Реферат по предмету "Философия"


Человек. Взаимоотношения человека и Бога

Человек.
Взаимоотношения человека и Бога

Человек,
согласно учению Фомы Аквинского (1225—1274), соединяет в себе природу
материальных тел- растений и животных- и обладает сверх того разумной душой и
свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях.

Субъективно
человек действует свободно, но всё, что он делает, делает через него Бог. Своим
предвечным решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей
жизни, других для осуждения на вечные муки в аду. В этом суть знаменитого в
истории христианства учении о божественном предопределении.

Исходя из
иерархической системы ценностей, в которой высшее благо отождествляется с
Богом, а зло- с материальным миром, церковь разрабатывает учение о восхождении
человеческой души к Богу как высшей цели человеческого существования.
Средневековая мораль основывается на представлении о греховной, низменной
природе человека: в результате грехопадения Адама человек лишился своего
идеального первобытного состояния. « Человек- есть собрание мерзостей, пища
червей », — писал один из средневековых богословов. Только искупительная жертва
Иисуса Христа способна избавить человечество от его мучений, и только через
посредство церкви, приняв её таинства, человек может искупить свой грех и
достигнуть вечного блаженства. Таким образом, цель человеческого существования
переносится в загробный мир, земная жизнь лишь приготовление к смерти.

Презрение к
миру, потребностям человека, к телу, к радостям и наслаждениям, к земному
преходящему счастью, к богатству, к славе считалось важнейшим требованием
добродетели.. Самоуничижение, смирение, отречение от самого себя,
самобичевание- всем этим человек мог надеяться стать угодным богу.

Организатор
ордена «францисканцев», ставшего оплотом церкви, Франциск Ассизский (1181—1226)
проповедовал полный отказ от какой-либо собственности. Он учил ненавидеть
человеческое тело со всеми его пороками и грехами, презрение и отвращение надо
питать к нему, ибо все люди по своей же вине несчастные и гнусные,
отвратительные черви.

Культура эпохи
Возрождения получила название гуманизма (от лат. humanus- человеческий,
человечный). Вся культура Возрождения, её философия наполнена признанием
ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление
своих способностей. Итальянский гуманист Л. Валла (1407-1457) утверждал, что
жизнь- высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть
стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.

Валла
отказывается рассматривать человека в духе аристотелевско — томистской
традиции, согласно которой человек считался причастным к Богу через
двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной и бессмертной.
Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие её функции,
как память, разум, воля. Он считает ощущения единственным источником познания
мира и моральной деятельности. Наслаждение определяется Валлой, как «благо, к
которому всюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела»,
именно наслаждение объявляется «высшим благом».

Л. Валла
подчеркивает различие между тем, как он понимает высшее благо, и тем, что под
высшим благом понимает Августин. У Августина высшее благо- это блаженство,
связанное с познанием высших абсолютных истин и самого Бога. У Валлы высшее
благо- это любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности,
если оно является его жизненной целью.

Аскетическим
добродетелям он противопоставляет светские добродетели: добродетель не только в
перенесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством; не
только в воздержании, но и в браке; не только в послушании, но и в том, чтобы
мудро управлять. Попытка вывести нравственность из природы человека была очень
важной для идеологии гуманизма.

Бог
рассматривается, прежде всего, как творческое начало, в уподоблении которому-
главная задача и предназначение человека. И задачей философии оказывается не
противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и
материального начал, а раскрытие их гармонического единства.

Гуманисты, как
правило, не отвергают ни сотворения человека богом, ни бессмертия души. В
атеизме их обвиняли враги и то редко, не всех и, как правило, без достаточных
оснований. Но в своём учении о человеке они исходят прежде всего из
представления о «природе человека». Основываясь на представлениях о
человеческой природе, строят они и человеческую нравственность, учение о
человеческом благородстве, концепцию достоинства человека. «То, что присуще нам
от природы, менее всего достойно осуждения», — заявляет Поджо Браччолини.

Гуманизм
рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения,
а как проблему достоинства человека. Достоинство заключено прежде всего в
признанной за человеком возможности возвыситься от «дикого», «варварского»,
«животного» состояния до истинно человеческого. Это истинно человеческое
состояние есть результат осуществления заложенных в человеке возможностей к
совершенствованию. Заложенные в нем богом, они требуют для своего осуществления
собственных усилий человека, культурной творческой деятельности.

Высшим
результатом деятельности человека, высшим осуществлением человеческого
достоинства, по мнению гуманистов, является его «божественность», т. е.
возвышение человека до того, по чьему образу и подобию он сотворён.

Гуманистическая
философия поддерживает в человеке деятельное начало. «Человек рождается не для
того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над
великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить богу и почтить
его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и
полное счастье», — так формулирует важнейший вывод гуманистической этики Леон
Баттиста Альберти.

На первый план
в учении о достоинстве человека выдвигается величие его ума и подвига, величие
духа, величие гения.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Кого из героев поэмы автор изобразил с биографическими подробностями
Реферат Лекции - Хирургия (грыжи)
Реферат Лабораторная работа по Информатике 2
Реферат Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Реферат Ancient Nubia Essay Research Paper Definition of
Реферат Особенности формирования коллективных отношений детей младшего подросткового возраста в условиях летнего лагеря
Реферат Новый этап "государственного социализма": правление Х. Буша
Реферат Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» и его основные отличия от законодательных актов, ранее регулировавших правоотношения в сфере архивной деятельности
Реферат Учения Адама Смита
Реферат Творчество Ч. Диккенса. Англичане – спортивная нация
Реферат Разрабка технологического процесса сборки и сварки корпусной конструкции
Реферат Лекции - Хирургия (заболевания желчных путей)
Реферат Конкурентоспособность организаций на рынке производства пластиковых карт на примере ООО Перспективные
Реферат Технология оборудования для установки ПМ-компонентов на печатные платы
Реферат Лекции - Хирургия (Заболевания пищевода)