смотреть на рефераты похожие на "Фискальная политика государства"
Содержание.
1. Понятие фискальной политики стр. 2
2. Налоги стр. 3-15
3. Государственные расходы стр. 15-35
I. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования
экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги
и государственные расходы являются основными инструментами фискальной
политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно
болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Экономическая наука выделяет следующие типы фискальной политики:
это это
инструменты инструменты
|Обществен|Изменение |Манипулиро|
|ные |трансфертных |вание |
|работы |платежей |налоговыми|
| | |ставками |
II. Налоги.
Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие,
обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения
задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут
быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных
предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей
является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для
формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов
предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в
налог.
Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые
государством.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
фискальную и экономическую.
Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её
помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для
функционирования государства.
Экономическая функция означает, что налоги как активный участник
перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на
воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя
накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос
населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства
национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с
участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять
на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.
Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную
их группу составляют прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене
товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации
получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае
связь между плательщиком и государством опосредована через объект
обложения.
В современных условиях в связи с расширением социальных функций
государства широкое распространение получили взносы в фонд социального
страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку
имеют определенное назначение.
В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его
суммой, различают государственные и местные налоги. Государственные налоги
взимаются центральным правительством на основании государственного
законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся
подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п.
Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей
территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают
преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.
Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в
единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на
продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный
фонд).
В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги
подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональный налог это налог, ставка которого одинакова для всех
облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста
суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение
процента изъятия из суммы по мере ее роста.
К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.
Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития
общества менялось. В ХIХ -начале XX веков главную роль играли косвенные
налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги.
Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд
социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так
и косвенные налоги.
Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в
реализации государственных интересов: . на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны; . затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводительный процесс в микроэкономике; . для настоящего времени стало характерным стремление все в большей использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.
Классификация налогов
|Прямые налоги |Косвенные налоги |Взнос|
| | |ы в |
| | |фонд |
| | |социа|
| | |льног|
| | |о |
| | |страх|
| | |овани|
| | |я |
|Реальные |Личные |Акцизы |Фискальные |Таможенные |Взнос|
|налоги |налоги | |монопольные |пошлины |ы |
| | | |налоги | |наёмн|
| | | | | |ого |
| | | | | |труда|
| | | | | | |
| | | | | |Взнос|
| | | | | |ы |
| | | | | |предп|
| | | | | |рияти|
| | | | | |й |
|поземельный |подоходный |индивидуальные|на соль |по | |
|подомовой |налог с |: |на табак |происхождению:| |
|промысловый |населения |на пиво, на |на спички | | |
|на ценные |налог на |сахар, на |на спирт |экспортные, | |
|бумаги |прибыль |бензин |и т.д. |импортные, | |
| |корпораций |и т. д. | |транзитные | |
| |налог на |Универсальный | |по целям: | |
| |сверхприбыль|(налог с | |фискальные, | |
| | |оборота): | |протекционные,| |
| |налог на |Однократный, | | | |
| |доходы от |многократный | |сверхпротекцио| |
| |добычи нефти|Налог на | |нные, | |
| | |добавленную | |антидемпинговы| |
| |налог на |стоимость | |е, | |
| |доходы от | | |преференциальн| |
| |денежных | | |ые | |
| |капиталов | | |по ставкам: | |
| |налог с | | |специфические,| |
| |наследства и| | | | |
| |дарений | | |адвалерные, | |
| |поимуществен| | |смешанные | |
| |ный налог | | | | |
В России крайнее направление первого подхода к налогообложению было
характерно для эпохи Петра I, когда налоговая политика была направлена
исключительно для финансирования военных действий. Налоги как из худого
решета, посыпались на головы русских плательщиков, приведя к оскудению
крестьянских хозяйств, сокращению населения страны и уменьшению
собираемости налогов.
Экономика требовала более мудрой налоговой политики, которая бы не
подрывала условий воспроизводства. Примером ориентации на такие минимальные
требования можно назвать налоговую политику советского периода, начиная с
30-х гг. Тогда действующим предприятиям оставлялись доходы, обеспечивающие
лишь простое воспроизводство, оставшаяся часть доходов уходила государству.
С середины 60-х гг. стали предприниматься робкие попытки оставить
предприятиям часть дохода для обеспечения расширенного воспроизводства за
счет собственных источников.
В развитых странах это направление налоговой политики получило более
широкое развитие. Считается, что налоги не должны гасить стремление
производителя наращивать выпуск продукции. Это позволит ему нащупать и
рассчитать зону положительного эффекта масштаба производства, при котором
возможно получать наибольшую прибыль на вложенный капитал. В этом случае
возрастают не только доходы предпринимателя, но и государства, казна
которого пополнится дополнительными ресурсами, ибо возросшие доходы
позволяют увеличить сумму собираемых налогов.
Следующая ступень развития концепции налогообложения связана с
пониманием того, что манипуляция налоговыми ставками, увязка налогов с
использованием ресурсов превращает их в мощный регулятор хозяйственных
пропорций. Например, введение платы за ресурсы (землю, чистую воду и др.)
способствует экономии ресурсов в хозяйственной деятельности. Плата за землю
обычно ведет к увеличению высоты производственных зданий. Снижение
налоговых ставок или введение режима ускоренной амортизации стимулирует
рост производства. Ужесточение же налоговых ставок его тормозит.
Во второй половине XX в. налоги активно используются как регулятор
общего равновесия рыночного хозяйства. В частности, такое использование
налогов предусматривается в многочисленных антициклических программах. Эти
программы отводят различную роль налогам как регуляторам экономики, что
зависит от концепции, которой руководствуется правительство.
По Keйнcy, no время спада налоги снижаются для стимулирования
производства. Во время подъема, наоборот, - налоги возрастают, что
позволяет затормозить рост инвестиций, предупредив перегрев экономики
нарастающими диспропорциями. Рост налоговых поступлении во время подъема
позволит выплатить, государственную задолженность, которая образовалась в
депрессивный период для финансирования государственных расходов.
По теории монетаристов и концепции экономики предложение о снижении
налогов становится значительным стимулом эффективного производства. М.
Фридмен - идеолог монетарной школы - рекомендует снижать налоговое бремя,
когда экономический кризис пройдет свою низшую точку и оставит на рынке
только эффективных производителей, разорив остальных. В этом случае более
низкие ставки налогов для сильных производителей предоставят им большие
возможности для инвестирования и позволят стране перейти на более высокую
ступень эффективности производства.
Теория предложения рекомендует поддерживать режим конкуренции, облегчая
налоговое бремя, вплоть до применения налоговых каникул для милого бизнеса,
или для тех, кто осуществляет выпуск товаров, в наибольшей степени
отвечающих интересам общества.
Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов.
Таких принципов достаточно много: . принцип выгоды; . принцип пожертвования; . прогрессивность ставок налогообложения доходов; . равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности; . сочетание устойчивости налоговой системы с ее гибкостью; . определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса; . исключение возможностей переложения налогового бремени; . простота и ясность системы и процедуры налогообложения.
Принцип выгоды предполагает увязку налога с используемым ресурсом.
Например, тот, кто использует чистую питьевую воду в технических целях,
должен платит налог за нее.
Принцип пожертвования исходит из того, что за использование благ,
предоставляемых государством отдельным гражданам или предприятиям, платят
все, в том числе те, кому эти блага не достаются. Таковым является налог на
фонд заработной платы, отчисляемый в пенсионный фонд.
Современное налогообложение доходов опирается на использование
прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов.
Прогрессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев
населения в финансировании государственных расходов.
Принцип равенства. Равенство налогов на доходы предприятий разной
формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их развития.
В таком случае конкуренция должна реально отразить заложенные в налогах
условия для эффективного хозяйствования.
В командно-административной системе, которая не учитывала законы
рынка, налоговые привилегии всегда сопровождали государственное и
коллективное хозяйствование. Частное хозяйство, по существу, было
«задушено» налогами.
Среди принципов налогообложения обычно называют гибкость и
адаптивность его к меняющимся общественно-политическим потребностям. Однако
в этой гибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость
действующего налогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как в
современной России, да еще и задним числом, бизнес теряет ориентиры,
необходимые для выработки долгосрочной стратегии. Инвестиционная
деятельность обрастает дополнительными рисками, что укрепляет стремление
бизнеса ограничиваться исключительно спекулятивными операциями.
Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей
налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого принципа
подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплательщиков,
уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмерная тяжесть
налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка и тем
самым угнетающе действует на стимулы производства.
Очень сложен для выполнения принцип исключения двойного и
многократного налогообложения. Необходимость соблюдения этого принципа
осознается всеми государствами, но редко кому удается полностью ему
следовать. Например, налогообложение акционерных компаний обычно строится
на двойном налогообложении. Налогом облагаются нераспределенная прибыль
компании и дивиденды ее членов. Такая система действует в странах
Бенилюкса, США, Швеции, Швейцарии, России. Решением исключения
многократного налогообложения используемого сырья является введения налога
на добавленную стоимость. При использовании этого налога надбавка к цене
сырья, возникающая при прохождении продукта по производственной цепочке,
облагается налогом всего один раз. Налоге облагаются только те результаты
деятельности, которые добавляются к полученному из вне полуфабрикату.
В налогообложении важно соблюсти принцип, исключающий возможность
переложения налогового бремени. В странах с развитой рыночной экономикой
налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, так как предприниматель
обычно пытается включить этот налог в цену в целях компенсации удорожания
издержек. В результате налоговое бремя перекладывается на покупателя.
Именно он оплачивает налог, а предприниматель выступает, по существу,
собирателем этого налога.
Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, удобными и
понятными для всех субъектов налогообложения. В странах развитого рынка
основным налогом является личный подоходный налог или налог на физических
лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе федеральных налогов
всего лишь 10 %, в то время как налог на личный доход приближается к его
половине. В России же доля подоходного налога с физических лиц составляет
чуть более 3 % в общем объеме всех платежей. Такая структура
налогообложения в России объясняется ее корнями, которые десятилетиями
питали общество государственного социализма, организованного на принципах
хозяйствования, противоречащих рынку. В результате налоговая система в
России становится источником хозяйственных деформаций. Это проявляется по
следующим направлениям: . государство сталкивается со слабой собираемостью налогов, поскольку бизнес имеет множество способов укрыть налоги; . налогообложение провоцирует инфляционные процессы, так как предприниматели стремятся переложить налог на отпускные цены; . возможность переложения налогов на плечи покупателей усиливает социальную дифференциацию общества, поляризацию величин реальных доходов граждан, что обостряет социальную напряженность.
В дальнейшем по мере роста доходов населения Россия должна сместить
акценты налогообложения, увеличив налоги на доходы физических лиц, смягчая
налогообложение бизнеса.
Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера.
Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий,
отнесённых к валовому внутреннему продукту.
На неё оказывают влияние следующие условия:
. величина полученных доходов; . традиции, сложившиеся в стране; . фазы промышленного цикла.
Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Развитие
экономики умножает доходы. Это ведет к увеличению доли налоговых изъятий.
Причиной указанной зависимости является использование прогрессивной шкалы
налогообложения.
История XX в. четко прослеживает тенденцию роста налоговых изъятий в
странах рыночной экономики. Так, до первой мировой войны налоговые
отчисления составляли в среднем 10 % ВВП. В середине века эта планка
поднялась до 20 %. В 90-х гг. в развитых государствах с уровнем ВВП на душу
населения в 15-28 тыс. дол. доля налоговых изъятий и тяжесть налогового
бремени колеблется от 30 до 50 % ВВП. В России этот уровень превышается, в
то время как в странах с уровнем развития, соответствующим российскому (ВВП
на душу населения около 5 тыс. дол.), тяжесть налогового бремени не
превышает 30%.
Традиции экономической политики оказывают существенное влияние на
уровень налогового бремени. В странах социально ориентированной экономики
(шведская модель) этот уровень составляет около 50% ВВП. В странах,
развивающихся на монетарных принципах, - около 30 % ВВП. Более высокий
уровень налогов стал платой за социальную стабильность общества. Поскольку
налоги перекладываются на покупателя (включаются в отпускные цены), то в
этих странах отмечается и более высокий уровень цен.
Тяжесть налогообложения зависит от циклических колебаний. Она может
быть ниже во время кризиса и выше при более благоприятной конъюнктуре.
Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки была
описана А. Лаффером. Графическое изображение указанной зависимости получило
название кривой А. Лаффера.
Согласно кривой А. Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к
росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М).
Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового
бремени. Оно ведет к уходу многих производителен с рынка из-за банкротств и
к уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится
нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.
Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в
оптимальной позиции, превышающей точку М. В результате запланированная
величина налоговых поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной.
Фактически государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за
собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций,
усилению напряженности с ростом неплатежей предприятий друг другу.
Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение
налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать
образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать
инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать
расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при
этом должно возрасти.
Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же
дать эффект роста валового национального продукта. Последний происходит
только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется
спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в течение цикла, а
в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты
снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через
годы.
II. Государственные расходы.
Наряду с налогами важнейшим инструментом воздействия государства на
развитие экономики являются государственные расходы. Через систему расходов
происходит перераспределение значительной части национального дохода,
осуществляется реализация экономической и социальной политики государства.
Все расходы можно подразделить на следующие группы:
— военные;
— экономические;
— на социальные цели;
. на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;
. на содержание аппарата управления.
Государственные расходы и совокупный спрос.
Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, нужно остановиться на
ряде ограничении.
Во-первых, нужно брать в расчет государственные закупки по импорту и
экспортные поставки.
Во-вторых, нужно исходить из того, что государственные расходы не
оказывают воздействия на потребление и инвестиции.
В-третьих, налоги рассмотрим как налоги на доход населения.
Исходя из данных ограничений влияния фискальной политики на совокупный
спрос, предположим, что налоги paвны нулю. По оси Х отложим величину ВНП,
по оси Y - совокупные расходы, которые состоят из расходов населения,
предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг.
Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением,
предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, можно
графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси Х под углом 45°. В
любой точке этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке. Теперь
введем график потребления СС. Точка А показывает то состояние, когда
расходы населения равны его потреблению. В результате закупок предприятий
спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций C+I. Теперь совокупные
расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В
точке В достигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в
объеме ОВ - будет предъявлен спрос населе-
Рис. Влияние государственных расходов совокупный спрос
ния и предприятий. Введение государственных расходов, которые оказывают
воздействие, подобное потребительским расходам и инвестициям, вызовет
перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°.
Государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и
стимулируют рост совокупного спроса, а, следовательно, стимулируют
производство ВНП. В результате государственных закупок спрос увеличивается
на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные
расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и
государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой
C+I+G. Расстояние между C+I+G и С+I показывает величину государственных
расходов на товары и услуги. Таким образом, государственные расходы
оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские
расходы и инвестиции. Точка Е показывает равновесный уровень ВНП, при
котором общие расходы paвны объему производства. Исходя из данных
рассуждении можно записать, что BHП=C+1+G, где С - потребительский расход
населения, I - инвестиции предприятия, G - государственные расходы на
закупку товаров и услуг. Фискальная политика воздействует, прежде всего, на
совокупный спрос. Рост правительственных расходов повышает совокупный
спрос, стимулирует выпуск продукции. Но более высокий уровень ВНП
увеличивает процентную ставку на фондовых рынках, которая, снижая
действенность фискальной политики, снижает уровень инвестиционных расходов.
Фискальная политика, таким образом, воздействует на товарные рынки, сдвигая
кривую IS, которая демонстрирует равновесие на товарных рынках. При
неизменной ставке процента более высокий уровень государственных расходов
будет увеличивать уровень совокупного спроса. Покрывая рост спроса, выпуск
продукта должен увеличиваться. Это отражается сдвигом IS в положении IS'.
Экспансионистская фискальная политика сдвигает кривую IS вверх вправо, она
увеличивает равновесный доход, но растет и равновесная ставка процента.
Рис. Воздействие фискальной политики на уровень ВНП
Если экономика первоначально находилась в равновесии в точке Е, то мы
движемся (при постоянной ставке процента) к точке Е". В точке Е" рынок
товаров находится в равновесии, плановые расходы равны выпуску продукции.
Но на фондовом рынке нет равновесия. Доход увеличивается и, следовательно,
спрос на деньги становится выше. При ставке процента io спрос на деньги
превышает предложение денег. Этот избыток спроса на реальные денежные
балансы увеличивает ставку процента. Но когда ставка процента растет,
частные расходы сокращаются. Фирмы снижают планируемые инвестиции и, таким
образом, совокупный спрос понижается. Регулирование завершается в точке Е',
где и товарный, и денежный рынки находятся в равновесии - это новая точка
равновесия. Сравнивая положение в точке Е' с первоначальным равновесным
положением Е видно, что рост государственных расходов увеличивает и доход,
и ставку процента.
Мультипликатор государственных расходов.
Итак, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на
объемы национального производства и занятость населения. Подобно
инвестициям, они также обладают мультипликационным или множительным
эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и.т. д. потребительских
расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиции.
Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в
результате приращения государственных расходов на закупку товаров и услуг:
Прирост ВНП
МРG =
Прирост государственных расходов
Покажем суть этого мультэффекта. Предположим, что при данном уровне
потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состояние
макроэкономики достигается и точке Е при объеме ВНП, равном 60 млрд р.
[pic]
Рис. Мультипликатор государственных расходов
Пусть объем государственных расходов вырос на 10 млрд р.,
следовательно. прямая С + I + G сдвигается вверх на 10 млрд р. Теперь
состояние макроэкономического равновесия будет достигаться в точке Е1, в
которой ВНП уже составляет 80 млрд р. Таким образом, приращение
государственных расходов на 10 млрд р. привело к увеличению ВНП на 20 млрд
р. Исходя из этого можно сказать, что МРG в данном случае равен 2. По сути
дела, МРG по своей модели полностью совпадает с мультипликатором
инвестиций. И если исходить из того, что МРС=1/2, то МРG= I /(I-MPC)=2. где
MPC – предельная склонность к потреблению. Каждый рубль, израсходованный
государством на закупку товаров и услуг, увеличил ВНП на 2р., т. е. вызвал
приращение вторичных расходов в народном хозяйстве.
Таким образом, рост объема государственных закупок увеличивает
равновесный уровень выпуска продукции. Подобный механизм влияния
государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время
спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы
увеличить выпуск продукции. И, наоборот, в период бума правительство может
снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного проса
и выпуска продукции.
Действие фискальной политики в экстремальных ситуациях: ликвидная
ловушка и классический случай.
Если экономика находится в ликвидной ловушке, при которой кривая LM
горизонтальна, рост государственных расходов имеет максимальное влияние на
равновесный уровень дохода. Ставка процента не меняется, следовательно, нет
тормозящего действия роста госрасходов на национальный доход.
[pic]
Рис. Ликвидная ловушка
Классический случай и эффект вытеснения частных инвестиции. Сначала
рассмотрим, что собой представляет эффект вытеснения. Эффект вытеснения
возникает тогда, когда в результате экспансионистской фискальной политики
ставка процента повышается до такого размера, что уменьшаются частные
расходы, особенно инвестиции. Если кривая LM проходит вертикально, о рост
госрасходов не увеличивает равновесный уровень дохода, а лишь увеличивает
ставку процента.
Рост госдоходов сдвигает кривую IS до положения IS', но не оказывает
влияния на доход. Если спрос на деньги не восприимчив к изменению ставки
процента (как подразумевает вертикальная LM), то существует единственный
уровень дохода, при котором денежный рынок находится в равновесии. Taким
образом, рост правительственных расходов не изменяет равновесный уровень
дохода, а только увеличивает равновесную ставку процента. Но если
госрасходы увеличиваются, а уровень доходов неизменен, то это должно
компенсироваться снижением личных доходов. Рост ставки процента вытесняет
частные инвестиции. Эффект вытеснения, точно определяя значение этого
термина, означает снижение частных расходов (особенно инвестиций), в
соответствии с ростом ставки процента в случае фискальной экспансии. Когда
кривая LM вертикальна, эффект вытеснения будет максимальным. График
инвестиций показывает это. Если положительный наклон графика кривой
сильнее, чем вертикальный, ставка процента при воздействии фискальной
политики увеличивается медленно, и как результат, инвестиции снижаются
незначительно. Размеры эффекта вытеснения, таким образом, зависят от
наклона кривой LM и, следовательно, от процентной зависимости спроса на
деньги. Если в экономике наблюдается полная занятость, то рост товаров и
услуг, закупаемых государством, должен означать, что любые другие сектора
покупают меньше товаров и услуг в размере, равном наиболее высокому уровню
госрасходов.
В экономике с недоиспользованными ресурсами не может наблюдаться полный
эффект вытеснения. Если фискальная экспансия увеличит ставку процента, то и
доход также увеличится. Рост совокупного спроса вызывает увеличение дохода,
а с увеличением дохода увеличивается уровень сбережений. Это расширение
сбережений делает возможным финансирование дефицита бюджета без полного
вытеснения частных инвестиций.
При неполной занятости и, следовательно, при возможности увеличения
выпуска продукта, ставка процента может и не расти, т. е. нет и вытеснения
(что верно для случая, когда монетаристские авторитеты приспосабливают
финансовую экспансию к росту денежного предложения).
[pic]
Рис. Классический случай
Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Налоги и государственные расходы предполагают друг друга. Каждый
является экономическим рычагом, воздействующим на рост валового
национального продукта. Но действие этих рычагов противоположно, поэтому
эффекты их одновременного использования могут взаимопогашаться. Рост
налогов подавляет динамику ВНП, а увеличение государственных закупок,
создавая дополнительный спрос, может вести к увеличению предложения
товаров, т. е. к росту ВНП. Если степень воздействия указанных рычагов одна
и та же, то эффекты их применения будут бесполезными.
Для эффективного использования налогов и государственных расходов важно
точно определить силу воздействия каждого из них на динамику ВНП. Для
решения этой проблемы применяется анализ мультипликатора сбалансированного
бюджета, представляющий своеобразный вектор действия противоположных сил,—
налогового мультипликатора и мультипликатора государственных расходов.
Сопоставим их между собой, чтобы найти мультипликатор сбалансированного
бюджета. Для решения этой задачи предположим, что суммы государственных
расходов и величина собранных налогов равны между собой и составляют 20
единиц.
Если известна предельная склонность к потреблению (МРС) и предельная
склонность к сбережению (MPS), можно определить мультипликационные эффекты.
Пусть МРС будет равна 3:4, a MPS - 1:4.
Увеличение государственных расходов (G) вызовет цепную реакцию роста
совокупного спроса и увеличения ВНП. В этом примере прирост на 20 единиц
приведет к приросту ВНП на 80 единиц, так как мультипликатор
государственных расходов MG обратно пропорционален предельной склонности к
сбережениям (если MPS =-1:4, то Мц = 4).
Рост налоговых поступлений также вызовет цепную реакцию изменений в
экономике, так как произойдет сокращение объёма потребления, а значит и
падение совокупного спроса и величины ВВП. Силу этой цепной реакции
отобразит налоговый мультипликатор МТ. Налоговый мультипликатор имеет
отрицательный знак, так как отражает процесс сжатия ВНП при росте налогов.
Увеличение налогов сокращает личные расходы, которые население
реализует через личное потребление и сбережения. Если сбережения не
вкладываются, то они не способны оказать влияние на динамику ВНП. Это
означает, что такие сбережения не обладают мультипликативным эффектом.
Сокращение потребления же такой эффект даст. Увеличение налогов на 20
единиц сократит потребление, но не на всю указанную величину, а только на
15 единиц (- (С= Т( МРС). Еще на 5 единиц сократятся сбережения.
Сжатие потребления на 15 единиц приведет к последующему сокращению
совокупного спроса, что, с учетом мультипликативного эффекта, приведет к
сжатию ВНП на 60 единиц (-15 • 4).
Итак, прирост государственных расходов на 20 единиц увеличил ВПП на 80
единиц, а увеличение налогов на 20 единиц сократило ВНП на 60 единиц. В
результате действии, указанных взаимопогашающихся эффектов, ВНП увеличился
всего на 20 единиц, что равно размеру первоначального прироста
государственных расходов и налогов, т. е. мультипликатор сбалансированного
бюджета равен единице.
Т = +20 S = -5 ВНП=-60
C=-15
Чистый
прирост ВНП = +20,
G = +20 ВНП = +80 где Т — налоги; G — госрасходы; S — сбережения; С — потребление.
Предыдущий анализ показал, что множительный эффект прироста
государственных расходов МG оказался мощнее множительного эффекта сжатия
налогом потребления, т. е. налогового мультипликатора МТ (МG>MT). Налоговый
мультипликатор представляет меньшую величину по сравнению с
мультипликатором государственных расходов, поскольку множителем MT
является МРС — доля, приходящаяся на прирост потребления в общем приросте
дохода. Эта доля меньше единицы.
Итак, при обозначении мультипликатора государственных расходов через МG формула налогового мультипликатора MT приобретает следующий вид:
MT = -МРС ( МG,
где МТ — налоговый мультипликатор; МG - мультипликатор государственных
расходов; МРС— предельная склонность к потреблению.
Дискреционная фискальная политика и встроенные стабилизаторы.
Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное
манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения
реального объема национального производства и занятости, контроля над
инфляцией и ускорения экономического роста. В рамках дискреционной политики
рассматриваются различные социальные программы, государственная программа
занятости, изменения налоговых ставок.
Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с
безработицей и стабилизации экономики. Осуществляется эта программа за счет
средств государства и местных органов власти. Например, широкое применение
в рыночной экономике в период кризиса 1929-1933 гг. нашла программа
организации общественных работ. По этой программе государство за счет
бюджетных средств организовало различные виды работ для населения по
принципу «лишь бы занять» — иногда одни копали ямы, а другие их закапывали.
Поэтому довольно часто, с точки зрения экономики, эти программы были
малоэффективны. Главная задача этих программ состояла в том, чтобы
стимулировать совокупный спрос и снять социальное напряжение в обществе в
условиях массового роста безработицы. Поскольку эти программы довольно
расточительны, гораздо эффективнее проводить регулярную антициклическую
политику, чем бороться с последствиями кризиса не самым эффективным
способом. Конечно, эти программы занятости могут модифицироваться. Так, для
роста занятости можно поощрять мелкие предприятия, обеспечивающие
максимальную занятость на своем производстве. Такая практика используется в
Китае.
В условиях нормального экономического развития правительство должно
иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы
эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу.
Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер. Весьма
эффективны они в том плане, что в отличие от программ общественных работ
требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо
локальном рынке.
Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий,
различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на
образование, медицину и т. д. Эти программы позволяют стабилизировать
экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения. Главным
недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях
спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.
Изменение налоговых ставок, с этой точки зрения, является более эффект
тинным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Так, снижение
ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада мoжет удержать
доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов,
увеличивая потребительские расходы. Но есть здесь и недостаток. Временное
снижение налогов не всегда приемлемо для борьбы со спадом, так как в
демократическом обществе, как правило, сложнее повысить налоги после
преодоления спада, гораздо проще бывает организовать политические
настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу с инфляционным разрывом
и чрезмерной занятостью.
Эффективная дискреционная фискальная политика предполагает грамотную
диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой
правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы на
прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако узнать, во что выльются
возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому
правительство не всегда может предугадать действительные направления
развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке
фискальной политики с известным запозданием. Образуется временной лаг между
необходимостью настройки экономических рычагов фискальной политики и
принятию решений правительства.
Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной политики
связано также с обычными административными процедурами по организации
мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики.
Эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу,
потому что вложения средств в развитие производства окупаются по истечении
достаточно большого срока времени.
Отмеченные запаздывания, временные лаги между периодом возникновения
потребности в новых направлениях фискальной политики и получением
ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на
друга. Это, безусловно, ухудшает возможности дискреционной фискальной
политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и
эффективно их корректировать.
Встроенные стабилизаторы. Ограниченные возможности дискреционной
фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми
хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом
фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые
поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых
встроенных стабилизаторов. Их суть заключается в увязке ставок налогов с
величиной получаемого дохода. Почти все налоги построены таким образом, что
позволяют обеспечить рост налоговых поступлений с увеличением чистого
национального продукта. Это касается подоходного налога на физических лиц,
который имеет прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную
стоимость; налога с продаж, акцизов.
[pic]
Рис. Встроенные стабилизаторы: где G — государственные расходы; Т— налоговые поступления
На графике размеры государственных расходов постоянны. На самом же деле
они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и
правительства, а не от роста ВНП. Поэтому график не показывает прямой связи
государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления во
время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи и
доходы. Изъятие же части доходов налогами сдерживает темпы экономического
роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий
правительства, предотвращается перегрев экономики из-за диспропорций во
время подъема.
В этот период налоговые поступления превышают государственные
расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета,
который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам,
взятым в депрессивный период экономики.
График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП
уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита
государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений
сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная
конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что
спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение
налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от
нарастания кризиса и ослабляет падение производства.
Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим
направлениям:
• требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным
поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих пор
планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и теоретические
разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера», показывают, что тот
уровень, с которого начинается массовое бегство от налогов, обусловливает
низкий уровень собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса
неплатежей предприятий подрываются условия непрерывного производства;
• необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет
поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и
имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в
природоэксплуатирующнх отраслях, что обеспечит рост платежей за
использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное
налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы
основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;
• назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний
период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы,
индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и коррупцией.
Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь и хорошо
отработанной, налаженной налоговой политике.
Сочетание денежной и фискальной политики. Сочетание денежной политики и
фискальной используется тогда, когда предложение денег растет для того,
чтобы предотвратить возрастание ставки процента. Центральный банк печатает
деньги для покупки ценных бумаг, а затем правительство покрывает с их
помощью свои бюджетный дефицит. Когда происходит такое приспособление, то
кривые IS и LM сдвигаются вправо.
[pic]
Рис. Денежное приспособление фискальной политики
Фискальная экспансия сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает
равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на
деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего
вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную
экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM
до LM ' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0
и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная
фискальная политика может быть использована для расширения совокупного
спроса и увеличения национального продукта.
Итак, при растущем предложении денег наблюдается сдвиг кривой LM вниз
вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой
стороны, можно использовать экспансионистскую фискальную политику,
сдвигающую кривую IS вверх вправо. Альтернатива между денежной и фискальной
политикой как инструментами стабилизационной политики — это сложный вопрос.
Важно рассмотреть, как они влияют на рост совокупного спроса. В этом
отношении существует отчетливое различие между денежной и фискальной
политикой. Денежная политика оказывает воздействие при стимулировании
процентно зависящих компонентов совокупного спроса, особенно инвестиционных
расходов. Убедительное доказательство этому — быстрый и сильный эффект
влияния денежной политики на жилищное строительство.
Фискальная политика, напротив, оказывает воздействие через покупку
государством товаров и услуг или через изменение налогов и трансфертов (под
госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на
прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение).
Рассмотрим влияние составляющих фискальной политики на ключевые
переменные. Один из интересных случаев — инвестиционные субсидии, когда
государство субсидирует инвестиции, таким образом как бы оплачивая часть
расходов каждой фирмы на инвестиции, т. е. при каждом уровне процента фирмы
теперь планируют больше инвестиций (рис. а).
Кривая IS (рис. б) сдвигается на величину роста инвестиций (рис. а)
(еще действует мультипликатор времени а). Новое равновесие достигается в
точке Е'. Ставка процента растет, но это не отменяет влияния инвестиционных
субсидий.
На рисунке показана экономика, первоначально находившаяся в точке Е. с
неполной занятостью, а затем достигающая уровня выпуска продукта у* при
полной занятости. Для достижения этого уровня продукта можно использовать
фискальную политику (экспансию) с продвижением к точке Е1 (с более высокой
ставкой процента). Можно выбрать денежную экспансию, ведущую к состоянию
полной занятости с более низкой ставкой процента (Е2). Можно также
подобрать сочетание фискальной и денежной политики приводящее к какому-либо
промежуточному состоянию. (Денежная экспансия сдвигает LM вправо вниз,
фискальная политика сдвигает кривую IS вправо вверх). Снижение ставки
процента в случае денежной экспансии означает, что инвестиции увеличатся от
E2 до Е1. Обе финансовые политики увеличивают продукт, но их влияние на
различные отрасли экономики различно. Необходимо решить, что даст
наибольшую выгоду.
[pic]
а) б)
Рис. Влияние инвестиции на ВНП
Консерваторы доказывают необходимость снижения налогов. Они
поддерживают стабилизирующую политику, при которой налоги снижаются в
период регрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают,
что необходимо расширить поле деятельности государства в сфере образования,
охраны окружающей среды, подготовки кадров и т. д. и следовательно,
поддержать экспансионистскую политику в форме роста госрасходов Доказано,
что необходимо действовать через снижение ставки процента поддерживая рост
инвестиционных расходов, т. е. государственные деятели могут выбирать такую
политику, которая будет не только приводить экономику к состоянию полной
занятости, но и окажет содействие в решении других проблем.
[pic]
Рис. Выбор между денежной и фискальной политикой
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют | важную
роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая
не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической
политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить
размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти
колебания они не в состоянии.
Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной
политики. К ним можно отнести:
. наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
. административные задержки; . пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.
Список использованной литературы.
1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с английского со 2- го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993.
2. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / под общей ред. акад.В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.
3. Экономическая теория: Учебник: В 2 ч. Ч. 2. 2-е изд., испр. и доп./
Под общ. ред. М.А. Винокурова, М.П. Дёминой. – Иркутск: Изд-во ИГЭА,
1999.
4. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. – М.: Инфра – М., 1998.
5. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник / под ред. В.Г. Князева,
Д.Г. Черника – 2-е изд., перераб. и допол. –М.: Закон и право, 1997.
-----------------------
Ц е л и ф и с к а л ь н о й п о л и т и к и
Сглаживание колебаний экономического цикла
Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции
Стабилизация темпов экономического роста
Типы фискальной политики
Автоматическая
Дискреционная
ПАССИВНАЯ фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях
государственных расходов и налогов вводятся автоматически
Сознательное манипулирование налогами и расходами или АКТИВНАЯ фискальная
политика
Встроенные стабилизаторы
Изменения в налоговых поступлениях
Пособия по безработице и другие социальные выплаты
Субсидии фермерам