Путь Айки.
Айкидо
непременно требует сотрудничества. Плодотворное изучение и освоение его
элементов, техники и моральных принципов возможны только в том случае, если, по
меньшей мере, два человека готовы с обоюдной пользой взять на себя
взаимосвязанные роли берущего (укэ) и дающего (нагэ) знания и опыт. Этот
непреложный факт имеет особое значение, и поэтому о нём следует помнить всегда.
Гармония и
любовь во взаимоотношениях с ближними, без которых нельзя обойтись не причинив
ущерба здоровью во время совместных тренировок, способствуют росту
взаимопонимания, ведут к преодолению различных препятствий между людьми и
нейтрализуют вспышки агрессивности. Всё техническое содержание айкидо и способы
его преподавания служат достижению только благородных целей.
На первой
ступени обучения начинающий айкидист, в зависимости от способностей, то или
иное время интенсивно занимается изучением простейших технических элементов как
то: стойки, исходные положения, дистанции боя, положения рук, перемещения тела
и т. д. - и осваивает приёмы сохранения статического и динамического равновесия
тела. Он учится контролировать, использовать либо нейтрализовать силы, которые
оказывают воздействие на его тело либо изнутри, либо извне.
Эта ступень
обучения имеет большое значение для начинающих и требует безраздельного
внимания со стороны наставников и учителей. Поскольку эти элементы являются
основными составными частями всех применяемых в айкидо технических приёмов,
качество их исполнения оттачивается неустанными многократными тренировками.
Только они являются определяющим фактором успеха на пути к мастерству.
Одновременно с
ростом теоретических знаний всё тело занимающегося проходит подготовку для
решения будущих сложных задач. Следует обратить особое внимание нетерпеливых
учеников и поверхностных преподавателей на то, как значим первый этап для
дальнейшего прогресса в ходе обучения.
Вторая ступень
начинается с изучения основных технических приёмов айкидо, которые выполняют
как стоя, так и сидя. Вырабатываются навыки применения силы в противоборстве с
соперником, но вначале в строго определённых умеренных пределах.
Поскольку, по
мере совершенствования навыков, темп атаки становится всё стремительней, а
техника оборонительных действий всё отточенней, наставник начинает предьявлять
к демонстрируемым учениками приёмам всё более и более повышенные требования.
Хороший наставник постепенно подводит своих учеников к освоению тех особых
элементов и упражнений, которые раньше или позже приближают их к подлинному
мастерству. Так, начиная с третьего кю (зелёный пояс) айкидисты уже могут
начать отрабатывать элементы первой ката в положении стоя и, осваивая
простейшие приёмы вольной схватки, учиться свободно отражать атакующие действия
соперника.
Айкидо можно
изучать и постигать, как с помощью опыта собственного тела, так и общаясь с
наставником и своими партнёрами по татами. Об этом основополагающем правиле
необходимо периодически напоминать тем ученикам, которые однобоко стремяться к
совершенствованию преимущественно в духовном плане. Возможно, они хорошо освоят
основные принципы и содержание айкидо, но никогда не смогут на деле соединить
теорию и практику.
Если ученик на
все атакующие действия соперника научился реагировать уравновешенно, без промедления
и соответствующим той или иной ситуации образом, и его подсознание
подготовилось к постижению духовного содержания айкидо, можно переходить к
третьей ступени обучения.
Теперь можно
заняться не только совершенствованием и оттачиванием всех многообразных
элементов и техники айкидо, с которыми ученик познакомился ранее, но и начинать
приобщаться к другим формам, которые соответствуют его возможностям и
способствуют росту его мастерства. К таким, например, относятся основные
технические приёмы, используемые при вооружённом нападении. Все они
способствуют повышению реакции и выносливости, особенно упражнения с
несколькими партнёрами или нацеленные на отражение атаки в необычном для
европейцев положении на коленях. Нельзя пренебрегать также и изучением двух
других основополагающих дисциплин айкидо: тренировочных поединков с одним или
несколькими нападающеми, которые происходят спонтанно, в зависимости от
ситуации, а также ката, которые являются формальным и строго запрограмированным
элементом, ведь основы его разработал ещё о-сенсей Морихей Уэсиба.
Только
постоянное и неустанное повторение всех видов технических приёмов айкидо
гарантирует неуклонный рост мастерства. Но если ученик попусту тратит силы на
неосознанное и бесцельное времяпрепровождение и забывает о требованиях
наставника и о законах окружающего его мира действий и борьбы, он никогда не
станет частью универсальной гармоничной системы, которая его развивает и
охраняет.
Занятия айкидо
содержат в себе и медитационные элементы, а благодаря этому из изнурительной
кропотливой работы превращаются в подлинный путь постоянного совершенствования
(до).
Благодаря
многолетним тренировкам скрытые в айкидо позитивные духовные силы
высвобождаются. Они проникают глубоко в подсознание спортсмена и оказывают
благотворное воздействие на все стороны его жизни.
Настоящий
айкидист способен обрести самого себя и трезво определить свою роль и своё
место в окружающем мире. Это наделяет его подлинной свободой решать и
действовать. Внутренняя уравновешенность, присущая только айкидистам, гармония
с окружающим миром позволяют также им мирно разрешать все конфликты.
Воспринимаемое
вначале только поверхностно, как способ самозащиты, увлечение айкидо
перерастает затем в совершенный образ жизни и специфическое состояние духа, которое
углубляет сознание занимающегося и открывает ему новые горизонты бытия.
Настоящий
мастер знает, что всегда следует стремиться к идеалу, даже если он почти всегда
остаётся недосягаемым. Меньше всего надо обращать внимание на всевозможные
поражения, разочарования, проявления недоброжелательности и неблагодарности. И
даже после поражения надо находить свой путь к совершенству.
Каждый кто
занимается айкидо, должен приблизится к совершенству настолько, чтобы
почувствовать своё гармоничное слияние со вселенной как с родиной всего живого,
источником никогда не увядающей силы и символом постоянного обновления.
Достигнув такого естественного состояния, действуйте, ведь вы как бы вместе с
этим приобрели сильный, защищённый центр и получили возможность жить в мире со
всеми людьми. Учтите, что лучшие мастера развивают драгоценную идею айкидо и
сохраняют верность своему делу на протяжении всей жизни на пользу грядущих
поколений.
Морихей
Уэсиба
О-сэнсэй
Морихей Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в японском городе Танабэ,
префектура Вакаяма. Он выходец из старинной самурайской семьи, чья родословная
прослеживается вплоть до 17-го века. Согласно тогда существовавшим традициям
его воспитание проходило с детства в духе дзэн-буддизма и по правилам кодекса
самурайской чести бусидо (путь воина). Этот кодекс состоял из составленного в
древности и постоянно дополнявшегося самыми знаменитыми воинами собрания
законов, касавшихся моральных требований и суровых правил жизни. Воспитание
молодых самураев было неразрывно связано с изучением боевого искусства
(бу-дзюцу) и основывалось на беспрекословном подчинении ученика учителю.
Наставники рыцарских добродетелей считали, что честь, верность, любовь к
отечеству, мужество, доброту, порядочность, самообладание и отсутствие излишних
потребностей можно привить только интуитивно, а не воспитать сознательно.
После
упразднения сословия самураев, юному Морихею пришлось не раз переживать
необоснованные оскорбления и даже унижения, что пробудило в нём желание
постоять за себя. С восемнадцати лет, чтобы приобрести самостоятельность в
жизни, наряду с освоением коммерческого ремесла он занялся напряжёнными
физическими тренировками. Несмотря на тяжёлые жизненные обстоятельства и
перерывы, обусловленные болезнями и войнами, Морихей уже через короткое время
целеустремлённо осуществил свои замыслы. Под руководством знаменитых мастеров
он изучил различные стилевые направления борьбы дзю-дзюцу и искусство владения
мечом.
Следуя призыву
правительства (в 1910 году), Морихей Уэсиба отправился на освоение незаселённых
земель на острове Хоккайдо. Благодаря своему образцовому самообладанию и
самоотверженной работе на благо общины он вскоре становится её лидером и
получает у поселенцев титул «короля Сиратаки» (одной из провинций Хоккайдо).
В 1911 году у
него состоялась встреча с мастером Сокаку Такэда, которая имела важное значение
для будущего развития техники айкидо. Это был авторитетный учитель
практиковавшегося с 11-го века в тайных школах метода дайто (дайторю), из
которого позже развилось айки-дзюцу.
Эта
разновидность дзю-дзюцу (джиу-джитсу) имела перед другими стилями важное
преимущество, так как буквально всё тело бойца превращалось в оружие, которое
использовалось в метательной, ударной и рычаговой техниках боя. Айки-дзюцу уже
тогда впитало в себя многие элементы искусства борьбы с мечом (кэн-дзюцу), а
также действенные способы выведения противника из равновесия (кудзуси) и
болевого воздействия (атэми). Особое значение уделялось концентрации (ай)
физической и духовной сил.
Занятия
айки-дзюцу проводились только с некоторыми, особо одарёнными учениками. За свою
одарённость и особое рвение Морихей Уэсиба тоже был зачислен мастером Такэдой в
число избранных. Принявшись за усиленные тренировки, он беспрекословно следовал
всем наставлениям учителя.
В 1916 году он
завершил учёбу, получив диплом мастера. Весной того же года поездка,
обусловленная тяжёлой болезнью отца, свела вместе Морихея Уэсибу с Ванисабу
Дэгути, основателем нового религиозного направления - Омото-кё.
Его проповеди о
том, что мир и гармония на земле могут быть созданы только любовью, терпимостью
и добром человека, настолько покорили Морихея Уэсибу, который был тогда занят
техническим совершенствованием боевых искусств и постоянным поиском новых
достижений, что в 1919 году он переезжает в местечко Аябэ, центр новой
синтоистской секты Омотокё, распологавшийся неподалёку от Киото.
С этого времени
напряжённые физические тренировки дополняются усиленными упражнениями в
медитации, особенно во время четырёхлетней аскезы на горной вершине.
Предпринятое
весной 1924 года миссионерское путешествие в Маньчжурию, а затем в Монголию
закончилось в 1925 году для Ванисабуро Дэгути и его спутников многомесячным
тюремным заключением. Их выручил из беды вовремя подоспевший японский отряд. В
пограничных переделках Уэсиба снова доказал свою внутреннюю силу и бесстрашие.
Сохраняя беспримерное самообладание, он избавил членов группы от смерти и
обеспечил их возвращение на родину.
В том же году
на него нашло озарение (сатори), а вместе с ним и утвердилось убеждение в том,
что любое боевое искусство может быть только тогда подлинно ценным и
непобедимым, когда оно проникнуто божественным духом оберегающей любви и
ответственности перед всеми живыми существами. Так возникла духовная основа
айкидо.
С этого времени
о-сэнсей Морихей Уэсиба сосредоточил свои силы на совершенствовании техники
айкидо, добиваясь того, чтобы гармонично соединить практику боя со своим
духовным учением. Вскоре в его новый тренировочный зал пришли многие известные
мастера. С помощью влиятельных людей и при поддержке официальных властей в
Японии стали быстро возникать и другие центры айкидо.
После второй
мировой войны о-сэнсей Морихей Уэсиба воспитал и отправил многих своих учеников
в другие страны. Представители различных национальностей, рас и религий
получили теперь возможность изучать айкидо, и на практике постичь всё его
значение, как способа совершенствования личности.
Большой учитель
Морихей уэсиба умер 26 апреля 1969 года в Токио.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://tkd.km.ru/