труду и общественнойактивности, а с другой — дает социальные гарантии удовлетворения основныхжизненных потребностей и тем, кто не может работать, защищает о произвола,предусматривает улучшение общественной обстановки в отношении инвалида.
В законе «О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации» отмечено, семья является важнейшим институтом социализацииребенка-инвалида. Именно в семье создается та необходимая любому ребенку среда,в которой он может овладеть человеческими формами поведения, развить душевныекачества, интеллектуальные способности. Основное направление государственнойполитики в отношении детей-инвалидов – это адаптация ребенка к социуму черезсемью. Никто лучше родителей не сможет удовлетворить потребности ребенка.
Т.А.Добровольская и Н.Б.Шабалина[9]приводят данные о среднедушевом доходе семей, в том числе и сдетьми-инвалидами. (таблица 1).

Таблица 1. Распределение среднедушевого дохода вразличных типах семей Тип семьи (распределение в %) Среднедушевой доход С ребенком — инвалидом Со взрослым инвалидом до 60 лет Со взрослым инвалидом и ребенком-инвалидом С пенсионером по возрасту С пенсионером по возрасту и ребенком-инвалидом С пенсионером по возрасту и взрослым инвалидом С инвалидом старше 60 лет Всего 0,5 продовольственного минимума 4,5 7,1 8,6 1,7 12,0 21,0 4,8 16,2 0,5—1,0 42,2 45.4 38,0 54,7 48,0 45,9 33,0 44,1 1,0—1,5- 27,3 16,8 23,8 22,9 36,0 21,0 35,7 25,2 1,5—2,0 10,4 6,7 4,8 7,9 2,7 8,3 13,6 9,0 Более 2,0 5,6 3,9 4,8 2,8 1,3 3,8 12,9 5,5
Как следует из таблицы, имеют от половины до полуторасреднедушевого дохода. В семьях, где кроме ребенка-инвалида есть другиеинвалиды или престарелые, живут и того хуже. Материальное положение семей синвалидами очень тяжелое. Поэтому этот федеральный закон предусматриваетмногочисленную помощь, льготы и льготное обслуживание семей, в которых естьинвалиды и дети-инвалиды. Очевидно, что воспитание ребенка в семье и егоматериальное содержание будут более полноценными и менее дорогостоящими, чем,если бы ребенок был целиком на попечении государства.

1.2.Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации
Если понимать ребенка-инвалида как субъекта социальнойадаптации, предпринимающего намеренные усилия, овладевающего специфическиминавыками, стремящегося как можно полнее влиться в социальную жизнь, преодолетьтрудную жизненную ситуация, то удобнее всего помогать ему, выстраиваясоциальную работу в русле психологоориентированных моделей социальной работы.Психологоориентированные модели отражают подход к человеку, какой бы он ни был,в каком бы состоянии ни было его здоровье, как к субъекту своей жизни, как клицу, которое может само выбирать и строить свою жизнь. Конечно, у этой моделисоциальной работы есть существенные ограничения, так как инвалидами частопризнаются недееспособные лица, не могущие отвечать за свои поступки. Впроцессе адаптации, ребенок только тогда сможет достичь успехов, когда онсможет принять посильную часть ответственности за свою жизнь на себя. Учитьсяпринимать ответственность – это один из важнейших результатов социализацииребенка-инвалида. Психологоориентированная модель определяется принципамигуманистической психологии[10].
Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка насвободный выбор, ошибку, собственную точку зрения. Принцип гуманизма всоциальной педагогике полагает признание ценности ребенка как личности, егоправ на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий дляразвития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей,оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество,полноценной самореализации в этом обществе.
Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил[11]:
-          достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в какомфизическом, материальном, социальном положении они находятся;
-          признания права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к нимотношения: уважать — значит признавать право другого быть не таким, как я, бытьсамим собой, а не моей копией;
-          помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающимлюдям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;
-          понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должноопираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции ихв общество, основываться на позиции: общество открыто для детей, и дети открытыдля общества;
-          стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгатьих от нормальных детей; если мы хотим под готовить детей-инвалидов к жизнисреди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких детей совзрослы ми и детьми.
«Существенная черта этой модели социальной работы — недирективный подход к решению проблем клиента»[12].Большая практика психологов-гуманистов доказала, что человек лучше растет иразвивается, если к нему доброжелательное внимательное отношение. Это приводитне только к душевному равновесию, но и к существенным положительным сдвигам впсихике человека. Гуманистическое отношение к ребенку-инвалиду противостоитразвитию социального иждивенчества и деструктивных жизненных установок,воспитывает у него уверенность в себе и способность противостоять ударамсудьбы.
Главные направления – это развитие у детей
-          собственной активности в отношении своих жизненных проблем;
-          развитие оптимизма, как сосредоточенности на позитивных сторонах жизни.
Результаты опроса,выполненного Н.И.Скок,[13]показали, что в самом тяжелом социально-экономическом положении находитсяинвалиды с детства: у них самый низкий уровень образования и среднедушевогодохода; среди них самый высокий процент лиц, не имеющих профессии, семьи,собственного жилья; большая часть из них проживает в сельской местности, гдеслабо развита социальная инфраструктура; подавляющее большинство не имеетпостоянной и даже временной работы. Полученные ею данные наглядно демонстрируютнеадекватную первичную социализацию инвалидов с детства, приведшую в конечномитоге к формированию дефектного биосоциального потенциала. Возможностьадаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, атакже качества жизни взрослого инвалида. В частности, чем легче группа инвалидности,меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведениереабилитационных мероприятий. Все это ярко свидетельствует о том, что установкиобщества по отношению к инвалидам, понимание его как объекта соцзащиты, как неспособного навсегда что-либо изменить в своей судьбе приводит к тому, что всоциальной психологии принято называть «выученной беспомощностью». Отношение ксебе как к объекту, оценка своих жизненных сил как минимальных, порождаетнеспособность и нежелание трудиться, быть занятым, а, следовательно, включеннымв социальную жизнь.
Как отмечают исследователи, оптимизм и пессимизм — непросто умонастроение личности, но представляют собой совершенноразнонаправленную практическую ориентацию личности в мире. «Экспериментальнодоказано, что оптимисты, фокусирующие свое внимание на положительной сторонежизни, видят желаемые цели как достижимые и продолжают прилагать усилия ради ихреализации, порой вопреки общим тенденциям функционирования окружающей среды.Пессимисты, акцентирующие внимание на негативной стороне жизни, считают своижелаемые цели недостижимыми и отказываются заранее предпринимать какие-либоусилия»[14].Социально-психологическое самочувствие ребенка-инвалида определяет динамику,темпы успешной реабилитации и адаптации.

Глава2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни
 
2.1.Семья как основной факторадаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики
И.П. Подласый выделяетСледующие воспитательные функции семьи[15]:
-          влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательныхвоздействий… С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
-          в семье формируются те качества, которые нигде, как в семье сформированыбыть не могут;
-          семья осуществляет социализацию личности, является концентрированнымвыражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Изсемьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество;
-          семья обеспечивает преемственность традиций;
-          важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина,патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
-          существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Детиявляются «зеркальным» отражением своих родителей. И, если семьи со здоровымидетьми социально и экономически активны, т.е. родители имеют возможностьработать, то в семье с ребенком-инвалидом все по-иному.
Основноебремя заботы о детях-инвалидах ложится на семьи, поэтому для успешной адаптацииим необходима поддержка общества и государства. Масштабное вовлечение членов семей в процессы ухода за детьми-инвалидами связано с несформированностьюсоциальной инфраструктуры обслуживаниялюдей с ограниченными возможностями здоровья, неналаженностью практики социального патронажа и педагогическогосопровождения, несовершенством системыспециального образования для инвалидов. Лечение, уход, обучение иреабилитация детей происходят при непосредственном участии родственников и предполагают большие затраты времени.«Данные исследования показывают, что в каждой второй семье неоплачиваемый труд матерей по уходу задетьми-инвалидами эквивалентен повремени средней продолжительности рабочего дня (от 5-ти до 10 часов). Особуюроль в вынужденном высвобождении матерей детей-инвалидов из сферы оплачиваемой занятости играет отсутствие механизмовисполнения законодательных норм, регулирующих права работников с детьми-инвалидами»[16].В такой ситуации речь идет уже не только об адаптации ребенка-инвалида, а обадаптации целой семьи, в которой он живет.
Реабилитация и адаптация должнаосуществляться с учетом таких факторов, как демографический состав семей,возраст и реабилитационный потенциал детей-инвалидов. Адаптационные возможностисемьи с детьми-инвалидами зависят от трех групп факторов[17].Первая группа – социально-демографические факторы, оказывающие влияние наадаптацию семей. В этой группе факторов учитывается неполнота семьи, наличие всемье других инвалидов. Вторая группа – адаптационный потенциал родителей,который включает возрастные и образовательные характеристики. Третья группа –возраст и реабилитационный потенциал детей-инвалидов.
Реабилитационный потенциал характеризует степень способности инвалида квзаимодействию с социальной средой, а также комплекс его биологических ипсихологических характеристик. При установлении реабилитационного потенциалаучитываются также социально-средовые факторы, позволяющие в той или инойстепени реализовать потенциальные возможности ребенка. Реабилитационныйпотенциал разделяется на три уровня: высокий, удовлетворительный и низкий.Медицинская оценка уровня реабилитационного потенциала основывается напоказателях ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов и степени ихвыраженности. Трактовка показателя реабилитационного потенциала и егоиспользование могут быть более широкими, если учитывать его роль в процессахсоциально-экономической адаптации семей. В ходе исследования, проведенногоЕ.В.Кулагиной, установлено, что 69,2% детей имеют удовлетворительныйреабилитационный потенциал, чуть менее трети (27,9%) – низкий и только 3% детей– высокий. Возраст и реабилитационный потенциал ребенка-инвалида определяютпотребность в продолжительном уходе и в помощи при обучении.
При учете затрат времени по уходу заребенком-инвалидом, обнаружилось, что матери тратят на это до 10 часов в день,отцы до 4 часов. Следует особо отметить, что в семье, где есть ребенок-инвалидв процесс ухода, реабилитации и адаптации втянуты все члены семьи.Ограниченность возможностей ребенка – это беда всей семьи. В воспитании ребенкапринимают участие бабушки и дедушки, братья и сестры, а также все родственники,проживающие вместе с семьей.
Детям-инвалидам,обучающимся в общеобразовательных школах, сложнее, чем их ровесникам усвоитьпрограмму обучения в силу ограниченных возможностей здоровья, частых перерывовпо болезни. Как показывают данные исследования, они часто пропускают занятия иходят в школу нерегулярно. На массовыешколы приходится 55% детей, требующих посторонней помощи и ухода помедицинским показаниям, тем более, это касается детей, обучающихся «надомно».Основная нагрузка по уходу за детьми-инвалидами школьного возраста ложится наплечи родителей, а не специальных учреждений.
Социально-бытовойпатронаж не имеет широкого развития. Во-первых, бесплатные услугипредоставляются только бедным семьям, имеющим среднедушевой доход нижепрожиточного минимума. Во-вторых, только тем инвалидам, чьи родственники немогут обеспечить им помощь и уход по объективным причинам. Практика социального обслуживанияисключает детей-инвалидов, нуждающихся в помощи по уходу и имеющих работоспособныхродителей.
Можно выделить триосновных типа социально-экономической адаптации родителей на рынке труда послепоявления в семьях проблем, связанных с инвалидностью детей.
Первый тип включаетэкономически активных родителей, которым удалось сохранить рабочее место послетого, как ребенок стал (или родился) инвалидом. По данным Е.В.Кулагиной,таковых всего треть матерей (34%) и почти две трети отцов (67,9%).
Второй тип включаетэкономически активных родителей, поменявших место работы, чтобы решать проблемыухода за детьми-инвалидами. Эту стратегию реализовали 14% матерей и 21,5%отцов. Смена занятости как стратегия социально-экономической адаптации имеетразные цели для матерей и отцов. Для матерей она предполагает переход насвободный режим работы, даже если это малоквалифицированный и низкооплачиваемыйтруд. Согласно данным интервью, женщины, независимо от уровня образования,вынуждены работать уборщицами и дворниками. Для мужчин изменение занятостимотивируется получением более высокой заработной платы, однако, также неисключается малоквалифицированный труд с потерей профессионального статуса.
Третий тип включаетэкономически неактивных родителей. В данном случае родители (41% матерей и 2,9%отцов) прервали занятость для ухода за детьми-инвалидами.
Социально-экономическаяадаптация женщин – матерей детей-инвалидов находится на низком уровне. Этосвидетельствует о необходимости проведения специальной политики занятости вотношении родителей детей-инвалидов, обеспечения равных возможностей по отношениюк работникам с семейными обязанностями в целом. Обычно, матери прерываютзанятость, потому, что не смогли использовать льготы по облегчению занятости,установленные Трудовым Кодексом РФ. Права,закрепленные за трудящимися родителями детей-инвалидов, используют лишь около15% работников. Ограничения по предоставлению работнику трудовых льгот(неполный рабочий день с сохранением рабочего места, гибкий режим работы,частое использование больничного листа по уходу или отпуска без сохранениязаработной платы) неизменно возникают, если эти меры осложняют производственныйпроцесс и ведут к потере прибыли предприятия.
Нетмеханизма, обеспечивающего занятость для работников с детьми-инвалидами;отсутствуют специальные программы, предусматривающие переквалификацию родителейдетей-инвалидов, позволяющие использовать надомный труд, оказывать помощь вполучении оплачиваемой занятости на условиях совмещения ее с уходом заребенком; отсутствуют меры, облегчающие матерям возвращение на рынок труда вслучае появления такой возможности.
Льготы, которымипользуется семья с ребенком-инвалидом реально, следующие: по оплате лекарств, по проезду в общественном транспорте, по оплате коммунальных услуг, по проезду вжелезнодорожном транспорте до места лечения.
Семьи, воспитывающиедетей-инвалидов в домашних условиях, «получают социальную пенсию, размеркоторой не достигает прожиточного минимума на ребенка: в начале 2004 г. этавеличина не превышала 57%. У детей-инвалидов не определяется группаинвалидности, поэтому величина социальной пенсии не дифференцируется взависимости от тяжести имеющихся у них ограничений жизнедеятельности»[18].Неработающие родители, осуществляющие уход, получают компенсационную выплату,размер которой не зависит от тяжести заболевания детей и составляет 60% отминимальной заработной платы.
Внаиболее тяжелом положении находятся неполные семьи. «На момент обследования вполных семьях среднедушевой доход составлял 79% от величины прожиточногоминимума; в неполных семьях, образованных в результате развода родителей –61,6%, в неполных семьях матерей-одиночек – 46%. Согласно субъективной оценке,41% родителей из полных, 76% родителей в разводе и 66,7% матерей-одиночек неимеют достаточных средств на покупку продуктов питания. По данным исследования,44% семей оплачивают лечение детей, при этом почти половина из них отказываютсебе в питании, а остальные либо балансируют на грани бедности, либо имеюттрудности по другим статьям семейных расходов. Только 1,2% семей могутпозволить себе платное лечение ребенка и одновременно удовлетворение основныхсемейных потребностей»[19].
Сложившаяся ситуация требует введения специальных мер социальной защитысемей с детьми-инвалидами. В качестве подходов к их разработке могли бы статьпредложения, предусматривающие сохранение экономической активности родителей,обеспечивающие их успешную социально-экономическую адаптацию. Механизмподдержки занятости может включать:
-          разработкузаконодательных актов, предусматривающих экономические стимулы и льготы,направленные на повышение заинтересованности работодателей в приеме на работуграждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочеговремени, по гибкому графику или на дому;
-          введениегосударственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о правахработающих родителей детей-инвалидов и системы санкций за его нарушение;
-          разработкупрограмм переквалификации и переобучения работников, имеющих детей-инвалидов;
-          создание рабочихмест для родителей, нуждающихся в надомном труде, через механизм квотирования;
-          разработкацелевых программ занятости для работников, имеющих детей-инвалидов;
-          повышениеэффективности деятельности службы занятости в отношении родителейдетей-инвалидов, использование новых компьютерных технологий для надомных видовзанятости.
Занятость родителей,возможность обеспечения далеко не единственная проблема в таких семьях.Специфической проблемой является стресс, который получает семья в связи сребенком-инвалидом, это делает ее особенно уязвимой. Родители в подобных семьях дополнительно испытывают на себе воздействиеряда негативных факторов, служащих стрессорами неожиданного и хроническогохарактера. Нетипичный ребенок в семье, ребенок с особыми потребностямирассматривается как источник постоянного срессогенного положения. Поэтому семьепостоянно нужна помощь еще и в этом направлении. Центры социальной помощи семьеи детям стали брать на себя функции оказания социально-психологической помощи. Привлечениеродителей к участию в социально-педагогической работе со своим ребенком,превращение их в соучастников реабилитационного процесса – это важнейшаязадача, стоящая перед органами социальной защиты. Например, опыт отделениясоциальной реабилитации детей-инвалидов центра социальной помощи семье и детям«Благополучие» Северо-западного административного округа г. Москвы,врач-педиатр Ф.С. Возжаева выражает так: «Реабилитация не только ребенка, но ичленов семьи, в которой находится ребенок с умственными или физическиминедостатками, заключается в том, чтобы помочь им выйти из состоянияхронического психологического стресса. Поэтому в отделении работают семейныеклубы, где реализуют свои творческие способности дети и родители, устраиваютсяпраздники («Здоровье в песнях сказках и стихах», «Моя мама» и др.), на которых семьи могут получить угощенье, а ребенок на память — сувенир.
Большое вниманиеуделяется социальной реабилитации. Мы стараемся сформировать у инвалидовспособности к самостоятельной социально-бытовой адаптации, социально-средовойориентации и общественной интеграции. Каждый ребенок привлекается к участию вразличных творческих мероприятиях, например, художественных выставках ипрезентациях»[20].
2.2.Проблемыадаптации при получении образования детьми-инвалидами
Среди многочисленныхпроблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченнымивозможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная- отношение окружающих. Вторая — получение доступного образования. У человека,который никогда не сталкивался с проблемами обучения детей с нарушениямиразвития, могло сложиться мнение, что наша система специальных школ охватываетвсех детей с ограниченными возможностями. Но реально ситуация такова, чтополучить образование могут только дети с нарушениями зрения, слуха, речи,двигательной сферы и нетяжелых интеллектуальных нарушений.
По данным Т.В.Грузиновой,[21]огромная часть детей не могут поступить в школу по следующим причинам. «Какправило, школа специализируется на обучении детей с определенным нарушением:дефекты зрения, слуха, двигательной сферы, нарушения речевого развития,умственного развития. Растущее количество детей со множественными нарушениямиостается без возможности реализации своего права на образование. Для такихдетей предусмотрена индивидуальная форма обучения. Однако тогда с проблемойсталкивается педагог, так как нет специальных программ для обучения такихдетей. Создание же программ крайне затруднено из-за огромного количествавариантов проявления дефекта. Практически программа должна создаваться подкаждого ребенка индивидуально».
Другую, не менеесерьезную проблему составляет обширная категория детей с тяжелыми формаминарушений как единичного, так и множественного характера. Они не могутобучаться в существующих школах и по существующим программам. Но это отнюдь незначит, что они не должны обучаться. В настоящее время обучают только техдетей, которых педагоги и медики не отнесли к «необучаемым».
Самую серьезную проблемусоставляет категория детей с психическими нарушениями. Если незначительнаячасть таких детей, имеющая сохранный интеллект и приемлемое поведение, могутобучаться индивидуально при различных типах школ, то основная масса лишенавозможности получить образование из-за серьезной задержки умственного развитиявторичного характера и сложностей поведения, крайне затрудняющих пребываниеребенка в коллективе. Более того, в учебных заведениях нашей страны до сих порне готовят специалистов для работы с этой категорией детей, и лишь недавностали вводиться экспериментальные спецкурсы. А между тем количество детей спсихическими нарушениями растет.
Сейчас, в связи сразвитием рыночной экономики отчасти удается восполнить этот недостатокобразовательной системы. «Быстро развивается негосударственное образование, втом числе и школьное, цель которого адаптация к жизни»[22].
Конечно, возможностишколы как одного из многих социальных институтов, имеющих своей функциейразвитие личности, ограниченны, но они не так уж малы. Школа в состоянии помочьучащимся достичь уровня, позволяющего им адаптироваться к современным условиямжизни, продолжить образование и получить профессию, соответствующую ихинтересам и способностям.
Есть еще проблема,которая напрямую затрагивает общеобразовательные школы. Это проблема детей спограничными нарушениями. Такие дети могут обучаться как в специализированных,так и в общеобразовательных школах, и родители по закону имеют право настоять,чтобы их ребенок учился именно в районной общеобразовательной школе. Так чтоперед педагогическим коллективом любой школы может встать вопрос об обучениитакого ребенка. И хотя в программе подготовки педагогов в педагогических ВУЗахпредусмотрено довольно много специальных предметов типа, дефектологии, коррекционнойпедагогики, специальной психологии, педагог общеобразовательной школыориентирован на обучение здоровых детей, не имеющих ярко выраженных нарушений.
Подвлиянием рыночной экономики актуализируются ценности инклюзивного образованиядетей с инвалидностью, хотя общественное мнение по этому сложному вопросудалеко не однородно. Инклюзивное образование предполагает, что дети-инвалиды издоровые дети будут учиться в одном классе. Специальное образование,охватывающее учащихся с особыми потребностями — инвалидов, испытывает серьезныепотрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований.Социальная роль таких учреждений, как школы-интернаты для детей с нарушениямиразвития, подвергается переоценке. На практике специальное образование, с однойстороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихсяуказанной категории в медицинских и педагогических услугах, а, с другой, — препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы.Очевидно, качество человеческих ресурсов в обществе зависит не только откачества учебной подготовки, но и от накопленного личностью социального опыта,социальной компетентности, в частности, умения использовать меняющихся ситуациии управлять жизненными обстоятельствами. «Социальную компетентность можноразвивать, если осуществить задачу расширения доступа социально-уязвимых группнаселения к социальным благам и престижным каналам социализации, тем самымпредотвращая их маргинализацию. В этой связи повышается роль инклюзивного,совместного обучения, позволяющего существенно сократить процессымаргинализации детей с инвалидностью»[23].
Многие родители говорят,что не отдали бы своего ребенка в интегративную школу, руководствуясь именнострахом перед агрессивностью и неконтролируемостью детей с нарушениямиразвития. Хотя и в массовой школе ребенок подвергается гораздо большейопасности из-за невозможности контроля большого количества детей, а такжеагрессивности, зачастую стимулированной существующей системой образования.Интегративные школы, напротив, характеризуются малокомплектностью идружелюбной, терпимой обстановкой. Часто родители боятся, что их ребенок«нахватается» у детей с нарушениями развития. Опыт показывает, что здоровыедети не только «не нахватываются», но и еще приобретают полезный опыт помощиребенку, у которого не все получается. Этот истинно педагогический опыт ребятасмогут использовать в дальнейшем при воспитании своих детей. Какими путямиможет идти интеграция?
-          поднимать этутему в средствах массовой информации;
-          проводить занятияв школах, на которых дети получают представление о жизни человека-инвалида, какэто делается в большинстве цивилизованных стран;
-          создаватьучреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые дети идети с различными отклонениями.
Родители часто онисоглашаются, что совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов приноситпользу последним, но недоумевают, какие «выгоды» в этом общении может получитьздоровый ребенок. В первую очередь это деликатность, способность тонкочувствовать трудности другого, терпимость к менее успешному сверстнику. Испособность, помочь, которая включает в себя некоторые специальные навыки.Здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые абсолютно не развиваетсовременная система образования. Но именно эти навыки и способности пригодятсяшкольникам во взрослой семейной жизни, а для многих и в профессиональной.
Процесс интеграции людейс ограниченными возможностями в общество займет долгие годы. И лучшее средстводля разрушения мифов, для принятия этих людей — непосредственное и достаточнодлительное общение с ребенком, страдающим каким-либо нарушением.
Таким образом, в образовательнойинтеграции как аспекте социальной адаптации наблюдаются тенденция делать помощьдетям-инвалидам проблемой не только их несчастных родителей, но всего обществав целом. И детского сообщества, в частности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше теоретическое исследование позволяет сделатьнекоторые важные выводы.
В Российской Федерации, как и во всем цивилизованноммире, детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принциповприоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у нихсоциально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния ихздоровья. Это касается и умственно отсталых детей и детей, которые не могутсамостоятельно передвигаться и большую часть жизни проводят дома.
Основной закон о детях — «О гарантиях прав ребенка». Этот закон утверждает, что политика государства вотношении детей является приоритетной. Утверждается равно внимательноеотношение государства ко всем его детям. Но на практике использованиедетьми-инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему.
Ребенок-инвалид каксубъект социальной адаптации, может и должен предпринимать посильные шаги длясобственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться как можнополнее влиться в социальную жизнь. Работа в этом направлении осуществляется врамках психологоориентированных моделей социальной работы и помощи. При этоммилосердие понимается как первая ступенька гуманизма, которое должно опиратьсяне на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их вобщество, основываться на позиции: общество открыто для детей, и дети открытыдля общества. Активная позиция в деле адаптации в обществе необходима, так какдоказано, что возможность адаптациинаходится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности. В частности,чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем вышеуровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий. Это яркосвидетельствует о том, что установки общества по отношению к инвалидам,понимание его как объекта соцзащиты, как не способного навсегда что-либоизменить в своей судьбе приводит к тому, что в социальной психологии принятоназывать «выученной беспомощностью».
Основным социализирующими адаптирующим звеном признается семья ребенка-инвалида. В законе «О социальнойзащите инвалидов в Российской Федерации» отмечено, семья является важнейшиминститутом социализации ребенка-инвалида. Основное бремя заботы одетях-инвалидах ложится на семьи, поэтому для успешной адаптации им необходимаподдержка общества и государства. Членысемей полностью вовлечены в уход за ребенком-инвалидом в связи с несформированностьюсоциальной инфраструктуры обслуживаниялюдей с ограниченными возможностями здоровья, неналаженностью практики социального патронажа и педагогическогосопровождения, несовершенством системыспециального образования для инвалидов.
Адаптацияребенка-инвалида к условиям рыночной экономики – это адаптация всей его семьи.В этих условиях родители такого ребенка вынуждены проявлять чудеса выживаемостина рынке труда. Можно выделить три основных типа социально-экономическойадаптации родителей на рынке труда после появления в семьях проблем, связанныхс инвалидностью детей: экономическая активность без смены места работы,экономическая активность со сменой работы и экономическая пассивность, когдавзрослый трудоспособный человек выключается из производственных процессов, таккак кроме него некому ухаживать за ребенком.
Сложившаяся ситуациятребует введения специальных мер социальной защиты семей с детьми-инвалидами. Вкачестве подходов к их разработке могли бы стать предложения, предусматривающиесохранение экономической активности родителей, обеспечивающие их успешнуюсоциально-экономическую адаптацию. Еще одна важнейшая проблема семьи – этопостоянный стресс из-за того, что ребенок – инвалид.
Общегосударственной иобщественной проблемой остается невозможность получить необходимое образованиедетьми-инвалидами.
Самую серьезную проблемусоставляет категория детей с психическими нарушениями. Основная масса лишенавозможности получить образование из-за серьезной задержки умственного развитияи сложностей поведения, крайне затрудняющих пребывание ребенка в коллективе.
Подвлиянием рыночной экономики актуализируются ценности инклюзивного образованиядетей с инвалидностью, хотя общественное мнение по этому сложному вопросудалеко не однородно. Предлагается развивать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общатьсяздоровые дети и дети с различными отклонениями. Таким образом, социальнаяадаптация детей-инвалидов – это не только семейное дело, комплекс этих проблемдолжен затрагивать общество в целом, и не на бумаге, а в реальной жизни.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.        Конвенция оправах ребенка. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертаясессия, Дополнение №49 (А/44/49);
2.        Федеральный закон№ 124 от 24.07.98. Глава 1, статья 1. – режим доступа: www.rg.ru;
3.        Федеральный закон№ 181 от 24.11.95. Глава 3, статья 9. – режим доступа: www.rg.ru;
4.        Федеральный закон№ 181 от 24.11.95. Глава 3, статья 18. – режим доступа: www.rg.ru
5.        Аксенова Л.И.Правовые основы специального образования и социальной защиты детей сотклонениями в развитии. // Дефектология. – 1997, №1;
6.        Возжаева Ф.С.Реализация комплексных реабилитационных программ длядетей-инвалидов//Социальное обеспечение, 2005, №18;
7.        Галагузова М.А.,Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П.Социальнаяпедагогика. — М., 2001;
8.        Грузинова Т.В.Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции//Директоршколы. 1999, № 4
9.        Грузинова Т.В.Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции//Директоршколы. 1999, № 4;
10.      Кулагина Е.В.Адаптация семей с детьми-инвалидами к современным экономическим условиям:автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. экономических наук. – М., 2004
11.      Кулагина Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами// СОЦИС,2004, № 5;
12.      Подласый И.П.Педагогика. В 2-х кн. – М., 1999, Кн.2;
13.      Роджерс К. Чтозначит становиться человеком?.. Теории личности в западно-европейской иамериканской психологии/ сост. Д.Я.райгородский. – Самара, 1996;
14.      Руководство поврачебно-трудовой экспертизе в 2-х Т., Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. — М.,1981;
15.      Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями исоциальные механизмы его регуляции// СОЦИС, 2005, №4;
16.      Смирнова Р.А.Факторы формирования адаптационных стратегий социально уязвимых слоев населенияБеларуси//СОЦИС, 2005, №10;
17.      Филатова Е.В.Теория социальной работы. – режим доступа: www.druzya.org
18.      Ярская-Смирнова Е.Р, И.И. Лошакова. Инклюзивное образованиедетей-инвалидов//СОЦИС, 2003, №1;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.