Виды прав граждан на земельные участки. Действия
государственных органов, нарушающих права и свободы граждан в области земельных
правоотношений
Гималетдинова
И.М.
Действующее
законодательство содержит перечень видов прав, по которым как юридические лица,
так и граждане могут получить земельные участки. Так, в соответствии с ч. 2 ст.
36 Конституции РФ, владение, пользование и распоряжение землей и другими
природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не
наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных
лиц. Владеть – означает устанавливать границы своего земельного участка и
требовать от государственных органов, в том числе и судов, их защиты от
посторонних лиц и органов управления; пользоваться – эксплуатировать полезные
свойства земли и извлекать при этом доходы; распоряжаться – передавать
(продавать и в иных формах отчуждать) земельные участки другим лицам.
Право
частной собственности граждан и их объединений возникает в порядке и способом,
определенными законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Так,
приобретение земельных участков в частную собственность для ведения личного
подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного
строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки
граждан в городах, поселках и сельской местности регулируется законом “О праве
граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу
земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства,
садоводства, индивидуального жилищного строительства” от 24 декабря 1992 г.
Данный закон предоставляет право гражданам, получившим земельные участки в
частную собственность, продавать их другим гражданам Российской Федерации
независимо от сроков приобретения права собственности на продаваемый земельный
участок в пределах норм предоставления земельных участков.
Одновременно
следует отметить, что ряд субъектов Российской Федерации не восприняли
положения об установлении частной собственности и предоставляют гражданам землю
по договору аренды или на праве бессрочного (постоянного) временного
пользования. Несмотря на это, государственные органы часто нарушают права
граждан и по вышеуказанным договорам. Так, в ряде случаев местная администрация
отказывает выдать свидетельство на праве пользования земельным участком в
порядке наследования и предлагает наследнику выкупить участок либо взять его в
долгосрочную аренду [1]. Следует отметить, что это противоречит ст. 37
Земельного Кодекса РСФСР, где при переходе права собственности на строение
переходит и право пользования земельным участком, а также п. 1 Указа Президента
РФ от 7 марта 1996 г. № 337 “О реализации конституционных прав граждан на землю”,
где указано, что запрещается обязывать граждан, имеющих указанные земельные
участки, выкупать их или брать в аренду. На основании изложенного и ст. 1-3
Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан” (№ 4866-1 от 27 апреля 1993 г.), гражданам следует обращаться в суд за
защитой нарушенных прав.
Так,
в соответствии со ст. 1 Закона “Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан”, каждый гражданин вправе обратиться с
жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями)
государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений,
предприятий и их объединений, государственных служащих нарушены его права и
свободы. Ст. 2 Закона гласит, что к действиям (решениям) государственных
органов местного управления, которые могут быть обжалованы в суде, относятся
коллегиальные и единоличные действия (решения), ставшие основанием для
совершения действий (принятия решений), в результате которых:
нарушены
права и свободы гражданина;
созданы
препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
на
гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно
привлечен к какой-либо ответственности.
На
практике бывают и другие случаи, например, когда в результате решения районной
управы без согласия землепользователя был перенесен забор для расширения
дороги.
Однако
в п. 3 ст. 37 Закона РФ “О садоводческих, огороднических и дачных
некоммерческих объединениях граждан” сказано, что если решение органа
государственной власти или органа местного самоуправления затрагивает интересы
одного или нескольких членов садоводческого, огороднического и дачного
некоммерческого объединения, необходимо согласие в письменной форме
собственников (владельцев, пользователей) данных земельных участков. Таким
образом, если письменного согласия землепользователя в решении данного вопроса
не было, следует обращаться в суд на основании ст. 1-3 Закона РФ “Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.
Список литературы
1.
Юридический вестник. 2001. № 2.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bashedu.ru