Эко-эффективность и устойчивое развитие
Согласно
определению World Business Council for Sustainable Development (WBCSD),
эко-эффективность достигается при производстве конкурентноспособных товаров и
услуг, полностью удовлетворяющих потребности потребителей и улучшающих качество
жизни при условии постепенного снижения ресурсоемкости и вредного воздействия
на окружающую среду, которое должно сокращаться до тех пор, пока не достигнет
как минимум того предела, когда Земля уже будет способна самостоятельно
преодолевать эти воздействия. Таким образом, концепция эко-эффективности
представляет собой воплощение идеи устойчивого развития применительно к
бизнесу.
Понятие
эко-эффективности впервые появилось в отчете WBCSD "Меняющийся курс"
(Changing Course) в 1992 году. Stephan Schmidheiny, один из авторов отчета,
отметил, что рост благосостояния вовсе необязательно зависит от интенсивности
эксплуатации природных ресурсов. Более того, была выявлена прямая зависимость
между экологическими улучшениями на предприятии и экономической выгодой. Она
достигается за счет экономии ресурсов, которая приводит к сокращению затрат на
приобретение сырья, на выбросы, сбросы и размещение отходов. Концепция
эко-эффективности построена на основе идеи предотвращения загрязнения. С
экономической точки зрения, это означает инвестиции в будущее, направленные во
избежание последующих расходов на очистку окружающей среды. Более того, по
опыту известно, что многие улучшения в процессе производства могут быть сделаны
практически без существенных расходов или вообще бесплатно. Такие возможности,
безусловно, привлекательны для бизнеса и должны быть реализованы.
Концепция
эко-эффективности, равно как и созвучная с ней концепция более чистого
производства (Cleaner Production), разработанная UNEP, охватывает не только
предотвращение загрязнения и управление рисками, но и уделяет внимание
производительности ресурсов, оценке жизненных циклов продукции, большему
вовлечению заинтересованных сторон. Такие мероприятия позволят не только
сэкономить средства, но и получить дополнительную выгоду за счет увеличения
доли на рынке, улучшения связи с заинтересованными сторонами и улучшения
репутации компании. Говоря о воплощении в реальность концепции эко-эффективности,
важно отметить, что бизнес в целом готов к выполнению этой задачи, поскольку
обладает технической компетенцией и навыками управления, а также финансовыми и
кадровыми ресурсами, необходимыми для развития бизнес-стратегий и разработки
новых продуктов и услуг, отвечающих требованиям эко-эффективности.
Таким
образом, концепция эко-эффективности является одной из движущих сил, которая
направляет бизнес к устойчивому развитию. Говоря об увеличении
эко-эффективности, обычно выделяют две стратегические цели: фактор 10
(применение технологий, которые позволят в 10 раз сократить вредное воздействия
на окружающую среду при сохранении существующего уровня производства) и фактор
4 (четырехкратное повышение производительности природных ресурсов за счет двукратного
увеличения прибыли и двукратного сокращения потребления ресурсов и нагрузки на
окружающую среду).
Следует
отметить, что к основным составляющим устойчивого развития относятся не только
экономическое процветание и охрана окружающей среды, но и социальные гарантии
гражданам. Социальные аспекты важны для бизнеса, так как высокий уровень
образования и здоровья сотрудников - признак успешно развивающейся компании.
Бизнес не в состоянии самостоятельно решить социальные вопросы - необходимо
сотрудничество с органами власти и общественными организациями. Это
сотрудничество значимо и с точки зрения эко-эффективности, например, важным
условием сокращения отходов потребления является экологическое воспитание.
Реализация такого рода программ возможна на основе глубокого анализа
экологических аспектов на протяжении всего жизненного цикла продукции.
Стороны, заинтересованные в информации об
экоэффективности
Если
предприятие провело работу по оценке эко-эффективности, то полученные данные
будет целесообразно донести до заинтересованных сторон. Если предприятие
добилось значительных успехов в направлении улучшения эко-эффективности, отчет
об этом будет способствовать улучшению репутации компании. Способы
распространения информации об эко-эффективности: размещение в интернете,
публикация в других средствах массовой информации, адресная рассылка,
проведение презентации и др.
Перечислим
тех, кто заинтересован в информации об эко-эффективности компании:
Внутренняя
аудитория:
Менеджмент
компании: принятие более оптимальных решений, постановка целей и выполнение
программ по улучшению продукции, процессов.
Сотрудники:
профессиональный интерес в области улучшения эко-эффективности компании.
Сотрудники могут узнать, как им лучше работать, чтобы достичь общего успеха.
Совет
директоров: разработка долговременных программ, принятие стратегических
решений.
Внешняя
аудитория:
Инвесторы,
акционеры и аналитики: смотрят, как эко-эффективность влияет на финансовые
показатели и инвестиционную привлекательность.
Банкиры
могут учитывать эко-эффективность при принятии решений о кредитовании
предприятия; высокая эко-эффективность означает высокую кредитоспособность.
Страховые
компании могут использовать индикаторы эко-эффективности как способ выявления
потенциальных страховых рисков и для определения страховых взносов и выплат.
Органы
международной стандартизации могут внедрить индикаторы эко-эффективности в
стандарты менеджмента.
Органы
местного самоуправления (общины и муниципалитеты) могут быть заинтересованы в
эффективности предприятий своего района.
Покупатели,
в первую очередь, экологически сознательные покупатели, могут использовать
информацию об эко-эффективности при принятии решений о покупке тех или иных
товаров.
Список литературы
1. Cleaner production and
Eco-efficiency. Complementary approaches to sustainable development. WBCSD,
UNEP
2. Dr. Marcus Lehni. ISO Round Table
Stockholm. 2000
3. Eco-efficiency Indicators
project. A first set of eco-efficiency indicators for industry: Pilot study. -
Anite.1999
4. Eco-efficient Leadership for
Improved Economic and Environmental Performance. -WBCSD. 2000.
5. Hendrik A. Verfaillie, Robin
Bidwell. Measuring eco-efficiency. A guide to reporting company performance.
June 2000
6. Kaspar Mueller and Dr. Andreas
Sturm Standardized Eco-Efficiency Indicators. Report 1: Concept Paper.
Revision: 1.0.5. - Ellipson. 2001.
7. Making sustainability
accountable: Eco-efficiency, resource productivity and innovation. Proceedings
of a workshop on the occasion of the Fifth Anniversary of the European
Environment Agency (EEA) Copenhagen.1998
8. Peter James. Business,
eco-efficiency and sustainable development. The role of environmental
management tools. An international workshop organized by INETI, Portugese
Directorate-General of Industry and the European Comission. Lisbon.
2000.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecobez.narod.ru