ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАПИТАЛА И ФОРМЫ ПРИБЫЛИ
1.Издержки пр-ва и прибыли
Пр-во выступает как процесс созд. опред продуктов, но оно является также и производительным потреблением рабоч. силы и средств пр-ва (живого и прошлого
труда). Вся совокупность затрат ФОРМЫ жив. и прошлого труда на пр-во того или иного товара образует действ. или общественные издержки его пр-ва, это выглядит
так: С + U + m =W. Издержки пр-ва на предприятии отлич. от общ. издержек по величине их стоимости на величину прибавоч. стоимости m , потому что на предприятии : C + U = W. Издержки пр-ва
предприятия представляют собой форму движения авансированного капитала (здесь ничего не расходуется). Вся вновь созданная стоимость (U + m) создается на
стадии пр-ва живым трудом наемных работников, здесь m выступает как порождение переменного капитала. Но с учетом
сферы обращения в процессе оборота капитала его структура модифицируется (C + U) - осн. капитал + оборотный; он выступает как сов-сть осн. и оборот.
капитала. На этой основе одновременно модифицируется и прибавочная стоимость, она здесь выступает уже не только как порождение переменного, а всего
авансированного капитала и принимает форму прибыли. Прибыль - модифицированная форма прибавочной стоимости , когда она выступает как
порождение всего авансированного капитала. Прибыль, как превращенная форма прибавочной стоимости отличается от нее
прежде всего тем, что это реализованная прибавочная стоимость в денежной форме. Прибыль возникает из выручки от реализации произведенной продукции и уже не имеет с ней
непосредственной связи. Под воздействием спроса и предложения и др. факторов величина прибыли может и не
совпадать с величиной прибавочной стоимости.
2. Масса и норма прибыли
Как и прибавочная стоимость прибыль имеет количественное и качественное изменения. Ее
количественное измерение есть масса прибыли - это абсолютная величина в определенных денежных единицах. Масса прибыли может не совпадать с
массой прибавочной стоимости: 1. форму прибыли может принимать часть стоимости рабочей силы 2.часть прибавочной стоимости при ускоренной амортизации может
принять форму амортизационного фонда 3. существует межстрановая миграция прибыли, связана с международной торговлей. Масса прибыли прямо пропорционально
зависит от величины авансированного капитала. Качественным измерением прибыли является процентное отношение прибавочной стоимости ко всему
авансированному капиталу : p= m/ (C+U)*100% . Количественно норма прибыли меньше нормы прибавочной
стоимости m’= m/ U*100% . На динамику прибыли и ее нормы оказывают влияние изменения: 1. норме прибавочной стоимости прямо пропорциональна прибыль. 2.
обратно пропорциональна органическому строению капитала 3. прямо пропорциональна скорости оборота капитала.
3. Образование средней нормы прибыли
Каждое предприятие, фирма заинтересованы в максимальном получении прибыли. Поэтому
между предприятиями возникает два вида конкуренции: внутреотрослевая и межотрослевая. Внутреотрослевая обуславливает концентрацию пр-ва на более крупных
предприятиях, мелкие пр-ия разоряются или повышают научно-технический уровнь пр-ва, примерно выравнивая органическое строение капитала (C:U) и нормы прибыли
выравниваются внутри отрасли. Но внутреотрослевая конкуренция не приводит к выравниванию органического строения
капитала и нормы капитала, где техническая вооруженность труда высока, строение органического капитала значительно выше, чем в легкой и пищевой пр-ти.
В отрослях с высоким строением капитала складывается более низкая форма прибыли и наоборот. На этой основе возникает межотрослевая,
которая проявляется в межотрослевом переливании капитала из отраслей с более высоким органическим
строением капитала в отрасли с более низким. В результате соотношение спроса и предложения на рынке изменяется, цены в отрослях с высоким органическим строением капитала отклоняются вверх от
стоимости, в отрослях с низким цены отклоняются вниз от стоимости, в результате прибыль выравнивается. В рыночной предпринимательской экономике действует закон
средней нормы прибыли, его суть - на равновеликие капиталы, независимо от их органического строения и отрасли их
функционирования припадает равная прибыль по ее средней норме.
4. Стоимость, цена пр-ва. Рыночная цена
В условиях простого товарного пр-ва и на ранних стадиях капитализма: 1. Товарное
пр-во не было всеобъемлющей формой хоз-ва. 2. Не было межотрослевой конкуренции, она была в стадии зарождения. 3. Товары каждой особой
потребительной ст-ти продавались в основном на основе ОНРВ. В условиях развития рыночного предпринимательского хозяйства и межотрослевой конкуренции вся товарная масса в соответствии с законом стоимости продается по ее стоимости ,
так что сумма цен всех товаров равна сумме их стоимости. Но по иному складываются цены на отдельные виды товаров, они складываются уже на основе
издержек предприятия C+U и средней прибыли p’ . p= C+U+p’. Сумма издержек пр-ия и ср. прибыль образует цену пр-ва. Рыночная цена в условиях развития
рыночного хозяйства складывается уже не на основе прибавочной стоимости, а на основе цены пр-ва, которая представляет собой превращенную форму стоимости.
5.Генезис и природа торгового капитала
На ранних ступенях товарно рыночного хозяйства пром. пр-ия были относительно небольшими. Их пр-во ориентировалось на местные локальные рынки и реализация
товаров потребителям осуществлялась самими пром. пр-ми. Конкуренция по мере развития товарного пр-ва обусловила концентрацию пр-ва на все более крупных и
узкоспециализированных пр-ях. В результате рынок сбыта товаров для каждого пр-ия пространственно удаляется до масштабов стран и даже до выхода за их
пределы. При таких обстоятельствах между предприятиями объективно возникают и углубляются разделение ф-ий по пр-ву и и конечной реализации товаров. Одни
пр-ия производят товары и реализуют их оптом при некоторой скидке в цене, др. специализуются на конечной реализации товаров производимых на многих др.
предприятиях непосредственно покупателям в розницу, эта группа пр-ий образут торговые пр-ия, их капиталы образуют торговый капитал общества. Торговый капитал
в развитой тов. -рыноч. эк. представляет собой обособившуюся часть пром. капитала, функционир. в сфере обращения и обслуж. конкретную реализацию
товаров. Торг. капитал - это агент пром. капитала, он опосредствует 3 стадию в кругообороте пром. капитала. Обособление и функционирование торг. капитала ,
как особое разд. труда в обществе, сокращает время обращения, ускор. оборот , повышает эффективность функционирования всего общ. капитала.
6. Структура торгового капитала. Издержки обращения . Торговая прибыль и механизм ее образования
Торговый капитал в процессе его функционирования подразделяется на 2 части: 1. капитал обращения 2. издержки
обращения. Преобладающая масса торгового капитала выступает в форме капитала обращения , он используется на закупки товаров, приобретение оборудования ,
зданий. Издержки обращения - это часть торгового капитала, связан. с реализ. и осущ. торг. процессов . Основные направления использования: 1. наем
торг. рабочих и служащих 2. эксплуатация торгово-складских помещений, оборудование 3. транспорт, хранение, реклама товара 4. осуществление актов
купли-продажи. В связи с двойственной природой товара издержки обращения подразделяются на дополнительные и
чистые. Дополнительные издержки связаны с потреб. стоимостью товара, а чистые - со стоимостной формой товара. Дополнит. издержки не отличаются по их эк.
природе от издержек пр-ва, они связаны с дополнительным процессом пр-ва в обращении. В сфере обращения повыш. степень готовности к потреблению потреб.
стоимостей, созданных в пр-ве. Транспортировка, хранение, расфасовка - все это повышение степени готовности. Но здесь в
отличии от пр-ва не создаются дополнительные потребительные стоимости, а здесь повышается степень готовности к потреблению потребит. стоимостей. Труд торговых
работников, осуществляющих эти процессы, также явл. необходимым и прибавочным, он наряду с необходимой создает прибавочную стоимость. Чистые издержки
обращения связаны со стоимостной формой товарной массы, связаны с непосредственной куплей-продажей, это труд чистых торговых работников. При этом
создается видимость будто в процессе купли-продажи осуществляется лишь эквивалентная смена товарной и денежной форм
стоимости, без создания новой потребительной стоимости и новой стоимости. Новая стоимость создается одновременно с
потребительной стоимостью. В экономическом учении Маркса из этих представлений делается вывод, будто труд по осуществлению купли-продажи товаров
непроизводителен. Однако непроизводительного труда не существует, труд торговых работников производителен, он также создает новую потребительную стоимость и
новую стоимость. Трудом чисто торговых работников явл. не накапливаемые услуги, а потребляемые в процессе их создания. При этом труд чисто торговых
работников превращает общ. потреб. стоимость товара в индивид., превращает товарный продукт в конкретный предмет потребления для конкретного потребителя.
Как и всякий др. труд, труд чисто торговых работников подразделяется на необходимый и прибавочный, создает новую стоимость в т.ч. и прибавочную и оплачивается
потребителями торговых услуг, участвует в создании валового внутреннего продукта. Вновь созданная торг. работниками стоимость не существует отдельно,
она увеличивает стоимость соответствующих товаров, а при их реализации выступает как разница между покупными и продажными ценами. Прибавоч. стоимость
, создаваемая торг. работниками не прямо и непосредственно принимает форму прибыли, она в связи с междуотрасл. конкуренцией и миграцией капиталов
поступает в межотраслевое перераспределение в соответствии с законом средней нормы прибыли. Осн. элементами механизма образования торг. прибыли явл.:
1. производ.-доработочная и торгово-посредническая деятельность по оказанию торговых услуг. 2. система покупных и продажных цен. 3. межотраслевая
конкуренция.
7. Генезис, природа и источник ссудного капитала
В процессе оборота пром., торгового капитала по разл. причинам у предприятий происходит временное , частичное освобождение капитала. Из выручки от
реализации товаров регулярно образуются и напопляются фонд зарплаты, амартиз. фонд и фонд накопления, которые используются периодически: фонд зарплаты - 2 р.
в месяц, два др. после накопления рупных денежных средств. Накапливающиеся в этих фондах ден. средства до их использования явл. временно свободными. В
сезонных отраслях освобождаются в денежной форме значительные суммы авансированного капитала в связи с приостановкой пр-ва. Временно своб. ден.
капитал может образ. также в случаях, когда реализация товаров осущ. чаще, чем производится закупка сырья. Временно свободный ден. капитал ищет своего
прибыльного применения, существует предложение капитала в мобильной ден. форме. Наряду с временным высвобожд. капитала у предприятий существует и временная
потребность в дополнительном капитале. В известный промежуток времени сущ. спрос на капитал, он сущ . в таких основных случаях: 1. Необходимость сезонных
закупок сырья и расширения пр-ва. 2. Необходимость срочного обновления части основного капитала в некоторых отраслях в связи с высоким моральным износом. 3.
Необходимость срочного расширения пр-ва тех или иных товаров в связи с благоприятной конъюнктурой на рынке товаров. 4. Необходимость поддержания пр-ва
на нормальном уровне в связи с временными заминками в сбыте товаров. Возникает таким образом рынок денежных
капиталов, на этом рынке временно свободный ден. капитал трансформируется в ссудный или заемный капитал. Рынок капиталов или ден. рынок организационно представлен
банками, фондовыми биржами и др. подобными учреждениями. Ссудный капитал - это обособившаяся в денежной форме часть пром., торгового капитала, которая
предоставляется взаймы на определенный срок, за определенную плату, выступающую в форме ссудного процента.
8.Особенности ссудного капитала. Ссудный процент и предпринимательский доход
Ссудный капитал применяется в торговле, пр-ве не его собственниками, а предпринимателем-заемщиком, именно ему он приносит прибыль. В связи с этим
происходит обособление двух качеств капитала ( он - собственность, он - функция ) , т.е. капитал-ф-ия отчуждается от капитала-собственности и осуществляет
самостоятельное движение в руках предпринимателя - заемщика. Ссудный капитал выступает как товар. Капитал-ф-ия в его потенциальной форме выступает как
товар. Потребительной стоимостью этого специфического товара является способность ссудного капитала приносить прибыль. Ценой временного пользования
ссудным капиталом явл. ссудный процент. Источником ссудного процента , уплачиваемого предпринимателем- функционером собственнику ссудного капитала,
явл. часть прибыли предпринимателя от функционирования этого капитала в его руках. Поэтому ссудный процент, как и вся прибыль, представляет собой
превращенную форму прибавочной стоимости. Заемщик-предприниматель делится своей прибылью с собственником ссудного капитала. По аналогии с массой и нормой
прибыли различается масса и норма ссудного процента. Масса судного процента представляет собой сумму годового дохода собственника ссудного капитала. Норма
ссудного процента предст. собой процентное отношение годовой суммы дохода заимодателя к сумме его ссудного капитала. С возникновением ссудного капитала у
всех предпринимателей появилась возможность расширить свою деятельность, сужать или вообще прекращать ее путем частичного или полного превращения своего
капитала в ссудный капитал. В связи с этим все предприниматели, оценивая качество и результаты своей
деятельности, расчленяют свою прибыль на процент и предпринимательский доход. Годовой предпринимательский доход за исключением из прибыли ссудного процента
явл. важным оценочным показателем качества предприимчивости.
9.Кредит, его сущность и формы
Формой движения ссудного капитала явл. кредит. Кредит - это ссуда в денежной
форме на условиях срочности и возвратности и платежности. Сущ. банковский, международный, гос., коммерческий, предпринимательский кредит. Основными,
фундаментальными формами кредита является коммерческий и банковский кредит. Коммерч. кредит сущ. в непосредств. отношениях между предпринимателями в связи с
отсрочкой платежа при реализации товаров. Он предоставляется на непродолжительный срок в товарной форме в ограниченных размерах. Документальным
оформлением коммерческого кредита является вексель. Банковский кредит предоставляется банками в денежной форме, банки предоставляют краткосрочные и
долгосрочные кредиты . Банки - посредники в торговле денежным капиталом. В форме вкладов и в др. формах они концентрируют в себя временно свободный
денежный капитал и превращают его в ссудный. Также банки значительную часть денежного дохода и сбережений населения превращают в капитал. С помощью банков
осуществляется перераспределение капитала между отраслями н/х и выравнивание нормы прибыли. В целом кредит способствует развитию предпринимательства и
экономическому росту.
10.Банки, их ф-ии и прибыль
Банки - это предпринимательские пр-ия, выполняющие торгово-посреднические ф-ии при кредитных операциях. Они
явл. также расчетными центрами, они ведут счета промыш., торговых предпринимателей, осуществляют безналичные расчеты между ними посредством соответст. записей на их счета. В области
посреднич. торговли ссудным капиталом различ. пассивные и активные операции банков. Пассивные связаны с привлечением в дополнение к собственному
капиталу банкира временно свободных капиталов предпринимателей через ведение их текущих счетов, а также денежных доходов и сбережений населения во
вклады через выпуск акций, облигаций, открытия сберегательных счетов. Активные операции связаны с размещением привлеченного ссудного капитала в форме
выдачи различных краткосрочных и долгосрочных ссуд, учета векселей. Проценты, полученные банком по активным операциям несколько выше процентов, уплачиваемых
банком по пассивным операциям. Разность процентов обеспечивает покрытия издержек банка и прибыль банка. Банкиры наравне с промышлен., торгов.
предпринимателями участвуют в межотраслевой конкуренции, поэтому прибыль банкира, как процентное отношение его годового дохода к его же собственному êàïèòàëó, находится на уровне
средней нормы прибыли. Различают эмиссионные и коммерческие банки. Эмиссионные банки - это, как правило, гос. банки, обладающие монопольным правом выпуска
денег в обращение, они регулируют денежное обращение, кредитуют все др. банки . Коммерческие банки промышл., торговых предпринимателей, осущ. выпуск собственных
акций, облигаций.
11.Акционерное общество и акционерный капитал.
Акционерный капитал - это своеобразная форма движения коммерческого кредита, это коллективная форма
частной предпринимательской собственности. Он образуется путем объединения нескольких индивидуальных
капиталов через продажу акций, облигаций. Акция - ценная бумага, свидетельство о внесении изв. суммы денег в капитал коллектив. собственности.
Акционер явл. совладателем акционерного общества, она дает право на получения определенного дохода (дивидендов) за счет прибыли акционерного общества. Облигация
- ценная бумага, дающая право на получение фиксированного дохода в форме процента. Они даются на определенный срок, по истечении которого выкупаются.
Держатель облигации - не совладелец акцион. общества, а кредитор. Капитал, привлекаемый по акциям - собственный, по облигациям - заемный.
Список литературы
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайтов: http://www.referat.ru и http://www.bankreferatov.ru