ОБЗОР ВАШЕГО
БИЗНЕС-ПЛАНА
1. Обзор
Вашего бизнес плана
Независимо от
того, подготовлен ли Ваш бизнес-план только для себя в качестве документа, на
основе которого можно контролировать развитие своего бизнеса, или же в качестве
документа, который Вы собираетесь использовать для получения дополнительных
денежных средств и привлечения интереса к своему коммерческому проекту,
убедитесь в том, что ничего не упустили из виду.
Кроме того,
необходимо убедиться в том, что расчеты, касающиеся предполагаемого объема
сбыта, планируемых затрат и прогноза движения денежных средств, содержащиеся в
различных частях бизнес-плана, не противоречат друг другу.
Прогноз
величины прибыли должен быть основой для подготовки плана движения денежных
средств.
Если Вы
собираетесь использовать подготовленный бизнес-план для получения денежных
средств или для привлечения интереса к своему коммерческому проекту, тогда Вам
следует всю имеющуюся у Вас информацию и все подготовленные расчеты изложить в
одном документе. Поэтому попробуем составить схему, которая может лечь в основу
Вашего бизнес-плана.
Можете
полностью следовать этой схеме или использовать только небольшую ее
часть— в зависимости от того, насколько она отвечает Вашим потребностям.
2.
Организация продаж
Вопросам
организации продаж в той или иной степени посвящены следующие брошюры:
План маркетинга
Планирование
прибыли
План движения
денежных средств
Баланс Вашего
предприятия
Контроль в сфере
маркетинга
Контроль в сфере
финансов
Практические шаги
Проверьте, учли
ли Вы при планировании сбыта воздействие на Ваш уровень продаж следующих
факторов:
Вашей
деятельности в сфере маркетинга и развития рынка;
Вашей кадровой
политики;
обновления
существующего оборудования или покупки нового;
увеличения или
уменьшение размеров основного капитала.
Будьте готовы к
тому, что после проработки соответствующих брошюр у Вас может возникнуть
потребность внести изменения в прогноз продаж.
Поэтому Вам
следует еще раз убедиться в том, что выполненные Вами расчеты для различных
разделов бизнес-плана согласуются друг с другом.
3. Прямые
затраты, связанные с организацией продаж
Этот вопрос
рассматривается в следующих брошюрах:
Планирование
прибыли
План движения
денежных средств
Контроль в сфере
финансов
Практические шаги
Планируя прямые
затраты, не забудьте учесть влияние на них следующих факторов:
смена
поставщика;
возможность
договориться о более выгодных условиях поставок;
рост цен
вследствие инфляции;
изменения,
связанные с Вашим персоналом;
производственные
изменения, связанные с основными фондами, уровнем производительности и т.п.
4. Накладные
расходы и затраты
Этот вопрос
рассматривается в следующих брошюрах:
План маркетинга
(когда речь шла о затратах, связанных с маркетингом: в частности, затратах на
рекламу и стимулирование сбыта)
Планирование
прибыли
План движения
денежных средств
Баланс Вашего
предприятия
(в частности, при расчете амортизации Ваших основных
фондов)
Потребности в
персонале и материальных ресурсах
(в частности, затраты, связанные с
выплатой заработной платы сотрудникам и внесением взносов в федеральный
страховой фонд, а также расходы, обусловленные набором новых работников)
Контроль в сфере
маркетинга
Контроль в сфере
финансов
Практические шаги
5. Другие
виды доходов и расходов
Как правило,
это:
доходы от
неосновных видов деятельности (например, доходы от собственности или
инвестиций);
налоговые
платежи, например:
если Ваш налог
на добавленную стоимость (НДС) на конечный продукт превышает уплаченный Вами
НДС на исходные материалы, то Вы должны выплатить эту разницу;
налог на
прибыль;
выплаты для
погашения задолженности по всем видам взятых Вами ссуд и полученных кредитов;
закупка
основного оборудования.
Вы должны
учитывать все эти платежи, поскольку они связаны с получаемыми Вами доходами и
поэтому должны быть отражены в плане движения Ваших денежных средств.
Любые изменения
величины и состава Вашего основного капитала также должны найти отражение в
балансе Вашего предприятия.
Эти вопросы
расматриваются в следующих брошюрах:
Планирование
прибыли
План движения
денежных средств
Потребности в
персонале и материальных ресурсах
Контроль в сфере
финансов
6. Ваш
бизнес-план
Окончательная
структура и содержание бизнес-плана в значительной степени будут зависеть от
особенностей Вашего бизнеса и от того, как Вы намерены использовать свой
бизнес-план после завершения работы над ним.
Всегда будьте
готовы к внесению в него необходимых изменений. В конце концов у Вас получится
хороший бизнес-план, который будет приносить пользу в течение многих лет.
Далее мы поговорим
о том, что необходимо для составления бизнес-плана, и перечислим те брошюры
данного учебного курса, в которых Вы сможете найти необходимую информацию.
ОБЩЕЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Мы выделили
шесть основных частей бизнес-плана. Это:
информация
общего характера;
план
маркетинга;
будущие
потребности;
финансовый
план;
потребности в
заемных средствах;
стратегия
развития.
Не все из них
могут отражать особенности Вашего бизнеса. Вы можете включить в бизнес-план и
другие разделы.
Возможно, в
этом году Вам потребуются только некоторые разделы, а другие— только в
следующем году.
Вам придется
предпринять несколько попыток составить план прежде, чем у Вас получится
бизнес-план, удовлетворяющий потребности Вашего бизнеса. Очень важно, чтобы в
том бизнес-плане, который получится у Вас в результате, все части были
взаимосвязаны. Давайте начнем с общей информации о Вашем коммерческом проекте.
ИНФОРМАЦИЯ
ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
В этом разделе
должны быть:
Ваши данные;
информация о
Вашем бизнесе;
описание
имеющихся у Вас помещений;
история
развития Вашего бизнеса;
данные о
производимых Вами в настоящее время товарах и/или предоставляемых услугах.
О том, как
должна быть представлена эта информация, идет речь в первой брошюре «Вы и Ваш
бизнес».
Цель такой
информации— продемонстрировать достигнутые Вами результаты и заставить
поверить в Ваши возможности.
Начинающим свое
дело необходимо иметь определенные основы. Вы могли бы сообщить:
почему Вы
собираетесь заняться имено этим видом бизнеса;
какие
исследование Вы провели перед тем, как принять окончательное решение;
какую
профессиональную подготовку Вы имеете или собираетесь получить для того, чтобы
заниматься данным бизнесом.
Работая над
бизнес-планом, надо сохранять не только уверенность в своих силах, но и
достаточную самокритичность, избегая необоснованных заявлений.
ПЛАН МАРКЕТИНГА
Он должен
содержать информацию:
об основных
видах товаров;
об участках
рынка, на которые нацелен Ваш бизнес;
о маркетинговых
исследованиях, проведенных Вами (в особенности, если Вы занимаетесь новым видом
бизнеса или же предполагаете найти рынки сбыта для новых видов товаров и
услуг);
о маркетинговых
исследованиях, которые Вы собираетесь провести в течение ближайших 12 месяцев;
о рекламной
кампании, которую Вы планируете провести, каким образом Вы предполагаете ее
организовать, какие средства массовой информации использовать и почему, с какой
частотой и периодичностью Вы предполагаете рекламировать свой бизнес;
о других формах
стимулирования сбыта;
об обеспечении
необходимыми материалами и сырьем и их распределении;
о политике
ценообразования;
о Ваших общих
затратах на маркетинговые цели и организацию контроля в сфере маркетинга.
Вопросы,
связанные с подготовкой этих материалов, рассматриваются в брошюрах «План
маркетинга» и «Организация контроля в сфере маркетинга».
БУДУЩИЕ
ПОТРЕБНОСТИ
Этот раздел
Вашего бизнес-плана должен включать описание:
Ваших
потребностей в персонале на ближайшие 12 месяцев, включая планируемые Вами
изменения существующей кадровой структуры (т.е. каких новых сотрудников и когда
Вы предполагаете принять на работу с обоснованием необходимости их
привлечения), а также расчет всех связанных с этим затрат (включая расходы на
обучение);
Ваших планов,
связанных с подбором нового хозяйственного помещения;
Ваших потребностей
в дополнительных транспортных средствах;
предполагаемых
изменений структуры основных фондов;
Ваших
потребностей в дополнительном оборудовании;
всех других
планируемых Вами расходов, связанных с приобретением основного капитала.
Вам следует обосновать
необходимость всех расходов, указать величину ожидаемой прибыли, отметить
преимущества, которые Вы можете получить в результате, рассчитать все затраты и
составить план предполагаемых изменений Вашей предпринимательской деятельности
или дополнений к ней.
Вы можете найти
всю необходимую информацию на эту тему в брошюре «Ваши потребности в персонале
и материальных ресурсах».
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Этот раздел
Вашего бизнес-плана требует очень тщательной подготовки в том случае, если Вы
собираетесь использовать свой бизнес-план для привлечения дополнительных
финансовых средств.
Ваш финансовый
план должен содержать:
прогноз
ежемесячных объемов продаж (или объемов продаж для других периодов времени,
которые Вы используете для планирования Вашей хозяйственной деятельности);
бюджет
ежемесячных затрат;
прогноз прибыли
по месяцам;
план прибылей и
убытков;
план движения
денежных средств;
баланс на
начало периода;
баланс на конец
периода.
Определить
объем будущих продаж Вам помогут следующие брошюры: «План маркетинга»,
«Планирование прибыли», «План движения денежных средств», «Организация контроля
в сфере финансов»и «Практические шаги».
Вопросы,
связанные с планированием расходов и доходов, рассматриваются в брошюрах
«Планирование прибыли», «План движения денежных средств», «Организация контроля
в сфере финансов», «Ваши потребности в персонале и материальных ресурсах», а
также «Практические шаги».
Информацию,
необходимую для составления отчета о прибылях и убытках, Вы найдете в брошюре
«Планирование прибыли», а для подготовки баланса— в брошюре «Баланс
Вашего предприятия».
Вопросам
планирования движения денежных средств посвящены брошюры «План движения
денежных средств» и «Организация контроля в сфере финансов». ВАШ БИЗНЕС
ПОТРЕБНОСТЬ В
ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВАХ
Привлечение
денежных средств может быть:
краткосрочным;
среднесрочным
или долгосрочным.
К краткосрочным
относятся кредиты, которые Вам понадобятся в течение ближайших 12 месяцев. Ваша
потребность в такого рода кредитных ресурсах определяется на основе прогноза
движения денежных средств.
Ваши
потребности в среднесрочных и долгосрочных займах в значительной степени
зависят от того, какие ресурсы будут необходимы для развития Вашего бизнеса в
будущем.
В Вашем
бизнес-плане должны быть отражены следующие вопросы:
какие заемные
средства и в каком объеме Вы предполагаете привлекать;
обоснование
Вашей потребности в займах со ссылкой на соответствующие разделы бизнес-плана;
календарный
план привлечения финансовых средств.
Если Вы
собираетесь привлекать сторонние денежные средства, сразу настройтесь серьезно:
Вам придется убедить все заинтересованные стороны в том, что Вам действительно
необходимо дополнительное финансирование и что Вы сможете вернуть заемные
средства.
ЧТО ЕЩЕ МОЖНО
ВКЛЮЧИТЬ В БИЗНЕС-ПЛАН
Это зависит от
особенностей Вашего бизнеса. Например, можно включить в бизнес-план:
план развития
производства (если Вы собираетесь производить новые виды товаров, необходимо
указать, как будет организовано их производство и испытание);
развитие новых
рынков;
структуру
управления (если Ваша фирма будет расширяться и Вы будете набирать новых
сотрудников, очень полезно включить в Ваш бизнес-план структуру управления,
которая наглядно продемонстрирует место и роль каждого сотрудника в развитии и
функционировании Вашего предприятия);
если Ваше
предприятие является обществом с ограниченной ответственностью (ООО), то будет
уместно привести список учредителей и акционеров, а также другую необходимую
информацию.
Есть и другие
вопросы, связанные с особенностями развития Вашего бизнеса. Возможно, некоторые
из них вы сможете найти в разделах, о которых речь шла выше. Для других
понадобятся специальные разделы.
В таблице
постарайтесь указать ту дополнительную информацию, которая, по Вашему мнению,
должна быть включена в бизнес-план.
ПЛАН БУДУЩЕГО
РАЗВИТИЯ
Вам следует
закончить свой бизнес-план описанием того, как Вы собираетесь действовать.
В этом разделе
нужно отметить:
как Вы
предполагаете контролировать развитие Вашего предприятия;
Ваши планы на
будущее: не только на ближайший год, но и на последующие 5, 10 и даже 15 лет.
Укажите только те цели развития Вашего предприятия, которые Вы считаете
осуществимыми.
В течение года
Вам следует непрерывно осуществлять строгий контроль за развитием своего
бизнеса, своевременно внося соответствующие коррективы.
7. Подведем
итоги
Содержание
Вашего бизнес-плана в значительной степени зависит от особенностей Вашего
бизнеса и от цели составления бизнес-плана.
Если Вы
собираетесь показывать свой бизнес-план потенциальным партнерам или инвесторам,
убедитесь в том, что он составлен достаточно профессионально.
Не забудьте
хорошо его оформить. Большинство людей будет судить о Вашем предприятии именно
по бизнес-плану (в том числе и по его внешнему виду). Помните, что первое
впечатление всегда значит очень много.
Подготовив свой
бизнес-план, старайтесь выполнять его и осуществляйте контроль за его
выполнением. Старайтесь не отклоняться от него без сколько-нибудь серьезных
оснований.
С другой
стороны, сохраняйте гибкость и своевременно откликайтесь на все возможные
изменения. Одним из главных преимуществ малого бизнеса является возможность
быстрее отзываться на изменения рыночной конъюнктуры по сравнению с более
крупными предприятиями-конкурентами.
Только
тщательно подготовив бизнес-план и наладив контроль за его выполнением, Вы
сможете оценить развитие Вашего бизнеса.
Не имея
бизнес-плана, Вы будете действовать методом проб и ошибок, постоянно
сталкиваясь с непредвиденными трудностями.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.dist-cons.ru/