Основные проблемы государственного управления
политическими конфликтами в регионах России
Васильев А.В.
В
нашей республике, как и по всей стране, вот уже десятилетие происходят глубокие
социально-экономические изменения. Так или иначе, несмотря на все потрясения,
неизбежные социальные потери, современное российское общество продолжает идти
по пути радикальных социальных реформ, осуществляется переход к рыночной
экономике, к демократическим нормам и отношениям, идет процесс социальной
дифференциации, углубление общественных, национальных и других противоречий.
Хорошо
известно, что периоды социальной трансформации общества являются этапами обострения
и расширения конфликтности. Распад старых общественно-политических институтов,
создание новых, периоды временного сосуществования их взаимоисключающих форм не
могут не сопровождаться возникновением конфликтных ситуаций. К тому же,
рыночная экономика предполагает существование многообразных структур,
социальных и индивидуальных различий, которые требуют взаимного согласования и
соотнесения.
Переход
от закрытого общества к открытому сопровождается признанием неизбежности и
естественности в нем конфликтов. Для открытого общества конфликт выступает
нормой социально-политических отношений и непременным атрибутом процесса
развития и изменения политических субъектов на общенациональном и региональном
уровнях.
Таким
образом, устранить конфликты из нашей жизни невозможно. Они вездесущи и
универсальны. От конфликта можно уйти, его можно подавить и им можно научиться управлять. По
мнению крупнейшего специалиста в области современной конфликтологии немецкого
ученого Р.Дарендорфа, форма протекания социального противоборства во многом
зависит от искусства управления конфликтами [1]. Рациональное управление
способно придать им такие формы, направить в такое русло, чтобы обеспечить
минимизацию неизбежных социальных потерь или полностью устранить негативные
последствия для интересов личности, общества и государства.
Итак,
под управлением конфликтом современная наука понимает целенаправленное,
осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью
достижения желаемых результатов [2, с. 355].
При
определении понятий «управление конфликтом», «государственное управление
конфликтами» необходимо учитывать противоречивость влияния конфликтов на
общество: с одной стороны, оно носит деструктивный характер (дезинтеграция,
разрушение системы, затраты ресурсов на противоборство), с другой –
конструктивный (стимул созидательной деятельности). Если бы мы понимали
конфликт только как патологическое явление в обществе, ведущее к дезорганизации
политической системы, к нарушению ее нормального функционирования (а именно так
воспринимает политические конфликты определенная часть руководства страны), то
основная проблема отношения к конфликту сводилась бы к его ликвидации – отмене,
подавлению, скорейшему разрешению. Признание же конфликта закономерным явлением
в обществе, движущей силой развития расширяет и углубляет проблему обращения с
ним. Управление конфликтом включает в себя прогнозирование конфликтных
ситуаций, предупреждение одних и стимулирование других столкновений,
прекращение и подавление, регулирование и разрешение конфликтов.
Почему
же так актуальны проблемы именно государственного управления политическими
конфликтами, особенно в регионах страны, где не существуют развитые институты
гражданского общества или они находятся в зачаточном состоянии? Дело в том, что
государство как институт общества может регулировать и разрешать практически
любые противоречия и конфликты общественного характера: экономические,
политические, социальные, этно-национальные, конфессиональные,
организационно-управленческие, правовые, межгрупповые или классовые. Это
обусловлено целым рядом причин.
Государство
располагает огромными материальными ресурсами и благами, имеющими сейчас, как
никогда, большое значение в жизни людей. Эффективное, целевое использование
этих благ и ресурсов может существенно влиять на протекание конфликта, вплоть
до заметного ограничения или полного его прекращения. В особом положении
находятся некоторые регионы страны (например, Москва, Башкортостан, Татарстан),
где процессы рыночных преобразований и приватизации проходили по иному
сценарию, иными темпами и в других масштабах, чем в целом по стране. В
результате в руках региональных элит оказался контроль над огромным пакетом
собственности.
Государство
обладает монопольным правом применять насилие - экономические санкции,
уголовное преследование, административное воздействие или даже вооруженную силу
(как, например, при попытке разрешении чеченского конфликта в 1994-1996 гг. и в
настоящий момент). Необходимо, однако, помнить, что государственное управление
конфликтами должно сочетать в себе не только административное, но и
политическое воздействие. Во многих субъектах России власть открыто
злоупотребляет применением силовых методов при разрешении внутрирегиональных
политических конфликтов. Прошедшие в 1996 - 1999 гг. выборы руководителей
субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей - дают множество
примеров использования административных мер воздействия на политических
оппонентов.
Государство,
по сути, держит в своих руках основной объем социальной информации. Объективно,
власть лучше других осведомлена о фактическом положении дел в стране и может
эффективнее распорядиться этой информацией при погашении конфликта, тем более,
что СМИ преимущественно так или иначе подконтрольны государству (особенно это касается
региональной прессы). Хорошо известно, что большая часть республиканской прессы
в Башкортостане лояльна к существующему политическому режиму, так как вся в той
или иной форме финансируется из республиканского бюджета. В течение последних
5-6 лет оппозиционные СМИ были либо закрыты под различными предлогами, либо
вытеснены за пределы республики.
Государство
везде и всеми признается действительно необходимым институтом современного
общества, кроме компетенции оно опирается на прочные традиции авторитета
законной власти, традиции послушания и гражданского повиновения. В регионах к
этому добавляется значительный авторитет руководителей субъектов РФ [3, с. 74].
Исторически
сложилось, что государство приняло на себя функцию определять, какой конфликт
является общественным, какой относится к сфере личной, частной жизни, а также
границы своего вмешательства в любой конфликт. Кроме того, только государство
формирует и реализует стратегию поведения социальных субъектов в конфликтных
ситуациях, затрагивающих интересы общества.
Специалисты
выделяют несколько условий, при которых вообще возможно эффективное управление
конфликтными ситуациями.
Объективное
понимание конфликта. Понятно, что ошибочный диагноз не способствует лечению
болезни, а только усугубляет ее. Это вовсе не простая задача для власти.
Создается парадоксальная ситуация: чем больше в обществе конфликтов и чем они
острее, тем больше власть предержащие и в центре, и в регионах говорят о
согласии, о единстве политической элиты и народа, о бесконфликтности развития.
Признание
возможности активного воздействия на конфликт. Власть, безусловно, не должна
пасовать перед конфликтами, полагая, что они фатально неизбежны, стихийно
возникают и стихийно разрешаются. Именно невмешательство Центра во
внутричеченское противостояние августа-сентября 1991 года, тогда, когда
конфликт только набирал силу, привела к тому, что политическая борьба за власть
приняла самые негативные формы вооруженного конфликта.
Наличие
правовой базы управления. Это необходимое требование к любому государству,
провозглашающему себя демократическим и нацеленному на построение гражданского
общества. К сожалению, это одно из самых уязвимых мест в практике
урегулирования политических конфликтов в России [4, с. 6-7].
Наличие
материальных, политических, духовных и других ресурсов. Нет необходимости
напоминать, что успех в управлении конфликтами зависит от способности
комбинировать все виды ресурсов.
Способность
социальных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и
ориентацией. В современной России это условие тоже трудновыполнимо, для
политической культуры регионов страны более характерны нетерпимость к
инакомыслию, стремление уничтожить или унизить политического противника.
Достигаемые компромиссы носят временный характер, при изменении общей
политической ситуации всякие договоренности отбрасываются.
Информированность
заинтересованных сторон. Гласность - это один из ключевых принципов управления
конфликтом. Об информированности государства мы уже говорили выше.
Множество
конфликтов (политических, социальных, организационно-управленческих,
этно-национальных) вызвано ошибками в политике правящих институтов или
нарушением определенных принципов и норм функционирования государства [4, с.
29]. В таких случаях усилия по урегулированию конфликтов могут быть эффективны
лишь при условии устранения деформации в структурах и функциях институтов
власти и управленческих систем.
Реальная
практика разрешения государством политических конфликтов в нашей стране очень
далека от идеала. Практически ни одно из отмеченных условий эффективного
государственного управления конфликтами не выполнимо при существующей
политико-экономической системе. Совершенно отсутствует положительный опыт
демократического государственного регулирования политических конфликтов в
субъектах Российской Федерации. Надеемся, что при продолжении реальных, а не
виртуальных демократических преобразований, наше общество рано или поздно
приобретет и необходимые знания, и соответствующую практику управления
политическими конфликтами.
Итак,
политические конфликты управляемы. Макроконфликты - конфликты между большими
социальными группами и общностями - регулируются и преодолеваются при помощи
определенных политических и правовых технологий. Способы, методы, приемы
воздействия на конфликт представляют собой рациональный, организованный
процесс, базирующийся на научном знании [6].
Задача
региональной государственной власти, - опираясь на положительный опыт и давние
исторические традиции мирного, добрососедского сосуществования
многонационального народа нашей страны, используя достижения мировой и
отечественной политической науки, активно разрабатывать и внедрять в
государственно-управленческую практику методы и технологии урегулирования
политических конфликтов, адаптируя их к экономическим, политическим,
социальным, национальным, религиозным, культурным особенностям конкретного
региона.
Список литературы
Дарендорф
Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994.
№ 5.
Зеркин
Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998. С. 355.
Титков
А.С. Образы регионов в Российском массовом сознании // Полис. 1999. № 3. С. 74.
Слепцов
Н.С. Государственное регулирование социальных и региональных конфликтов. Уфа,
1998.
Чумиков
А. Управление конфликтом. М., 1995. С. 4.
Поступила
в редакцию 15.12.1999.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bashedu.ru