Традиции юридического образования в России и странах
Западной Европы
Гулина
О.Р.
Невежество
реальным образом укрепляет диктатуру и ослабляет демократию [1].
Ф.М.Сарагоса
Основной
закон РФ ст. 43 гарантирует каждому человеку право на образование. Оно
закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в ст. 13
Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966
г.), в ст. 28 Конвенции о правах ребенка (1989 г.). Следовательно, право на
образование можно рассматривать как конституционное, основное, естественное
право человека.
Все
великие философы уделяли внимание феномену образования. Иммануил Кант считал,
что “человек - единственное создание, которому необходимо воспитание. Под
воспитанием он понимал уход, дисциплину и обучение вместе с образованием”.
Гегель отмечал, что “человек не обладает инстинктивно тем, что ему надлежит
обрести. На таковом положении и основано право на образование” [2].
Содержание
права на образование закреплено в Конституции РФ и включает в себя следующие
правомочия: право на дошкольное образование, право на основное общее
образование, право на среднее профессиональное образование, право на высшее
образование.
Бум
юридического образования в России, начавшийся в 1991-1992 гг., вызван
следующими причинами: развитием рынка и предпринимательства, оживлением
политической жизни, активным законотворческим процессом, ростом преступности и
необходимостью борьбы с ней в рамках права и др.
Но
есть и обратная, неприглядная сторона этих процессов: лавинообразный рост числа
мелких коммерческих вузов со слабым преподавательским составом и низким
качеством обучения привел лишь к волне правового невежества. Дело не только в
том, что данные учебные учреждения не входят в систему государственного
образования, многие юридические факультеты созданы в государственных
университетах и институтах, но не правового профиля1.
Юридическое
образование является уникальным. Оно предполагает усвоение таких знаний,
относящихся к области общественных наук, которые предназначены для сугубо
практической деятельности. Юридическому образованию как правовой науке присуще
органичное сочетание теории и практики. Отсюда широкий диапазон знаний и умений,
вырабатываемых в ходе правовой подготовки, от усвоения духа права, его
глубокого понимания до умения учитывать мельчайшие детали, принимать
ответственные решения, касающиеся судеб людей. Юридическое образование - это и
нравственное воспитание, его составными частями являются формирование у юриста
нравственных качеств, превращение ряда этических требований в незыблемые
принципы поведения.
Юридическое
образование, как и юридическая профессия, во многих государствах является одним
из самых престижных. Перемены, происходящие сегодня в нашей высшей школе,
вызывают особый интерес к организации обучения юристов за рубежом.
Что
такое “европейское” юридическое образование? Это важный вопрос, ведь именно
юристам придется стать главной составляющей интеграционного процесса,
обеспечивая слияние воедино особенностей правовых систем европейских стран. В
связи с этим панорама главных юридических дисциплин, преподаваемых на
юридических факультетах российских вузов, тоже не может оставаться неизменной -
Россия является членом Совета Европы, участницей многих европейских конвенций и
договоров. И уже сейчас можно ставить вопрос об изучении европейского
конституционного права, о введении спецкурсов по политике европейской
интеграции, особенностям международных финансовых отношении и т.д.
Инвестиции
в образование - один из факторов бурного развития ирландской экономики. Именно
здесь находятся крупнейшие офисы “акул” капиталистического бизнеса - IBM,
MICROSOFT, ORACLE и др. В общем, ситуация в экономике наиболее благоприятная и
молодые квалифицированные кадры требуются постоянно. Другое существенное
достоинство юридических вузов Ирландии - стоимость обучения. Год учебы в
здешнем колледже или университете обходится в среднем в 8-10 тыс. $, тогда как
в Великобритании придется заплатить как минимум на 20-30 % дороже, а за год
учебы на юридическом факультете Гарвардского университета пришлось бы выложить
порядка 32 тыс. $. Так что, обучаясь в Ирландии, можно сэкономить, нисколько не
потеряв в качестве.
В
отличие от Великобритании и США процедура поступления в юридические вузы
Ирландии максимально проста. Вам совершенно не обязательно заканчивать местную
школу, сдавать экзамены на сертификат A-level или дополнительно учиться целый
год на foundation courses. Для поступления в ирландский юридический вуз нужно
не так уж много. Во-первых, копия вашего аттестата, заверенная и переведенная
на английский язык. Если у вас много троек, можете не рассчитывать на
поступление. Большим плюсом для юридического факультета будет ваша золотая или
серебряная медаль. Во-вторых, результаты теста TOEFL - вы должны набрать не
менее 550 баллов. Но даже если вы преодолеете эти два препятствия, нет
гарантии, что именно вы станете студентом юрфака одного из ирландских вузов.
Любого будущего абитуриента юридического факультета сначала обсуждают в
международном департаменте, а затем свое мнение высказывают профессора и деканы
юридического факультета соответствующего учебного заведения.
Крупнейшие
вузы Ирландии, готовящие специалистов по специальности “юриспруденция” -
Portobello college, Dublin city university, Trinity college (выпускниками
последнего были Оскар Уайльд, Джонатан Свифт и др.). Как в любом уважающем себя
университете, во всех юридических вузах созданы Департаменты инновационного
сервиса. Работу таких учреждений, как правило, финансируют международные
компании, заинтересованные в новых разработках и исследованиях. Так, многие
студенты-юристы участвуют в создании электронных изданий и архивов и
зарабатывают на этом [4].
Другая
не менее популярная страна, куда многие приезжают, чтобы получить образование,
- это Австралия. Как и в Англии, за качество образования в Австралии отвечает
государство (из 38 университетов лишь 2 - частные). Кроме того, австралийские
дипломы признаются всеми странами Британского содружества. И не только. В США и
большинстве европейских стран выпускников “зеленого континента” на работу
принимают без разговоров. К тому же, согласно местным законам, иностранцы,
проучившиеся в австралийском университете более трех лет, имеют право на
преимущественное получение гражданства. У австралийских университетов есть еще
одна привлекательная сторона - многие из них имеют отделения в других странах
мира. При желании вы можете отучиться первый год в Австралии, второй, например,
в Африке, а третий - в Европе. Но диплом получите один - австралийский.
Никаких
квот по приему иностранцев в австралийских университетах нет. Для поступления
на юридический факультет необходимо сдать лишь языковой тест и набрать по
системе TOEFL 580 баллов. Можно также пройти предуниверситетскую подготовку на
языковых курсах или в колледже, после их окончания вас зачислят на юридический
факультет на общих с местными жителями основаниях. Крупнейшие австралийские
вузы, готовящие выпускников по специальности “право”, - University of Adelaide,
Australian nation university, Griffith university; в последнем отдельно создан
факультет криминологии - это для тех, у кого есть желание работать в полиции.
Стоимость обучения на юридических факультетах австралийских вузов колеблется от
10 до 14 тыс. $ в год; к тому же, в отличие от английских университетов
австралийские с готовностью дают иностранным студентам стипендию (любопытно,
что стипендиальный фонд формируется из средств, заплаченных за обучение именно
иностранцами) [5].
Архитекторами
интеграционных преобразований в Европе являются не только политики, но также
интеллектуальная, в том числе и юридическая, элита.
Профессорско-преподавательский состав юридических факультетов европейских
университетов, реформируя учебные программы, методы обучения, ускоряет
формирование единого рынка юристов, способных работать практически в любой
стране Европейского союза. Голландцы преуспели в организации европейского
образования в своих университетах, хотя Нидерланды и не имплементировали
Директиву ЕС от 21.12.1998 г. об общей системе признания степеней высшего
образования в результате по крайней мере трех лет профессионального образования
- они просто учредили для голландских и иностранных студентов единые
междисциплинарные программы.
Конституция
Королевства Нидерландов провозглашает: “Образование должно быть постоянной
заботой правительства, и именно на правительство возлагается обязанность
ежегодного отчета о состоянии образования Генеральным штатам” [6, с. 103].
Юридическое образование в Голландии имеет глубокие корни. В 1425 г. был основан
университет города Лувен, который располагал факультетами гражданского и
канонического права. Выпускники этого университета делали карьеру, служа
католической церкви и бургундским принцам. В XVI веке появились университеты в
Северной Голландии - Фрислендский университет, университет города Лейден; в
XVII в. - университеты городов Хардвейк и Утрехт.
В
современной Голландии лишь 9 юридических факультетов имеют право присваивать
степень юриста, также все они сохраняют независимый от правительства статус.
Особое место в академическом сообществе юридических вузов занимает Свободный
университет Амстердама. Его основателем был глава ортодоксальной протестантской
церкви, премьер-министр и министр внутренних дел Нидерландов Абрахам Купер -
выдающаяся фигура в голландской общественной жизни.
Свободный
университет Амстердама признан самым престижным юридическим образовательным
учреждением Нидерландов. Он имеет широкие контакты с зарубежными юридическими и
судебными учреждениями, является участником трансъевропейской системы
мобильности студентов университетов, предлагает на выбор 40 образовательных
программ (голландское право, нотариат, государственная служба, свободные
международные программы и др.), для иностранных студентов лекции читаются на их
родном языке.
Каждый
университет организует учебный план и проводит экзамены по своему усмотрению,
руководствуясь, однако, основными законодательными принципами и положениями.
Согласно указаниям министерства образования, продолжительность университетского
курса - 4 года, каждый выпускник должен сдать экзамены по следующим предметам:
голландское частное право, голландское конституционное право, голландское
административное право, голландское уголовное право; лишь это позволит
выпускнику стать юристом-практиком. Практикующие юристы после окончания
университета должны посещать постуниверситетские лекционные курсы, помогающие
им обновить университетские знания.
Одной
из особенностей юридического образования является создание в рамках каждого
университета клиники юридической помощи, где студенты старших курсов под
руководством коллегии адвокатов обучаются решению юридических дел клиентов.
Студенты не получают вознаграждения за свои консультации, однако их расходы,
равно как и заработная плата наставников-адвокатов, компенсируется из бюджета
университета.
Учебный
план голландского юридического университета разделен на две части экзаменом,
организуемым после первого года обучения. Этот экзамен имеет важное значение,
поскольку его сдача - условие продолжения обучения и выбор студентом будущей
специализации. На завершающей стадии учебы студенты сдают государственный
выпускной экзамен, после которого им присваивается степень магистра права.
Выпускной экзамен как необходимое условие для занятия должности судьи,
государственного обвинителя и адвоката включает следующие дисциплины:
голландское частное право, голландское конституционное право, голландское
административное право, голландское уголовное право, европейское право,
сравнительное право, право наций, право международных организаций,
международное частное право [6, с. 103-107].
Не
менее интересен процесс обучения студентов в Германии. Во-первых, несмотря на
то, что существует система частных платных вузов, право подготовки юристов
имеют лишь государственные учебные заведения.
Во-вторых,
семестр состоит из лекционного периода и свободного от лекций времени, в
течение которого студенты пишут контрольные работы, готовятся к экзаменам.
Посещение студентами лекций не является обязательным в связи с принципом
академической свободы: студент сам определяет выбор дисциплин и объем обучения.
Занятия проводятся в разных формах; как правило, лекции читают только
профессора и “чтение лекций в больших залах - исключительное и экзотическое
явление в учебном процессе”. Привычных для наших системы образования
экзаменационных сессий, а также перевода студентов с одного курса на другой в
Германии не существует. Итогом обучения по тому или иному предмету является
свидетельство, выдаваемое ведущей данный предмет кафедрой.
Далее,
само обучение состоит непосредственно из двух частей: академического
образования (3,5 года) и подготовительной службы (аналог обязательной
преддипломной практике в РФ - 2 года). Каждый этап завершается сдачей двух
экзаменов - письменного и устного, причем студентом не известен заранее круг
вопросов и список билетов. Устный экзамен проходит в форме 50-минутного
собеседования, в течение которого студент должен ответить на все вопросы
экзаменаторов, решить предложенные казусы, используя знания законодательства.
Приемная комиссия работает в составе четырех человек: двух юристов-практиков и
двух академических профессоров. Столь жесткие требования позволяют отсеивать 50
% поступающих на юридический факультет, зато оставшаяся половина становятся
квалифицированными специалистами, соответствующими требованиям правового
государственного управления [7].
Что
же позволяет студентам различных стран получать образование за пределами родины
и быть востребованными специалистами не только у себя дома, но и в любой европейской
стране?
Во-первых,
это универсализация юридического образования. На юридических факультетах
изучают право, а не закон, акцент делается на изучение правовых методов
(толкования, интерпретации), а не материального права как такового. В европейских
правовых школах “юридические методы” изучаются очень глубоко, что позволяет
будущим юристам легко ориентироваться в праве различных стран. Европейская
система правового образования позволяет выпускать специалистов с глобальным
мышлением, которые знают относительные, стабильные принципы и нормы, знакомы с
историческими предпосылками, судебными методами и имеют достаточное
представление о взаимоотношениях правовых и других аспектов общественной жизни.
Несомненно, что “энциклопедические знания одной единственной правовой системы
ныне играют меньшее значение в практической работе юриста, чем способность
мыслить “поверх юрисдикционных барьеров” [8]. Квинтэссенцией европейского
юридического образования можно считать формулу “дайте мне факты, и я дам вам
право”. Найти факты и дать им правовую оценку - вот чему учат студентов
европейские юридические вузы, и именно это позволяет им на практике решать
сложные задачи.
Во-вторых,
большую роль играет интернационализация юридического образования. Недаром уже
сейчас говорят о том, что “те, кто сменит нынешних первокурсников на рынке
занятости, будут европейскими юристами нового стиля”, “будущие юристы и
студенты, оглядываясь на наше юридическое образование, будут улыбаться, считая
его чрезвычайно провинциальным” [9].
Поэтому
главными ориентирами образовательного процесса в России и условиями его
успешности является приведение целей, содержания и методов работы к установке
на подготовку юристов, способных делать все лучше, чем делается сейчас. В
юридическом образовательном учреждении это воплощается в необходимость
подготовки юристов-профессионалов, отвечающих потребностям создания подлинно
цивилизованной правовой системы, обеспечивающей и должное развитие российского
общества.
Примечания
1
Так, будущих юристов готовят в Дальневосточном технологическом институте
бытового обслуживания, Кубанском аграрном университете, Московской академии
водного транспорта и т.д. Непрофильные вузы не могут обеспечить высокого уровня
преподавания права, в них порой странным образом сосуществуют факультеты самых
разных направлений. Так, в Дагестанском институте помимо юридической
специальности обучают биологии, физической культуре и спорту, автомобили и
автомобильное хозяйство, организация дорожного движения и т.д. (См. [3])
Список литературы
Сарагоса
Ф.М. Завтра всегда поздно. М., 1989. С. 133.
Шкатулла
В.И. Право на образование // Государство и право. 1997. № 7. С. 5.
Петрухин
И.Л. Проблемы юридического образования в России // Государство и право. 1996. №
9. С. 4-7.
Фуколова
Ю. Айриш вуз // Деньги. № 12 (225). 29.03.2000.
Иванющенкова
М. Диплом Южного полушария // Деньги. № 5 (258). 09.02.2000.
Бойцова
В.В., Бойцова Л.В. Юридическое образование в Нидерландах // Государство и
право. 1997. № 4. С. 103.
Обидина
Л.Б. Юридическое образование в Баварии // Государство и право. 1997. № 7. С.
66-70.
Государство
и образование: опыт стран Запада / Отв. ред. С.Л.Зарецкая. М., 1992.
Бойцова
В.В. Европейский образовательный процесс и Россия // Государство и право. 1997.
№ 11. С. 69-74.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bashedu.ru