Реферат по предмету "Экономика"


О "мягком" и "жестком" бюджетировании

О "мягком" и "жестком"
бюджетировании

Евгений
ПУШКАРЕВ, Руководитель проектов, Группа "Современные технологии
управления" г. Самара

В
настоящее время интерес к системе бюджетного управления у руководителей и
собственников компаний достаточно высок. Это связано, во-первых, с
необходимостью совершенствования систем мотивации персонала, а во-вторых, с
требованиями снижения затрат и повышения качества продукта, предъявляемыми все
более конкурентным рынком. Этим требованиям как раз отвечает механизм
бюджетного управления, представляющий собой систему управления компанией по
центрам финансовой ответственности через бюджеты. Именно управления, а не учета
или контроля, поскольку бюджетирование является больше управленческой, чем
учетной технологией. Результатами успешного внедрения такой системы являются
контроль не только над накладными расходами, но и над тремя основными
финансовыми показателями организации: прибылью, рентабельностью и отдачей на капитал
(ROI). Кроме того, выявляется влияние на эти показатели действий каждой службы,
причем этот анализ можно проводить вплоть до уровня рабочего места. Таким
образом, выявляется эффективность работы сотрудников, и компенсационный пакет
связывается непосредственно с результатами работы.

Вместе
с тем, значительный процент неудач внедрений системы бюджетирования связан, на
наш взгляд, с неготовностью работников предприятия к изменениям своих зон
ответственности, прав и обязанностей. Данная статья посвящена изменениям,
сопровождающим постановку бюджетирования, и методам их оптимального внедрения.

Прежде
всего, необходимо отметить, что первым этапом разработки системы бюджетного
управления должна стать структуризация деятельности, т.е. создание процессной
модели деятельности фирмы. Хотя многие авторы статей и методик по
бюджетированию прямо это не указывают, бюджетировать необходимо выходы
бизнес-процессов, а конкретнее, те из них, которые представляют собой движение
материальных и финансовых потоков.

Второй
этап - создание финансовой структуры компании, то есть определение набора и
иерархии центров финансовой ответственности (ЦФО) и центров финансового учета
(ЦФУ). В идеале, финансовая структура должна соответствовать процессной модели,
полученной на первом этапе. В таком случае неизбежно возникнет противоречие
между существующей организационной (как правило, линейно-функциональной)
структурой и структурой процессов. Варианты разрешения данного противоречия
могут быть следующими:

"жесткий
вариант" - полное реформирование оргструктуры, включая переподчинение
отделов и должностных лиц. Возможные последствия такого решения: сопротивление
подчиненных, увольнение ценных сотрудников.

"мягкий
вариант" - формирование финансовой структуры на основе организационной,
при этом структура ЦФО соответствует структуре функциональных служб, при этом
руководители служб, помимо своих функциональных обязанностей, несут
ответственность и за выполнение бюджетных планов.

"компромисс"
- принятие за основу оргструктуры с последующей ее модификацией для получения
структуры финансовой, например, объединение однородных по функционалу
подразделений в одно ЦФО. Разделение одного подразделения на несколько или
включение отдела из одной функциональной ветви в ЦФО, управляемый руководителем
другого направления, не рекомендуется, поскольку это повлечет за собой
переподчинение сотрудников данной службы.

Выбор
варианта финансовой структуры зависит, прежде всего, от стиля управления
организацией. Проектно- и процессноориентированные организации без труда смогут
перейти к "идеальной" схеме распределения ответственности и контроля
результатов по бизнес-процессам; крупным предприятиям с линейной оргструктурой
будет логичнее пойти по "мягкому" или "компромиссному"
варианту. Предпочтительным в данном случае будет компромиссный вариант,
поскольку при бюджетировании текущей оргструктуры фактически получается система
учета накладных расходов подразделений, так как в случае участия нескольких
подразделений в результатах одного процесса, будет очень сложно вычленить вклад
каждой службы в конечный результат.

Тем
не менее, при значительном противодействии со стороны руководителей служб и/или
сжатых сроках реализации проекта выгоднее выбрать мягкий вариант.

Следующий
этап - разработка структуры бюджетов. Бюджеты подразделяются по объектам
планирования и учета на три вида:

бюджеты
предприятия (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и
бюджет по балансовому листу) - сводные финансовые документы высшего уровня,
отражающие прибыль, ликвидность и рентабельность капитала предприятия;

функциональные
бюджеты - отражение результатов процессов, поддающихся натуральной и
стоимостной оценке;

операционные
бюджеты - бюджеты, в которых учитывается финансовый результат деятельности
подразделений предприятия.

Логика
консолидации бюджетов предприятия из функциональных и операционных бюджетов
должна отражать последовательность формирования финансового результата. Это
позволяет отследить причины отклонений плановых результатов от фактических.

Последним
этапом разработки системы бюджетного управления является описание требований к
автоматизации системы, то есть набора информационных объектов - справочников,
документов, отчетов и т.п., автоматизированных рабочих мест - то есть прав
доступа пользователей к информационным объектам и регламента работы с ними, а
также бюджетных операций.

Следующий
блок работ представляет собой разработку информационной системы, ее
тестирование и ввод в промышленную эксплуатацию.

Опыт
разработки и внедрения автоматизированных систем бюджетирования показывает, что
для достижения целей данного проекта необходимо обращать внимание на следующие
вопросы:

обучение
принципам построения и функционирования системы бюджетного управления будущих
пользователей;

использование
одних и тех же управленческих аналитик для планирования, контроля и анализа
деятельности;

определение
ответственных за составление планов, их выполнение, учет и регистрацию
результатов, а также за последующий анализ;

четкое
описание регламентов взаимодействия подразделений в процессе составления и
исполнения бюджетов;

интеграцию
автоматизированной системы бюджетного управления с существующей
учетно-аналитической системой (требование однократного ввода данных);

Только
при выполнении всех вышеперечисленных условий система бюджетного управления
станет удобным и гибким инструментом для планирования и анализа деятельности и
принятия управленческих решений.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru http://www.cfin.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Трагические разлады в лирике В Маяковского
Реферат Моўная гульня ў рэкламным тэксце
Реферат Проблемность в методике преподавания иностранного языка
Реферат Сословия в России
Реферат Торгово-економічні відносини з Соціалістичною Республікою В`єтнам
Реферат Отношение к античной и средневековой культуре.
Реферат Авианосцы типа Мидуэй
Реферат Иммунологическая специфичность
Реферат Структура основного капитала предприятия. Фонды обязательного медицинского страхования
Реферат Глава администрации
Реферат Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Реферат Critical Analysis Of The Awakening By Kate
Реферат 30 ноября 2006 г. N 116 о внесении изменений и дополнения в инструкцию о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами
Реферат Особенности развития трамвайного транспорта в современной транспортной системе города на примере
Реферат Hope Is Pathetic Essay Research Paper Barrett