Реферат по предмету "Социология"


Предмет социологии как науки

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственныйэкономический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине Социология
Тест
Студент 2 курса
гр. ЭПБ — 07сп АРМ
Скутин Николай Анатольевич
Екатеринбург 2009 г.

1.  Когда возникла наука социология?
- в середине 19века
2.  Кто ввел термин «социология»?
- О. Конт
3.  Какие изменения и процессы в обществеявились социальными предпосылками возникновения социологии?
- накоплениезнаний об обществе, дифференциация гуманитарного знания
- развитиекапитализма после буржуазных революций,
- классовые конфликты между трудом икапиталом в 30-40 гг. XIXвека
4.  В чем проявилось влияниеестествознания на формирование социологии?
- естествознаниедало образец научных методов сбора информации
5.  В чем сущность закона 3-х стадий О.Конта?
- развитиечеловечества и интеллектуальное развитие отдельного человека проходят в своемразвитии 3 стадии — теологическую, метафизическую и позитивную
6.  Как О. Конт хотел первоначальноназвать социологию?
- социальнойфизикой
7.  Какое место О. Конт отводилсоциологии в системе наук?
- высшее, т.к.общество наиболее сложный объект изучения науки, а социология изучает именно его
8.  Как О. Конт сформулировал социальную,прикладную цель социологии?
- прогресс ипорядок
9.  Каково содержание фразы в развитиисоциологии, которую американский исследователь Мартин Элброу, навал«универсализмом»?
- стремлениепонять процессы общественной жизни как всеобщие, аналогичные универсальнымзаконам природы
10. Кто ввел в социологию понятие «социальный факт»?
- Э. Дюркгейм
11. Что из ниже перечисленного не относиться ксоциальным фактам?
- численностьнаселения страны
- уровеньсамоубийств в обществе
12.  Выберите наиболее правильное, полноеопределение эмпирической социологии.
-  сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членовсоциальных групп, их последующее обобщение, формулирование первичных выводовотносительно конкретных явлений социальной жизни
13.  Как точнее охарактеризоватьзакономерности, изучаемые социологией?
- закономерности,складывающие как средние, результирующие из действий множестваразнонаправленных процессов
14.  По какому принципу выделены вструктуре социологии такие части, как микросоциология, мегасоциология,макросоциология?
- по уровнюизучения общества
15.  Какая часть социологии выделена не попредмету изучения?
- прикладнаясоциология
16.  Почему объективное знание об обществев социологии получить труднее, чем знание о природе в естественных науках?
- потому чтозаконы природы известны давно, а законы общества изучаются недавно
17.  Какое из ниже перечисленныхопределений, по Вашему мнению, наиболее полно и точно характеризует предметсоциологии как науки?
- социология –это наука о массовых, типичных формах поведения людей как представителейсоциальных общностей, о закономерностях функционирования и развития обществакак единой системы
18.  Что относиться к познавательнойфункции социологии?
- получениенаучных представлений о сущности и содержании социальных явлений, исследованиесвязей, характера и закономерностей явлений
19.Личность в социологическом понимании– это:
- социальныекачества индивида, приобретаемые им в обществе
20.Обладает ли социология «монополией»на изучение личности?
- нет, т.к.личность изучают и другие науки
21. Процесс становления личности вобществе называется
- социализацией
22.Социализация означает:
- усвоениеиндивидом социальных норм, правил и образцов поведения, отражающих накопленийпрошлый опыт, культуру
23.Важна ли социализация для общества?
- да, т.к. онаобеспечивает его целостность
24.Социализация личности – это процесс,который
- осуществляетсяв течение всей жизни человека
25.Социализация личности осуществляетсяболее интенсивно
- в детстве июности
26.Являются ли понятия «социализация» и«воспитание» синонимами?
- нет
27.Правильно ли сказать: социализацияобщества?
- нет
28.Можноли использовать слова «адаптация» и «социализация» как взаимозаменяемые?
- нет
29.Можно ли быть успешносоциализированным, но плохо воспитанным?
- да
30.Можно ли быть хорошо воспитанным, ноплохо социализированным?
- нет
31.Являются ли «группы равных» средствомсоциализации?
- да
32.  Процесс, при котором индивидутрачивает усвоенные им прежде ценности и нормы, называется
- ресоциализацией
33.Освоение индивидом социальных ролейосуществляется в процессе
- социализации
34.Социальная роль – это
- определенныйспособ поведения индивида в обществе, соответствующий социальным ожиданиям
35.Социальные роли бывают:
- врожденными иприобретенными
36.  Гендерная роль зависит от
- культурыобщества
37.Ролевой набор личности являетсярезультатом процесса
- социализации
38.Выберите понятие, наиболее широкое пообъему:
- социализация
39.Может ли бытьролевой конфликт между группами людей?
- нет
40. Ролевой конфликт – это:
- конфликтвнутри личности
41. Социальный статус – это:
- положениечеловека в обществе, определяемое его принадлежностью к тому или иномусоциальному слою
42.Статусные роли
- возможно и то,и другое
43.Термин «социальный контроль» былвведен в социологию
- Г. Тардом
44.  Как связаны между собой механизмсоциального контроля и процесс социализации?
- они отражаютдве стороны одного целого
45.Элементами социального контроляявляются:
- социальныенормы и социальные санкции
46.Социальные нормы – это:
- требования,предъявляемые обществом к индивиду
47.Откуда возникают социальные нормы?
- из культуры,они отражают накопленный опыт
48.Социальные санкции – это:
- и то, и другоевместе
49.Социальный контроль выполняет вобществе функции:
- сохраненияцелостности общества и социальной селекции
50.Можно ли избежать социальногоконтроля?
- нет
51.Отметьте, на какие профессиивозложены функции социального контроля (отметьте 3 правильных варианта):
- государственногочиновника
- школьногоучителя
- судьи
52.Можете ли Вы осуществлять социальныйконтроль?
- Да
53.Социальная норма перестаетдействовать как норма и превращается в призыв, когда
- за ееневыполнение не применяются негативные санкции
54.Определите тип социальной санкции:получение диплома
- формальнаяпозитивная
55.Определите тип социальной санкции –увольнение с работы:
- формальнаянегативная
56.Определите тип социальной санкции –комплимент
- неформальнаяпозитивная
57. Выберите самое полное, точноеопределение. Девиантное поведение – это:
- поведение несоответствующие социальным ожиданиям
58.Девиации носят:
- относительныйхарактер
59.Девиации относительны потому, что:
- представлениео нормах и девиациях, отклонениях от норм, различны в разных культурах и наразных этапах развития одной и той же культуры
60. Видами девиаций выступают:
- позитивные,негативные, социально одобряемые и осуждаемые
60.Что означает термин «позитивнаядевиация»?
- отклонение,которое выше, лучше нормы
62.Биологические теории, объясняющиепричины девиантного поведения, утверждают, что:
- к девиациямпредрасположены люди определенного анатономического типа, например, сильные,активные «мезаморфы»
63.Кто ввел в социологию термин«аномия»?
- Э. Дюркгейм
64.Выберите самое полное, точноеопределение. Аномия – это:
- состояниеобщества, когда старые ценности устаревают, а новые не успевают сформироваться,распространиться, стать массовыми, вследствие чего возникает нормативныйвакуум, безнормность
65.Кто из социологов связал аномию ссоциальным неравенством?
- Р. Мертон
66.Какая теория объясняет аномиюследующим образом: аномия появляется и принимает массовый характер в отдельныепереломные периоды развития общества, когда старые нормы утрачивают своезначение для большинства людей, а новые еще не сформированы или не приобрелимассового характера.
- теория аномииЭ. Дюркгейма
67.Какая теория объясняет девиантноеповедение следующим образом: девиации появляются из-за того, что социальноенеравенство затрудняет отдельным социальным группам доступ к одобряемымобществом достижения.
- теория аномииР. Мертона
68.В чем сущность теории стигматизации?
- переход от первичных квторичным устойчивым девиациям возникает из-за страсти общества навешивать налюдей ярлыки, когда более сильная социальная группа клеймит более слабую какпреступников, девиантов, заставляя чувствовать себя изноем
69.Какоеопределение не относится к понятию «общество»:
- виды деятельности, складывающиясяв процессе исторического развития
70.Выберите верное: гражданское общество– это
- отношения иорганизации людей в обществе, существующие без вмешательства государства,политики
71.Выберите самое широкое понятие:
- общество
72.Что из перечисленного не являетсяразновидностью социальных институтов?
- институтсоциология РАН
73.Правильно ли, что большие социальныеинституты включают в себя ряд более мелких?
- да
74.Может ли ускоряться социальное время?
- да, т.к.социальные процессы и деятельность людей с прогрессом общества становятсянасыщеннее, протекают быстрее
75.Какие общности выделены не потерриториальному признаку:
- старики
76.Выберите пару понятий, относящихся ктеории глобального общества:
- ядро-периферия
77.Кто разработал теориюпостиндустриального общества?
- Д. Белл
78.Кто разработал теорию глобальногообщества?
- И. Валлерштайн
79.Кто разработал теориюкоммуникативного общества?
- Н. Луман
80.Какое определение будет более общим?Социальная стратификация – это:
- относительно устойчивыесовокупности людей, имеющие общие интересы, ценности и нормы поведения,складывающиеся в рамках исторически определенного общества
81.Как называется группа людей, членствов которой передается по наследству?
- сословие
82.Выберите наиболее точный термин дляследующего определения: «…структурированная система социального неравенства, вкоторой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым вобществе социальным положением, статусом»
- социальныйстатус
83.Страта в социологии отражает:
- социально-классовуюпринадлежность в обществе
84.Социальная стратификация – это
- характеристикасоциального неравенства
85.Какой тип мобильности можетхарактеризовать приход большевиков к власти в России?
- групповаямобильность
86.Какому типу мобильности соответствуетпереход из одной группы в другую без изменения социального статуса?
- горизонтальнаямобильность
87.Кто из русских социологов разработалфундаментальную концепцию социальной мобильности?-  П. Сорокин
88.К маргинальным слоям населения можноотнести:
- эмигрантов
89.Можноли назвать маргиналом инженера с высшим образованием и стажем работы 20 лет,уволенного с предприятия по сокращению штатов?
- нет
90.Экономическая социология каксамостоятельная научная дисциплина возникла:
- еще находитсяв стадии становления
91.Выберите две проблемы, относящиеся кобщему «проблемному полю» экономики и социологии:
- социальныепроблемы занятости
- проблемыэкономической культуры
92.Какие понятия являются общими дляэкономики и социологии?
- мотивы
- потребности
93.Как соотносятся между собой экономикаи культура?
- именнокультура определяет уровень развития экономики
94.Можно ли сказать, что экономическаякультура – это: «проекция» всей культуры в сферу экономики и экономическихотношений?
- да
95.Выберите наиболее широкое по смыслупонятие:
- экономическаякультура
96.Почему экономическая культураявляется регулятором экономического поведения людей?
- ее ценности инормы включаются в мотивацию экономического поведения
97.Почему экономическая культуравыполняет роль социальной памяти экономического развития?
- она передаетнакопленный опыт, правила и образцы экономического поведения из поколения впоколение
98.Может ли экономическая культура влиятьна развитие рыночной экономики?
- да
99.Выберите наиболее общее определениеэкономического поведения:
- это поведение,связанное с обеспечением материальных условий жизни человека, направленное наудовлетворение его материальных и духовных потребностей
100.Можно ли считать поведение человека, собирающего милостыню, экономическимповедением?
- да
102. Какой социальный институтсчитается исторически более древним?
- семья
103.  Выберите один из предложенныхответов, наиболее полно характеризующий сущность семьи:
- семья – этосоциальная система, сочетающая в себе черты социального института и малойгруппы
104.  Какое из предложенных определенийявляется более точным? Посредством института брака общество:
- узакониваетсоздание семьи105.  Какая из перечисленных функций не типична для современнойсемьи?
- ведениенатурального хозяйства
106.  В современном обществе доминируетследующая форма семьи:
- моногамнаясемья
107.  Промискуитет – одна из историческихфаз развития семьи – характеризуется:
- запретом наполовое общение родственников
- разрешениемполового общения между родственниками
- многоженством-  неограниченными половыми отношениями
108.  Пуналуальная семья характеризуется:
- неограниченнымиполовыми отношениями
109. Эгалитарный тип семьи характеризуется:-  равенством мужчины и женщины
110.  Если каждая российская семья будетиметь по два ребенка, будет ли таким образом поддерживаться простоевоспроизводство общества?
- нет
111.  Кто первым ввел в социологию термин«конкретно-социологические исследования»?
- Э. Дюркгейм
112.  Что не относиться к видамсоциологических исследований, выделенным по масштабам изучения общества?
- лонгитюдныеисследования
113.  В чем особенности панельныхисследований?
- это повторноеисследование, когда одно и тоже социальное явление изучается по одной программечерез определенный временной интервал
114.  Пилотажное исследование – это:
- опроснебольшой группы респондентов с целью проверки точности и полноты формулировоканкеты, проверки социологического инструментария
115.  С чего начинается социологическоеисследование?
- с проведенияпилотажного опроса
116.  Что из перечисленного не входит впрограмму социологического исследования?
- обоснованиеактуальности темы исследования
- разработкапрактических рекомендаций по теме
117.  Выборка может быть:
- большегенеральной совокупности
118.  Выберите самое точное определениярепрезентативности.
- соответствиемнения опрошенной группы респондентов мнению всей генеральной совокупности,достигаемое с помощью специальных процедур отбора респондентов
119. Включенное наблюдение – это:
- наблюдение,когда исследователь адаптируется в изучаемой среде как в своей, анализируясобытия изнутри
120. Выбери самое полное определение.Документы в социологии – это:
- любаяинформация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте или на пленке
121. Контент-анализ – это:
- точныйколичественный метод анализа документов
122.Что такое контрольные вопросы всоциологии?
- вопросы,которые проверяют честность и откровенность респондентов в ответах
123. Что такое вопросы-фильтры?
- вопросы,разделяющие отвечающих на какие-либо подгруппы
124. Какая ошибка допущена приформулировке следующего вопроса?
Намерены ли Вы, принять участие впредстоящих выборах?
а) да
б) скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г) нет, ведь наше мнение ничего нерешает
д) выборы должны быть честными
- употреблениемногозначных терминов
125. Какая ошибка допущена приформулировке следующего вопроса?
За кого Вы голосовали на выборах ипочему?
- соединение водном вопросе двух и более вопросов
126. Какая ошибка допущена приформулировке следующего вопроса?
Сколько раз Вы ходили в кино впрошлом году?
- ответ требуети чрезмерных усилий
127. Какая ошибка допущена приформулировке следующего вопроса?
В последнее время появилось многоновых газет и журналов. Чем они Вас раздражают?
а) качеством полиграфии
б) сплетнями
в) другое
- подсказкаответа, давление на респондента, тенденциозность
128. Какая ошибка допущена приформулировке следующего вопроса?
Какова смертность в Вашей деревне?
а) высокая
б) средняя
в) низкая
г) затрудняюсь ответить
- нарушениелогики в вариантах ответов
129.Как определяется понятие: «…соотносительное положение (позиция) индивида илигруппы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для даннойсистемы (экономических, профессиональных и др.)
- рейтинг
130.  Как называется группа людей, членствов которой передается по наследству?
- сословие
131.  В число основных параметров изменениестратификации входит:
- власть
132.  Социологи выделяют:
- восходящую инисходящую мобильность


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.