Авсенев Петр
Семенович
(1810 -
1852)
Авсенев Петр
Семенович(впоследствии архимандрит Феофан) философ и психолог. Профессор
Киевской Духовной Академии /1836-1850/, затем настоятель посольской церкви в
Риме. Предметом особого интереса Авсенев были исключительные проявления
душевной жизни человека /ясновидение, сомнабулизм и т.п./, рассматриваемые как
сверхестественные феномены. Авсенев разработал "план истории души",
включая вопросы о ее происхождении, возрасте, состоянии после телесной смерти.
Проанализировал национальные особенности русского народАвсенев Философские
теории, согласно Авсенев , должны получать психологическое обоснование. Оказал
Влияние на Гогоцкого.
Авсенев
выработал подробный план истории души, в котором должны были рассматриваться
мировая жизнь души (солнечная, лунная и земная); частные ее
изменения(племенные,народные, половые), индивидуальные изменения (дарования,
темперамент, характер). Во второй части должны были быть подвергнуты анализу
безличные состояния человека, т.е.бессознательные состояния, которым
шеллингианство придавало большое значение,наконец, к третьей части относил
Авсенев вопросы о происхождении души, о возрасте и смерти и состоянии души
после смерти. Авсенев был склонен ко всякого рода фантастике, поэтому темные
стороны человеческой жизни, ее бессознательная сторона его особенно привлекала,
и часто он уклонялся в область наукою вовсе непроверенную.
"Россия в
отношении к Западу представляет противоположность,-считал Авсенев.- Там большею
частью мелкие государства, отделенные одно от другого самою природою: посему в
западных государствах преобладает начало личности, индивидуальности. В России,
напротив, видим слияние племен, которому благоприятствует ее ровное местоположение;
у нас развивается та мысль, что различные племена должны сплавиться в один
народ. Характер русский - есть характер универсальный. Постоянное сношение
России с Востоком принесло в наш характер элемент восточный. Но, с другой
стороны, русские питают сочувствие и к Западу, они любят и перенимают все, что
есть лучшего на Западе. С этой универсальностью русского характера согласны
многие высокие черты, замечаемые в нем. В числе этих черт заслуживают
особенного внимания необыкновенная терпеливость русского народа, всеобщая
уживчивость, великодушие, благодушие, прямота и открытость характера,
отсутствие в нем страстной раздражительности, порывистости и прочие".
"По
отношению к догматике церковь наша сходствует с католическою, но чуждается
католической помпы и более настаивает на духе и смысле. Законодательство наше
основывается на том главном начале, чтобы уравновешены были права человека как
члена общества - в необходимом его подчинении монарху. На Востоке господствует
деспотизм; на Западе почти нет верховной власти; средину между деспотизмом и
конституционною вольностью занимает наше с а м о д е р ж а в и е. В философском
отношении мы - русские - еще не отличились ничем самостоятельно-оригинальным.
Но можно заметить, что отвлеченные диалектические умозрения, подобные немецким,
едва ли примутся на почве нашего духАвсенев Мы с трудом и понимаем этого рода
философствование. Но, с другой стороны, у нас едва ли разовьется и чисто
эмпирическая философия, подобная английской. Можно гадать, что философия у нас
будет иметь характер преимущественно религиозный, ибо религия глубоко
укоренилась в нашем духе и вошла в самое существо его".
Главное
сочинение:
"Из
записок по психологии".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/